"Маленький Человек и Большой мир"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.
В своей работе они отобразили мечту о том, что же нужно для того, чтобы людям в их городе жилось радостно, дышалось легко.
"Как сделать воздух чистым?" - спросили они и стали искать ответ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
«Как сделать воздух чистым»
Описание проекта
Работая с детьми подготовительной группы, мы занимались проблемой экологического характера. Это – долгосрочный проект, исследовательско – творческого вида, подсказанный самими детьми: « Как сделать воздух чистым? »
Дело в том, что вернувшись после летнего отпуска в группу, в начале учебного года, дети разговорились между собой о том, где лучше отдыхать.
Внимание привлёк звонкий голос Егора, который убедительно и эмоционально доказывал свою точку зрения про воздух.
Это было взято на вооружение и предложено детям решить проблему в проекте.
По ходу исследования, детей интересовало абсолютно всё. Они задавали иногда настолько серьёзные вопросы, что приходилось самой заглядывать в энциклопедии. Они замечали:
- как автомобили выпускают дым;
- как много дыма выходит из высоких труб;
- а почему трубы такие высокие;
- куда девается этот дым;
- из чего он состоит;
- почему листья у деревьев не везде одинаковые;
- а чем же дышат рыбы, где они берут воздух?
Исходным пунктом нашего проекта стал детский интерес.
Мы наметили план движения к цели.
Обратились за рекомендациями к специалистам детского сада.
Вовлекли родителей в решение проблемы, обсудили с ними план действий.
Весь год мы вместе с детьми и родителями собирали информацию, материал, проводили занятия, игры, наблюдения, придумывали рассказы, сказки, сочиняли стихи. Проводили эксперименты, опыты.
Был составлен подробный план действий.
1.Накопление знаний.
2.Практические дела.
3. Результаты изысканий.
Накопление знаний, т.е. цикл бесед о воздухе:
- Воздух- что это такое?
-Для чего проветривают комнату?
- А воздух совсем ничего не весит!
- Где работает невидимка? Можно ли нарисовать невидимку?
- Откуда прилетел ветер?
- Почему небо голубое?
-Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля.
- Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране.
- Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов.
- Чистый воздух и вода- богатства страны.
- Воздушный океан.
* Чтение детям художественной литературы:
- Экологические сказки о природе.
- Энциклопедия «Чудо повсюду» Т. Нуждиной.
- Рассказы: «Воздух», « Смерч» Ю. Ефремова.
- Сказка « Спор».
*Загадки:
- Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет. (Воздух)
- Неизвестно где живёт
Налетит , деревья гнёт,
Засвистит, по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)
Ежемесячные в течении одной недели наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением пиктограммного календаря.
Практические дела
Этот компонент включает в себя опыты, эксперименты, которые позволяют детям получить первые конкретные представления о том, что такое воздух.
Опыты: Свойства воздуха
1-й опыт. Взять камешек, опустить в воду, вокруг него появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
2-й опыт. Чтобы услышать воздух, нужно медленно выпускать воздух из надутого шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.
3-й опыт. Берём стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух,- в стакане появляются пузырьки воздуха.
4-й опыт. Сделать маленький парашют. Показать, что когда он опускается, воздух под ним надувается
Для развития познавательных интересов детей в процессе элементарной исследовательской деятельности в группе был создан «Центр науки», в котором выделили место для « мини – лаборатории».
В «мини- лаборатории» ( в центре науки) мы вместе с детьми определили места:
- для постоянной экологической выставки, где разместили
бутафорские природные ландшафты: « Пустыня – это не там, где пусто»,
« Крайний Север»;
- региональный природный компонент, отраженный в ландшафте
« Мой родной край»;
- различные коллекции, экспонаты, редкие предметы ( раковины, камни, кристаллы, перья);
- приборов;
- выращивания растений;
- хранения материалов (природного, бросового);
- проведения опытов,
- неструктурированных материалов ( стол «песок – вода», емкости для воды, песка, мелких камней).
