Практические занятия к экспериментальной деятельности.
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Опыты с водой, воздухом, полезными ископаемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ma.doc90.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ

Три состояния воды.

     Вода находится в природе в трех состояниях: в жидком, в твердом – в виде снега и льда, в газообразном – в виде пара.

     Как же вода переходит из одного состояния в другое?

     Если станет холодно, температура воздуха опустится ниже 0 С, вода переходит из жидкого состояния в твердое (снег и лед).

     Снег и лед начинает таять при температуре 0 С.

     Если налить на блюдечко немного воды, то можно наблюдать, что через день или два воды на блюдечке не окажется или ее будет значительно меньше. Вода испарилась, т.е. перешла из жидкого состояния в газообразное.

     То же самое происходит с водой повсюду на земле. Вода испаряется с поверхности суши, рек, озер, морей, океанов. Невидимый пар расходится по воздуху.

Что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

Опыт 1. Наполните колбу водой, подкрашенной чернилами. Закройте ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. Отметьте уровень до которого дошла вода. Опустите колбу в горячую воду. Через некоторое время вода в трубочке поднимется. Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.

Опыт 2.  Поставьте колбу в тарелку со снегом. Вода в трубочке вскоре начнет опускаться. Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.

Опыт 3.  Поставьте на улицу бутылку с водой, плотно закрытую пробкой. Вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски.

     Это произошло потому, что вода при замерзании расширяется. Поэтому может разорвать водопроводные трубы зимой если в них замерзнет вода и превратится в лед.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  Свойства воды.

 

 Опыт 4.  Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Имеет ли вода запах? – Нет, вода не имеет запах.

     Налейте немного воды на стекло. Что происходит с водой? – Она растеклась.

     Возьмите стакан с водой и опустите в него ложку. Видна ли она? – Да, потому что вода прозрачна.

     Бросьте в стакан с водой щепотку соли или сахарного песку. Что происходит? – Они растворятся, значит вода – растворитель.

     Налейте в блюдце воды и понаблюдайте за ней несколько дней. Что произошло? – Вода постепенно будет испарятся, образуя невидимый пар.

  Вещества, растворимые и нерастворимые в воде.

Опыт 5.  Насыпьте в стакан с водой чистой соли и размешайте ее ложечкой. Что происходит с кристаллами соли? – Кристаллы исчезли, но сама соль не исчезла. Она растворилась в воде. Получился раствор соли. Если этот раствор пропустить через фильтр, то на фильтр ничто не оседает.

Опыт 6.  Возьмите речной песок. Насыпьте его в стакан с чистой водой. Что происходит? – Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.

     Пропустите воду сквозь фильтр. Вода прошла через него, а песок остался на фильтре. Вывод: песок не растворяется в воде.

Опыт 7.  Возьмите глину. Опустите ее в стакан с чистой водой. Что происходит? – Частицы глины будут плавать в воде, которая становится от них мутной. Если дать воде постоять, частицы глины осядут на дно. Взбалтайте. Вода опять станет мутной. Пропустите мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет чистой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре. Глина не растворяется в воде.

Опыт 8.  Возьмите стакан с водой, которая подкрашена слабым раствором марганца. Поставьте в нее веточку бальзамина. Понаблюдайте за ней несколько дней. Можно увидеть, что жилки растения окрашутся в розовый цвет. Таким образом, вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается по сосудам через стебель вверх, поступая в листья, цветки, плоды и семена, благодаря корневому давлению. Таким образом мы видим, что вода является основным источником питания растений.

Опыт 9. Возьмите два одинаковых сосуда с чистой водой. Поместите в них два одинаковых проростка фасоли или подсолнечника. Воду в одном из сосудов ежедневно насыщайте воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде налейте тонкий слой растительного масла. Масло задерживает поступление воздуха в воду, поэтому растение во втором сосуде начнет чахнуть и погибнет. То же происходит на территории, загрязненной нефтяными отходами. Гибнут растения, нарушается равновесие в природе.

 Свойства воздуха.

     Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух растворен и в воде. Земля окружена со всех сторон слоем воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный. Но толстый слой воздуха имеет цвет. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.

     Воздух сжимаем и упруг. Сжатым воздухом наполнен резиновый мяч. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем ещё больше сжимается. Но, так как сжатый воздух упруг, он сейчас же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола. Сжатый воздух находится в шинах велосипеда, автомобиля.

Опыт 10.  Все тела природы занимают место. Воздух тоже занимает место.

     Возьмите пузырек от лекарства и опустите его вверх дном в емкость с водой. Вода не входит в пузырек: ей мешает туда войти воздух.

Опыт 11.  Докажем, что воздух проводит тепло. Возьмите два стакана и наполните их горячей водой. Покройте оба стакана стеклом. Один стакан поставьте на стол, а другой на пустую спичечную коробку и сверху накройте  стек-

лянной банкой. При помощи термометра узнайте в каком стакане

вода теплее. Так же сохраняет тепло нашего тела и одежда, осо-

бенно меховая, потому что воздух, находящийся между волоска-

ми не пропускает тепло нашего тела.

Опыт 12.  Твердые и жидкие тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении. А что происходит с воздухом при нагревании и охлаж-

дении? Вставьте в колбу пробку со стеклянной трубкой. Конец

трубки опустите в стакан с водой. Нагревайте колбу, обхватив её

руками. Скоро вы заметите, что из трубочки начнут выходить пу-

зырьки. Это происходит потому, что воздух при нагревании расши-

ряется.

Опыт 13.  Положите на колбу, с которой ставили опыт, тряпочку,

смоченную холодной водой. Вода поднимется из стакана по трубке.

Значит, воздух при охлаждении сжимается. Чтобы лучше видеть,

Как поднимается по трубке вода, её можно предварительно подкра-

сить.

Из чего состоит воздух.

Воздух – это смесь газов. Главные составные части воздуха – кислород и азот. Небольшую часть занимает углекислый газ. Свойства их различны. Азот не поддерживает горения. Кислород поддерживает горение. Кислород необходим для дыхания всем живым существам. Если бы в воздухе, который окружает Землю, вдруг не стало кислорода, то на земле прекратилась бы жизнь – все люди, животные и растения погибли бы. Углекислый газ тоже невидим. Он не поддерживает горения и непригоден для дыхания.

     Помещения, в которых находится много людей необходимо проветривать. Тогда увеличивается количество кислорода и  удаляется углекислый газ.

     Еще в воздухе есть водяные пары, количество которых постоянно меняется. Если влажность воздуха увеличивается, то можно ждать выпадения осадков.

     В воздухе бывают различные примеси, например дым, сажа, пыль.

Тёплый воздух поднимается кверху.

Опыт 14.  Вырежем из плотной бумаги кружок и разрежем его, чтобы получилась змейка. Укрепим змейку на заострённом конце проволоки. Если подержать змейку над горячей электроплиткой, она начнет вращаться. Это произошло потому, что теплый воздух, поднимаясь вверх,  вращает бумагу.

     Это свойство горячего воздуха используют для полета воздушного шара.

 

 

Как нагревается воздух над земной поверхностью.

     Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи и почти не нагревается. А Земля, как все непрозрачные тела, задерживает солнечные лучи и нагревается. От Земли нагревается и воздух. Нагретый воздух поднимается кверху. Чем выше в горы, тем ниже температура воздуха, потому что он находится дальше от теплой поверхности Земли. На самых высоких горах так холодно, что снег не тает там даже летом.

     Опыт 15.  Возьмете два стёклышка: одно прозрачное бесцветное, а другое покрытое слоем чёрной краски. Выставьте их на солнце. Какое из них сильнее нагрелось? Это доказывает, что теплый воздух не прошел через тёмное стекло и поэтому нагрел его.

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.

     В течение дня суша нагревается от солнечных лучей быстрее  сильнее, чем вода в море или в реке. От суши воздух нагревается, поднимается кверху, а на его место с моря притекает более холодный воздух.

