Комплексное мерприятие по познавательной деятельности "В гостях у дедушки Слышко "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Знакомство с родным краем через сказы Бажова П.П. -закрепить и обобщить знания о родном крае и его богатстве, о жизни людей в старину и его быте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого комплексного мероприятия по познавательной деятельности в подготовительной группе.
Автор : Казаринова Наталья Георгиевна - воспитатель.
Тема :1. « В гостях у дедушки «Слышко»- знакомство с родным краем через сказы П.П.Бажова.
2. «В мастерской Данилы- мастера»-изготовление поделок из бумаги и пластилина по мотивам сказов Бажова П.П.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» , «Музыка».
Программные задачи: закрепить и обобщить знания детей о родном крае, о его богатстве (полезные ископаемые, народные промыслы) о жизни людей в старину, о его быте.
Углубить знания детей о творчестве Бажова П.П. ,развивать интерес к его творчеству. Закрепить умение полно и интересно отвечать на вопросы; оценивать поступки героев, рассказывать о своих впечатлениях.
Через изобразительную деятельность(лепка, аппликация)закрепить знания о творчестве Бажова П.П.
Развивать эстетическое восприятие; закрепить умение удачно находить композиционное решение; передавать в работе характерные особенности формы, пластичность предмета, его красоту.
Развивать умение использовать разнообразные приёмы, развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством Бажова. П.П; чтение сказов «Огневушка - поскакушка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Золотой волос». «Серебряное копытце», «Про великого Полоза».
Просмотр анимационных фильмов и диафильмов «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка». Просмотр презентаций и фильмов о прикладном искусстве Урала - Каслинское литьё, Златоустовская гравюра, уральская роспись ;
Экскурсия в музей- беседа о камнях, которые добывают на Урале.
Рассматривание предметов народно- прикладного искусства- Каслинское литьё, изделия из камня-малахит,мрамор,змеевик;
Знакомство с фольклором края- песни, хороводы, игры. Чтение стихов и рассказов об Урале и родном городе.
Словарная работа: активизировать речь- мастер, подмастерье, самоцветы, хризолиты, умельцы, тайные силы.
Материал и оборудование: иллюстрации о родном крае, макет старинного жилища, карта уральского региона, иллюстрации к сказам Бажова. П. П ,предметы народно-прикладного искусства, аудиокассета с записью музыки уральских хороводов, персонаж(взрослый) Дедушка «Слышко».
Цветная бумага, альбомные листы, готовые шаблоны, ножницы, клей, кисти; пластилин, стеки, доски, дополнительный материал (веточки, мелкие камушки, солома, вата и т. д)
Содержание организованной деятельности детей:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту и скажите, как зовётся край, где мы с вами живём ? (ответы детей).
В: Да, мы с вами живём на Урале! О красоте Урала многие поэты давно слагают песни и стихи. Давайте послушаем Аню и Диму.
Дети: Наш любимый край –Урал!
Где в озёрах синева,
Где берёзки молодые
Нарядились в синева.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Не забудет никогда
Голубой наш Урал!
В:А почему наш Урал называют «голубым»? (ответы детей).
А какие вы знаете реки и озёра нашего края? Назовите.(ответы детей).
Как называется река в нашем городе?(ответы детей).
Наш Урал богат не только красивейшими озёрами и реками, но и залежами природных ископаемых. Какими ископаемыми богат наш край? Каие полезные ископаемые добывают у нас в городе?(ответы детей).Демонстрация иллюстраций с поделками и украшениями из камней.
В: По берегам этих рек и озёр стали селиться люди и со временем выросли там рабочие посёлки и заводы. Рабочие люди жили бедно, в деревянных домишках. Мужчины работали на заводе и рудниках. Женщины занимались домашним хозяйством. В рабочих семьях было много детей. Жилось им очень трудно и голодно.
В одном из таких рабочих уральских посёлков - Полевское- и родился уральский сказитель – Павел Петрович Бажов.( показать портрет).
В своих сказах он рассказывал о жизни людей в старину, о добрых людях , о жадных и злых.
Жизнь людей в старину была совсем другая. А вы знаете, как жили люди в старые времена?( ответы детей)
И вот, в те далёкие времена, в уральском посёлке Полевской ,
жил старый дед по прозвищу « Слышко»- приговорка у него была- «эй,ты, слышко».
Был он большим мастером разные истории сказывать. Давайте и мы про него послушаем ( дети читают стихи)
Большой, весёлый, ясноглазый
Присев к ребячьему костру,
Расскажет нам свои он сказы
И про Хозяйкины проказы.
Про тайны земли
И больших мастеров,
Про жадных людей
И смешных чудаков.
Поведает сказы всей детворе-
Дедушка « Слышко»
На Думной горе.
А вам бы хотелось побывать в гостях у дедушки «Слышко»?(ответы детей).
Ну тогда я предлагаю отправиться прямо сейчас в чудесное путешествие. Вы спросите, на чём мы отправимся в путь, конечно, же на машине времени.
Занимайте в машине скорее места,
Дорога будет наша далека,
На старый Урал, в другие века.
Внимание! Взлёт!
И наша машина помчится вперёд!
