Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Очищение воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель:
познакомить детей с разными способами очистки воды.
Задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
- Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.
Материалы и оборудование:
сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки, клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.
Литература:
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
- Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
- Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
- Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
- Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Загадывание загадок о воде.
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..
5. Чтение художественной литературы. Экологические сказки.
6. Наблюдение за водой в детском саду, дома.
7. Консультации для родителей.
Структура занятия:
1. Беседа с детьми об очистке воды.
2. Сюрпризный момент
3. Отгадывание загадок.
4. Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»
5. Опыт «Вода – растворитель».
6. Физкультминутка для глаз «Дождик».
7. Подведение итогов
Характеристика группы: дети седьмого года жизни.
Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.
На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.
Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?
В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.
- Откуда вода попадает в наши квартиры?
С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.
В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.
Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (Соль)
Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Cахар)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – (Мята).
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.
Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:
нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;
нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.
1. Вода – растворитель
- Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?
Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.
- Что произошло с водой после смешивания?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.
Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.
Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:
Чистая вода + вещество |
Что получилось |
вода + соль |
Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным |
вода + сахар |
Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным |
вода + мука |
Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка |
вода + мята |
Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый |
вода + марганцовка |
Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный |
вода + масло растительное |
Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку. |
- Можно ли пить такую воду?
Нет, т.к. она грязная.
2. Очищение воды.
- Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?
Можно ее отфильтровать.
- Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.
Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.
Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.
Физкультминутка для глаз «Дождик».
Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)
И вторая прибежала – кап! (То же самое)
Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)
Намочились лица.
Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)
Плечами дружно поведем (Движение плечами)
И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)
От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)
Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)
- Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.
Результаты заносятся в таблицу.
Раствор |
Результат |
вода + соль |
Практически не отфильтровался |
вода + сахар |
Практически не отфильтровался |
вода + мука
|
Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины. |
вода + мята |
Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым |
вода + марганцовка |
Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала. |
вода + масло растительное |
Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы |
Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки о взаимодействии воды с различными веществами.
Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.
Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе
Педагог благодарит Капельку и детей за участие в исследованиях.
- Вы узнали много нового о воде:
1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.
2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.
3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.
Капелька читает стихотворение:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без ...Воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Очищение воды" | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
познакомить детей с разными способами очистки воды.
Задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
- Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.
Материалы и оборудование:
сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки, клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.
Литература:
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
- Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
- Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
- Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
- Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Загадывание загадок о воде.
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..
5. Чтение художественной литературы. Экологические сказки.
6. Наблюдение за водой в детском саду, дома.
7. Консультации для родителей.
Структура занятия:
1. Беседа с детьми об очистке воды.
2. Сюрпризный момент
3. Отгадывание загадок.
4. Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»
5. Опыт «Вода – растворитель».
6. Физкультминутка для глаз «Дождик».
7. Подведение итогов
Характеристика группы: дети седьмого года жизни.
Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.
На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.
Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?
В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.
- Откуда вода попадает в наши квартиры?
С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.
В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.
Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (Соль)
Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Cахар)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – (Мята).
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.
Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:
нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;
нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.
1. Вода – растворитель
- Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?
Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.
- Что произошло с водой после смешивания?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.
Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.
Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:
Чистая вода + вещество | Что получилось |
вода + соль | Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным |
вода + сахар | Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным |
вода + мука | Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка |
вода + мята | Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый |
вода + марганцовка | Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный |
вода + масло растительное | Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку. |
- Можно ли пить такую воду?
Нет, т.к. она грязная.
2. Очищение воды.
- Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?
Можно ее отфильтровать.
- Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.
Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.
Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.
Физкультминутка для глаз «Дождик».
Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)
И вторая прибежала – кап! (То же самое)
Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)
Намочились лица.
Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)
Плечами дружно поведем (Движение плечами)
И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)
От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)
Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)
- Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.
Результаты заносятся в таблицу.
Раствор | Результат |
вода + соль | Практически не отфильтровался |
вода + сахар | Практически не отфильтровался |
вода + мука | Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины. |
вода + мята | Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым |
вода + марганцовка | Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала. |
вода + масло растительное | Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы |
Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки о взаимодействии воды с различными веществами.
Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.
Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе
Педагог благодарит Капельку и детей за участие в исследованиях.
- Вы узнали много нового о воде:
1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.
2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.
3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.
Капелька читает стихотворение:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без ...Воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде. Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе: «Водичка, водичка…»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе: «Водичка, водичка…»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему "Свойства воды"
Программное содержание:расширить представлени детей р о природных свойствах воды путём экспериментирования(прозрачность, принимает форму сосудов, может быть как в жидком, таки в твёрдом состоянии); ра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию с водой в младшем дошкольном возрасте
Конспект предназначен для воспитателей младшей группы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми "Свойства воды"
Изучение свойств воды с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой во второй младшей группе Тема: Свойства воды. «Тучка».
Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой «Волшебная водичка» во второй младшей группе.
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая: - познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, вкус, тек...