Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Валько Елена Львовна

Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_russkiy_muzey.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида

Красносельского района  Санкт – Петербурга

Экскурсия для детей старшего возраста и  родителей  по залам Русского музея.

Тема: «Образ Петра 1 в русском искусстве».

        Автор:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Валько Е. Л.

Экскурсия по залам Русского музея на тему: «Образ Петра 1 в русском искусстве».

Цель: познакомить детей с образом Петра 1, нашедшем выражение в произведениях искусства.

Задачи: - закрепить знания детей о Петре 1 – основателе нашего города;

               - развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;

               - развитие диалогической речи;

               - обогащение активного и пассивного словаря;

               - воспитание культуры поведения в музее.

Предварительная работа: знакомство с историей основания нашего города, работа с картой города и макетом центральной части города, закрепление знания правил поведения в музее.

Методические приёмы: словестные методы (рассказ педагога, вопросы детям, объяснения); наглядные методы (мнемотаблица правил поведения в музее); практический метод.

Ход экскурсии:

1 остановка зал №5 – картина Таннауэра «Пётр Великий в Полтавской битве».

Педагог:  Ребята, Вы узнали, кого изобразил на картине художник?

Дети: Петра 1.

Педагог: Посмотрите, что делает царь Пётр?

Дети: Пётр 1 скачет на коне.

Педагог: Кто может сказать, почему художник изобразил Петра 1 на коне?

Дети: ответы детей.

Педагог: А что Вы ещё видите на картине?

Дети: ответы детей.

Педагог: Действительно, на картине изображено много людей. Как Вы думаете, что здесь происходит, почему здесь столько людей?

Дети: ответы детей.

Педагог: Идёт сражение. Русские солдаты сражаются со шведами. А как Вы думаете, кто победит в этом бою?

Дети: ответы детей.

Педагог: Победу одержат русские солдаты. И художник сумел нам показать это на картине. Кто сможет увидеть и назвать с помощью, каких средств художник нам показал кто победит.

Дети: ответы детей.

Педагог: Давайте посмотрим, что изображено в верхней части картины.

Дети: Ангел.

Педагог: А что держит ангел в руках?

Дети: Ангел держит венок.

Педагог: В левой руке у ангела лавровый венок (венец), которым венчают (награждают) победителей, а в правой руке труба. С её помощью ангел возвещает о победе. Такое изображение называется аллегорией. А если бы художник не изобразил ангела (педагог закрывает рукой изображение ангела), скажите, Вы догадались бы, что Пётр 1 победит в этой битве?

Дети: ответы детей.

Педагог: Посмотрите,  как художник изобразил Петра 1. Он как – будто скачет к месту сражения и на секунду остановился. Посмотрите, как крепко держится он в седле, в каком напряжении находится вся его фигура, как гордо он повернул голову и посмотрел на нас. Какое выражение лица у Петра 1?

Дети: ответы детей.

Педагог: Действительно в глазах у царя нет страха, он уверен в победе. А в каком положении у царя руки?

Дети: Одна рука держит саблю, другая рука повод.

Педагог: Рука крепко сжимает саблю. Сейчас он пришпорит коня и помчится в самую середину сражения. А как художник изобразил коня. Какой конь?

Дети: ответы детей.

Педагог: Конь пот стать своему хозяину – мощный, сильный, неутомимый. Наверняка побывал со своим седоком не в одном бою. Посмотрите, как конь нетерпелив. Он готов уже лететь, мчаться вперёд и только по воле хозяина он задержался на миг. А теперь вопрос родителям. Кто знает, какую битву изобразил художник на картине?

Родители: ответы.

Педагог: Понравилась Вам картина? Что понравилось?

Родители, дети: ответы.

2 остановка зал №5 Растрелли «Пётр 1»(бюст)

Педагог: Пётр 1 был очень умный, образованный, мужественный человек. Его личность интересовала многих художников и в прежние времена и в настоящее время. Я хочу показать Вам ещё одно изображение Петра 1, которое сделал не художник, а скульптор. Посмотрите внимательно на бюст. Из какого материала сделана скульптура?

Дети: Из металла.

Педагог: Скульптор отлил её из металла. Давайте рассмотрим,  во что одет царь.

Дети: ответы детей.        

Педагог: Пётр 1 изображён в доспехах как воин. На нём горностаевая мантия. Такие накидки носили только цари. И здесь мы опять встречаемся с аллегорией. Найдите её на этой скульптуре.

Дети: ответы детей.

Родители: ответы родителей.

Педагог: На доспехах изображён Пётр 1, который высекает, создаёт новую молодую Россию. Маски льва – символ царской власти. Как Вы думаете, перед нами сильный человек?

Дети: Да.

Педагог: Да, он гордо повернул голову, смело смотрит вдаль. Взгляд уверенный, знающий что делать. Покажите мне, пожалуйста, его позу.

Дети: Изображают поворот головы и взгляд.

Педагог: Вот, ребята, как по- разному можно изобразить человека. Художник написал портрет, скульптор изобразил в металле. А сейчас мы с Вами увидим ещё одно изображение Петра 1, которое выполнено необычным способом.

3 остановка зал №7 – шпалера с изображением Петра 1.

Педагог: Внимательно посмотрите, что это перед нами?

Дети: Ковёр.

Родители: ответы родителей.

Педагог: Этот ковёр называется шпалера. Он выткан из ниток. Это очень сложная и трудоёмкая работа. Давайте посмотрим,  как с помощью ниток удалось передать образ Петра 1, да так, что мы его узнали и не спутали бы с другим человеком. Как нужно любить своё дело, чтобы сделать такую большую и красивую работу. Мастер подбирал цвет ниток очень тщательно, поэтому, если отойти подальше, то можно подумать, что это картина. Ребята, а как здесь изображён царь?

Дети: Он скачет на коне.

Педагог: Пётр и здесь изображён победителем. А кто узнал птицу над головой царя?

Дети: Это орёл.

Педагог: Это орёл – сильная и могучая птица. Царь над всеми птицами. Что держит он в своём клюве?

Дети: Лавровый венок.

Педагог: Кто вспомнит, что означает лавровый венок? Где мы видели такой венок?

Дети: ответы детей.

Педагог: Найдите и здесь аллегорию.

Дети: ответы.

Родители: ответы.

Педагог: Снова Пётр 1 прославляется как великий воин, как победитель. Наша экскурсия подошла к концу. Что Вам запомнилось больше всего?

Дети: ответы детей.

Итог: Мы с Вами посмотрели 3 разных произведения искусства. Они выполнены из разных материалов, но всех их объединяет одно – изображение царя Петра 1, Петра Великого. Героя, война, умного, смелого человека, человека, который очень много сделал для России, для нашего города.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ПЕРВОЦВЕТЫ"

Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей средней группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельност...

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором» с детьми (4-5 лет) средняя группа

Методическая разработка экскурсии «Наблюдение за светофором»   с детьми  (4-5 лет)  средняя  группа...

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Методическая разработка "Экскурсия "Русская изба"

Цель мероприятия: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности....