" Голубая волшебница - вода"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема занятия « Голубая волшебница – вода».
Программное содержание:
- вспомнить, что Земля – это наш общий дом, расширять и углублять знания детей о воде, рассказать о многообразии состояний воды, познакомить с некоторыми свойствами воды, упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами, развивать навык учебной деятельности, воспитывать аккуратность в работе и любовь к природе, желание беречь воду.
Материал:
Глобус, вода, молоко, 3 стакана, вода теплая, холодная, горячая, термос, схема, семечко увлажненное, семечко сухое, карта полушарий Земли.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи,
Или добрые друзья.
- Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении? (Дети – Земля)
- Да, ребята, это наша планета – Земля. А это макет нашей Земли – глобус. Мы много уже говорили о Земле. Сегодня мы отправимся в путешествие к одной волшебнице. Посмотрите внимательно на глобус и послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом уползает,
На плите у вас шипит.
Без нее вам не умыться,
Не поесть, не напоиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить.
- Что же это за волшебница?
Ответы детей
- Да, ребята, эта удивительная волшебница – вода. Она живет рядом с нами и без нее невозможна жизнь на нашей планете. Посмотрите еще раз на глобус.
Большую часть на нашей планете занимает вода. А каким цветом она изображена на глобусе?
Ответы детей
- Сколько много голубого цвета на глобусе, и все это Вода. Она бывает разная – дождь, снег, лед, роса, туман, лужи, реки, моря. Ребята, а почему без нее невозможно прожить?
Ответы детей
- А сегодня на нашем занятии мы узнаем о свойствах воды. Узнаем, как она умеет превращаться в разные состояния. А чтобы узнать свойства воды, мы проведем опыты. Сделаем выводы и отметим их в схеме.
- Ну что же, ребята, давайте пройдем в нашу лабораторию.
Опыт 1.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами два стакана: в одном - вода, в другом – молоко. Я сейчас опущу в оба стакана ложки, а вы скажете, видно ли ложку в стакане с молоком? А в стакане с водой? Что можно сказать о воде?
Ответы детей
- Да! Вода прозрачная. Давайте отметим галочкой это в схеме.
Опыт 2.
У вас в стаканах вода. Давайте попробуем перелить воду из большого стакана в маленький. Можно сказать о воде, что она жидкая?
Ответы детей
- Давайте отметим это в схеме.
Опыт 3.
- Перед вами термос. Как вы думаете, какая в нем вода?
Ответы детей
- Я его сейчас открою, и посмотрим, какая вода в нем. Для этого я использую стекло. Если вода в нем горячая, то на стекле мы увидим пар. Посмотрите, пар превратился в капельки воды. Какой можно сделать вывод?
Ответы детей.
Пар – это тоже вода. Отметим это в схеме. Ответы детей.
Опыт 4.
- Перед вами стаканы с водой. Возьмите соломинку и сделайте несколько глотков. Есть ли вкус у воды?
Ответы детей
И это отмечаем в схеме, что у воды нет вкуса. В вот морская вода соленая. В ней очень много разных солей. Ее пить нельзя.
Физкультминутка
Игра «Капельки»
- А сейчас я хочу предложить вам игру, называется она «Капельки». Я буду мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Нам пора отправляться в путь. Когда надвигается тучка, то капельки покидают свой дом и капают на землю в виде дождя: Кап-кап-кап (детки разбегаются). Скучно им стало по одиночке, собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети двигаются двумя паровозиками). Долго они плыли ручейками и встретились в одной большой реке. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (образовали хоровод). Плавали, плавали капельки в море и вдруг вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко выглянуло, пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх и попали домой к маме Тучке.
- Ну что ж, продолжим.
Опыт 5.
- Пододвиньте к себе стаканы с водой и понюхайте. Есть ли запах у воды?
Ответы детей
- Да, у воды нет запаха. Отметим это в схеме.
Опыт 6.
- У меня на столе три стакана с водой. Подойдите ко мне…Попробуйте, пожалуйста пальчиком воду в них. Какая вода в этом стакане? В этом? А в этом?
Ответы детей
- Да, ребята, вода бывает теплой, горячей, холодной.
- На нашей планете в морях и океанах есть холодные и теплые течения, такие необычные места, где горячая вода выходит из-под земли. Это гейзеры. Так придумано природой. Отмечаем в схеме, что вода бывает теплой, горячей, холодно.
Опыт 7.
- Ребята, утром мы с вами положили в блюдце кубики льда. Посмотрите, что с ними происходит? Как вы думаете.
Ответы детей.
-Да, ребята, лед постепенно тает и в тепле превращается в воду. Давайте сделаем вывод.
Ответы детей.
- Лед – это тоже вода. Отмечаем это в схеме.
Опыт 8.
- Ребята, у меня на столе 2 стакана с водой. А на блюдцах у меня сахар и песок. Попробуем сейчас их растворить. В одном из бокалов сейчас Рома растворит сахар. Иди сюда, Рома!
- А в другом Уля растворит песок.
- В каком из стаканчиков песок растворился. Расскажите, пожалуйста, что произошло? И мы это отметим на схеме.
Ответы детей
- Значит отмечаем, что не все вещества растворяются в воде.
Опыт 9.
- Несколько дней назад мы на тарелочке с салфетками положили две фасолины. Только одну мы каждый день увлажняли, а другую нет. Давайте посмотрим, что же произошло?
Ответы детей.
- Одна фасолина дала росток. А почему вторая фасолина нет?
Ответы детей
- Да, ребята, вода нужна всем. Без воды нет жизни на земле. Давайте и это отметим это в схеме.
- Итак, подведем итог – какая же вода?
Выводы делаем по схеме:
- у воды нет цвета, вкуса,
- она жидкая,
- может превращаться в пар,
- нет вкуса,
- нет запаха,
- лед тоже вода,
- она бывает теплая, холодная, горячая;
- не все вещества растворяются в воде,
- она нужна всем: не только людям, но и животным и растениям.
- Молодцы, ребята, спасибо вам. Сегодня мы с вами говорили о воде и выяснили, что без воды, как и без солнца и воздуха, прожить невозможно. И не даром говорится: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
- И как же здорово нам жить на нашей планете Земля.
- А сейчас , ребята, давайте украсим нашу планету. И пусть она станет еще красивее, жизнерадостнее.
Самостоятельная работа детей.
- Какой красивой стала наша планета. Давайте будем ее беречь и охранять, улыбнемся ей, подарим тепло наших сердец.
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы,
и, конечно, я и ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода и её свойства» «Волшебница – вода» «Вода — в жизни всех живых существ»
Экологическое воспитание. Знания о свойствах воды. Старшая группа....