Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Данное занятие поможет продолжить углубление знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой, а так же воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны и желание сохранить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_chelovek_i_bolshoy_mir.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»

Программное содержание.

  1.  Продолжить углублять знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой.
  2.  Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание сохранить их.
  3.  Развивать у детей образное восприятие животных объектов, растительного мира средствами литературы, изобразительного искусства, музыки, театральной деятельности.
  4.  Формировать: стремление сохранить окружающий мир, представление о добре и зле.
  5.  Обогащать словарь детей за счёт усвоения названий представителей животного и растительного мира.
  6.  Учить связно излагать свои впечатления. Формировать образную выразительную речь детей путём включения образных определений.
  7.  Учить детей изображать объекты и картины подводного мира. Знакомить с внешним видом, характером, повадками морских животных и средой их обитания.
  8.  Совершенствовать приёмы работы с красками.

Материалы к занятию.

Аудиокассеты с музыкальными фрагментами (опера «Садко»), музыка Петрова к фильму «Человек-амфибия», двадцать первый концерт Моцарта с наложением звуков моря.

Рисунок с изображением морской черепахи.

Панно с изображением берега моря.

Панно с изображением морского дна.

Акваланги.

Ход занятия.

Воспитатель:

  1.  Дети, почему нашу Землю называют водной планетой? И почему космонавты из космоса видят нашу планету голубой?

Ответ. На нашей планете воды больше, чем суши.

Воспитатель:

  1.  Да. Вода составляет 2/3 поверхности Земли.

Без воды наша жизнь была бы невозможна. Достаточно сказать, что человек состоит на 80% из воды. Вода находится повсюду: ею полны реки и озёра, океаны и моря. Все первые цивилизации возникли у побережья морей и океанов, по устьям рек.

Подводит детей к изображению черепахи.

  1.  Обратите внимание. Это древнегреческая монета, и на ней изображена морская черепаха. А в некоторых государствах было принято платить ракушками и морскими камнями. Всё это свидетельствует о значении моря в жизни древних людей. В настоящее время значение моря также неоценимо.

 Что нам даёт море?

Ответы. Море даёт ценные продукты питания. Жемчуг. Море - это судоходные пути, сообщения между государствами и городами.

Воспитатель:

  1.  Да, это так. Таким образом, мы видим, что море даёт не только эстетическое наслаждение, а гораздо большее, это часть окружающей среды, без которой человек не сможет существовать.

Воспитатель:

  1.  Ребята, обратите внимание, где мы стоим?

Ответ. У берега моря.

  1.  А звуки моря, которые мы сейчас слышим, знакомы вам?

Ответ. Это тема «спокойного» моря из сюиты «Шехеразада»

Н. А.Римского-Корсакова.

  1.  Молодцы, не забыли наши беседы. Я помню, многие из вас побывали на море. А плавать учились?

Ответы.

  1.  Хорошо, что учились. В морской воде можно быстрее научиться плавать. Ну, а если вы учились плавать, значит, наверняка, попробовали какая она на вкус?

Ответы. Солёная.

Воспитатель:

  1.  Правильно, морская вода солёная. Животный и растительный мир морской и солёной воды необычайно красочен и красив, богат и разнообразен. Обитатели подводного мира борются здесь за место и пищу. Многие животные объединяются для совместной жизни, образуют определённые сообщества.

Вспоминая наши беседы о рыбах и растениях, назовите мне представителей морских сообществ.

Ответы. Поверхностное сообщество: парусники, морская уточка, водомерки, летучие рыбы. Сообщество толщи воды: кальмары, дельфины, киты, акулы, тунец, меч-рыба. Донное сообщество: раки отшельники, морские звёздочки, актинии, камбала, скаты, осьминоги.

 Воспитатель:

  1.  Ребята! Я вижу какой-то предмет; его выбросило волной на берег. Открывает, разворачивает бумажную трубочку и читает:
  2.  Тем, кто найдёт это письмо!

На грани гибели я доверяю бутылочной почте свою тайну. Все богатства морей и океанов, накопленные мною и оберегаемые - гибнут...SOS.SOS.

  1.  Ребята, что за знак SOS?

Ответы. Это призыв о помощи. Это сигнал бедствия. Это сигнал о кораблекрушении.

Воспитатель:

  1.  Правильно. И по морскому закону первый кто услышит этот сигнал идёт на помощь. Что делать нам?

Дети советуют идти на помощь. Опуститься в подводный мир. Узнать, что случилось, и попытаться помочь.

Воспитатель:

  1.  Все ваши советы и предложения благородны и справедливы. Я согласна с вами. Но прежде, чем погрузиться вы должны принять мои условия.

Держаться всем вместе, не отставать.

Слушать меня внимательно. Под водой много тайн, опасностей и неожиданностей.

Помните, что мы всего-навсего гости в незнакомом нам мире. Ничего ловить и срывать не надо.

