Методическая разработка "Экскурсия "Русская изба"
материал (старшая группа)
Цель мероприятия: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ekskursii_v_russkuyu_izbu_starshaya_gruppa.docx | 506.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"
Цель мероприятия: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.
Задачи:
- познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
- воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
- воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
- развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
- развивать память, логическое мышление, воображение.
Оборудование: цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.
Реквизит: русский народный костюм, куклы-обереги, дидактический материал.
Методы:
- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
- игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
Ход экскурсии:
1. Приветствие (гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм)
- Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе .Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.
2. Постановка целей и задач
- Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.
3. Пословицы
- Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.
1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).
2. Поспешишь:(людей насмешишь).
3. Как аукнется:(так и откликнется).
4. Семь раз отмерь :(один раз отрежь).
5. Делу - время:(потехе - час).
6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)
4. Как строили избу
- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.
-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.
В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.
- А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.
5. Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)
- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?
- Рубим деревья (тук-тук-тук).
- Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
- Укладываем бревна в сруб (раз-два).
- Возводим крышу (раз-два).
- Прорубаем окна (раз-два).
- Моем в доме полы (шух-шух-шух).
- Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
- Кричим "С новосельем!"
6. Русская печь
- А как вы думаете, что же самое главное в избе?
- Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).
- Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.
С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.
- А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)
- Молодцы, много сказок знаете!
7. Русская кухня
- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой.
Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.
8. Игра "Картошка"
- Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)
А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.). Договорились? (Играем 3-4 раза)
9. Красный угол избы
-Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.
Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день).
Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины ). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).
От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.
Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.
В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)
-А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.
10. Загадки
- Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!
Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.
1.
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)
2.
Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3.
Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)
4.
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
5.
В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
6.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
7.
Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)
8.
Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)
- Все загадки отгадали!
Ай да молодцы!
12. Люлька
- Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?
13. Кукла-оберег
- Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!
14. Игра "Ручеек"
- Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки. А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем.
Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.
Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.
15. Заключение
- Повеселились, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете, и на память об этой встрече я хочу подарить вам куклу-оберег, чтобы она вас охраняла, оберегала. А чтобы и в нашей избе осталось что-то от вашего посещения, давайте скажем ей «Спасибо» .
- Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?
- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?
- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое руководство к макету "Русская изба"
Методическое руководство к макету дает возможность использовать его на занятиях в сюжетно- ролевых играх и.т.д....
Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".
При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...
УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " РУССКАЯ ИЗБА"
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "РУССКАЯ ИЗБА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методическая разработка. Конспект НОД для подготовительной группы на тему "Русская изба. Быт и уклад русской семьи". Составители: воспитатель ГБДОУ №62 Иванова Алла Владимировна, воспитатель ГБДОУ №62 Кодык Елена Александровна.
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Русская изба. Быт и уклад русской семьи».Цели:1.Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельно...
Методическая разработка воспитательного мероприятия в старшей группе "Загадки русской избы"
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе в музее "Русская изба"...
Учебно-методический материал «Изба красна не углами, а пирогами»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"391","style":"width: 300px; height: 244px;","width":"480"}}]]...
Методические рекомендации по использованию лэпбука "Традиции русской избы"
Одной из современных форм обогащения ППРС является лэпбук. Это универсальное пособие для работы с детьми в виде игр и развивающих заданий. Лэпбук «Традиции русской избы&r...