Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программное содержание:
- Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.
- Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.
- Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.
- Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.
- Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.
Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, угощенья для детей, презентация с рассказом о Белоруссии.
Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.
Ход занятия
Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.
- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)
- А во одет Ваня? (Ответы детей)
- В какие же костюмы они одеты?
Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?
Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.
Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.
- Отправимся мы туда сквозь «Колесо истории».
Дети идут змейкой, пролезают сквозь «Колесо истории» и встают около стульчиков.
Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.
Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!
Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.
Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
Общий поклон, дети садятся.
Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.
- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)
- Беларусь большая стана. Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте). (слайд 2)
- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)
- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)
- Беларусь богата лесом (слайд 6)
- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).
- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли). (слайд 7)
- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.
- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». (слайд 8)
- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9) (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).
- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)
- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)
- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)
- Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть. (слайд 13)
- Давайте с вами тоже немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «Пастух и волк».
Проводится подвижная игра «Пастух и волк». После игры дети садятся на стульчика в центре остаются дети, одетые в национальные белорусские костюмы.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).
- Что это за костюмы. (Ответы детей)
- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.
- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)
- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)
- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.
- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.
Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.
Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.
Мы играли и плясали, много нового узнали.
Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой
Пусть он радостью, весельем
В душах отзовется.
А вот и угощение!
Олеся, Юрась и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.
Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)
После занятия дети едят каравай.
Список использованных источников:
Журнал "Куклы в народных костюмах", № 8 - 2012г.
Воспитание основ толерантности у дошкольников. festival.1september.ru
Градусова Н.Е. сценарий досуга «Разноцветный хоровод» (для старшей и подготовительной к школе групп)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_dlya_starshey_gruppy.doc | 50 КБ |
respublika_belarus.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
воспитателя
МДОУ – «Детский сад № 49»
Управления образования
округа Муром
Нуждиной Ольги Геннадьевны
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы
по поликультурному воспитанию
на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
г. Муром 2012 год
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы
по поликультурному воспитанию
на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Программное содержание:
- Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.
- Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.
- Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.
- Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.
- Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.
Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, угощенья для детей, презентация с рассказом о Белоруссии.
Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.
Ход занятия
Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.
- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)
- А во одет Ваня? (Ответы детей)
- В какие же костюмы они одеты?
Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?
Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.
Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.
- Отправимся мы туда сквозь «Колесо истории».
Дети идут змейкой, пролезают сквозь «Колесо истории» и встают около стульчиков.
Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.
Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!
Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.
Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
Общий поклон, дети садятся.
Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.
- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)
- Беларусь большая стана. Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте). (слайд 2)
- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)
- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)
- Беларусь богата лесом (слайд 6)
- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).
- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли). (слайд 7)
- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.
- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». (слайд 8)
- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9) (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).
- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)
- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)
- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)
- Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть. (слайд 13)
- Давайте с вами тоже немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «Пастух и волк».
Проводится подвижная игра «Пастух и волк». После игры дети садятся на стульчика в центре остаются дети, одетые в национальные белорусские костюмы.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).
- Что это за костюмы. (Ответы детей)
- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.
- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)
- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)
- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.
- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.
Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.
Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.
Мы играли и плясали, много нового узнали.
Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой
Пусть он радостью, весельем
В душах отзовется.
А вот и угощение!
Олеся, Юрась и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.
Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)
После занятия дети едят каравай.
Список использованных источников:
Журнал "Куклы в народных костюмах", № 8 - 2012г.
Воспитание основ толерантности у дошкольников. festival.1september.ru
Градусова Н.Е. сценарий досуга «Разноцветный хоровод» (для старшей и подготовительной к школе групп)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.
План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»...
Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи на тему: «Части тела человека»
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группепо развитию речи на тему:«Части тела человека»...
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи на тему: «Части тела человека».
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи на тему:«Части тела человека»....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по музыкальному воспитанию и художественному творчеству (аппликация) «Весенний вальс»
Конспект интегрированного занятия воспитателя и музыкального руководителя...