     Когда наступает вечер, суша остывает быстрее, чем вода. Теперь над водой воздух

теплее, чем над сушей. Теплый воздух  над водой поднимается  кверху, а на его место с суши притекает более холодный.

Опыт 16.  Приоткройте дверь и поставьте зажженную свечу

на порог группы.  Пламя наклонится в сторону  комнаты, так

как холодный воздух идет из коридора низом. Поднимите све-

чу кверху. Пламя отклонится в сторону коридора, так как теп-

лый воздух выходит из комнаты. Это доказывает, что воздух

постоянно перемещается.

      Движение воздуха вдоль поверхности Земли и есть ветер.

Очень сильный ветер называется ураганом. На море ураган

поднимает громадные волны.  Если ветер дует с океана, то он

влажный, в нем много паров воды. Такой ветер часто прино-

сит дождь или снег.

Образование облаков и осадков.

     На Земле много воды. Эта вода все время испаряется. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман.

     Облака – это тот же туман, находящийся высоко над земной поверхностью.

     Маленькие капельки в облаках, сливаясь друг с другом, увеличиваются, темнеют и становятся тучей. В виде дождя они выпадают на землю. Зимой из пара образуются снежинки. Иногда летом выпадает град. Это происходит от того, что водяные пары, поднявшись вверх встречают мельчайшие ледяные кристаллики, оседают на них и образуют градины. Иногда он бывает с голубиное яйцо и причиняет большой вред.

 Охрана воздуха от загрязнения.

     Воздух необходим не только людям, но и растениям, и животным. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.

     При горении в окружающий нас воздух уходит дым и углекислый газ. Сажа, которая оседает на земле,  причиняет большой вред растениям, животным и людям.

Как разрушаются горы.

     Могут ли горы разрушаться? Ведь горы состоят из камней, которые очень прочны. Горы постепенно, хотя и очень медленно, разрушаются.

 

Опыт 17.  Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Гранит тонет, значит он тяжелее воды. Проделайте это несколько раз. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширялись, а при охлаждении сжимались. Одни частички расширяются больше, другие меньше. Связи между ними нарушаются, и гранит становится непрочным.

     Таким же образом происходит и разрушение гор. Разрушению камня способствует не только высокая и низкая температура, но и дождь,

снег, вода и ветер. Разрушение каменных пород на-

зывается выветриванием.

     Растения также разрушают горные породы.  В

трещины попадают семена разных растений, своими

корнями расширяя эти трещины.

     Обломки горных пород размером от лесного ореха

до кулака называют щебнем. Его используют для

строительства железнодорожных насыпей, шоссей-

ных дорог и в бетонных работах.

     После дождя образуются потоки воды, которые несут с собой крупные камни и щебень. По дороге они ударяются друг о друга и о берега. Камни постепенно сглаживаются и превращаются в валуны, гальку и гравий. Окатанные обломки горных пород более 100 мм (больше кулака) называют валунами, Окатанные обломки от 10 до 100 мм – галькой, а от 2 до 10 мм – гравием.

     Но многие горные породы продолжают разрушаться, образуя песок и глину.

     В разных местах нашей страны есть замечательные пещеры, в которых сверху свешиваются красивые известковые натеки – сталактиты.

Минералы.

Горные породы состоят из отдельных минералов. Например, горная порода гранит состоит из трех различных минералов – полевого шпата, кварца и слюды. Кварцевый песок состоит из кварца, известняк – из кальцита.

     Все горные породы и минералы, которые использует человек, называют полезными  ископаемыми.

Черные и цветные металлы.

Черные металлы – это железо и его сплавы – чугун, сталь; цветные – алюминий, медь, свинец, цинк, олово, золото, серебро и другие. Все эти металлы выплавляют из руды.  Железо выплавляют из руды черных металлов, это магнитный железняк, красный и бурый железняки.  Медь выплавляют из медного колчедана, алюминий из боксита, свинец из свинцового блеска, а цинк – из цинковой обманки. Отличаются по цвету…

     Образование почвы.