Дети обещают вести себя хорошо.

Воспитатель:

  1.  Вы знаете, человек не может находиться под водой больше минуты. Почему?

Ответ. Человек может дышать только воздухом.

Воспитатель:

  1.  Но нам минуты мало. Как мы поступим?

Ответ. Возьмём акваланги.

Воспитатель и дети надевают снаряжение - акваланги, и под музыку погружаются в воду. Дети, с помощью плавных замедленных движений рук и тела, имитируют погружение и передвижение по морскому дну. Воспитатель ведёт детей к центральной стене. Озирается, осматривается.

  1.  Ребята, приглядитесь. Что-то здесь не так?

Ответ. Нет водорослей и рыб.

Воспитатель:

  1.  Да... Кругом грязь и мусор. Царит безмолвие. Морское дно превратилось в мёртвую зону. Что доброго и хорошего можем мы сделать?

Ответы детей.

Собрать мусор (собирают тряпки, банки, палки, калоши в пакет).

Воду очистить от грязи (снимают грязные целлофановые пакеты).

Под музыку появляется царь:

  1.  Что за шум? Раскомандовались! Что тут делаете?

Воспитатель и дети:

  1.  Очищаем воду от грязи.

Царь ходит, смотрит:

  1.  И правда, очистили.

Воспитатель показывает письмо:

  1.  Вы писали?

Царь:

  1. Я... А кому же ещё писать? Совсем один остался. О чём там наверху думают (показывает вверх). То нефть прольют, то масло топливное, то мусор. А больше никого и ничего здесь нет. Все меня покинули: и растения, и животные.

Воспитатель и дети:

Мы знаем, как тебе помочь. Создадим новое царство. Посадим растения и заселим животным миром.

Царь:

Сделать это совсем не легко. Надобно много знать о моём подводном царстве.

Дети: В детском саду мы изучали жизнь растений и животных подводною мира.

Царь разделяет детей на группы и предлагает игру. Для каждой группы выдаётся разрезанная картинка. Ребята собирают картинки и получают изображения морских животных. Затем отвечают на вопросы морского владыки и показывают соответствующую картинку, читают стихи.

Вопрос:

Какое животное похоже на цветок распустившегося георгина? Почему у нег о мало друзей?

Ответ. Показ картинки. Чтение стихотворения об актинии.

Вопрос:

У какого моллюска, как у ученика, при себе чернила, и для чего?

Ответ. Показ картинки. Чтение стихотворения «Осьминог».

Вопрос:

Какое животное предсказывает погоду в море?

Ответ. Картинка. Чтение стихотворения «Медуза».

Вопрос:

У какого животного папа выполняет  роль мамы?

Ответ. Картинка. Чтение стихотворения «Морской конёк».

Царь:

Вижу, ребята, со знанием дела берётесь за работу. Удачи вам!

Звучит музыка.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить картины подводного мира, затем сесть за столы и нарисовать животных, каких они представили. Животных рисуют, вырезывают и располагают на общем панно.

На глазах у ребят морское дно оживает яркими красками.

Воспитатель предлагает детям рассказать, какое получилось дно.

Вода мерцает голубым и зелёным светом. Дно покрыто жёлтым песком. Заросли морской капусты свисают гигантскими веерами с подводных скал. В подводном мире множество животных. Среди них есть и сверкающие яркими красками, и почти незаметные, сливающиеся с серым фоном дна. Много животных с красивой формой тела и есть безобразные. Ловкие и неуклюжие. Одни из них живут на дне среди растений и камней или закапываются в песок, другие плавают в море. Вот небольшой осьминог прилепился сбоку к камню. Разноцветными пятнами покрывают актинии скалы. Красные, зелёные, коричневые. Настоящий сад Нептуна!

Царь благодарит детей за работу:

Ох, и заживу теперь!

На радостях детей приглашает погулять.

Дети, изображая морских животных, передвигаются по морскому дну.

Прощаясь с морским царём, дети исполняют песню «Кораблик» Абрамова.

©  2008 Г.В. Алханишвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький Человек и Большой мир"

Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.В своей работе они отобразили  мечту о том, что же нужно для того, чт...

Иновационный образовательный проект "Маленький человек - в большом мире"

На базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район  разработан инновационный образовательный  проект до...

Педагогический проект по правовому воспитанию для 2 младшей группы "Маленький человек в большом мире"

Долгосрочный педагогический проект "Маленький человек в большом мире", расчитанный на детей 2 младшей группы. Проект разделен на отдельные темы. Каждой теме уделяется 1 месяц. В конце каждой темы пров...

Первые шаги маленького человека в большую жизнь.

Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить  фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...

" Я маленький человек с Большой буквы"

Конспект НОД по социально-личностному развитию в старшей группе " Я маленький человек с Большой буквы"...

Маленький человек и большой мир ( О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Я, ТЫ, МЫ Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение ...