Экологическое воспитание в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель воспитания ребенка – всестороннее развитие его личности. Но прежде всего ребенок должен быть здоров. А о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф. Поэтому основной проблемой остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это значит, мы должны учить детей экологически мыслить с дошкольного возраста.
Во-первых, детская душа чиста. Она изначально любит весь окружающий мир, всю живую и неживую природу. Бунтуют против несправедливости, особенно в отношении «братьев наших меньших». Эти чувства должны в детях культивироваться.
Во-вторых, то, что ребенок научится с младенчества жить в гармонии с природой.
В-третьих, любящие родители через своего ребенка смогут понять, что в жизни важнее оставить ему в наследство чистую воду, чистый воздух.
Человек, воспитанный в коллективе, где дается всем соответствующим поступкам экологическая оценка, не сможет в будущем отравлять, загрязнять, убивать окружающую среду, природу.
В процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играют целенаправленность и систематичность. В любое время года, в любое время суток необходимо в детях выращивать добрые помыслы в отношении к природе. С этой целью мы ведем экологическую работу по двум направлениям:
1) самостоятельные экологические занятия;
2) другие виды занятий, на которых решаются экологические проблемы.
Формируем экологически – грамотное отношение детей к природе через беседы, занятия экологического характера, наблюдения, опытническую, исследовательскую деятельность, творческое общение, экскурсии.
Для работы с детьми имеется уголок природы, дидактический материал, игры экологического содержания.
Мы составили задачу экологического воспитания для старшей группы.
- Дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе.
- Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе, о пользе лиственного покрова для лесных обитателей.
- Показать результаты воздействия человека на природу.
- Дать понятия детям, о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
- Продолжать заниматься с детьми исследовательской деятельностью.
- Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
- Воспитывать нормы поведения в природе.
- Учить детей практически защищать «братьев наших меньших» и зеленые насаждения.
-Воспитывать желания – беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами.
-Развивать в детях творческое начало через придумывание сказок экологического содержания.
Для осуществления этих задач проводим занятия, беседы, игры, наблюдения и т.д., используем материалы из программы «Семицветик» (программа культурно-экологического образования дошкольников), «Детская картина мира», одной из задач которой является – создание в дошкольном учреждение атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими.
«Я – человек», направленная на социализацию детей дошкольного возраста.
Литература:
«Детям о природе» (М.В.Лучич);
«Окружающий мир» - дидактические игры (Л.В.Артемова);
«Учим детей наблюдать и рассказывать» (Н.В.Елкина);
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет» (Т.М.Бондаренко);
«Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (Н.В.Коломина).
Журналы:
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema1.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1
Тема: «Экскурсия в осенний парк».
Цели: научить замечать изменения, происшедшие в природе, называть цвет листьев, наблюдать за деревьями, понимать, отчего происходит листопад, почему исчезли насекомые и улетают птицы. Любоваться красотой осенней природы.
Обогащение словаря: золотая осень, багряный, величаво, шелестят, птичьи стаи, листопад.
Ход занятия
1.Вводная беседа. Какая сегодня погода? Почему?
2.Коллективное наблюдение. Куда пришли? Какими стоят деревья? Почему? Предложить полюбоваться окружающей красотой и порадоваться. Понаблюдать за тем, как деревья роняют листву.
Важно, тихо, величаво
Лист роняет золотой
Клен красавец молодой.
Березка облетает, золото роняет.
Карусели, карусели,
Всюду листья полетели.
С крепких веток сорвались-
Закружились, понеслись…
Каких птиц вы видите? Отгадывание загадок о птицах. Какие птицы улетают осенью? Почему?
3. Индивидуальные наблюдения. Предложить поискать насекомых. Сообщить детям, что у бабочек осталось последняя работа - отложить яйца под сухую траву. Скоро божьи коровки будут собираться все вместе под сухую листву.
4. Сбор листьев и плодов.
5. Игра с собранным природным материалом.
6. Подведение итогов.
Занятие 2
Тема: «Беседа о волшебнице - воде».
Цель: показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить.
Оборудование и материалы: У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, поднос предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки. У детей на столах: по 3 картинки с изображением рака, рыбы, кита, стеклянные банки, поднос с 2-3 предметами.
Занятие «А»
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках:
1.Не кузнец, а с клещами. (Рак)
2. Вильнет хвостом туда-сюда и нет ее, и нет следа. ( Рыба)
3. Через море, океан плывет чудо-великан
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (среда обитания, все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, питья и т.д.).
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых животных и растений вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задает вопрос: что такое вода? (это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, вазу, лейку, ведро и т.д.
Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода-жидкость, ее можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.
1.Есть ли форма у воды?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шар прокатить, изменят ли они форму? (нет) А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (она примет форму банки) Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.
Вывод: вода формы не имеет.
2.Имеет ли вода цвет, запах, вкус?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладет лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (белого) А вода? ( Вода бесцветная).
Воспитатель предлагает детям понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода? ( Нет. У нее нет запаха) А теперь попробуйте на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая? ( вода без вкуса, она безвкусная). Вывод: вода-это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превращается в лёд.
Занятие «Б»
Цель: познакомить детей еще с одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).
Оборудование и материалы: У воспитателя 5 банок разного размера; (в другой) обернутых фольгой (в 1 банке камень среднего размера; в другой - камешки и помельче; третья банка пустая; в четвертой - песок; в пятой – вода)
В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом – мутная, грязная)
У детей на столах: по 2 банки (в 1 чистая вода, в 2 мутная, грязная) подносы с мелкими камешками, пуговицами, на блюдцах кусочки льда.
Воспитатель проводит игру дид., разработанную М.Монтессори, на развитие слухового внимания «Что шумит?» Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочередно встряхивает каждую банку. Дети определяют ее содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные им свойства воды предлагает познакомиться с новыми ее свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на этот вопрос; надо провести опыт: опустить часть мелких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной грязной водой. В какой банке они видны? (в той, где вода чистая, а в другой, где вода грязная, их не видно) необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе. Подводит детей к аквариуму и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет. В одном чистая видны рыбки, камешки, водоросли, в другом мутная ничего не видно). В каком аквариуме рыбкам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если из крана текла мутная, грязная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, речке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая?
Обобщив высказывания детей воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (она превратится в лед.) А что такое лед? Дети берут в руки лед, рассматривают, ощупывают их. Говорят, что лед – это замерзшая вода, вода в твердом состоянии; лед прозрачный, твердый, гладкий, тяжелый, холодный, в тепле он превратится в воду. Лед хрупкий, если его ударить, он расколется.
Занятие «В»
Цель: расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Предварительная работа: Ознакомление со свойствами снега. В морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке) Оборудование и материалы: У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой). Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло, лист бумаги. У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой теплая вода).
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом, спрашивает: в какой формочке вода замерзла быстрее - в маленькой или большой (в маленькой, потому что в ней воды меньше) Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-самоцветик. Воспитатель загадывает загадку Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь (снег)
Спрашивает: что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег- это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звездочек- снежинок.
Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды. Проводится игра - «хорошо – плохо». Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и плохого в том, что зимой идет снег. Воспитатель задает вопросы: можно ли лепить из снега в морозную сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в теплую погоду снег какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжелый ). Его можно скатать в комочки , из него можно лепить фигурки. А как падает снег в теплую погоду? В морозную? (В теплую – хлопьями, в морозную - отдельными снежинками). Где быстрее растает снег - на варежке или на ладони? Почему? Что будет снегом в теплом помещении? Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее, в теплой или в холодной? Опускает пробирки в банки с холодной и теплой водой. Дети делают тоже самое. Приходят к выводу: в теплой воде снег тает быстрее, чем в холодной. Воспитатель говорит о том, что вода может быть не только в жидком и в твердом состоянии, но и в газообразном, в виде пара. Спрашивает: кто видел пар, поднимающийся из кастрюля с кипящей водой или идущий из носика чайника? Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берет стакан с водой, опускает туда кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляются пар, который потом превращается в капельки воды. Значит, пар- это капельки воды .Вывод: вода может находится в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Занятие 3.
Тема: «Свет, тепло, воздух»
Цель: познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных, - живые существа не могут жить без света, тепла и воздуха. Дать конкретные представления о свойствах воздуха, зависимостях, существующих в природе, приспособительских свойствах растений и животных к окружающей среде. Способствовать воспитанию интереса к явлениям неживой природы.
Обогащение словаря: теплолюбивые, прозрачный, спячка.
Оборудование: книга «Краденое солнце» К. Чуковского, иллюстрации, модели, «газовый» платок.
Занятию предшествует организация опыта по проращиванию овса в тепле и на свету, на холоде и в темноте.
Ход занятия:
1.Познакомить детей с книгой и напомнить ее содержание.
2.Обсудить результаты опыта по проращиванию овса.
3.Обратить внимание детей на красоту вокруг, когда светит солнце, и предложить потрогать предметы, нагретые солнцем и на теневой стороне в групповой комнате. Почему они теплые?
4.Рассматривание иллюстраций, беседа о том, как подсолнухи поворачиваются к солнцу в течение дня.
5.Рассказ воспитателя о том, что растения, которые растут только в жарком климате или в помещениях. Но и другие растения любят тепло, поэтому растения наших мест осенью и зимой увядают и не растут.
6.Дети отвечают, в какое время года у животных наших лесов и птиц появляются детеныши и птенцы. Почему? Почему к зиме у животных отрастает густой мех, почему медведь, барсук, еж, лягушки впадают в спячку?
7.Игровые упражнения: хорошо или плохо, когда слишком жарко?
Физминутка. Дети, бегая, отбирают из предложенных картинок животных севера и юга.
Предложить детям вдохнуть и выдохнуть воздух. Что мы выдыхаем и вдыхаем? Что бы произошло, если б не было воздуха? Почему мы не видим воздух?
Упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы «газового» платка, одновременно поднимает его вверх и опускают концы вниз; получается купол, заполненный воздухом).
Воздух окружает землю. Но он не видим, почему же небо кажется голубым? Как узнать, дует ли ветер на улице? Ветер- это движение воздуха.
Воспитатель говорит, что человеку нужен не просто воздух, а чистый воздух. От чего же загрязняется воздух?
Если воздух грязный, мы быстро устаем, болит голова. Что нужно сделать, чтобы воздух в комнате стал чище? ( Проветрить, сделать влажную уборку, иметь комнатные растения).
Занятие 4.
Тема: «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
Цель: Формировать представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их. Углублять представления о причинах отлета птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
Обогащение словаря: корм, перелетные, зимующие.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Опыт «Вода бывает теплой, холодной».
Ход занятия:
1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображениями зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
1.Какие из птиц вам знакомы?
2. Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой?
3.Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Каких птиц не видно в последнее время? Куда исчезли эти птицы?
4. Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?
5.Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?
6.Вспомните, чем питаются птицы?
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных.
И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду часто голодают и даже погибают от холода и голода. Мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала.
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
2.Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о птицах.
3.Опыт. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканчики с водой разной температуры. Вспоминает с ними знакомые свойства воды.
Сегодня мы с вами узнаем, какой еще может быть вода. Предлагает детям пальчиком попробовать воду в стаканах.
Вывод: Вода бывает разной температуры: холодная, теплая, горячая.
Занятие 5.
Тема: «Беседа о том, кто как зимует»
Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Дидактическая игра «Зоологическое домино».
Опыт «Лед - твердая вода».
Ход занятия:
1.Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.
Вопросы:
1.Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
2.Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
3. Чем питаются зимой заяц, белка?
4.Как лиса выслеживает зимой добычу?
5.Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?
6. Как проводит зиму еж?
7.Если тебе удалось побывать в лесу и разыскать следы животных или увидеть их самих, расскажи об этом.
8.Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются?
9.Где проводят зиму насекомые?
10. Как зимуют лягушки, рыбы?
11. Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой? Рыбам?
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей:
Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь не плохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят.
Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. Делают кормушки для птиц.
Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.
Физкультминутка:
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнется,
За дела опять возьмемся.
2.Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких) Какие еще бывают? (Домашние) Предлагаю поиграть в игру «зоологическое лото». На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображениями вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Правила игры: положить рядом можно только одинаковую картину. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, карточки перемешиваются.
Молодцы, дети, вы хорошо знаете животных.
Сегодня по дороге на работу я достала из почтового ящика детского сада вот это письмо. Его нам прислал мой знакомый лесник. Вот что он в нем рассказывает:
« Было раннее утро. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник…кап-кап-кап. Поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Просит помощи у вас. Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Увидит ли он снова сосульки вечером?»
3.Показываю детям сосульку или кусочек льда, предлагаю понаблюдать, что с ней произойдет в тепле. Лед – это что? Пишем ответ леснику.
Занятие 6
Тема: « Дерево и металл»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева. Продолжить развивать логическое мышление.
Продолжать учить разрешать противоречия. Активизировать словарь (гладкий - шероховатый, хрупкий - прочный, твердый - мягкий, тяжелый - легкий).
Оборудование и материалы: две коробки гвоздь, карандаши, весы, свеча, спички, молоток, картина с изображением леса, реки и костра; ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные бруски и металлические пластины. Ход занятия:
-Дети, сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами:
Серый Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом проведет
Там след кладет. (Карандаш)
Металлическая Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь-
Что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)
А как узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?
Дети: посмотреть.
-А если не глядя?
-Потрогать.
-А по запаху можно различать гвоздь и карандаши?
-Нет
-А по звуку?
-Можно, но сложнее.
Воспитатель: А вот и наши гости - гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете? А из металла? Выходит, что и карандаш, и гвоздь правы. Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Возьмите в руку деревянный брусок, металлическую пластину. Какие они на ощупь?
- Пластина гладкая, а брусок шероховатый.
- Приложите к одной щеке брусок, а к другой - пластину. Что вы чувствуете?
- Дерево теплое, а от металла исходит холод.
- Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок, в металлическую пластину. Почему мы не смогли забить его в металлическую пластину, а в дерево смогли?
- Дерево мягкое, а металл твердый.
- А если бросить в воду гвоздь? А деревянную палочку? И так…
-Гвоздь утонул, а палочка плавает.
-Почему?
-Гвоздь тяжелее, чем палочка.
-Проверим? (взвешивают гвоздь и палочку)
-А теперь попробуем сломать гвоздь, палочку. Почему палочка сломалась, а гвоздь – нет?
-Дерево хрупкое, металл прочный.
-А что будет, если поднести к огню деревянную палочку, а потом гвоздь?
-Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
-Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то, что вы уже знали о дереве и металле. А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот».
Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя одно из свойств дерева, - дети должны назвать противоположное свойство, присуще металлу.
-Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они, шли и попали на реку. Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете: почему? (он боится утонуть)
-Значит, гвоздь должен войти в воду, чтобы вместе с карандашом перебраться на другой берег реки, и не должен входить в воду, так как он утонет. Что делать?
-Карандаш может перевезти его на себе. Можно смастерить из веток плот.
-Вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить? (ответы детей) Сварили уху, гвоздь достал свою ложку из металла, карандаш - свою из дерева, и опять заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так: кто быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул свою ложку. Почему?
-Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
-Что же получается: ложка у гвоздя должна быть металлической, чтобы он не прокусил ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжигался?
-Сама ложка пусть будет из металла, а ручка из дерева.
-Поели наши друзья, решили дальше идти. Как затушить костер?
-Залить водой, закидать песком.
-Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете в лес и разложите костер, то уходя, не оставите его, ведь иначе может начаться пожар.
Занятие 7.
Тема: «Комнатные растения - спутники жизни»
Цель: расширять и систематизировать знания о комнатных растениях; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, назвать их; закреплять знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло; вызвать интерес к уходу за комнатными растениями, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.
Оборудование и материалы: Комнатные растения, тазик, ванночка с водой, палочки для рыхления почвы, тряпочки, пульверизатор, клеенки, лейки, ножницы, фартуки, проигрыватель, пластинка « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) приглашения для детей на Бал цветов, конверт с письмом.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети я получила интересное письмо. Оно пришло из царства цветов. Оттуда, где живут маленькая Дюймовочка и прекрасные эльфы. Написала его фея цветов Лилия. Слушайте.
«Скоро у нас состоится Бал цветов. Но чтобы получить приглашение, вы должны рассказать, любите ли вы комнатные растения, знаете ли вы, как ухаживать за ними. Спешите показать свои знания и получить приглашения. Желаю всем удачи!»
Вот эти красивые приглашения. Если вам хочется побывать на Балу цветов, то давайте поговорим о комнатных растениях. У нас в группе их много. Как вы думаете, для чего мы их посадили?
-Чтобы было красиво и уютно.
-Чтобы воздух был чище.
-Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
-Растения лечат людей.
-Они отпугивают вредных насекомых.
-Растения поддерживают влажность воздуха в комнате.
-Правильно, дети! Проходят годы, меняется мода на платья и мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозеленым спутникам – комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, нам глаз радует нежные зеленые веточки или цветок, распустившийся в комнате.
На балу цветов вам придется встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия. Давайте вспомним, какие растения мы выращиваем в нашей группе?
Дети называют: узумбарская фиалка, бальзамин, герань, кактус, традесканция и т.д.
-Кто из вас расскажет о каком–нибудь растении?
Ребенок: Бальзамин-это цветок родом из Африки. У него красивые листья: одни зеленые, другие коричневые. Цветки ярко-розовые, есть шпоры. Бальзамин долго цветет.
2 ребенок: Узумбарская фиалка похожа на травку. У нее пушистые листочки. Цветочки очень красивые, маленькие, махровые.
3 ребенок: Герань. Ее родина - Южная Африка. У герани крупные листья, если их потереть, то появится резкий запах, который отпугивает моль. Цветы у герани очень красивые: белые, красные, розовые. Герань может расти даже на северной стороне окна.
4 ребенок: Аспарагус – растение с вьющимися стеблями и очень тонкими листьями, похожими на иголочки. Он любит хороший уход. Я часто поливаю его.
-Молодцы! Я вижу, что вы знаете много комнатных растений. Расскажите и покажите, как вы заботитесь о растениях, как ухаживаете за ними.
Дети рассказывают и показывают.
1 ребенок: Мы поливаем растения, рыхлим землю.
2 ребенок: Я отбираю листья, чтобы растение могло дышать.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Какому из названных вами растений нужно больше воды? Почему?
- Какие условия необходимы для хорошего роста растений?
-Какую работу мы проводим с растениями осенью?
-Что делаем весной?
-Как размножаются комнатные растения?
-В какое время года надо поливать цветы каждый день?
Дети отвечают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Составь предложение» и объясняет ее содержание: «Придумайте предложения из трех слов о том, как вы ухаживаете за комнатными растениями».
-Я поливаю цветы.
- Я рыхлю землю.
-Алсу протирает листья.
Молодцы. Посмотрите, кто к вам пришел в гости. Звучит «Вальс цветов». Входит Фея цветов Лилия с комнатным растением.
Фея: Вы получили мое письмо? Ведь не случайно я прислала его вам? У вас в группе очень красивые цветы. Вижу, что вы их любите, ухаживаете за ними. А знаете ли вы их названия? Я сейчас проверю.
Фея указывает на цветок, дети называют его.
Фея: Молодцы! А сможете ли вы сказать про цветы красивые, ласковые слова? (Ставит на стол бегонию) Скажите, какие у нее листья?
-Красивые, блестящие, гладкие, зубчатые, зеленые.
Фея: Я очень вами довольна и всех приглашаю на Бал цветов, который состоится весной! (Под музыку Фея раздает детям приглашения на Бал)
Занятие 8.
Тема: «Экскурсия в парк»
Цели: познакомить детей с весенними явлениями в природе: ослепительно сияет солнце, у деревьев начинается сокодвижение, зацветают раноцветущие деревья – верба, ольха, орешник – до появления листочков, набухают почки, появляются первые весенние цветы, появляются насекомые, встречаются перелетные птицы, зимующие. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы о некоторых взаимосвязях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, активизировать и обогащать словарь детей.
Ход занятия:
Вводная беседа.
Коллективное наблюдение, разучивание стихов.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Вопросы воспитателя: Какое время года? Какой месяц? Что изменилось в парке? Почему? Почему снега стало мало? Что произошло с деревьями, землей, травой?
3.Знакомство с запрещающими знаками. Обсуждаются знаки.
4.Самостоятельное наблюдение детей. Они ищут насекомых. Где они были зимой, почему они появились?
5.Сбор природного материала.
6. Игра «Перелет птиц». Учить детей правильно бегать, дышать.
7.Заключение. Какие перемены произошли в природе с наступлением весны? Почему больше стало птиц? Насекомых?
Занятие 9.
Тема: «Человек- часть природы»
Цели: объяснить детям взаимосвязь человека и природы, условия выживания человека. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Рассказ – беседа.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, что сегодня я вам принесла! На этой картине изображена природа, которая нас окружает. Садитесь все на стулья удобно. Знаете ли вы, что такое природа? Природа – это то, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, растения, животные. А как вы думаете, человек относится к природе? Является ли ее частью? Почему? Да, правильно, относится. Человека тоже создала природа. Она бывает живая и неживая. А как вы думаете, что относится к неживой и к живой природе? Почему? Ребятки, какие условия необходимы для жизни живой природы? Нам нужен воздух, вода. А для чего нам нужен воздух? А для того, чтобы все люди были здоровыми, какой воздух нужен? Например, в нашей комнате много пыли и поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он был чистым, нужно проветривать комнату, делать влажную уборку. А как вы думаете, кто загрязняет воздух? Загрязняют заводы, так как они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют машины.
А зачем растениям и животным нужен чистый воздух? А чем опасен загрязненный воздух? А тем, что людям трудно дышать, а где же самый чистый воздух?
Ребятки, без чего еще человек не может прожить? Без воды. А для чего она нужна? А зачем ее пьют?
Дети: Воду пьют, потому что без воды прожить нельзя.
Воспитатель: А какую воду считают чистой? Да. Чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса.
Иногда нам кажется, что вода чистая, например, в ручье, озере. Но пить ее нельзя, она может быть опасной для здоровья, а иногда и для жизни.
Когда-то очень давно люди пили речную воду, а теперь ее пить нельзя. Она загрязнена. А кто ее загрязняет? Да, люди. Многие бросают мусор в воду, целые заводы сливают грязную. В водопровод вода поступает из реки. Но и эту воду можно пить, только кипяченую, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества и микробы. Врачи не рекомендуют пить воду из-под крана.
А теперь мы с вами проведем опыт. Наливаем в банку чистую, а в другую - грязную вода. Процеживаем через ситечко грязную воду – видите, вода все равно грязная.
Вот такую воду сейчас можно увидеть в реке, озере, ручейке. И как плохо в такой воде рыбам и растениям и другим обитателям водоемов. В грязной воде могут погибнуть растения и животные.
У каждого из нас в доме есть водопровод. И мы с вами каждый день умываемся, моемся и пьем воду. Но все равно воду нужно. Экономить. Как? (Закрывать кран.)
Чтобы все водоемы оставались чистыми, не нужно загрязнять воду, надо охранять реки и озера. Потому нужно научить всех не загрязнять, беречь воду.
А кому еще нужна вода? Кто без воды не сможет прожить?
А каких водных обитателей вы знаете? Да, правильно, рыбы, раки, лягушки, а также водные пауки, клопы.
Представьте, ребята, что будет с рыбками, если воду из нашего аквариума вылить? Да, умрут. А почему? Потому что они не приспособлены к тому, чтобы жить на суше. Рыбы могут жить только в воде.
Ребятки, посмотрите, сна одной картине живут растения и животные, а на другой никого нет. Где же живет вода? (там, где растения и животные.) Правильно. Если не будет воды, не будет и жизни на Земле, да! Вода – это необходимое условие жизни на Земле.
2.После рассказа-беседы воспитатель задает вопросы детям:
Что будет с нами, если не будет воды? Почему? Зачем человеку нужна вода? Почему нельзя пить воду из реки, озера и т.д.?
Что нужно делать, чтобы воздух стал чистым?
3.Физкультурная минутка: Игра «Лягушки и цапля».
Вот с насиженной гнилушки
В воду прыгнули лягушки.
Будут квакать: «Ква-ке-ке».
Будет дождик по реке.
«Осенняя мозаика»
Досуг для детей подготовительной группы.
Цель: Расширить знания детей об осенней природе; активизировать творческое воображение, творческие проявления; предоставить возможность к самовыражению.
Зрительный ряд. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», 5-6 детских работ осенней тематики.
Музыкальный ряд. «Осенняя песня» П.Чайковского, «Дождик» Г.Лобачева, «Вальс» С.Майкапара, «Осенняя песня» А.Григорова, «Сарафан надела осень», (муз. Т.Попатенко, сл. И.Черницкой).
Литературный ряд. Стихи об осени А.Пушкина, К.Бальмонта, И.Бунина, Ф.Тютчева.
Материал. Треугольники, звоночки, металлофоны; платочки, ленточки красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета; белый лист бумаги, гуашь цветная, салфетки влажные.
Ход занятия:
Воспитатель:
Снега нет, но холодает,
Лист деревья покидает.
Скрылась в тучах неба просинь,
Это время года…
Дети: Осень!
Воспитатель: На дворе осень. Хорошо ли вы ее знаете? А хотите узнать еще лучше? Тогда закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу, саду, огороде. Чем пахнет осень? Какие у осени звуки? Давайте все вместе «изобразим» дождик.
Исполняют пьесу «Дождик».
Воспитатель: Назовите мне краски осени.
Танец под «Вальс» С.Майкапара.
Воспитатель: Осенью созревают ягоды, овощи, фрукты. Какая осень на вкус? А теперь изобразите, как вы едите сладкое яблоко, кислый лимон, горький лук.
Входит Чучело.
Чучело: А вот вы где! Попались? Это вы утащили с моего огорода весь урожай, съели его, а теперь морщитесь.
Воспитатель: Дети, объясните куда делся урожай.
Чучело: Значит, я зря вас обидело? Простите меня!
Воспитатель: Мне жаль Чучело. Как его развеселить? (Поиграть с ним, потанцевать, спеть)
Чучело развеселившись, уходит.
Музыкальный руководитель: А еще у осени бывает разное настроение. Отгадайте, в какой песне я сыграю вступление? Что вы представляете, когда его слушаете?
Звучит «Осенняя песня»
-Какое настроение передает эта песня? Какие еще песни об осени вы еще знаете?
Художник: Настроение осени можно выразить музыкой, стихами, живописью. Кто какие стихи знает? Какие краски использовал художник для передачи грустного настроения? А какие краски для передачи светлого, радостного настроения? Давайте, изобразим осенний ковер. У нас есть бумага и краски, но нет кисти. Но ведь осень тоже не пользуется кистью. Хотите напечатать листья ладошками и пальцами? (Дети работают под музыку Чайковского)
Проводится психогимнастика.
Художник: Я взмахну рукой, скажу: Раз, два, три. Где находятся листочки? Как они держатся за ветку? Ветер подул, подул сильнее, очень сильный ветер подул.
Музыкальный руководитель (поет):
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Художник: Все листочки слетели с дерева. Что вы чувствуете? Где вы сейчас? А сейчас дунет ветерок и унесет из зала все наши листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Как поссорились март и февраль».
На занятии с помощью (технология моделирования)о моделей признаков весны дети закрепляют приметы весны....
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Как живёшь, мой край родной?»
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей группы детского сада. Цель занятия - закрепить знания детей о природе родного края, о пользе, которую приносит живая природа людям. Подвести к по...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"
В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями....
Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".
Цели:1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); разв...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...
Комментарии
экологическое воспитание
Формируем экологически – грамотное отношение детей к природе через беседы, занятия экологического характера, наблюдения, опытническую, исследовательскую деятельность, творческое общение, экскурсии.