Для проведения опытов и экспериментов в мини – лаборатории были приобретены приборы и оборудование:
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, песочные часы, глобус, лампа, венчики, мыло, губки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клей, лоскутки ткани, соль, колёсики, мелкие вещи из различных материалов ( дерево, пластмасса, металл).
- Емкости:
пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы:
- природные (желуди, шишки, скорлупа, сучки, семена и т. п.)
- бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
В группе оборудован уголок природы, который постоянно пополняется новыми комнатными растениями.
Собраны необходимые книги: справочные, методические.
При активном участии родителей создана замечательная познавательная библиотека.
Приобретены учебно - наглядные пособия:
* карта Белгородской области
* зоологическая карта
* глобус
* микроскоп
* настольно- печатные игры
* словесно- дидактические игры.
Результаты изысканий.
- Рисунки детей, фотографии, слайды;
- Создание эмблем:
-невидим;
-имеет вес;
-находится в движении;
-расширяется- сжимается;
-есть везде;
-не имеет запаха.
-Плакаты, рекламные буклеты «чистый воздух»;
-Придумывание детьми рассказов, пословиц, вопросов.
*В группе еженедельно проводились занятия, направленные на формирование проектно-исследовательской деятельности детей. На этих занятиях дети закрепляли и углубляли представления об окружающем мире, полученные в повседневной жизни.
На протяжении всего периода обучения руководствовались следующими методами и приёмами:
- Ставили перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлекали дошкольников в решение проблемы, обозначая «детские» цели
- Намечали план движения к цели, поддерживая интерес детей и родителей;
- Обсуждали план с семьями;
-Вместе с детьми и родителями рисовали план-схему проведения проекта;
-Собирали информацию, материал, изучая с детьми план-схему;
-Проводили занятия, игры, наблюдения, организовали поездку на метео станцию;
- Давали домашние задания родителям и детям ( поиск материала, информации, рисунки, альбомы, фотографии, предложения) родителей и детей.
- Читали художественные произведения, с последующим обсуждением
и выполнением заданий.
Когда в нашем городе на уровне муниципалитета был объявлен конкурс юных интеллектуалов « Почемучка», мы не задумываясь, в числе первых подали заявку на участие в нём. Уж кого-кого, а «почемучек» в детском садике № 71 «Почемучка» хватает! Доказательством тому (и нашей гордостью) служит первое место, которое мы заняли с Егором в этом конкурсе. А защищал он проект « Как сделать воздух чистым?», над которым трудились целый год дети нашей группы.
Большую роль в занятии призового места, сыграл макет города Старый Оскол, который был изготовлен детьми при активном участии родителей и был представлен на суд жюри с комментариями в стихах, сочиненных самими детьми. В этом макете дети выразили своё беспокойство о состоянии воздуха над нашим городом в связи с близким соседством ОЭМК. Пожелания юных граждан, их мечты и предложения были представлены в виде воздухоочистителей; вертушек – ветродуев, отгоняющих от города вредные выбросы заводов; демонстрация фотографий акции «Зелёная посадка». Всё это не оставило равнодушными ни участников, ни зрителей, а жюри по достоинству оценило усилия ребят привлечь внимание взрослых к проблеме загрязнения воздуха в городе.
Наша работа над проектом закончилась радостным событием (победой),
а радость детей - самая лучшая награда для воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-занятие «Маленький человек и большой мир»
Данное занятие поможет продолжить углубление знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой, а так же воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской ...
Иновационный образовательный проект "Маленький человек - в большом мире"
На базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район разработан инновационный образовательный проект до...
Педагогический проект по правовому воспитанию для 2 младшей группы "Маленький человек в большом мире"
Долгосрочный педагогический проект "Маленький человек в большом мире", расчитанный на детей 2 младшей группы. Проект разделен на отдельные темы. Каждой теме уделяется 1 месяц. В конце каждой темы пров...
Первые шаги маленького человека в большую жизнь.
Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...
" Я маленький человек с Большой буквы"
Конспект НОД по социально-личностному развитию в старшей группе " Я маленький человек с Большой буквы"...
Маленький человек и большой мир ( О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Я, ТЫ, МЫ Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение ...