Конспект познавательного занятия.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
По теме: "Солнечная система"
Вид занятия: Занятие-путешествие
Возраст детей: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- закрепить знания детей о Солнечной системе, планетах Солнечной системы, порядок их расположения вокруг Солнца; закрепить зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
- воспитание умения действовать сообща в коллективе сверстников, уважительного отношения друг другу, радоваться своим успехам и успехам сверстников;
- формировать познавательную активность.
Материал: мультимедийная установка, слайды, музыкальный центр, модели «Солнечная система», «Части суток», эмблемы планеты, ведро и пластмассовый шарик, карта «Солнечная система».
Методические приемы: игровой прием, проблемная ситуация, использование разных видов наглядности, объяснение и словесная инструкция, использование музыкального сопровождения и художественного слова, элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод экспериментирования и опытов, игра-драматизация, элементы творчества и новизны, предположения-гипотезы, прогнозирование ситуации, эмоциональная насыщенность окружения.
Предшествующая работа:
- подготовка детей: проведение цикла занятий, опытов, интеллектуальнопознавательных игр по ознакомлению детей с солнечной системой, разучивание стихотворений, танцев, подготовка инсценировки;
- подготовка оборудования: подготовка слайдов, подбор стихотворений, запись фонограмм, изготовление модели «Солнечной системы», изготовление эмблем, изготовление модели «Части суток».
Ход занятия:
Воспитатель и дети приветствуют гостей.
Звучит космическая музыка с сопровождением стихотворения и демонстрацией слайдов.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу гремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой:
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря -
Все называется ЗЕМЛЯ!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Любимая планета - это...(Земля)
Воспитатель (беседа с демонстрацией на мониторе)'.
Много лет люди рассматривали звезды, луну и планеты Солнечной системы с земли.
С помощью чего это можно сделать? (телескоп)
Ну, им было этого недостаточно, хотелось полететь в космическое пространство, чтобы оказаться ближе к звездам, чтобы увидеть планеты из космоса.
Для этого были построены космические корабли.
Кто построил первый космический корабль? (Сергей Королев).
А кто были первыми космическими путешественниками? (Собаки Белка и Стрелка).
Кто был космонавтом? (Юрий Гагарин).
Что это? (космические станции).
Для чего создаются космические станции? (наблюдают за звездами, Солнцем, планетами Солнечной системы).
Как вы думаете, какую пользу землянам приносят космические исследования? (изучают земную поверхность, предупреждают об изменениях погоды, смерчах, ураганах, тайфунах, землетрясениях).
Совсем недавно ракеты, космические корабли стали использоваться не только для научных целей. Появились первые космические туристы.
Ребята сегодня мы будем космическими туристами и отправимся на экскурсию в космос. А сопровождать нас будет Космический гид. Познакомьтесь.
Космический гид: Уважаемые туристы! Я рад, что вы решили совершить тур по солнечной системе. Вам представиться возможность получить новые ощущения, увидеть своими глазами то, что видели пока немногие. Вы посетите планеты солнечной системы, самостоятельно исследуете новую планету, устроите парад на серебряных дорожках орбит, испытаете явление, которое называется «солнечное притяжение» и понаблюдаете смену частей суток. По завершению нашей экскурсии вы сможете насладиться энергией звездного коктейля и посетить обсерваторию, которая находится в МДОУ центр развития ребенка - детский сад №4 «Золотая рыбка» (демонстрирует фотоматериал).
Голос за кадром: Внимание, внимание! Космический корабль отправляется. Восьмисекундная готовность! Корабль к старту готов! Начинаем обратный отсчет!
Космический гид: Помогайте ребята! 8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!
Какие перегрузки при старте! Корабль вышел за пределы земной атмосферы. Небо из голубого стало темно-синим, а потом совсем черным. Как хорошо видны все звезды и планеты! Наступила невесомость!
Идет демонстрация на мониторе.
Видеофрагмент 1. Путешествие по солнечной системе.
Космический гид: Я рад приветствовать вас в открытом космосе!
Вы уже знакомы с планетами солнечной системы.
Что вы можете рассказать о каждой из них (демонстрация слайд на мониторе). Ребята, а сейчас мы с вами попадем на неизвестную планету (демонстрация слайда планеты Плутон на мониторе).
Воспитатель: Давайте выясним, какие на этой планете условия жизни. Воспитатель предлагает схемы, по которым дети задают вопросы Космическому гиду:
- Есть ли на планете кислород? Можно ли дышать без скафандров?
- Безопасна ли среда обитания? Бывают ли землетрясения, извержения вулканов, песчаные бури?
- Есть ли источник воды?
- Какая поверхность планеты?
- Можно ли передвигаться по планете? На чем?
- Есть ли живые существа на планете?
- Есть ли растительность на планете?
После этого Космический гид вместе с детьми делает вывод:
Эта планета называется Плутон и, как мы выяснили, на ней нет жизни.
Космический гид: Уважаемые туристы обратите внимание на серебряные дорожки? Что это? (Орбита)
Что такое орбита? (дорожки, по которым движутся планеты).
Звучит музыка.
Игровое моделирование «Планеты солнечной системы»
(на ковролине наклеены серебряные дорожки-орбиты, воспитатель - «Солнце», дети - планеты).
Воспитатель: Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты в круг Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за землей.
За ними Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы.
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
Космический гид: У каждой планеты есть имя.
Все планеты движутся по орбитам.
Какая планета движется быстрее всех? (Меркурий).
А почему? (у нее самая короткая орбита).
Какая планета движется дольше всех? (Плутон).
А почему? (у нее самая длинная орбита).
А сейчас давайте устроим Парад Планет.
Дети под музыку движутся по орбитам. По завершении музыки дети сняли эмблемы планет и положили на орбиты.
Космический гид: Уважаемые туристы! Я хочу открыть вам секрет.
Вы знаете, что произойдет, если подбросить предмет вверх? Он упадет. Потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.
Почему планеты не падают на Солнце?
Космический гид: Ребята, как вы думаете, почему так происходит?
(предположения-гипотезы детей). Давайте поэкспериментируем!
Опыт.
Космический гид кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает.
Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. Тоже происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.
Космический гид: Уважаемые туристы, наше космическое путешествие продолжается.
Видеофрагмент 2. Демонстрация планеты Земля и смена частей суток.
Космический гид: Вы поняли, как происходит смена дня и ночи? Тогда смоделируйте смену частей суток и расскажите об этом.
Коллективное моделирование на доске: «Части суток - день-ночь».
Воспитатель: На магнитной доске вам нужно выполнит задание и представить свою модель.
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Космический гид: Изучение солнечной системы продолжается, и вероятно, ученые разных стран еще долго будут искать ответы на многочисленные вопросы, связанные с ее строением и происходящими в ней процессами. Наша экскурсия подошла к концу и мы возвращаемся на планету Земля (видеоролик).
Музыкальная композиция детей с шарами-планетами «Парад планет» (дети под музыку выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей
Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Тема занятия: «Путешествие с Маленьким принцем» (конспект познавательного занятия)
Возраст детей: 6 – 7 лет.Данные автора: Киселёва Марина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 с.МесягутовоЦель занятия: Расширять и углублять знания детей о космосе.Задачи:Образовательна...
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...
Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»
Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...