Детско-родительский образовательный проект "Одежда" с элементами поликультурного воспитания
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
В информационном материале представлен педагогический проект "Одежда" с детьми младшего дошкольного возраста по развитию знаний об окружающем, системная паутинка, организованная образовательная деятельность с элементами поликультурного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturonoe_vospitanie.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский образовательный проект «Одежда» с элементами поликультурного воспитания
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: недельный.
Участники: воспитатели, родители дети младшего дошкольного возраста.
Образовательная область: познание (ознакомление с окружающим), коммуникация (развитие речи).
Цель: создание условий для развития познавательных и чтворческих способностей детей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.
Задачи:
- Обогатить представления детей об одежде, её значении;
- Активизировать словарный запас;
- Развивать связную речь;
- Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.
Основные направления реализации проекта:
- Организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»;
- Домашнее задание для родителей и детей – совместное составление загадок по теме проекта, изготовление скукольной одежды, пополнение одеждой «уголка ряжения».
- Беседы сдетьми «Одежда людей в разное время года», «Шубки у зверят», «Одежда для девочек и мальчиков».
Обеспечение: настольно-печатные игры, иллюстрационно-наглядный материал, детская художественная литература по теме проекта, специальная методическая литература.
Предпологаемый результат:
- Знать и называть предметы одежды:
- Владеть обобщающим понятием;
- Различать одежду для девочек и для мальчиков;
- Знать из чего шьют одежду и кто;
- Узнавать предметы одежды по описательным загадкам.
Продукт проктной деятельности: составление загадок, изготовление кукольной одежды, пополнение предметами детской одежды «угока ряжения».
Презентация проекта: составление альбома «Одежда».
Системная паутинка
Центр сенсорики
| Цетр коммуникации
| Центр художественной литературы
| |
Центр художественного искусства
| Детско-родительский проект «Одежда» | Центр конструирования
| |
Центр игровой деятельности Дидактические игры: «Как живётся твоим вещам»; «Что лишнее?»; «Кому, что нужно ля работы?»; «Как мы одеваемся?» «Назови одним словом» Палчиковая гимнастика «Перчатка» | Центр театральной деятельности
|
Бинарная организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»
Цель: уточнение и закрепление знаний детей об одежде.
Задачи:
- Уточнить названия, назначение предметов одежды;
- Формировать представления о видах одежды соответственно времени года, учить обобщать и сравнивать, умение ориентироваться во временах года, знать их последовательность;
- Активизировать словарный запас детей, уточнить глагольный и качесвенный словарь;
- Закреплять приём закрашивания предмета (набор краски на кисть, умение держать кисть правильно);
- Развивать зрительное внимание, логическое мышление, эстетическое восприятие, расширять кругозор.
Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, альбома «Одежда», «Хакасские орнаменты»; беседы, загадывание загадок, заучивание стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»; экскурсия в хакасский музей ДОУ «Моя Макасия»; игры.
Словарная работа: одежда, обувь, головные уборы, орнамент, жарки, изенер (с хакасского «здравствуйте»), чидер (стоп), анжохтр (до свидания).
Материалы к занятию:
Демонстрационный: иллюстрация с изображением ветрины магазина кукольной одежды, картинки из серии «Времена года», «Кукла Тарина», иллистрации с изображением хакасской национальной одежды, сундучок для сюрпризного момента, рукавица для хороводной игры, иллюстрации с изображением рукавиц (образец для рисования);
Раздаточный: листы с изображением контура рукавицы с элементами хакасского национального орнамента на каждого ребёнка для закрашивания, ёмкости с чистой водой, краски, кисти на каждого ребёнка, салфетки.
Ход:
1 воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пришли с вами в магазин кукольной одежды. Что такое одежда? (Ответы детей).
- Скажите, для чего нужна людям одежда? (Ответы детей).
- А, что относится к одежде? Чтение детьми наязусть стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относится…»:
К одежде относятся брюки, жилеты,
Платья, костюмы, пальто и жакеты.
Тёплые шубки мы носим зимой,
Ну а плащи одеваем весной.
Воспитатель предлагает рассмотреть одежду на ветрине, загадывает загадки:
- Я любой девчёнке прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки. От солнца я защита – для того и сшита. (Панама).
- Я, как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от солнца я укрою. Ну так что же я такое? (Плащ).
- Две сестрёнки, две плетёнки из овечей шерсти тонкой, Как гулять, так надевать, чтоб не мёрзли пять, да пять. (Варежки).
- Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф).
- Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба).
- Два братца не могут расстаться: Утром – в дорогу, вечером – к порогу. (Сапоги).
- Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в сад, вечером – домой. (Валенки).
1 воспитатель задаёт детям вопросы:
- Знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Ответы детей).
- Если она испачкалась, то её… (стирают).
- Если помялась, то её…(утюжат).
- Если изорвалась, то её… (зашивают).
- Если оторвалась пуговица, то её… (пришивают).
- Что нужно сделать с одеждой, когда её снимаешь? (Аккуратно развесить или сложить).
Далее воспитатель предлагает посмотреть на стенд с картинками:
- Ребята, посмотрите, у нас много картинок, где изображены разные времена года. А на какой картинке, что изображено, трудно догадаться. Давайте попробуем догадаться. (Показывает на картину). Какое время года изображено? (Лето).
- Как вы догадались? (Дети перечисляют разные природные явления, признаки).
- Посмотрите, а по одежде, можно догадаться, какое время года? (Ответы детей). Дальше определяются остальные времена года.
- Вы заметили ребята, погода круглый год меняется и одежда у людей меняется. Давайте посчитаем, сколько времён года? (Воспитатель вместе с детьм счтают).
- Ребята, скажите: шляпа, панама, зимняя шапка, кепка, косынка – что это? (Головные уборы).
- Сапоги, туфли, валенки, сандали, ботинки, тапочки, башмаки – это… (Обувь).
- Платья, шорты, рубахи, футболки, куртки, плащи, шубы – это… (Одежда).
- Посмотрите, ребята, сколько, много у нас должно быть одежды.
- Ребята, мы с вами живём в Хакасии. Интересно, а какую одежду носят хакасы, вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает пойти в гости к кукле Тарине, уж она наверняка знает и расскажет о хакасской национальной одежде.
Проводиться ритмическая гимнастика по мотивам русской народной потешки «Топ – топ – топ».
1 воспитатель: Ну вот, мы пришли в гости к Тарине.
2 воспитатель: Изенер! Здравствуйте дорогие ребята, мы ждали вас с Тариной.
1 воспитатель: Изенер! Мы сегодня с ребятами были в магазине кукольной одежды и говорили о предметах одежды и хотели бы узнать, какую одежду носят хакасы?
2 воспитатель: Дети, посмотрите (обращает внимание детей на картинки, расположенные на стенде), какие интересные наряды, вы когда-нибудь видели такую одежду ? (Ответы детей).
- Совершенно верно, такую одежду носят хакасы. Показывает картинки:
- Одежда у хакасов бывает та, которую они носят каждый день: она лёгкая, удобная, яркая, широкая и т. д., украшена узорами.
- Другая одежда – праздничная (показывает): она из дорогих тканей, она более яркая и также украшена орнаментом.
1 воспитатель: Ребята, давайте поинтересуемся у Хозяйки и Тарины, какие головные уборы носят хакасы?
2 воспитатель: (показывает) яркие платки, праздничные какошники, меховые шапки круглой формы.
Сюрпризный момент: 2 воспитатель выносит сундучок и предлагает подумать и попробовать угадать, что в нём лежит (предположения детей). Воспитатель открывает сундучок, показывает и спрашивает, что это? (Ответы детей).
2 воспитатель: Правильно, это рукавицы! Далее воспитатель читает стихотворение Я. Тисперекова «Варежка»:
Луна глядит в окошко, дрожащее от вьюги, Повышивать немножко уселись две подруги: В избушке свет включили, чтоб не терять иголки, Потом достать решили все нитки с верхней полки. Поют и вышивают в избушке две девицы, И словно оживают жарки на рукавицах.
Имитация: Кукла Тарина предлагает поиграть в Хакасскую хороводную игру «Варежка»: дети выбирают водящего, который становится в центр круга. Рукавицу передают за спиной и после словесного сигнала «Чидер» (стоп), рукавица оказывается у одного из играющих. Водящий должен угадать, у кого рукавица (игра повторяется 2-3 раза).
Имитация - 2 воспитатель: Кукла Тарина мне сказала на ушко, что у неё нет праздничных рукавиц, она хотела бы попросить вас украсить рукавицы для неё и её подружек. Вы согласны помочъ? (Да!).
Далее 2 воспитатель показывает последовательность выполнения работ, дети приступают к работе, воспитатели помогают.
Итог организованной образовательной деятельности:
1 воспитатель: Сегодня, побывав в гостях у Хозяйки и куклы Тарины мы узнали не только, какую одежду носят хакасы, но и изготовили для Тарины и её подружек праздничные рукавицы. Далее воспитатель спрашивает, что нового и интересного узнали дети, что понравилось и запомнилось (ответы детей). По окончании 2 воспитатель на хакассом языке прощается с детьми, дети повторяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...
Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы
Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...
Детско-родительское собрание в старшей группе «Экологическое воспитание»
Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов, расширение представления об окружающем мире воспитанников, воспитание экологической культуры детей....
Детско-родительский проект "Роль музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Долгосрочный творческо-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста....
Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...
Детско-родительский проект как средство нравственно-патриотического воспитания.
Доклад о том, как в проектной деятельности дети с гордостью и уважением знакомят сверстников с профессиями своих родителей....
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...