(дети переходят в другое ,специально подготовленное помещение: приглушённый свет, имитация костра, вокруг костра стоят берёзовые пеньки, у костра сидит дедушка «Слышко»).
В: в прошлое путь у нас был не длинным,
Стоп! Выходите все из кабины.
Дети входят ,здороваются .
Дед « Слышко»:- Здравствуйте! Кто вы такие и с чем пожаловали?
В: Мы, дедушка, прилетели из будущего к твоему огоньку. Мы любим игры, песни, пляски, но нам бы очень хотелось послушать твои интересные сказки.( дети рассаживаются вокруг «костра»)
Д.С -(монолог дедушки «Слышко»)
- Сказки говоришь? Cказки – это друг про попа да про попадью, да золотое яичко- так их старухи маленьким детям сказывают. А те что знал- давно забыл….
А вот про старое житьё- это вот помню, от стариков своих перенял…
Я ведь сам на «золотой горке» сиживал и на руднике работал. Нагляделся, наслушался. Только это не сказки ,а сказы да побывальщина прозываются. А ты говоришь –сказку!
Приходил тут ко мне один малый сказы мои слушать, а когда вырос, взял да и написал про уральское житьё- бытьё, про силы тайные. А вот фамилию то я забыл. А вы не знаете о ком я говорю?(ответы детей).
А Вы что и сказы его знаете?(ответы детей)Я вам испытание устрою:(вопросы для детей).
1.Кто такая – «Огневушка – Поскакушка»?
2.Почему не всем показывалась « Огневушка»?
3.Девочка Дарёнка из какого сказа?
4.Почему Дарёнка в лес с дедушкой просилась?
5.Какой ножкой отбивал камушки Серебряное копытце?
6. «Серебряное копытце» - это кто?(козёл)
7.Как звали мастера, который сделал каменный цветок?
8.Какой сказ вам понравился больше всего и почему?
9.Назовите все силы тайные в сказах, которые помогают людям?
Д.С - Вижу ,много знаете вы про сказы. А чему же ,вас сказы то эти научили?(Ответы детей) и чтение стихов.
Ребёнок: Сказы научили, зло как победить,
Как с бедою сладить,
Счастье как добыть.
Быть ко всем добрее
И край родной любить!
Д.С- Порадовали вы меня знаниями, да умениями. А ,ну-ка ,проверю-ка я ещё вашу смекалку, загадаю вам загадку:
Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты-
Красивы станут и заметны.(гранит)
Молодцы! Ну, а сказы я уж в другой раз вам скажу. Я их много знаю.
Приходите ещё в гости. Ну, а на прощанье хочу, чтобы вы были добрыми, берегли и знали историю своего края.
В: Спасибо, дедушка, за беседу интересную, за загадку.
Ну, а нам пора возвращаться, до свидания! Наша машина времени ждёт нас.( дети возвращаются назад).
В: Побывав в гостях у деда «Слышко», мы ещё раз встретились со сказами Бажова П.П- в которых писатель рассказывает об истории Урала, и его мастерах - умельцах.
А каких мастеров –умельцев из бажовских сказов вы знаете?(ответы детей).
А ведь в каждом из вас наверняка тоже живёт маленький мастер, который при помощи смекалки и умения может смастерить чудо.
Я предлагаю сейчас вам на время стать маленькими подмастерьями и отправиться в мастерскую Данилы – мастера, где произойдут чудесные превращения с самыми простыми вещами.
Каждый уже обдумал и выбрал то , с чем он будет работать( с пластилином - по мотивам сказа « Серебряное копытце» или бумагой – по мотивам сказа «Горный мастер»).Прошу пройти к своим рабочим местам.
Не стесняйтесь, не смущайтесь,
За работу принимайтесь.
( музыкальным фоном во время работы детей - звучат народные уральские хороводы).
Работа детей в рабочих зонах за столами с оборудованием.
По окончании работы организуется выставка поделок и проводится анализ.
В: глядя на такую красоту, хочется и сказать красиво- сегодня вы стали тем маленьким ручейком умельцев , который когда – нибудь вольётся огромную реку мастеров нашего Урала.
Ребёнок: Кончил дело- гуляй смело!
В: Пора и отдохнуть- собирайся народ, становись в хоровод!
(звучит фонограмма «А я по лугу», дети водят хоровод).
Дети все вместе: Ты свети нам ,солнышко, яснее
Мир и дружба нам всего милее
Мы горды уральским нашим краем
Всем вам – счастья и добра желаем!
В: Жил – был кот –колоброд,
Он развёл огород.
Уродился огурец,
Играм – песенкам КОНЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
Комплексное занятие по познавательной деятельности в средней группе "В зимнем лесу"
Комплексное занятие по познавательной деятельности в средней группе для детей с задержкой психического развития "В зимнем лесу".Программное содержание:1. Закрепить знания детей о зимнем лесе; о диких ...
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «В гостях у русской народной сказки»
Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый интерес и любовь к русским народным сказкам и играм; развивать внимание, коммуникативные навыки, зн...
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «В гостях у сказки» или викторина «Что, где, когда!»
Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый интерес и любовь к русским народным сказкам и играм; развивать внимание, коммуникативные навыкиИнте...
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...
Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"
Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним. ...