     Когда темный перегной перемешивается с разрушенной горной породой, то образуется почва. Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.  В почве живут черви, насекомые и их личинки и многие другие животные. Они поедают растения, переваривают их. Остатки пищи попадают в почву и удобряют ее. В почве есть мельчайшие организмы, которые можно видеть только под микроскопом. В перегное содержатся разные вещества, которые необходимы для питания растений.

     Итак, почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Почва образуется очень медленно: за 100 лет всего 1 см, а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть  и развеять почву на больших площадях.

 

Опыт 18.  Насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставьте горшок на тарелку с водой. Через некоторое время почва станет влажной.  Это произошло потому, что вода в почве передвигается не только вниз и в стороны, но и снизу вверх. Поднимается вода по мельчайшим промежуткам между частицами почвы, которые называют капиллярами.

     Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. Рыхлый верхний слой почвы защищает нижние слои от испарения, поэтому необходимо после дождя разрыхлять почву.

Опыт 19.  Положите немного почвы в железную баночку и поставьте её на огонь. Вскоре над почвой образовались клубы дыма и по комнате распространился неприятный запах. Возьмите другую баночку и повторите опыт, положив в баночку сухой лист березы, хвоинки сосны, остатки насекомых. Вы почувствуете такой же запах. Это доказывает, что почва состоит из остатков насекомых, перегноя.

Опыт 20.  Опустите в стакан с водой прокалённую почву и размешайте палочкой.   Вы увидите, что на дне осел песок, частицы глины.  На поверхности воды плавают кусочки травы, соломы, остатки листьев. Дайте отстояться воде и она станет прозрачной.

Опыт 21.  Положите немного почвы в железную банку и поставьте на огонь. Затем возьмите кусочек стекла и подержите над этой банкой. Вы увидите, что стекло снизу покроется капельками воды, т.е. оно запотеет.  Это доказывает, что в почве находится влага.

Опыт 22.  Возьмите комочек почвы, принесённой с грядки, бросьте в стакан с водой. Вы увидите, что начнут выделяться пузырьки из почвенных комочков. Это доказывает, что в почве есть воздух.

 Горизонт.

Граница видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью земли, называют линией горизонта. Видимое вокруг нас пространство называют горизонтом.

     Различают четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток, запад. Кроме основных сторон горизонта, различают и промежуточные. Условно на схемах, чертежах принято север обозначать вверху листа, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

      Для определения сторон горизонта  используют прибор, который называют компас. Основная часть каждого компаса – намагниченная стрелка. Она свободно вращается. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повернут к югу, а синий показывает на север. Оказывается, что у отдельно стоящих деревьев кора с северной стороны всегда грубее, чем с южной. Мхи и лишайники тоже растут у основания деревьев больше с северной стороны. Муравьи свои дома строят с южной стороны пней или деревьев. После дождя стволы деревьев с северной сторонцы дольше остаются темными, влажными. Если вы заблудились в лесу, то надо идти в одном направлении до встречи с просекой.

Торф – важное полезное ископаемое.

Опыт 23.  Определите цвет сухого и сырого торфа. Рассмотрите кусочек сухого торфа под лупой. Отделите составные части торфа. Вы увидите, что торф состоит из остатков отмерших растений, которые росли на болоте. Возьмите кусочек сухого торфа и такой же по величине кусочек глины. Сравните их по весу. Бросьте кусочек сухого торфа в стакан с водой. Вы докажите, что торф лёгкий, он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как он пористый.

     Торф горит. Некоторые электростанции работают на торфе. Сухой торф употребляют для подстилки скоту, им удобряют поля.

Деревья и кустарники

Наиболее распространённые деревья: ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, береза, осина, ольха, дуб, липа, ясень, клён. Кустарники: калина, шиповник, малина, смородина, крыжовник, сирень, черёмуха, ирга.

Опыт 24.  Подберите ветви хвойных деревьев. Рассмотрите их. Как расположены хвоинки? Какова их длина? Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок…

     Подберите листья лиственных деревьев, кустарников. Найдите различия в форме листьев.

     Сделайте образцы веток деревьев и кустарников. Рассмотрите их.

Опыт 25. Возьмите лупу и рассмотрите срез ствола дерева. Вы увидите годичные кольца прироста - это слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом, осенью. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.  Узкие годичные кольца – значит был недостаток влаги или плохое питание, затенение.

     По годичным кольцам можно определить и страны света. Кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той стороны, которая обращена к северу, т.к.  северной стороны дерево сильнее охлаждается,  и клетки хуже растут.

     

Растения и животные мелких водоемов.

     Между растениями и животными водоемов существует тесная связь. Водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных, выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения.  Живут в водоёмах  и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Подойдя к водоёму, вы увидите на поверхности толчками скользящих длинноногих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых. Многие видели красивые цветки кувшинки. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. С восходом солнца цветок раскрывается, вечером закрывается.

        

Термометр.

Когда говорят тепло, холодно, жарко, имеют в виду температуру воздуха. Температуру воздуха измеряют термометром. Им можно измерить температуру тела человеку и животного, воды и почвы.

     На термометре есть шкала и стеклянная трубка с окрашенной жидкостью. Каждое деление обозначает один градус. Нуль – граница между градусами тепла и градусами холода. Опустите термометр в холодную воду. Что произойдет с жидкостью в трубочке термометра? Перенесите этот же термометр в тёплую воду. Что теперь происходит с жидкостью в трубочке?

Устройство увеличительных приборов: лупа, микроскоп.

     Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Изображение предмета увеличивается в 2 – 25 раз.

 

     

     Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже тысячи раз. Главная часть светового микроскопа – увеличительные стёкла, вставленные в трубку – (тубус). В верхнем конце трубки находится окуляр – «глаз», состоящий из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце трубки помещается объектив – «предмет»,  состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.  Тубус прикреплен к штативу.. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало.

     Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения.

Опыты с водой

     Все вещи состоят из крошечных частиц, которые называются молекулами.

Опыт 26.  Налейте в стакан воды. Положите иголку на небольшой лист промокательной бумаги. Когда бумага потонет, иголка останется на воде,т.к. молекулы воды так сцеплены, что на поверхности образуется пленка, которая немного прогнется.

     Возьмите стакан с водой и осторожно опускайте в него монеты. Вы увидете, что вода начнет подниматься, но через край не прольется, а образуется что-то в виде шара.

Это происходит от того, что молекулы воды сцеплены между собой силой притяжения.

     Возьмите в ложку немного воды и накапайте на стол. Вода не растечется, а булет держаться куполообразными капельками, но если до одной из них дотронуться соломинкой, на которой мыльная пена, то капелька растечется, т.к. сила притяжения между молекулами воды ослабнет.

Три состояния воды

      Вы уже знаете, что вода при нагревании испаряется, превращаясь в газ в составе воздуха. Чем же твердые тела, жидкости и газы отличаются друг от друга? Все тела состоят из молекул, маленьких частиц, которые движутся. В твердых телах молекулы жестко сохраняют свое положение друг относительно друга, поэтому твердые тела легко не могут менять свою форму (лёд),  (при нагревании металл свинец легко меняет свою форму). В жидкости молекулы расположены близко друг от друга, но могут менять свое местоположение, поэтому жидкость легко меняет свою форму (вода). В газах молекулы очень далеко отстоят друг от друга, поэтому они легко заполняют все вокруг (пар).

Опыт 27.  Наполните консервную банку кубиками льда. Поставьте её в теплое помещение. Вскоре на внешней стороне появятся капельки воды. В тёплом воздухе содержится много молекул воды. Когда этот воздух касается чего-то холодного, то молекулы воды собираются на стенках в большие капли. Это называется конденсацией. Можно наблюдать это дома в ванной комнате на трубах.

Опыт 28.  Положите на кубик льда щепотку соли, положите в холодное место. Лёд не тает, пока температура не достигнет О С. Но в том месте, где лежит соль, точка таяния льда изменилась, поэтому в этом месте лёд тает.

Опыт 29.  Наполните консервную банку холодной водой, закройте плотно крышку, сверху и снизу положите палочки, закрепив их скотчем, вынесите на холод. Когда вода, охлаждаясь, превращается в лёд, объем её увеличивается, сила расширяющегося льда так велика, что она поднимает крышку и ломает палочки. Эта же сила может разорвать банку, батареи чугунные, железные трубы в доме (если в них замерзнет вода) – это называется разморозить батареи.

Как получить углекислый газ

Опыт 30.  Положите в бутылку питьевой соды, добавьте уксуса. Закроете пробкой из которой выходит соломинка, конец её опустите в стакан с водой. В соде содержится  углекислота, поэтому при соединении её с кислотой, выделяется углекислый газ. На поверхность воды выходить будут пузырьки.

      Если бутылку, с выходящим из неё углекислым газом поднести к пламени, то пламя затухнет, это происходит от того, что углекислый газ тяжелее воздуха и поэтому вытесняет воздух, окружающий свечу. Не получая кислорода из воздуха, свеча гаснет.

Расширение и сжатие

    Опыт 31.  Налейте в бутылку 0,5 воды. Закрутите крышку с соломинкой. Поставь бутылку в большую банку с горячей водой. Налитая горячая вода нагревает воздух в бутылке, который расширяется и выталкивает  воду из соломинки. Будет  бить фонтан.

     Положите в бутылку кусочки льда. Потрясите и положите на время. Воздух в бутылке охлаждаясь, сжимается и стенки бутылки втягиваются внутрь.

     Натяните на горлышко горячей бутылки шарик, поставьте её в миску с холодной водой. Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается и занимает все меньше места. На освободившееся место устремляется воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ, вдавливается внутрь бутылки.

Эксперимент «Кристаллы»

     Опыт 32. Цель: Вырастить пушистые белые кристаллы.

Материалы: 4-5 кусков древесного угля, двухлитровая стеклянная миска, чашка, столовая ложка нашатырного спирта, две столовые ложки воды, столовая ложка поваренной соли. Две столовые ложки синьки.

Процесс: Положить уголь в миску. Смешать в чашке нашатырь, воду, соль и синьку. Залить уголь, оставить на 72 часа.

Итоги: На угольках образуются белые пушистые кристаллы. Некоторые из них осели на стенках миски.

Эксперимент «Воздушный пресс»

     Цель: Узнать, каково давление воздуха.

Материалы: Стол, длинная линейка, газетный лист.

Процесс: Положите линейку так, чтобы половина ее свисала со стола. Сложите лист газеты вчетверо. Положите сложенную газету на тот конец линейки, что находится на столе. Стукните пальцем по выступающему концу линейки. Разверните газету и вновь накройте ею конец линейки, лежащей на столе. Снова стукните пальцами по выступающему концу и сравните результаты опытов.

Итоги: Развернутую газету поднять труднее, чем свернутую.

Почему? Развернутому листу мешает давление воздуха. Воздух давит на предметы тем сильнее, чем больше их площадь.

Эксперимент «Встречное движение»

      Цель: Продемонстрировать, с какой силой молекулы воды притягиваются друг к другу.

Материалы: Лист вощеной бумаги, зубочистка, пипетка, вода.

Процесс: Положите бумагу на стол. Пипеткой капните на нее в разных местах несколько капель воды. Смочите зубочистку водой. Приблизьте зубочистку к одной из капель, но не дотрагивайтесь до нее.

Итоги: Капля движется к зубочистке.

Почему? Молекулы воды притягивают друг друга. Притяжение же молекул обусловлено тем, что в каждой из них есть положительная и отрицательная части.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Развернутый план - конспект интегрированного практического занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия является второй частью двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей...

Консультативно-практическое занятие "Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе"

Благополучные взаимоотношения в группе - необходимое условие успешного взаимодействия детей, в том числе и в их совместной деятельности, а нарушения в этой сфере могут негативно сказаться на психическ...

Практический материал "Опытно-экспериментальная деятельность на тему "Космос"

Автором представлен практический материал по о/э деятельности...

Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»

Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»...

Занятие по экспериментальной деятельности "Разбудим уснувший вулкан" (фотоотчет занятия).

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Разбудим уснувший вулкан" ....