Проект «Маленький человек в большом мире»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско - правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkiy_chelovek.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 г.Вязьмы Смоленской области
Информационно-познавательный проект
«Маленький человек в большом мире»
(младшая группа №9)
Педагоги:
Петрова С.В.
Ручкина А.А.
2020г.
Участники: воспитатели, родители и дети второй младшей группы
Проблема: в возрасте 3-4 лет у детей происходит кризис, который часто проявляется в виде капризов перед взрослыми. Порой им кажется, что родители, дети и окружающие не любят их, не понимают, не принимают таким, какой он есть.
Предварительная работа:
- Рассказ о правах детей;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий о семье;
- Чтение художественной литературы;
- Выставка совместных работ с родителями;
- Изготовление буклета для родителей о правах детей.
Классификация проекта: краткосрочный (1 неделя)
По методу: информационно-познавательный
По характеру контакта: личностный (внутри ДОУ)
По составу: групповой
Цель: способствовать становлению личности, дав первоначальные представления о правах детей.
Задачи:
- Познакомить детей с собственными правами: на имя, на семью, на отдых, на игру, на жилье;
- Развивать наблюдательность, нравственные представления;
- Воспитывать в детях чувство сопереживания, доброту, отзывчивость, внимание друг к другу, любовь к близким.
Актуальность:
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско - правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей детей.
Обоснование социальной значимости
Опыт правозащитной работы позволяет говорить о необходимости усиления правового просвещения в области защиты прав детей. Особенностью является то, что родители более чувствительны к нарушениям прав детей, но плохо знают законодательство и реальную ситуацию в системе учреждений и ведомств защиты детей, руководствуются подчас исключительно своими интересами, не осознавая истинный смысл прав ребенка. Учреждения же довольно часто пренебрегают правами и интересами конкретного ребенка или группы детей для достижения показателей отчетности. Все это происходит в условиях обедненной развивающей среды, дефицита компетенций, понимания прав детей как формального исполнения закона без учета особых потребностей и прав каждого ребенка, его наилучших интересов. Правовые знания и компетенции в вопросах обеспечения прав ребенка как прав человека актуальны как ресурс социальных изменений и воплощения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. Предлагаемый проект выводит на новый уровень просветительскую работу нашей организации в области защиты прав детей. Разработанные нами инструменты правового информирования и просвещения в условиях обновления социального законодательства последних лет позволят совершенствовать и развивать правовое информирование и консультирование граждан, специалистов и гражданских активистов в области защиты детей. Социальная значимость проекта состоит в выработке на практике взаимодействия специалистов для профилактики нарушения прав детей.
Принципы реализации проекта
В процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста руководствовались следующими принципами:
- Принцип наглядности : предусматривает отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
- Принцип дифференциации и индивидуализации: предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип диалогического общения: как неотъемлемого условия взаимодействия всех участников проекта.
- Принцип доступности: предусматривает осуществление познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Комплексно-тематический принцип построения. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип гуманно-личностного отношения предполагает гуманизацию и демократизацию педагогических отношений и личностную направленность учебно - воспитательного процесса.
Гипотеза:
Если развивать личность ребенка посредством знакомства с окружающим его социальным миром и позитивным отношением к нему, то это послужит в будущем основой для воспитания свободного, толерантного, уважающего свободы других людей, обладающего чувством собственного достоинства, знающего свои права и обязанности, человека.
Новизна проекта:
Заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня воспитанности, коммуникативных навыков детей, уважительного отношения к окружающим через получение элементарных знаний о себе, как о личности, об окружающем социальном мире, об отношениях между людьми.
Информационное сопровождение проекта
Для успешной реализации проекта необходимо его широкое освещение прежде всего в детском саду и за ее пределами. В ходе проекта предполагается подготовить информационную брошюру, родительское собрание; оформить информационный стенд, сделать фотосессию о ходе реализации проекта.
План проекта
Содержание практической деятельности | Участники |
Диагностический этап: проведение диагностики знаний детей своего имени, имен родителей | Воспитатель, дети
|
Подготовительный этап: рассматривание фотографий в альбоме «Это я маленький»; подбор иллюстративного материала «Счастливая семья»; чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот, петух и лиса»; разучивание пальчиковых игр «Семья», «Мы делили апельсин»; подбор детских песен о дружбе . | Родители, воспитатель, дети
|
Поисково - исследовательский этап: беседа с детьми о том, как их будут называть, когда они вырастут; знакомство родителей с правами детей; составление рассказов по картине « Дружная семья»; рисование любимой игрушки; решение проблемных ситуаций («Зачем нам вежливые слова?», «Каким нужно быть, чтобы с вами хотели дружить?» , « Как выражается наша любовь к родителям?»); д/игры «Чья мама?», «Кто где живет?»; слушание и разучивание песен о маме, папе, о дружбе, о помощи близким; использование настольного театра «Гуси-лебеди» | Воспитатель, дети, родители |
Обобщающий этап: сюжетно-ролевая игра «Семья»; организация художественной галереи; создание фотогазеты «Жизнь в детском саду» | Воспитатель, родители, дети |
Презентация проекта: Фотографии совместной деятельности воспитателя, родителей и детей | воспитатель, дети, родители |
Рефлексионный этап: беседа с детьми о том, что интересного запомнилось на этой неделе.
| Воспитатель, дети |
Приложение
Сценарий занятия в младшей группе
« Маленький человек в большом мире»
Утром (до прихода детей) воспитатель усаживает на улице куклу. Дети обязательно обратят на нее внимание, и кто-нибудь занесет ее в группу. Воспитатель, жалея куклу, предложит с ней поиграть в кукольном уголке.
В определенный момент слышится детский плач.
Воспитатель: Что случилось куколка? Почему ты плачешь?
Кукла: Вы ко всем ребятам в группе обращаетесь по имени, а меня по-прежнему называете : «Куколка». Это так не приятно. Я тоже хочу, чтобы меня называли по имени, но я не знаю, как меня зовут, поэтому плачу.
Воспитатель: У тебя нет имени?
Кукла: Нет? А у вас у всех есть? Как вас зовут?
Дети: Конечно, есть! Имена есть у всех детей. Меня зовут Маша, меня - Оля, я - Никита…(дети знакомятся с куклой, пожимая ей руку)
Воспитатель: Куколка, имена есть у всех! Каждый ребенок при рождении имеет право на имя. Я предлагаю и тебе его дать.
Дети: У тебя такие красивые волосы, такие голубые глаза, может быть, назовем тебя Наташа? Или Ирина?
Кукла (радостно хлопая в ладоши): Мне нравится имя Ирина. Ласково будут звать Иришка.
Воспитатель: Ребята, скажите, как еще можно обращаться к Ирине?
Дети: Иришенька, Иринушка, Ирочка, любимая наша…
Вдруг кукла снова заплакала.
Воспитатель: Что случилось?
Кукла: У вас так хорошо. Вы улыбаетесь , общаетесь, играете, дружите… А у меня нет друзей, меня никто не любит (плачет).
Дети: Хочешь, мы будем твоими друзьями?
Кукла: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте с Иришкой поиграем! Каждый ребенок имеет право на игру. (Проводится игра «Отгадай, кто тебя позвал»)
Кукла: Мне очень нравится у вас в детском саду, но я не хожу в сад.
Дети: Почему?
Кукла: Меня не берут.
Воспитатель: Как так? Каждый ребенок имеет право на получение образования, а детский сад- это первая ступень, без него нельзя!
Дети: Иришка, оставайся у нас в детском саду, мы будем с тобой играть, петь, танцевать, отдыхать…
Воспитатель: хочешь, мы покажем тебе, как умеем отдыхать? Каждый человек имеет право на отдых.
Кукла: Да, очень!
Воспитатель включает магнитофон, дети танцуют танец «Друзья».
Кукла: Мне тоже захотелось танцевать, но… (Опять плачет) Кто будет меня приводить и забирать из детского сада? У меня нет ни мамы, ни папы, и жить мне негде.
Воспитатель: Вот беда! Каждый ребенок имеет право на семью, на родителей, на маму и папу, на дом! Не переживай, мы что-нибудь придумаем. Как же нам быть?
Дети: Я буду твоей мамой, а я - папой, я - сестрой, я- братом, а я- тетей Кукла: Как здорово, я так рада! Теперь у меня есть настоящая большая семья! Но где же мы будем жить?
Дети: У нас, в кукольном уголке.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое семья?
Дети : Отвечают
Воспитатель: Семья- это самые близкие люди, которые с вами живут, вас любят, оберегают. Послушайте стихотворение «Моя семья»
Воспитатель: Любите нашу куколку также, как любят вас, заботьтесь о ней, не оставляйте одну и тогда она будет чувствовать себя любимой и никогда больше не будет плакать!
Далее все плавно перетекает в самостоятельную деятельность детей (в сюжетно-ролевую игру «Семья» в кукольном уголке)
Список литературы
1.Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. – М.: Провинция, 2003. –С 61 - 107.
2. Дошкольное воспитание. -2004. -№6. –С 110-114.
3.Дошкольная педагогика. -2007. -№6. –С 14 – 20
4.Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2007.
5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста./ Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
6. Ребенок в детском саду. – 2005. - №6. – С 23 – 29.
7. Управление в ДОУ. – 2005. - № 6. – С 83 – 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький Человек и Большой мир"
Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.В своей работе они отобразили мечту о том, что же нужно для того, чт...
Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»
Данное занятие поможет продолжить углубление знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой, а так же воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской ...
Иновационный образовательный проект "Маленький человек - в большом мире"
На базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район разработан инновационный образовательный проект до...
Педагогический проект по правовому воспитанию для 2 младшей группы "Маленький человек в большом мире"
Долгосрочный педагогический проект "Маленький человек в большом мире", расчитанный на детей 2 младшей группы. Проект разделен на отдельные темы. Каждой теме уделяется 1 месяц. В конце каждой темы пров...
Первые шаги маленького человека в большую жизнь.
Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...
Методические разработки по ознакомлению детей с ПДД «Маленький человек в большом мире!»
laquo;Основы безопасности жизнедеятельности, педагогика рассматривает как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающег...