Экскурсии в музей "Чудо - дерево".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Разработки экскурсий, мероприятий с посещением мини-музея. Всё о деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii_v_muzey_chudo_derevo.doc149.14 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей «Чудо-дерево».

Тема: «Здравствуй, осенний лес – полон сказок и чудес»

Цель: Учить детей различать и называть лиственные и хвойные деревья: береза, тополь, осина, рябина, липа, клен, ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть ствол, крона, ветви, корни. Уточнить знания детей о состоянии деревьев в осеннюю пору.

     Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: наступила осень – похолодало – листья пожелтели, начали опадать, лиственница сбросила хвою – на деревьях созрели семена и плоды…

     Воспитывать у детей потребность в общении с природой, развивать любовь к родной природе, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Ход экскурсии: Звучит музыка, ребенок читает стихотворение А. Толстого «Осень»                     Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

                                    Листья пожелтелые по ветру летят;

                                    Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

                                     Кисти ярко-красные вянущих рябин.

В. – Дорогие ребята, сегодня мы с вами пришли в музей «Чудо-дерево».

Дети проходят, видят на столе гербарии осенних листьев, ветви лиственных и хвойных деревьев, картинную  галерея, где подобраны осенние пейзажи, семена и плоды деревьев.

Ребенок – Что за царство? – Это лес, полный тайн и чудес!

В. – Ребята, а как вы думаете,  в какой лес мы сегодня с вами попали и почему?

Д. – Это осенний лес. Потому что мы видим вокруг осенние листья, и на картинах тоже изображены деревья в осеннем убранстве. И сейчас время года  осень, а значит,  деревья принарядились в свой золотой, багряный наряд.

В. – А какие деревья не изменили свой наряд?

Д. – это хвойные деревья: сосна, ель, кедр, пихта. Вот только лиственница тоже сбросила свою хвою. Мы это видели когда ходили в парк.

В. Молодцы, ребята. А теперь садитесь, отгадайте загадку.

Р. – В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.

Д. – Это береза.

В. – А кто сможет найти листья березы, гербарий с березовыми листьями, семена березы?

Три ребенка идут к трем столам и выполняют задание – другие дети смотрят, помогают при необходимости.

В. – А теперь рассмотрите и опишите лист березы.

Д. – Лист округлой формы, сверху гладкий, немного поблескивает, золотистого цвета… Каждый ребенок имеет возможность потрогать лист и рассмотреть его.

В. – А теперь рассмотрите семена-крылатки.

Дети берут лупу и рассматривают семена, находя у каждой крылатки два кругленьких крылышка. Вспоминают как наблюдали полет семян на улице.

В. - А кто сможет показать картины, где художник изобразил березы.

Ребенок подходит к картинам,  описывает ту, где нарисованы березы, дети дополняют.

В. - Отгадайте следующую загадку.

Р. – Всегда от холода трясусь, всего-всего в лесу боюсь.

        Не береза, не рябина, я – пугливая …осина.

Проводится задание аналогичное предыдущему.

В. – Ребята, а какие это были деревья – Хвойные или лиственные?

Д. – Это были лиственные деревья.

В. -  А какие еще лиственные деревья вы знаете. Надо не только назвать дерево, но и найти гербарий, соответствующий названию, или принести плод этого дерева, лист или ствол.

Дети по одному подходят к столам и выполняют задание, затем садятся на стульчики и описывают то, что взяли.

Физминутка. Игра: «Ветер по лесу летал» - Осенние листья, вырезанные из бумаги дети подбегают и берут на «полянке».

                       Ветер по лесу летал, ветер листики считал.

Дети бегают врассыпную по группе,  говорят  слова,        соответствующие определенному листу, показывая его.

                       Вот дубовый,

                       Вот кленовый,

                       Вот рябиновый резной.

                       Вот с березки – золотой.

                       Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

В. – Полетали, полетали и на стульчики сели. А хотите еще одну загадку отгадать?

Р. – У меня длинней иголки, чем у елки.

       Очень прямо я расту в высоту.

       Коль расту я на опушке, ветки только на макушке.

       Вверх тянусь я как струна, корабельная…

Д. – Сосна.

Задание проводится аналогичное.

В. – А какие еще хвойные деревья вы знаете?

Д. – Ель, кедр, лиственница, пихта.

В. – Вам надо взять любой гербарий с веточкой хвойного дерева, шишку, семена, ствол и объяснить свой выбор.

Задание аналогично предыдущему.

Физминутка. Инсценировка: «Дерево смолистое»

                       Дерево смолистое, дерево ветвистое, дерево стволистое,

                        Ветвями в небо взбитое, корнями в землю вбитое.

В. – Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия. Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Что бы вы еще хотели узнать о деревьях?  А что бы вы хотели видеть в нашем музее?

Экскурсия в музей «Чудо-дерево»

«Путешествие в прошлое»

Цель: Учить детей чувствовать уникальность и неповторимость каждого дерева. Уточнить и расширить представления детей о лесе. Закреплять знания о хвойных деревьях, умение их сравнивать, находя схожесть и отличие. Формировать понятие о лесе как экосистеме. Продолжать развивать сенсорные восприятия детей. Воспитывать интерес к прошлому нашей планеты. Развивать любовь к родной природе.

Ход экскурсии:

В. – Дорогие ребята, я приглашаю вас в музей нашей группы, который называется «Чудо-дерево». А почему дерево можно назвать чудом, вы скажете в конце нашей экскурсии.

     Давайте медленно скажем слово «дерево», прислушаемся к его звучанию. Назовите слова-родственники этого слова.

Д. – Дерево – деревянный – древесный. – древний.

В. – А скажите, что значит слово древний?

Д. – Это значит было очень давно.

В. – Правильно, ребята. Так вот, деревья жили очень-очень давно. Тогда, когда и человека на земле еще не было. Это были предки наших деревьев. Они были похожи на сегодняшние, но в то же время сильно отличались размером и своим видом.

Воспитатель показывает иллюстрации из книги «Деревья» немецкого автора Ханнелора Курт-Гильзенбаха.

Там, где сейчас находится Балтийское море – показать на карте- росли гигантские сосны. Эти сосны отличались от наших сосен тем, что их сердцевина была наполнена смолой, как сосуд жидкостью.  Когда от урагана ветви или стволы ломались, оттуда вытекала смола. Если она попадала на животное, то прилипала к шерсти, если на насекомое, то оно навсегда оставалось в этой капле сосны. Прошло много-много лет. Было сильное похолодание, выпало очень много снега, и все живое погибло, потом потепление и ледники растаяли, образовалось Балтийское море. Гигантские сосны с затвердевшей смолой оказались на дне моря. Прошло еще много лет. И сейчас мы с вами можем держать в руках эту затвердевшую смолу древних сосен. Она называется янтарь.

Дать детям возможность подержать, рассмотреть янтарь.

В. – А как вы думаете, как люди узнали об этом солнечном камне?

Выслушать мнения детей и сказать о том, что во время шторма воды Балтийского моря выбрасывают куски древней сосны на берег и кусочки янтаря. И если бы мы  сейчас очутились на берегу Балтийского моря, могли бы тоже найти маленький желтый камень.

Физминутка. «Море волнуется» В. - только сегодня шторм выбрасывает на берег кусочки янтаря разной формы. Изобразите неповторимость форм.

В. – Дорогие ребята, теперь вы знаете давних предков нашей сосны. Приглашаю всех посетить картинную галерею в нашем музее. Рассмотрите картины и расскажите о понравившейся.

Дети видят репродукции картин, на которых изображены сосны в разное время года.

Д. – Мне понравилась эта картина. На ней художник изобразил одинокую сосну. Крона ее пушистая, большая. И вся сосна такая сильная. Мне кажется, что ей много лет, она не боится ни мороза, ни ветра. Я хотел бы потрогать ее кору, она наверно теплая и пахнет смолой.

Д. – А мне понравился вот этот сосновый лес. Сосны здесь высокие, стройные. Солнечные лучи все освещают. Я когда ездил в лес с папой за грибами, то видел такие сосны. Мне было хорошо там.

В. – А теперь перейдем  к столу. Посмотрите, пожалуйста, что вы здесь видите, что-то вам  знакомо, что-то нет. Вы можете рассмотреть, потрогать, понюхать, обсудить с товарищами свои ощущения.

Дети садятся за столы, поставленные квадратом, так, чтобы все поместились. На столе в коробочках лежит хвоя деревьев, шишки,  семена, смола, образцы коры, срезы сосновых деревьев, образцы стволов сосновых деревьев. Дети работают в группах по 2 -3 человека.

В.- А теперь, мои хорошие, расскажите о том, что вы рассмотрели.

Д. – говорит один ребенок, а потом другие дополняют. Мы рассмотрели шишки ели. Они гладкие, овальной формы. Здесь, вот, на конце есть немного смолы, она очень приятно пахнет.

Д. – А у нас шишки сосны. Есть закрытые – это молодые, еще без семян. А вот эти уже раскрылись. Мы даже увидели здесь семечко в шишке. Давайте его посадим. Шишка круглой формы, пахнет сосной, хочется такими шишками играть, их в лесу можно бросать вдаль – они хорошо летят.

Д. – А у нас ствол сосны и ели. Они отличаются. У сосны кора коричневая, осыпается, шероховатая, очень приятно пахнет в том месте,  где смола. У ели другая кора – она без чешуек, не осыпается, гладкая и цвет другой. Запах у смолы не такой, пахнет новым годом.

Дать возможность сказать каждому ребенку, создать атмосферу открытия нового, интересного, поддерживать любой ответ. Можно поиграть в игру «Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют шишку сосны – 2 вида, ели. Лиственницы, кедра.

В. – А теперь скажите мне,  пожалуйста, надо ли оберегать деревья и почему?

Д. – Надо, ведь без леса  люди не смогут жить. Деревья дают нам кислород. «деревья – легкие нашей планеты». Человек из дерева строит дома, делает мебель, бумагу… Надо охранять лес от пожара…

Дети говорят пословицы, выученные заранее

- Изба елова, да сердце здорово. Сломать дерево недолго, вырастить – годы. Срубил деревья – прощай птицы. Рощи да леса родного края краса. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Последнюю выучить.

В. – Итак, где же мы с вами сегодня побывали? Что интересного узнали?

Д. – Мы сегодня побывали в прошлом нашей планеты, когда росли огромные сосны. Я узнал, что такое янтарь. Мне понравилось рассматривать хвою…

Экскурсия в музей «Чудо-дерево»

Тема: «Тайны древесного ствола»

Цель: Учить узнавать и называть деревья. Определять части дерева: ствол, крона, корни, ветви. Продолжить знакомить детей с понятием древесина, с изготовлением изделий из разных пород дерева. Знакомство с резьбой – самым древним способом украшения изделий из древесины.

Развивать умение логически мыслить, сравнивать, формулировать свои ответы. Способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитывать бережное отношение к деревьям. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.

Ход экскурсии: В. - Дорогие ребята, музей «Чудо-дерево» вновь открыл перед нами двери. И сегодня у меня будут помощники-экскурсоводы: Настя, Максим, Даниил.

Настя – Есть главные жители в царстве лесном, а как же мы жителей этих зовем?

Д. – Главные жители леса – деревья.

В. – А почему они главные?

Д. Потому что без деревьев многие звери погибнут. Деревья дают не только корм животным, но и убежище. И человек без дерева тоже умрет. Ведь деревья дают кислород. А из древесины человек делает много нужных и полезных вещей.

Максим – Что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно назовет?

Д. – Дерево – это растение. Они растут в лесу, в рощах, в городах их сажают.

У дерева есть корни, оно крепко его держит и питает. Есть ствол. Ствол от жары и холода и всяких насекомых защищает кора.  Еще ветки толстые и тонкие. А на ветках листья. Есть крона.

Дети,  называя части дерева, показывают их на макете.

В. – Молодцы, ребята. А чтобы узнать, о чем мы дальше будем говорить, отгадайте загадки, а если отгадка есть в нашем музее,  покажите. 

Даниил – В лесу выросла, из лесу вынесли,

                 В руках плачет, а кто слушает –      скачет.

Д. – Дудка.

Настя – Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит.

              Кто такая? Отгадай-ка! Это наша …

Д. – Балалайка.

Максим – Три братца пошли купаться: два купаются, а третий на берегу

                  валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли!

                  Кем был третий братец?

Д. – Коромысло.

В. -  Так как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Д. – О  деревянных предметах…

В. – Правильно, ребята. Мы сегодня с вами поговорим о древесине и о том,  что из  нее делали.  А что такое древесина?

Д. – Это та часть дерева, которая находится под корой.

В. Правильно, ребята. Давайте мы рассмотрим древесину березы. У нас есть березовая чурка, есть полено.

Дети рассматривают образец, трогают, гладят его, называя параллельно части ствола: кора, древесина. Изучают годичные кольца.

Физминутка. Игра-пантомима «Пилим- пилим, колем-колем».

                         Бревна положили, дружно попилили.

                         Пилим-пилим, пилим-пилим, много чурочек напилим.

                         А потом топор мы взяли и к чурочкам подбежали.

                          Колем-колем, колем-колем и полешки  мы наколем.

                          Мы полешки  соберем и в поленницу снесем.

После проведения игры дети садятся на стульчики.

В. – А кто знает,  где и как используется древесина?

Д. – У нас баня деревянная из бревен. Игрушки еще бывают деревянные. Мебель делают из дерева – и мы сидим на деревянных стульчиках. В музее у нас ложки деревянные, прялка…

В. Молодцы, ребята. Да, с помощью топора, ножа и других инструментов делал человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги. Мебель, посуду, детские игрушки, музыкальные инструменты  и многое другое.

Одновременно демонстрирует сказанное (иллюстрации в книгах…)

     На токарных станках точили всевозможную посуду: чаши, миски, блюда.

Из капа мастера вырезали ложки, ковши.

Дети рассматривают ложки, изучают кап. Остальные изделия рассматривают в книге.

В. – А какие музыкальные инструменты сделаны из дерева?

Д. – балалайка, скрипка, свирели, гудки, свистульки, рожки,  ложки…

В. – Ребята, скажите, а как мастера украшали свои изделия, сделанные из дерева?

Д. – Наносили орнамент, разрисовывали, выжигали узоры.

В. – А еще свои изделия украшали резьбой. Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Древесина может быть мягкая, податливая – осина, ель, сосна, кедр. Твердая – береза, дуб. Мастера использовали только ту древесину, которая годилась для изготовления.

Дети рассматривают прялку, поднос, украшенные резьбой.

В. – Скажите, а какие еще части дерева использует человек?

Д. – Из коры березы умельцы делают короба, шкатулки, кузовки. Из прутьев плетут корзины. Из веток березы делают метелки. А еще березовые веники.

Демонстрируются экспонаты.

В. -  Ребята, объясните смысл пословицы: Срубил дерево – посади два.

Д. – Это значит, что надо не только вырубать деревья, но и сажать их, иначе  не из нечего будет делать мебель, бумагу, игрушки, строить дома…

В. – Молодцы. Вот и закончилась наша экскурсия. Теперь вы можете друг с другом поделиться впечатлениями, внимательнее рассмотреть экспонаты.

Экскурсия в музей  «Чудо-дерево»

Тема: «Волшебный мир дерева»

     В. - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Подарите дорогим гостям свои улыбки и ваши улыбки солнечными лучиками вернуться к вам. Теперь у всех доброе, хорошее настроение.

     Я рада всех  приветствовать в нашем музее, который называется «Чудо-дерево». А так как чудо всегда связано с волшебством, то сегодняшняя экскурсия называется «Волшебный мир дерева».

     Обращается к детям: «Располагайтесь поудобнее». Дети садятся на стульчики полукругом – 11 человек,  юные экскурсоводы справа – 3 человека.

     Юные экскурсоводы:  Ира Полянина, Алена Байкова и Коля Ярков помогут вам узнать сегодня много интересного.

     А чтобы узнать, с каким же деревом мы сегодня познакомимся поближе, вам надо отгадать загадку.

     Ира  – В белом сарафане стала на поляне.

                 Летели синицы, сели на косицы.

     Д. – Я думаю, что мы сегодня будем говорить о березе.

     В. – Да, дети, правильно. Мы сегодня с вами сделаем удивительные открытия, связанные с березой. Но прежде я хочу узнать, что же вы уже знаете об этом Чудо-дереве?

     Д. - Ответы детей.

     В. – Молодцы, все правильно. А сейчас о березке  расскажет экскурсовод Ира.

     Ира – Береза – самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России.

                           На поляне, на пригорке, под окном, среди полей,

                           Белокурые березки – образ Родины моей.

     В каждое время года  (показывает указкой) береза красива по-своему.

     В. – Да, ребята, березу любили во все времена. Художники отображали красоту русской красавицы в своих картинах, поэты слагали стихи. А вы ведь тоже знаете стихи о березе.  Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, в какое время года сфотографирована береза».

      Вам надо будет правильно  определить время года и прочитать стихотворение, соответствующее этой фотографии. Готовы?  Включить музыку. Включается проектор, меняются через интервал снимки, затем  задерживается кадр,  и дети определяют время года, читают четверостишье.

     Д. – эти березы сфотографированы зимой.

     В. – А почему вы так решили?

     Д. – Ответы детей.

                                        Белая береза под моим окном

                                        Принакрылась снегом, точно серебром.

                                        На пушистых ветках снежною каймой

                                        Распустились кисти белой бахромой.

     Д. – А здесь весна.

     В. – Почему вы так думаете?

     Д. – Ответы детей.

     В. – Правильно, молодцы.

                                      Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

                                      А в один из теплых дней

                                      Май сережки дарит ей.

     Д. – Это летом сфотографированы березы.

     В. – А докажите.

     Д. – Ответы детей.

     В. – Молодцы.

                                     Ты до того, березонька, красива!

                                     И в полдень жаркий, и в часы росы,

                                     Что без тебя немыслима Россия,

                                     И я немыслим без твоей красы!

     Д. – А на этой фотографии березы осенние, в золотом наряде.

     Дети дополняют.

     В. – Умницы.

                                    Стало вдруг светлее вдвое,

                                    Двор как в солнечных лучах –

                                    Это платье золотое у березы на плечах.

     В.  –  А скажите, в чем же волшебство было березки?

     Д. – Ответы детей.

     В. - А что же еще нам расскажет Ира?

     Ира – Ребята, а вы знаете, что в старину березу называли «весёлкой». Ведь от этой белоствольной красавицы исходит радость и веселье. Почитали березу, слагали о ней песни, девушки водили хороводы вокруг березоньки.

     В.  – А кто знает, как в старину  восхваляли березу?

     Д. – Березка, березка девочек кричала, к себе призывала:

            «Идите вы, девочки, ой да на луг гулять,

            Зеленые веточки, ой да завивать».

     Д. – Близ тебя, березонька, красны девицы поют,

            Под тобой, березонька, красны девицы венки плетут.

     Д. - Радуйтесь, березы, радуйтесь,  зеленые!

            К вам девушки идут, вам пироги несут!

     В. – Спасибо вам, девочки. Вот  такими словами в старину девушки благодарили березу за ее необыкновенную красоту.

     А послушайте, что о березе вам расскажет экскурсовод Алена.

     Алена – Но березка не только радовала глаз. Она была еще доброй помощницей. В длинные,  зимние вечера избы освещала лучина.

     Берет, показывает лучину. Предлагает детям тоже взять лучины.

     В. - Ребята, а может кто-нибудь знает, что такое лучина?

     Д. – Ответы детей.

     Алена – Лучина, это тонкая длинная щепка, полученная из полена.  А делали такие лучины из березы, потому что березовая лучина горела ярко, не коптила и долго не сгорала. Ставили такую лучину в специальную подставку, которая называлась светец.

     Берет светец – поддон  железный, сбоку закреплена пружинистая проволока, в верхний сгиб вставляется лучина, наклонно вниз.

     В. – Ребята, а почему она называется светец?

     Д. – Ответы детей.

     Алена - Этот светец ставили в то место, где нужен был свет. Вот так в старину коротали долгие зимние вечера.  «Ты гори, моя лучина» - пелось в народной песне.

     В. – А хотите увидеть, как в старину освещали избы? Как горит лучина?

     Д. – Хотим!!!

     В. –  Но мы не можем поджечь лучину, потому что надо еще что-то сделать.

     Дети видят, что в кувшине стоит вода и предлагают налить в поддон воду, обосновывая это тем, что угольки должны падать в воду, чтобы не было пожара. Воспитатель поджигает лучину, говоря о том, что надо стоять в кружочке, чтобы всем было видно.

     В. – Ребята,  а  ведь есть народная игра «Лучина».  Давайте поиграем в нее. Дети стоят  вокруг пенечка,  на котором стоит светец, поют песню, сопровождая ее движениями.

                                   Игра «Лучина»

                                        Лучина, лучина,                                                  

                                        Я тебя сушила.

                                        Гори, гори ясно,

                                        Чтобы не погасла.

                                        Гори, гори ярко!

                                        Приедет Захарка.

                                        Сам на лошадке,

                                       Жена на коровке,

                                       Дети на кошках,

                                       Все в полусапожках.

                                       Гори, гори ясно,

                                       Дунем – и погасла!

     Дети дуют, не приближаясь к пенечку, а воспитатель опускает лучину в воду – она может менять положение за счет пружинистой проволоки, затем погасшую поднимает. Эмоции детей от совершившегося чуда.

     В. – Ребята, а что мы с вами делаем,  чтобы было в комнате светло?

     Д. – Ответы детей.

     В. – Ребята, скажите, а сейчас используют лучины?

     Д. – Ответы детей.

     В. – Молодцы, ребята, теперь мы знаем  о лучине  очень много.

     В. –А давайте  послушаем, что о березе   нам расскажет экскурсовод Коля.

     Коля  – А я вам расскажу о березовой коре.

     Верхний слой коры у березы называется береста. Показывает  на чурке. В народе ее называют «плащ березы». Ведь береста предохраняет березу от холода и жары.

     Давно-давно, когда еще не было на Руси бумаги, вместо бумаги использовали бересту. Буквы выдавливали на бересте специальными острыми палочками. Береста может пролежать в земле сотни лет и не сгнить. И сейчас в древнерусских городах находят берестяные грамоты – это  письма на бересте. По ним мы можем узнать, как жили наши далекие предки.

     Во время Великой Отечественной войны о бересте вспомнили опять. Ведь бумаги не хватало и дети на кусочках бересты учились писать, рисовать.

     В. – А в нашем музее есть кусочки бересты, подойдите к столам,  возьмите их, рассмотрите внимательно и опишите.

     Д. – Ответы детей. Обратить внимание детей на темную и светлую стороны бересты.

     В. – А если на этих кусочках написать письмо, как они тогда будут называться?

     Д. – Берестяные грамоты.

     В. – А как писали письма?

     Д. – Выдавливали слова. – Рисовали.

     В. – Молодцы,  а вам хотелось бы составить свою берестяную грамоту.

     Д. - Ответы детей.

     В.– Возьмите заостренные палочки (будьте осторожны, они острые) и выдавите на бересте, на темной стороне свое письмо.

     Дети заостренными палочками  пишут письмо.

     В.- Ребята, я смотрю, что некоторые закончили уже писать письмо, кто хочет рассказать о своей берестяной грамоте?

     Д. Ответы детей. Похвала воспитателя.

     В. – Так вот, ребята, мы сегодня с вами освоили древнерусский вид рисуночного письма, которое называется пиктография.

     Дети повторяют это слово.

     В. - Молодцы, ребята. Пусть ваши берестяные грамоты полежат пока на столе, а я предлагаю вам подойти к представленным в музее экспонатам и посмотреть, что еще можно сделать из бересты.

Дети рассматривают и выбирают экспонаты.

      В. - Кто хочет рассказать о своем предмете, и как его можно применить сегодня?

     Д. -  Ответы детей.

     В. – А кто сможет сказать, как украшали берестяные изделия?

     Д. – Ответы детей.  Дети уже раньше знакомились с росписью, теснением, резьбой.

     Дети садятся на стульчики.

     В. – Ребята, вот вы увидели, какие нужные и красивые вещи  можно сделать из бересты. А вы знаете, как надо заготавливать бересту?

     Д. – Ответы детей.

     В. – Да, ребята, бересту надо снимать только с поваленных деревьев.

         - А почему нельзя с живых деревьев снимать бересту?

     Д. - Ответы детей.

     В. – Молодцы, ребята. Теперь вы узнали о бересте так много интересного.

     А знаете, как много дел у березы? Я буду называть эти дела, а вам надо вспомнить, есть ли  среди сегодняшних экспонатов те вещи, которые относятся к этим  делам.

     Первое дело – мир освещать,

     Д. – берут лучину. Это лучина, она освещала избы в старину.

     Второе дело – скрип утишать,

     Д. – Берут деготь. Им смазывали колеса у телеги, чтобы не скрипели.

     Третье дело – больных исцелять,

     Д. – Берут березовый веник, чагу,  коробочку аптечную с листьями сушеными. Говорят:  «Еще почки березовые заваривают при болезнях. Сок березовый целебный».

     Четвертое дело – чистоту соблюдать.

     Д. - Берут метелку из березовых прутьев. Могут назвать «голичок березовый»,  лопатку для уборки снега – основание сделано из березовой фанеры.

     Пятое дело – продукты сохранять.

     Д. - Берут изделие из бересты туесок.

     В. – Молодцы,  вы были внимательны.  И мы узнали, что  никак без березы  не прожить было ни в старину, ни сейчас.

       Вот мы и совершили экскурсию в волшебный мир березы и увидели, что волшебство есть, только надо захотеть увидеть его.

     А скажите мне, пожалуйста, что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

     Д. – Ответы детей.

     В. – А что бы вы хотели узнать в следующий раз?

     Д. – Ответы детей.

     В. - Хорошо, ребята, мы расскажем вам об этом, когда вы вновь придете в музей дерева.

     В. - И мне хочется поблагодарить сегодняшних экскурсоводов, которые провели экскурсию в волшебный мир березы.  В следующий раз, таким экскурсоводом может стать любой из вас.

     Включить музыку.

     А в память о нашей встрече березка дарит вам, мои дорогие, свое тепло и красоту, которые  спрятаны  вот в этом кусочке дерева. Он волшебный, потому что, когда вы будете брать его в свои ручки, то сразу вспомните все-все, что увидели, услышали сегодня. И берестяные грамоты березка тоже вам дарит, пусть ваши родные расскажут, что вы им написали.

     А всех гостей мы тоже благодарим за то, что побывали в нашем музее, который называется:

     Д. – «Чудо- дерево»

     В. – И приглашаем попробовать полезный чай, заваренный из чаги.

     Кирилл К. -  Этот целебный напиток пили всегда на Руси.

                             Бодрость и силу давал он, а болезни прочь уносил.

__________________________________________________________________

20. 02. 08          

Разработала мероприятие в-ль ДМОУ  детского сада «Русская березка»  Оболтина О.В.

 

   

Музей «Чудо-дерево».

Введение  к перспективному планированию

проведения мероприятий в подготовительной группе.

     В детском саду «Русская березка» одной из форм социально-нравственного развития дошкольника является развитие музейной педагогики. Ведь вступая в диалог с музейными экспонатами, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.

     Дети при этом обретают опыт общения с предметным миром: усваивают назначение, разные способы действий с предметами экспозиции, перенимают модели поведения взрослых, приобщаются к народному искусству.

     Задачи.

     1. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания о деревьях, в соответствии с программой, пополняя словарный запас  детей, отрабатывая речевые навыки.

     2. Развивать мышление, сенсорные навыки, внимание, память, волю, самостоятельность, эмоции, способности и дарования.

     3. Воспитание интереса к прошлому, настоящему и будущему. Любовь к родному краю, бережное отношение к природе, умение заботиться о ней. Воспитание эстетических взглядов, развитие чувства прекрасного. Формирование положительного отношения к дружбе.

      Исходя из этого, дети подготовительной группы приняли участие в собирании   гербария лиственных и хвойных деревьев. Во время экскурсий  в лес, парк, целевых прогулок на участке,  дети с большим воодушевлением собирали осенние  листья, семена, плоды, шишки, хвою, смолу,  веточки  деревьев.

     С радостью дети выполняли аппликации из листьев, делали поделки из бросового материала. Был проведен конкурс поделок:  «Осенняя сказка», в котором с энтузиазмом приняли участие не только дети, но и их родители.

     Дети поэтапно знакомились с деревьями: использовалось художественное слово, репродукции картин с изображением деревьев в разное время года,  наглядность, сравнение. Дети учились различать деревья по стволам, по веткам,  по почкам, по  коре,  по плодам, по  семенам, по  листьям, по хвое, по смоле, по древесине.  

     Они  рассматривали, сравнивали изделия из дерева, узнавали историю создания и применения их в быту: коромысло, прялка, скалка, резной поднос, лукошко, туесок, кузовок, различная  кухонная утварь;  в строительстве: дома, древние крепости;   изготовление игрушек, музыкальных инструментов.

     Знакомство с древесиной, ее структурой: различный узор, твердость и мягкость. Применение ее в зависимости от свойств.

     Дети узнали о применении в народной медицине целебных свойств деревьев: цветы липы, чага, почки и листья березы, березовый сок,  деготь,  плоды рябины, черемухи, кедровый орех, молодые  побеги сосны, кора дуба.

     Вся эта работа переплеталась с воспитанием у детей любви к  природе, эмоциональной отзывчивости на красоту родного края, интереса к прошлому России, ее культуре, формируя эстетическое и в тоже время трепетное  отношение к предметам старины, воспитывая чувство гордости и сопричастности к этим произведениям искусства. Дети учились  правильно  вести себя в лесу, бережно  относиться  к окружающему миру.  

     С целью привития экологической культуры,  расширения познаний в области растений, мы создали мини-тепличку «Выращу сам дерево». С этой целью сначала, изучив семена, которые находятся в музее, решили, что мы можем вырастить сами. Дети решили провести эксперимент  с семенами: березы, ели, сосны, кедра, клена, рябины, черемухи. Предварительно мы замочили семена 30.01.08. Затем посеяли их в стаканчики  06.02.08., каждого вида по 3 – 4 шт.  Первым проклюнулось семя сосны, показался росток  18.02.08, затем 21.02.08 проросло семя ели. В данный момент, 22.02.08 других ростков нет. Наблюдения записываются и зарисовываются в специальном альбоме.

     При внесении нового материала не нарушалась связь с изученным ранее материалом. Необходимо было из большой информации выделить главное, т.е. придерживаться принципа доступности материала; рационально использовать время и предупредить перегрузку детей.

      Был проведен инструктаж о соблюдении необходимых правил в рассмотрении образцов в музее: нельзя пробовать на вкус плоды и семена растений; аккуратно рассматривать образцы стволов, не размахивая ими, чтобы не причинить травмы сидящему рядом товарищу; аккуратно пользоваться лупой и микроскопом для изучения образцов.

      Поэтапно проводилась словарная работа с целью осознанного отношения к представленному материалу: кап, чага, гриб-трутовик, лучина, чурка, полено,  береста, резьба по дереву, теснение, выдавливание,  смола-живица, кузовок, туесок, солонка, шкатулка, лиственные и хвойные деревья, березовая роща, сосновый бор, дубрава, смешанный лес, осинник, тайга.

     При выборе детей-экскурсоводов, брала за основу уровень познавательных возможностей и способностей, волевые и эмоциональные качества ребенка.

     Проводилась в группе как индивидуальная, так и дифференцированная работа.

     Посещали краеведческий музей п.Кондинское, где знакомились с экспонатами, выставками, работой экскурсовода.

     Регулярно знакомились с книгами из детской библиотеки, в которых в доступной форме,   рассказывалось о мире деревьев.

      Следует отметить, что создание музея «Чудо-дерево» было запланировано мной весной 2007г. Был разработан план, намечены цели, задачи, начала изучать методическую литературу, практические пособия на данную тему по программе «Детство».  Работа в музее велась в соответствии с составленным перспективным планом  на 2007 – 2008 год.

     В подборе материала, экспонатов, образцов принимали участие дети, родители и сотрудники детского сада. Материал и экспонаты вносились в соответствии с темой предстоящей беседы, занятия или экскурсии. Эти экспонаты  брали из музея  детского сада «Русская изба», из кабинета и групп, например, деревянные игрушки. Поэтому материал музея группы «Чудо-дерево» постоянно менялся, что способствовало более полному освоению материала детьми и их постоянной заинтересованности.

     В ноябре прошло открытие мини-музея «Чудо-дерево» для сотрудников детского сада. В открытии приняли участие юные  экскурсоводы. В декабре прошла экскурсия для детей старшей группы. Дети не только узнали много интересного о дереве, но и могли рассмотреть экспонаты, изучить их, поиграть с деревянными игрушками.

     Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что приобщение детей дошкольного возраста к музейной  педагогике не только целесообразно, но и необходимо, так как помогает ребенку  осознать себя  причастным к  этому  большому  загадочному  миру.  

Самоанализ мероприятия, проведенного в подготовительной группе МДОУ «Русская березка» п. Кондинское 28.02.08 г.,

Воспитатель: Оболтина О.В.

Тема: Экскурсия в мини-музей подготовительной группы «Чудо-дерево» -                          «Волшебный мир дерева».

     Это мероприятие относится к планируемой в течение года коллективной творческой, познавательной и нравственно-патриотической деятельности, что помогает реализовать творческий потенциал детей,  и  позволяет максимально раскрепостить ребенка, повысить его самооценку, дает свободу для импровизации и всегда несет в себе элемент новизны, мотивирует деятельность ребенка, прививает ему любовь к  своей  Родине.

     Была проведена предварительная работа. Наблюдения за березой на прогулке, сравнение  ее с другими деревьями. Чтение рассказов, стихотворений, фольклорных произведений о березе.  Народные игры «Во поле береза стояла», «Лучина». Знакомство с берестяными изделиями, украшенными  росписью, теснением, резьбой, их применением в быту.  

      Рассказ воспитателя  о процессе получения дегтя из березовой коры,  о его полезных свойствах. На практике, познакомившись со свойствами дегтя  при помощи тактильного способа и обоняния,  дети сумели объяснить,  почему «ложка дегтя испортит бочку меда».                              

     Знакомство с древесиной березы:  прочность, однородность;  с  процессом изготовления из нее фанеры, катушек для ниток, топорища для топора, рассматривание поделок из капа – особые  наросты на березе – иллюстрации в книгах.  

     Использование человеком целебных свойств березы: чага,  березовые почки, листья, березовый сок, веник березовый для бани, дегтярное мыло, мазь Вишневского.

     В соответствии с планом мероприятия,  отдельно от других детей,  велась предварительная индивидуальная работа с иными  экскурсоводами. Дети с энтузиазмом взялись за эту интересную, но очень ответственную роль. Данные экскурсоводы совместно с воспитателем провели экскурсию для детей старшей группы: «Знаю ли я это дерево?». Дети с большим интересом, вниманием слушали рассказ о березе своих старших друзей, играли с ними  в игру, рассматривали лучину, бересту, учились из полосок бересты плести циновку. Долго потом рассматривали экспонаты и задавали юным экскурсоводам вопросы.

     Хочется  отметить, что  в  подборе материала для данной экспозиции приняли участие  все: дети,  родители, педагогический персонал.

     Тип мероприятия: Комбинированное: обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Освоение нового материала.

     Форма проведения:   Экскурсия.

      Цель данного мероприятия: Обобщить,  систематизировать и расширить знания о березе, уметь использовать их на практике. Вооружить детей не только знаниями, умениями и навыками,  но и вызвать у них искренний интерес к символу России – березе, к прошлому и настоящему нашей Родины. Внедрение в практику работы методов и приемов музейной педагогики.  Воспитание патриотизма, нравственности.

    Задачи:

     1. Обучения.

     - Пополнять словарный запас детей: лучина, светец,  полено, береста, берестяная грамота, рисуночное письмо – пиктография, лукошко, туесок, короб, циновка, роспись, тиснение, резьба.

     - Отрабатывать речевые навыки детей –  использование интонаций, пауз, изменение силы голоса при чтении стихотворений, донесении информации до слушателей; образность речи.

     -Совершенствовать диалогическую, монологическую речь, навыки двустороннего контакта.

     2. Развития. 

     - Развитие мышления (анализировать, т.е. рассмотреть отдельные свойства березы: лучину для освещения избы изготовляли именно из березового полена, так как она горела долго, не коптила;  береста – это только верхняя часть коры березы. И почему именно бересту могли использовать  для письма не только в древней Руси, но и во время Великой Отечественной войны;  сравнивать, т.е. сопоставлять несколько экспонатов изделия из бересты и  древесины  для установления сходства и различия)

     - Сенсорных навыков (умение определять материал на ощупь, использовать зрительный анализатор: при рассмотрении лучины, бересты, изделий из березы).

     - Моторики (точность и координация движений при рассмотрении, изучении и демонстрации материала, при написании на бересте рисуночного письма).

     - Развитие внимания, памяти, воображения, познавательных навыков. Умение наблюдать, выделять главное. Например, определить, в какое время года сфотографирована береза, прочитать соответствующее стихотворение; создавая берестяную грамоту, представить, как кто-то вот так же сидел и выдавливал буквы или рисунок на бересте;  выбрать именно предметы из бересты  в экспозиции и назвать их применение,  или как бы он их применил;  вспомнить и  назвать те предметы, которые бы соответствовали одному из пяти дел березы.  

     -  Воли и самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах; умение преодолевать  трудности для достижения намеченной цели: здесь и очень сложная деятельность экскурсоводов-детей – не растеряться, чувствовать себя уверенно, получить удовольствие от того, что тебя слушают, твои умения и знания необходимы не только тебе, но и окружающим; участие и других детей – чтение стихотворений, выполнение в короткий срок рисунка на кусочке бересты: придумать, создать, описать смысл изображенного).

      3. Воспитательные. 

     - Экологическое  воспитание -  бережное  отношение к природе, ответственность за свои поступки: не навредить природе, весной не калечить березу для того, чтобы добыть неправильным способом сок,  снимать бересту только с поваленных деревьев. И теперь, когда дети увидят на березе черные, оголенные полосы, то поймут, отчего березка болеет.

     - Воспитание эстетических взглядов, развитие чувства прекрасного: это и изделия из березы, картины художников, фотографии.

     - Бережное отношение к собранному материалу.

     - Методы и приемы которые были использованы при проведении мероприятия.

     - Словесные:  материал последовательно излагался, выделялись  признаки, особенности, свойства группы или каждого экспоната; было использовано художественное слово: загадки, стихотворения, фольклор, словесно-действенная  игра «Лучина».

     - Наглядные: детям доступен был материал. Они могли рассмотреть экспонаты, потрогать, изучить их, что активизирует наблюдательность и повышает интерес детей. Использование ТСО, проектирование фотографий на экран – при проведении игры «Угадай, в какое время года сфотографированы березы». Красочность, новизна вызывает у детей всегда повышенный интерес.

     - Стимулирование: похвала, доброжелательный, одобряющий взгляд, систематическая психологическая поддержка  и помощь  при затруднении,  сувениры от березки.

 

     Я уверена, что дети запомнят эту экскурсию: ведь все они были не просто слушателями, а участниками.  Все дети могли сами создать свою берестяную грамоту, вспомнив,  как Наталья Александровна учила их рисуночному письму – пиктографии;   по-настоящему увидеть, как в старину избы освещала лучина;  поиграть в народную игру; исполнить   роль экскурсовода;  прочитать стихи, отгадать загадки, опираясь на  ранее полученные знания.  И,  конечно же, каждый ребенок вспомнит все волшебство березы, когда будет видеть свою  берестяную грамоту и теплый, гладкий срез веточки березы – подарки от Чудо-дерева.

      В дальнейшем планирую вести работу в соответствии с перспективным планом.  А так как данный музей образован в 2007 году, то необходимо  разработать перспективный план работы  на другие возрастные категории и продолжить пополнять музей новыми экспонатами, привлекая детей, родителей и педагогический персонал детского сада. Готовить  к роли экскурсоводов детей, что способствует их заинтересованности, развитию речевых, познавательных и эмоциональных навыков, служит положительным примером для других детей. Приглашать в музей, как взрослых, так и воспитанников  других групп.

Паспорт

Мини-музей  «Чудо-дерево»

Направление: Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Цель: Воспитание музейной культуры, внедрение в практику работы методов и приемов музейной педагогики как инновационной технологии в системе социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:   

      1. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания о деревьях, в соответствии с программой, пополняя словарный запас  детей, отрабатывая речевые навыки. Совершенствовать диалогическую, монологическую речь, навыки двустороннего контакта.

      2. Развивать мышление, сенсорные навыки, внимание, память, волю, самостоятельность, эмоции, способности и дарования. Помочь осознать ценность собственной личности, других людей. Уметь выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями страны.

     3. Воспитание интереса к прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Любовь к родному краю, бережное отношение к природе, умение заботиться о ней. Воспитание эстетических взглядов, развитие чувства прекрасного. Формирование положительного отношения к дружбе.

     4. Внедрить музейную педагогику в общеобразовательный процесс. Развивать познавательный интерес, предпосылки поисковой деятельности. Формировать активную жизненную позицию.

Создатель мини-музея: Воспитатель О.В. Оболтина

Год создания: 2007

Адрес: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Русская березка»

п. Кондинское

Литература

     1. Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Библиотека программы «Детство». СПб., 2000.

     2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984

     3. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М., 2006.

     4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М., 2005.

     5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2001.

     6. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Х.-М.., 2005.

     7. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2006.

     8. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2003.

     9. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Конспекты занятий. С-Пб., 2001.

    10. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2006.

    11. Рунова М.А. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2006.

    12. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004.

     13. Федотов Г.Я. Дерево. Секреты живого дерева. М., 2003.

     14. Зубкова Т.Н. В гостях у старого дерева. М., 2007

     15. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.Воронеж,2002

     16. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М., 2004.

     17. Яковлева К.Г. Чудо чудное, диво дивное. М., 1984.

     18. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском

рисунке. М., 1985.

    19. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.М., 1981.

    20. Дацкевич В.П. Как делают книгу. М. 1987.

    21. Журналы  «Юный художник».

    22. Детская энциклопедия. Деревья от «А» до «Я». №5- 1998

    23. Детская энциклопедия. Лес. №8 – 2003.

    24. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушка Крутца. М., 1991.

    25. Ханнелора Курт-Гильзенбах. Деревья.  М., 1997.

     

 

            Муниципальное дошкольное образовательное

               учреждение детский сад «Русская березка»

                                    п. Кондинское

         

                                                                      Выполнила: воспитатель

                                                                                   Оболтина О.В.

Экскурсовод

АЛЕНА

Экскурсовод

ИРИНА

Экскурсовод

КОЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия «В гости к деревьям». Интегрированное занятие с детьми старшей группы

Проводится со старшими дошкольниками. (весной в маи)Цель: Познакомить с разными породами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой (почвой, водой, солнцем) ; воспитывать бережное отношение к...

Деревья. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения с детьми старшей группы.

Цель:- расширять представления детей о деревьях, их значении в жизни челове¬ка;-развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире растительного царства;- воспитывать любовь к ...

Экскурсия для детей старшей группы "В гости к деревьям"

«В гости к деревьям» Цель: Познакомить с разными породами деревьев. Изучить взаимосвязь с окружающей средой (почвой, водой, солнцем) ; Программное содержание:Образовательная задача...

Конспект занятия в ясельной группе "Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"

"Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"...

Конспект ООД экскурсии в природу "В гости к деревьям"

показать детям, что природа хороша в любое время года...

Экскурсия "Рассматривание деревьев на участке"

Экскурсия "Рассматривание деревьев на участке"...

летняя экскурсия к плодовым деревьям. Старшая группа.

Наблюдая за сезонными изменениями, которые происходят с любимыми деревьями на территории детского сада, ухаживая за ними, играя среди них, дети учатся бережному, хозяйскому отношению к родной природе....