Практическая работа «Организация экспериментальной деятельности в средней группе»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Организация экспериментальной деятельности в средней группе»

Воспитатель: Моргунова Л.В.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника, которое позволяет изменить модель обучения дошкольников. Дети получают не готовые знания, а добывают их сами, сотрудничая с педагогом, причём педагог является не главной фигурой в учебном процессе, а лишь тактично, ненавязчиво направляет детей в нужном направлении. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри.

В среднем дошкольном возрасте опыты усложняются. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Однако даже если опыты просты и не опасны, визуальный контроль со стороны взрослого необходим, и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах детей, и первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
При организации экспериментирования педагогу необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребёнок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический – учиться управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий – знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями;
  • социальный – запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный – тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический – занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный – узнаёт свои личные возможности;
  • волевой – запоминает,  как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий – моделирует своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Работа с детьми средней группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  1. активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится?);
  2. группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется?);
  3. классифицировать объекты по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  • Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет, и др.);
  • Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Требования к организации детского экспериментирования:

  • соответствие возрастным особенностям детей;
  • безопасность материала при проведении того или иного опыта.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Экспериментирование может быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Для этого оборудуется  уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  • Книги познавательного характера для среднего возраста.
  • Тематические альбомы.
  • Коллекции: семена различных растений, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы».
  • Мини-музей (тематика различна, «камни», «воздух» и др.).
  • Песок, глина.
  • Набор игрушек резиновых, пластмассовых  для игр с водой.
  • Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Семена бобов, фасоли, гороха.
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
  • Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
  • Персонажи, наделенные определенными чертами («Почемучка» от имени которой моделируется проблемная ситуация.
  • Детские фартуки, полотенца, тряпочки, щетка и совок.
  • Схемы проведения опытов, алгоритмы действий и модели обследования. Журналы для фиксации результатов «Юный исследователь».

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступными для детей данной возрастной группы;

Уголок  экспериментирования подразделяется на познавательные центры:

Центр «Песок – вода»

Центр «Наука и природа»

Центр «Искусство»

Центр «Кулинария»

Центр «Литература»

Манипуляционный центр.

Примерный распорядок дня с включением элементов экспериментальной (исследовательской) деятельности в образовательный процесс (средняя группа):

1. После утреннего приёма детей, предложить детям надуть воздушные шары.

Цель: предложить детям доказать с помощью шара, что вокруг нас есть воздух. Определить, что воздух бесцветный, без вкуса, без запаха, он лёгкий и т.д.

2. Перед завтраком или обедом, вовремя умывания проводим опыт с мылом.
Цель: развитие мелкой моторики руки, обоняния, знаний о мыле и его свойствах; закрепление культурно-гигиенических навыков.

Определяем, что мыло: гладкое, душистое, пенится, образует мыльные пузырьки.

3. Во время приёма пищи можно провести с детьми следующий исследование «Желудок и пища».
Цель: закрепить знания детей о пище, полезных и вредных для организма продуктах; развивать вкусовые ощущения.
Определяем, что до приёма пищи мы испытывали дискомфорт в желудке, мы хотели кушать. С поступлением пищи в желудке стало тепло, еда вкусная, солёная, чай тёплый, сладкий.

4. На занятии по ознакомлению с окружающим взять тему «Пузырьки – спасатели».

Цель: закрепит знания детей о воздухе, о том, что он легче воды и имеет силу.

Для опыта берём стаканы с минеральной водой и пластилин.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в неё несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зёрнышки.

Дети наблюдают, обсуждают:

- Почему падает на дно пластилин? (он тяжелее воды, поэтому тонет)
- Что происходит на дне?
- Почему пластилин всплывает и снова падает?
- Что тяжелее и почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются  вверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно).

Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

5. Во время прогулки можно провести следующие эксперименты:
- Воздушные шары: понаблюдать, как они поднимаются в небо, как летят.
- Песок. Игры с сухим и мокрым песком: выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость; мокрый песок тяжелее сухого, можно лепить комочки, делать различные фигурки, песок не рассыпается. Предложить детям стать маленькими ветерками и посмотреть, какой песок раздуется мокрый или сухой.

6. После сна предложить детям порисовать песком. Надо заметить, что это один из любимейших материалов у детей.

7. В уголке экспериментирования предложить детям провести ещё один опыт «Очищение воды».
Цель: закрепить знания детей о воде, способах ее засорения и очищения, о значимости воды для всего живого.
Рассмотреть и побеседовать с детьми о том, чем можно засорить воду: бумагой, палочками, пластмассовыми бутылками, разным мелким мусором: камешками, нитками.
По ходу опыта определяем свойства предметов: пластмасса – лёгкая, гнётся, прозрачная; дерево – твёрдое, тёплое; камешки – тяжёлые, твёрдые и т. д.

Беседуем с детьми о том, кто загрязняет воду, что происходит в природе из-за этого. Использовать элементы ТРИЗ «Хорошо-плохо».

Опыт по очистке воды проводим с помощью марлевых салфеток. Одновременно закрепляем свойства воды, разных предметов, закрепляем правила поведения в природе.

8. На вечерней прогулке можно поиграть с мыльными пузырями.
Цель: создать у детей радостное настроение, развивать дыхание и двигательную активность детей; закрепит знания детей о мыле и воздухе.

Вывод: в течение дня можно включать экспериментирование в различные виды детской деятельности. Почти вся она проходит в игровой, ненавязчивой форме, а в результате дети самостоятельно получают новые знания, имеют возможность всё это самостоятельно потрогать, проверить в действии, сделать вывод, а это и является нашей главной задачей, которую мы ставим перед собой, организовывая детское экспериментирование.

Необходимо помнить, что активности детей в исследовательской деятельности способствуют:

  • частые обращения воспитателя к детям;
  • использование несложных диалогов;
  • мотивация и приглашение сказочных персонажей;
  • приемы эмоционального воздействия.

Детское экспериментирование – активная форма обучения дошкольников, так как накопленный педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры-занятия не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим и активным. В этом смысле экспериментальная деятельность в значительной степени позволяет сделать обучение детей радостным и желанным.

Литература:

1.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной  деятельности дошкольников.  – М.: АРКТИ, 2000.

5.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 6.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
7.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

8.Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.

9..Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Материал содержит планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет по темам и месяцам...

Организация экспериментальной деятельности в средней группе

Детское экспериментирование в ДОУ. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличаю...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема "Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования"

Программное содержание:1.    Выявить свойства глины и камня. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем се...

Перспективный план план работы по экспериментальной деятельности в средней группе.

Перспективный план план работы  по экспериментальной деятельности в   средней группе...

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»...

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»...