Детско-родительский образовательный проект "Одежда" с элементами поликультурного воспитания
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Песегова Светлана Александровна

В информационном материале представлен педагогический проект "Одежда" с детьми младшего дошкольного возраста по развитию знаний об окружающем, системная паутинка, организованная образовательная деятельность с элементами поликультурного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturonoe_vospitanie.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект «Одежда» с элементами поликультурного воспитания

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: недельный.

Участники: воспитатели, родители дети младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание (ознакомление с окружающим), коммуникация (развитие речи).

Цель: создание условий для развития познавательных и чтворческих способностей детей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.

Задачи:

  1. Обогатить представления детей об одежде, её значении;
  2. Активизировать словарный запас;
  3. Развивать связную речь;
  4. Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

Основные направления реализации проекта:

  1. Организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»;
  2. Домашнее задание для родителей и детей – совместное составление загадок по теме проекта, изготовление скукольной одежды, пополнение одеждой «уголка ряжения».
  3. Беседы сдетьми «Одежда людей в разное время года», «Шубки у зверят», «Одежда для девочек и мальчиков».

Обеспечение: настольно-печатные игры, иллюстрационно-наглядный материал, детская художественная литература по теме проекта, специальная методическая литература.

Предпологаемый результат:

  1. Знать и называть предметы одежды:
  2. Владеть обобщающим понятием;
  3. Различать одежду для девочек и для мальчиков;
  4. Знать из чего шьют одежду и кто;
  5. Узнавать предметы одежды по описательным загадкам.

Продукт проктной деятельности: составление загадок, изготовление кукольной одежды, пополнение предметами детской одежды «угока ряжения».

Презентация проекта: составление альбома «Одежда».

Системная паутинка

Центр сенсорики

  1. Прямой счёт в пределах пяти;
  2. Закрепление понятий «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий»;
  3. Закрепление понятий «один-много».

Цетр коммуникации

  1. Заучивание стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»;
  2. Отгадывание загадок;
  3. Беседы нв тему: «Детская и взрослая одежда», «Одежда по сезону», «Одежда для девочек и мальчиков», «Шубки у зверят».

Центр художественной литературы

  1. Чтение стихотворения Б. Заходера «Портниха»;
  2. Чтение англиской песенки «Перчатки»;
  3. Чтение стихотворения П .Воронько «Обновки», «Маша-растеряша»;
  4. Чтение рассказа И. Павловой «Чьи башмачки?».

Центр художественного искусства

  1. Рисование «Кукольная одежда»;
  2. Аппликация «Оденем кукол на прогулку»;
  3. Книжки-раскраски, трафареты по теме проекта.

Детско-родительский                   проект «Одежда»

Центр конструирования

  1. «Шкаф для кукольной одежды» (большой строительный материал);
  2. «Полка для обуви» (художественное конструирование).

Центр игровой деятельности

Дидактические игры:

«Как живётся твоим вещам»;

«Что лишнее?»;

«Кому, что нужно ля работы?»;

«Как мы одеваемся?»

«Назови одним словом»

Палчиковая гимнастика «Перчатка»

Центр театральной деятельности

  1. Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»;
  2. Показ кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»;
  3. Развитие сюжетной линии «Оденем куклу на прогулку…».

     

Бинарная организованная образовательная деятельность «Каждому молодцу своя одежда к лицу»

      Цель: уточнение и закрепление знаний детей об одежде.

      Задачи:

  1. Уточнить названия, назначение предметов одежды;                                                                            
  2. Формировать представления о видах одежды соответственно времени года, учить обобщать и сравнивать,  умение  ориентироваться во временах  года, знать их последовательность;
  3. Активизировать словарный запас детей, уточнить глагольный и качесвенный словарь;
  4. Закреплять приём закрашивания предмета (набор краски на кисть, умение держать кисть правильно);
  5. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, эстетическое восприятие, расширять кругозор.

       Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, альбома «Одежда», «Хакасские орнаменты»; беседы, загадывание загадок, заучивание стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»; экскурсия в хакасский музей ДОУ «Моя Макасия»; игры.

     Словарная работа: одежда, обувь, головные уборы, орнамент, жарки, изенер (с хакасского «здравствуйте»), чидер (стоп), анжохтр (до свидания).

    Материалы к занятию:                                                                                                                                    

Демонстрационный: иллюстрация с изображением ветрины магазина кукольной одежды, картинки из серии «Времена года», «Кукла Тарина», иллистрации с изображением хакасской национальной одежды, сундучок для сюрпризного момента, рукавица для хороводной игры, иллюстрации с изображением рукавиц (образец для рисования);                                                                                                                                

Раздаточный: листы с изображением контура рукавицы с элементами хакасского национального орнамента на каждого ребёнка для закрашивания, ёмкости с чистой водой, краски, кисти на каждого ребёнка, салфетки.

Ход:

1 воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пришли с вами в магазин кукольной одежды. Что такое одежда? (Ответы детей).

- Скажите, для чего нужна людям одежда? (Ответы детей).                                                                                                                                        

- А, что относится к одежде? Чтение детьми наязусть стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относится…»:

К одежде относятся брюки, жилеты,

Платья, костюмы, пальто и жакеты.

Тёплые шубки мы носим зимой,

Ну а плащи одеваем весной.

Воспитатель предлагает рассмотреть одежду на ветрине, загадывает загадки:

  1. Я любой девчёнке прикрою волосёнки,                                                                                                                                                                                                 Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.                                                                                                                                                                                     От солнца я защита – для того и сшита. (Панама).
  2. Я, как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю.                                                                                                                                                                               И от солнца я укрою. Ну так что же я такое? (Плащ).
  3. Две сестрёнки, две плетёнки из овечей шерсти тонкой,                                                                                                                                                              Как гулять, так надевать, чтоб не мёрзли пять, да пять. (Варежки).                            
  4. Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.                                                                                                                                                                         Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф).
  5. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба).
  6. Два братца не могут расстаться:                                                                                                                                                                                                  Утром – в дорогу, вечером – к порогу. (Сапоги).
  7. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.                                                                                                                                                             В них мы бегаем зимой: утром – в сад, вечером – домой. (Валенки).

1 воспитатель задаёт детям вопросы:                                                                                                                                                                                  

- Знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Ответы детей).                                                    

- Если она испачкалась, то её… (стирают).                                                                                                                  

- Если помялась, то её…(утюжат).                                                                                                                                  

- Если изорвалась, то её… (зашивают).

- Если оторвалась пуговица, то её… (пришивают).                                                                                        

- Что нужно сделать с одеждой, когда её снимаешь? (Аккуратно развесить или сложить).

    Далее воспитатель предлагает посмотреть на стенд с картинками:                                    

- Ребята, посмотрите, у нас много картинок, где изображены разные времена года. А на какой картинке, что изображено, трудно догадаться. Давайте попробуем догадаться. (Показывает на картину). Какое время года изображено? (Лето).                                  

- Как вы догадались? (Дети перечисляют разные природные явления, признаки).                                                                                                  

- Посмотрите, а по одежде, можно догадаться, какое время года? (Ответы детей). Дальше определяются остальные времена года.                                                                                                                                                                                                                                         

- Вы заметили ребята, погода круглый год меняется и одежда у людей меняется. Давайте посчитаем, сколько времён года? (Воспитатель вместе с детьм счтают).                                                                                                                                                              

- Ребята, скажите: шляпа, панама, зимняя шапка, кепка, косынка – что это? (Головные уборы).                                                                                                                                                                      

- Сапоги, туфли, валенки, сандали, ботинки, тапочки, башмаки – это… (Обувь).                          

- Платья, шорты, рубахи, футболки, куртки, плащи, шубы – это… (Одежда).                                                

- Посмотрите, ребята, сколько, много у нас должно быть одежды.                                                              

 - Ребята, мы с вами живём в Хакасии. Интересно, а какую одежду носят хакасы, вы знаете? (Ответы детей).                                                                                                                                              

Воспитатель предлагает пойти в гости к кукле Тарине, уж она наверняка знает и расскажет о хакасской национальной одежде.                                                      

Проводиться ритмическая гимнастика по мотивам русской народной потешки «Топ – топ – топ».

1 воспитатель: Ну вот, мы пришли в гости к Тарине.                                                                                  

2 воспитатель: Изенер! Здравствуйте дорогие ребята, мы ждали вас с Тариной.                  

1 воспитатель: Изенер! Мы сегодня с ребятами были в магазине кукольной одежды и говорили о предметах одежды и хотели бы узнать, какую одежду носят хакасы?                                                                                                                                                                      

2 воспитатель: Дети, посмотрите (обращает внимание детей на картинки, расположенные на стенде), какие интересные наряды, вы когда-нибудь видели такую одежду ? (Ответы детей).                                                                                                                

- Совершенно верно, такую одежду носят хакасы. Показывает картинки:                                                  

- Одежда у хакасов бывает та, которую они носят каждый день: она лёгкая, удобная, яркая, широкая и т. д., украшена узорами.                                                                                      

- Другая одежда – праздничная (показывает): она из дорогих тканей, она более яркая и также украшена орнаментом.                                                                                          

1 воспитатель: Ребята, давайте поинтересуемся у Хозяйки и Тарины, какие головные уборы носят хакасы?                                                                                                                        

2 воспитатель: (показывает) яркие платки, праздничные какошники, меховые шапки круглой формы.                                      

Сюрпризный момент: 2 воспитатель выносит сундучок и предлагает подумать и попробовать угадать, что в нём лежит (предположения детей). Воспитатель открывает сундучок, показывает и спрашивает, что это? (Ответы детей).

2 воспитатель: Правильно, это рукавицы! Далее воспитатель читает стихотворение Я. Тисперекова «Варежка»:                                                                                                                      

Луна глядит в окошко, дрожащее от вьюги,                                                                                                                                                                                              Повышивать немножко уселись две подруги:                                                                                                                                                                                   В избушке свет включили, чтоб не терять иголки,                                                                                                                                                                   Потом достать решили все нитки с верхней полки.                                                                                                                                                                       Поют и вышивают в избушке две девицы,                                                                                                                                                                                                      И словно оживают жарки на рукавицах.

       Имитация: Кукла Тарина предлагает поиграть в Хакасскую хороводную игру «Варежка»: дети выбирают водящего, который становится в центр круга. Рукавицу передают за спиной и после словесного сигнала «Чидер» (стоп), рукавица оказывается у одного из играющих. Водящий должен угадать, у кого рукавица (игра повторяется 2-3 раза).

    Имитация - 2 воспитатель: Кукла Тарина мне сказала на ушко, что у неё нет праздничных рукавиц, она хотела бы попросить вас украсить рукавицы для неё  и её подружек. Вы согласны помочъ? (Да!).

   Далее 2 воспитатель показывает последовательность выполнения работ, дети приступают к работе, воспитатели помогают.

   Итог организованной образовательной деятельности:                                                                                                                                          

1 воспитатель: Сегодня, побывав в гостях у Хозяйки и куклы Тарины мы узнали не только, какую одежду носят хакасы, но и изготовили для Тарины и её подружек праздничные рукавицы. Далее воспитатель спрашивает, что нового и интересного узнали дети, что понравилось и запомнилось (ответы детей). По окончании 2 воспитатель на хакассом языке прощается с детьми, дети повторяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Детско-родительское собрание в старшей группе «Экологическое воспитание»

Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов, расширение представления об окружающем мире воспитанников, воспитание экологической культуры детей....

Детско-родительский проект "Роль музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Долгосрочный творческо-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Детско-родительский проект как средство нравственно-патриотического воспитания.

Доклад о том, как в проектной деятельности дети с гордостью и уважением знакомят сверстников с профессиями своих родителей....

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...