Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Данное занятие поможет продолжить углубление знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой, а так же воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны и желание сохранить их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_chelovek_i_bolshoy_mir.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»
Программное содержание.
- Продолжить углублять знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой.
- Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание сохранить их.
- Развивать у детей образное восприятие животных объектов, растительного мира средствами литературы, изобразительного искусства, музыки, театральной деятельности.
- Формировать: стремление сохранить окружающий мир, представление о добре и зле.
- Обогащать словарь детей за счёт усвоения названий представителей животного и растительного мира.
- Учить связно излагать свои впечатления. Формировать образную выразительную речь детей путём включения образных определений.
- Учить детей изображать объекты и картины подводного мира. Знакомить с внешним видом, характером, повадками морских животных и средой их обитания.
- Совершенствовать приёмы работы с красками.
Материалы к занятию.
Аудиокассеты с музыкальными фрагментами (опера «Садко»), музыка Петрова к фильму «Человек-амфибия», двадцать первый концерт Моцарта с наложением звуков моря.
Рисунок с изображением морской черепахи.
Панно с изображением берега моря.
Панно с изображением морского дна.
Акваланги.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Дети, почему нашу Землю называют водной планетой? И почему космонавты из космоса видят нашу планету голубой?
Ответ. На нашей планете воды больше, чем суши.
Воспитатель:
- Да. Вода составляет 2/3 поверхности Земли.
Без воды наша жизнь была бы невозможна. Достаточно сказать, что человек состоит на 80% из воды. Вода находится повсюду: ею полны реки и озёра, океаны и моря. Все первые цивилизации возникли у побережья морей и океанов, по устьям рек.
Подводит детей к изображению черепахи.
- Обратите внимание. Это древнегреческая монета, и на ней изображена морская черепаха. А в некоторых государствах было принято платить ракушками и морскими камнями. Всё это свидетельствует о значении моря в жизни древних людей. В настоящее время значение моря также неоценимо.
Что нам даёт море?
Ответы. Море даёт ценные продукты питания. Жемчуг. Море - это судоходные пути, сообщения между государствами и городами.
Воспитатель:
- Да, это так. Таким образом, мы видим, что море даёт не только эстетическое наслаждение, а гораздо большее, это часть окружающей среды, без которой человек не сможет существовать.
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание, где мы стоим?
Ответ. У берега моря.
- А звуки моря, которые мы сейчас слышим, знакомы вам?
Ответ. Это тема «спокойного» моря из сюиты «Шехеразада»
Н. А.Римского-Корсакова.
- Молодцы, не забыли наши беседы. Я помню, многие из вас побывали на море. А плавать учились?
Ответы.
- Хорошо, что учились. В морской воде можно быстрее научиться плавать. Ну, а если вы учились плавать, значит, наверняка, попробовали какая она на вкус?
Ответы. Солёная.
Воспитатель:
- Правильно, морская вода солёная. Животный и растительный мир морской и солёной воды необычайно красочен и красив, богат и разнообразен. Обитатели подводного мира борются здесь за место и пищу. Многие животные объединяются для совместной жизни, образуют определённые сообщества.
Вспоминая наши беседы о рыбах и растениях, назовите мне представителей морских сообществ.
Ответы. Поверхностное сообщество: парусники, морская уточка, водомерки, летучие рыбы. Сообщество толщи воды: кальмары, дельфины, киты, акулы, тунец, меч-рыба. Донное сообщество: раки отшельники, морские звёздочки, актинии, камбала, скаты, осьминоги.
Воспитатель:
- Ребята! Я вижу какой-то предмет; его выбросило волной на берег. Открывает, разворачивает бумажную трубочку и читает:
- Тем, кто найдёт это письмо!
На грани гибели я доверяю бутылочной почте свою тайну. Все богатства морей и океанов, накопленные мною и оберегаемые - гибнут...SOS.SOS.
- Ребята, что за знак SOS?
Ответы. Это призыв о помощи. Это сигнал бедствия. Это сигнал о кораблекрушении.
Воспитатель:
- Правильно. И по морскому закону первый кто услышит этот сигнал идёт на помощь. Что делать нам?
Дети советуют идти на помощь. Опуститься в подводный мир. Узнать, что случилось, и попытаться помочь.
Воспитатель:
- Все ваши советы и предложения благородны и справедливы. Я согласна с вами. Но прежде, чем погрузиться вы должны принять мои условия.
Держаться всем вместе, не отставать.
Слушать меня внимательно. Под водой много тайн, опасностей и неожиданностей.
Помните, что мы всего-навсего гости в незнакомом нам мире. Ничего ловить и срывать не надо.
Дети обещают вести себя хорошо.
Воспитатель:
- Вы знаете, человек не может находиться под водой больше минуты. Почему?
Ответ. Человек может дышать только воздухом.
Воспитатель:
- Но нам минуты мало. Как мы поступим?
Ответ. Возьмём акваланги.
Воспитатель и дети надевают снаряжение - акваланги, и под музыку погружаются в воду. Дети, с помощью плавных замедленных движений рук и тела, имитируют погружение и передвижение по морскому дну. Воспитатель ведёт детей к центральной стене. Озирается, осматривается.
- Ребята, приглядитесь. Что-то здесь не так?
Ответ. Нет водорослей и рыб.
Воспитатель:
- Да... Кругом грязь и мусор. Царит безмолвие. Морское дно превратилось в мёртвую зону. Что доброго и хорошего можем мы сделать?
Ответы детей.
Собрать мусор (собирают тряпки, банки, палки, калоши в пакет).
Воду очистить от грязи (снимают грязные целлофановые пакеты).
Под музыку появляется царь:
- Что за шум? Раскомандовались! Что тут делаете?
Воспитатель и дети:
- Очищаем воду от грязи.
Царь ходит, смотрит:
- И правда, очистили.
Воспитатель показывает письмо:
- Вы писали?
Царь:
- Я... А кому же ещё писать? Совсем один остался. О чём там наверху думают (показывает вверх). То нефть прольют, то масло топливное, то мусор. А больше никого и ничего здесь нет. Все меня покинули: и растения, и животные.
Воспитатель и дети:
Мы знаем, как тебе помочь. Создадим новое царство. Посадим растения и заселим животным миром.
Царь:
Сделать это совсем не легко. Надобно много знать о моём подводном царстве.
Дети: В детском саду мы изучали жизнь растений и животных подводною мира.
Царь разделяет детей на группы и предлагает игру. Для каждой группы выдаётся разрезанная картинка. Ребята собирают картинки и получают изображения морских животных. Затем отвечают на вопросы морского владыки и показывают соответствующую картинку, читают стихи.
Вопрос:
Какое животное похоже на цветок распустившегося георгина? Почему у нег о мало друзей?
Ответ. Показ картинки. Чтение стихотворения об актинии.
Вопрос:
У какого моллюска, как у ученика, при себе чернила, и для чего?
Ответ. Показ картинки. Чтение стихотворения «Осьминог».
Вопрос:
Какое животное предсказывает погоду в море?
Ответ. Картинка. Чтение стихотворения «Медуза».
Вопрос:
У какого животного папа выполняет роль мамы?
Ответ. Картинка. Чтение стихотворения «Морской конёк».
Царь:
Вижу, ребята, со знанием дела берётесь за работу. Удачи вам!
Звучит музыка.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить картины подводного мира, затем сесть за столы и нарисовать животных, каких они представили. Животных рисуют, вырезывают и располагают на общем панно.
На глазах у ребят морское дно оживает яркими красками.
Воспитатель предлагает детям рассказать, какое получилось дно.
Вода мерцает голубым и зелёным светом. Дно покрыто жёлтым песком. Заросли морской капусты свисают гигантскими веерами с подводных скал. В подводном мире множество животных. Среди них есть и сверкающие яркими красками, и почти незаметные, сливающиеся с серым фоном дна. Много животных с красивой формой тела и есть безобразные. Ловкие и неуклюжие. Одни из них живут на дне среди растений и камней или закапываются в песок, другие плавают в море. Вот небольшой осьминог прилепился сбоку к камню. Разноцветными пятнами покрывают актинии скалы. Красные, зелёные, коричневые. Настоящий сад Нептуна!
Царь благодарит детей за работу:
Ох, и заживу теперь!
На радостях детей приглашает погулять.
Дети, изображая морских животных, передвигаются по морскому дну.
Прощаясь с морским царём, дети исполняют песню «Кораблик» Абрамова.
© 2008 Г.В. Алханишвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький Человек и Большой мир"
Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.В своей работе они отобразили мечту о том, что же нужно для того, чт...
Иновационный образовательный проект "Маленький человек - в большом мире"
На базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район разработан инновационный образовательный проект до...
Педагогический проект по правовому воспитанию для 2 младшей группы "Маленький человек в большом мире"
Долгосрочный педагогический проект "Маленький человек в большом мире", расчитанный на детей 2 младшей группы. Проект разделен на отдельные темы. Каждой теме уделяется 1 месяц. В конце каждой темы пров...
Первые шаги маленького человека в большую жизнь.
Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...
Маленький человек и большой мир ( О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Я, ТЫ, МЫ Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение ...
Проект «Маленький человек в большом мире»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...