Проект "Я и море"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Резничук Людмила Викторовна

Проектная деятельность детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Авторы проекта:

Дети второй младшей группы

Руководители проекта:

Резничук Людмила Викторовна

Герасименко Наталия Николаевна

Москва, 2012 год

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1031

Восточный Административный Округ

ПРОЕКТ

"Я и море"

Актуальность

Данный проект был реализован на этапе адаптации детей четвертого года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения. Дети начали посещать детский сад впервые, выйдя каждый из среды семейного воспитания. Воспитание ребенка в рамках семьи – это природосообразный подход, позволяющий создать наиболее благоприятные условия для гармоничного психоэмоционального состояния ребенка. Однако не все современные родители, не смотря на многообразие возможностей получения информации о воспитании и развитии ребенка, имеют четко выработанную и осознаваемую концепцию становления маленького человека.

Сложность реализации данного проекта заключалась в том, что достаточно непростая форма организации детской деятельности была применена именно в период адаптации. Накопленный опыт работы с детьми  в возрасте от 9 месяцев, позволил осуществить столь смелый эксперимент и получить неплохой результат на выходе. 

Цели проекта

Организация психолого – педагогического сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в форме проектной деятельности.

Задачи проекта:

Выявление актуального уровня развития детей по заданной тематике;

Выстраивание группового маршрута развития детей в рамках темы;

Содействие в социализации детей в рамках совместной деятельности (социальный взрослый – ребенок; ребенок – ребенок);

Актуализация и развитие педагогических способностей родителей.

Этапы реализации проекта

Участники проекта:  Дети; старший воспитатель; педагог – психолог; воспитатель; родители. 

 Модель реализации проекта: педагоги, дети, родители, организованное обучение, совместная деятельность,  консультации, беседы, домашние задания, игры,  методическое сопровождение, педагоги д/с.

         Направления работы: развитие мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры, художественно – творческая деятельность, музыкально – ритмическая деятельность, чтение стихов, потешек, двигательная активность, совместная деятельность, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковых упражнений, обыгрывание игрушек, наблюдения.

Подходы к реализации проекта

Работа с детьми над проектом осуществляется через интегративные блоки, объединенные темой, реализуемые в различных видах деятельности. Интегрирование разного содержания в образовательной деятельности  соответствует характеру мышления детей младшего дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе познания мира детьми, и мышление синкретичны. Интегрирование различных видов деятельности, в том числе ведущей, основывается на единой структуре составляющих деятельность компонентов. Интегративный подход способствует установлению связи знаний, получаемых детьми, с широкой практической деятельностью, способствует формированию единого поля социального взаимодействия.

Интегративный блок имеет свою тематику, определен единым целевым блоком, объединяет работу всех специалистов, включает в себя разнообразные виды деятельности. Интегративный блок рассчитан на работу в рамках шести календарных недель, которые включают в себя два игровых занятия в неделю и консультативный день. Наполнение интегративного блока не является статичным, вариативность применяемых компонентов зависит от степени сложности материала, уровня усвоения каждого компонента, общего психоэмоционального настроя группы. Учитывая специфику применения денного проекта на этапе адаптации детей, повторяемость отдельных игровых заданий может осуществляться 4 – 5 раз. Структура всех интегративных блоков едина и включает в себя:

Приветствие, сюрпризный момент – создание благоприятной психоэмоциональной обстановки, построение системы тесного контакта, включение заинтересованности будущей деятельностью.

 Самостоятельная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики –  организованная работа по развитию ведущих психических процессов – восприятия и памяти.

Наблюдение и рассматривание внесенных атрибутов – привлечение внимания к стержневому содержанию, задающему тематику всего интегративного цикла.

Действия в зоне дидактической игры - целенаправленное привлечение внимания ребенка к возможностям дидактической игры. Подбор игрового дидактического материал, демонстрация вариативности дидактических заданий.

Действия в зоне музыкальной деятельности – создания атмосферы праздника от каждой встречи средствами музыки. Развитие музыкально – ритмических движений, крупной моторики, музыкального слуха, ритма и голоса детей.

Блок релаксации – создание возможности смены процессов возбуждения и торможения средствами релаксационных упражнений.

Действия в зоне изобразительной деятельности – становление начальных изобразительных навыков, формирование положительного эмоционального отношения к продуктивным видам деятельности.

Пальчиковые гимнастики – развитие мелкой моторики руки, параллельное развитие речи ребенка.

Мы предлагаем вашему вниманию примерный алгоритм реализации данного проекта (Приложение № 1).

Методическое сопровождение проекта

Организация предметно – развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с формированием представлений по данной теме;

Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений;

Разработка картотеки дидактических игр;

Создание алгоритма реализации проекта;

Консультационный материал для родителей;

Игры с природным, бросовым материалом, прищепками; 

Шнуровки.

Ожидаемые результаты

Дети, родители, педагоги

Успешность протекания адаптационного периода за счет вовлеченности детей в проектную деятельность;

Сформированность представлений по теме проекта;

Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;

Расширение диапазона игр дополнительным материалом;

Познавательное, индивидуальное развитие;

Расширение вариантов совместной деятельности детей с родителями в рамках семейного воспитания;

Повышение теоретического уровня и профессионализма;

Внедрение новых форм работы с детьми на этапе адаптации;

Обобщение и распространение опыта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Создание зоны песка и воды;

Оснащение предметно – развивающей среды природным и бросовым материалом;

Развитие интеллектуальных способностей у детей, мышления, восприятия, внимания, памяти;

Проект может быть принят к реализации другими педагогами. 
 

Тема: «Я и море»

Цель: Учить познавать мир сообща, группой. Расширять кругозор детей по теме: море; формировать желание узнавать новое; реализовывать знания в практической деятельности разной направленности. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Развивать внимание, память. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Формировать потребность в двигательной активности.

Материал: Разрезные картинки (рыбка, черепаха, кит, морская звезда, осьминоги). Круг из картона диаметром 25 см., прищепки. Шнуровки (рыбки, дельфины, улитки). Картины по тематике (морское дно, морские обитатели, море в разное время суток); природный материал (морские ракушки, морской песок, морские звезды, крупы: фасоль, горох, чечевица). Лист ватмана, валики, поролоновые тампоны, пальчиковые краски,  пластилин, влажные салфетки. Цветная бумага и картон различной фактуры. Массажные мячики. Емкость с водой, кораблик из бумаги. Инструменты шумового оркестра (баночки с наполнением: горох, фасоль; емкости от киндер сюрпризов с наполнением: бобы; трещетки; бубны; маракасы). Подушки для релаксации. Магнитофон с музыкальными записями.

Вид деятельности

Содержание деятельности

Действия детей и педагогов

Самостоятельная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики.

Разрезные картинки

Разрезные картинки «Рыбка», «Черепаха», «Кит», «Морская звезда», «Осьминоги».

Собери морского ежа

Круг из картона диаметром 25 см., прищепки

Шнуровки

«Рыбки», «Дельфины», «Улитки»

Ребенок выполняет действия

Нанизывание прищепок на круг


Шнурование по заданию

Наблюдение и рассматривание внесенных атрибутов

Рассматривание картин (с рассказом)

Морское дно;

Морские обитатели;

Море в разное время суток.

Рассматривание предметов моря (с рассказом)

Морские ракушки;

Морской песок (в емкости);

Морские звезды.

Рассматривание

Наблюдение

Сенсорное обследование





Зона дидактической игры

«Ловим рыбку»

В большой емкости находятся маленькие рыбки (вырезанные картинки с прикрепленными кусочками магнитов), в руках «удочка», на кончике которой расположен магнит.

«Кто где живет»

На больших картинках (формат А – 4) изображение мест обитания (море на глубине, берег, море на поверхности), на маленьких картинках обитатели (черепахи, киты, дельфины, морские звезды, рыбы, улитки, осьминоги и др.).

Ребенок ловит удочкой рыбок, называет цвет, величину, показывает части тела

Ребенок располагает картинки в соответствии с предварительным рассказом взрослого

Зона музыкальной деятельности

Массаж





Мы эту ручку разотрем, разотрем, разотрем.

Мы эту ручку разотрем.

Чтоб выросла побыстрей!

Другую ручку разотрем, разотрем, разотрем.

Другую ручку разотрем.

Чтоб выросла побыстрей!

И ножку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И ножку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Теперь животик разотрем, разотрем, разотрем.

Теперь животик разотрем.

Чтоб вырос побыстрей.

И спинку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И спинку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

И ушки тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И ушки тоже разотрем.

Чтоб выросли побыстрей.

И шейку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И шейку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Еще раз спинку разотрем, разотрем, разотрем.

И спинку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Массажными мячиками исполняется массаж самим ребенком, спинка массируется взрослым

Пальчиковая гимнастика

Рыбки
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.




- То сожмутся,



- Разожмутся,


- То зароются в песке.










Рак
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"

Улитка
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!     


















- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!






- Улитка-улитка, пошли гулять!







- Поползли, поползли, поползли…
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются

Пальчики сильно растопыриваются в стороны

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок


Двумя пальчиками изображается движение клешни рака


Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки

Разжать два пальца кулачка. Лучше, если разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго)

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяем все то же самое, руки меняются ролями

Зона изобразительной деятельности

(тонирование)

Наше море

Лист ватмана тонируется пальчиковыми красками с помощью валика и поролоновых тампонов.

Я рисую море 
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько,
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.

Автор: В. Орлов

Работа с тонированием

Дыхательная гимнастика

Покатаем кораблик

В емкость наливается вода, из бумаги делается маленький кораблик.

Для вариативности задания можно на кораблик ставить героев из бумаги

Дуем на кораблик, кораблик плывет

Зона музыкальной деятельности

Оркестр

(шумовыми музыкальными инструментами)

Морская песенка
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные,
А также я и ты.
Вот только мы у берега,
А рыбки в глубине;
Мы выросли на солнышке,
А рыбки все - в воде.
Но мы похожи с ними:
Мы любим поиграть,
Но только мы не можем,
Как рыбки, помолчать.
Нам хочется резвиться,
И хочется кричать,
Хотим мы веселиться,
И песни распевать
Про море голубое
И желтые цветы,
Про рыбок разноцветных
Споем и я, и ты.
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
Мы тоже искупаемся,
И он, и я, и ты!
Автор: Андрей Слоников

Во время музыкальных проигрышей, дети играют на шумовых инструментах (баночки с наполнением: горох, фасоль; емкости от киндер сюрпризов с наполнением: бобы; трещетки; бубны; маракасы)

Зона изобразительной деятельности

(налепы)

(аппликация из круп и природного материала)

Морское дно

На затонированный лист ватмана наносится пластилин (морское дно).

Морское дно (фактура)

На нанесенный слой пластилина, методом вдавливания, наносится слой разноцветной фасоли, чечевицы, гороха; морские ракушки; морские звезды.

От куска пластилина отщипывается часть и размазывается по листу толщиной не менее 2-3 мм

Вдавливают элементы морского дна

Релаксация

Солнце в ладошке,

Тень на дорожке.

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки,

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

И рядышком – жук,

Весь покрытый загаром –

И все это – мне,

И все это – даром!

Вот так – ни за что! –

Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир

И другим сохранил…

Дети лежат на подушках под лирическую мелодию

Зона музыкальной деятельности


Краб
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.









А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.





Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.


А под пальмой...






Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.




А под пальмой…

Автор: Е. Железнова

Руки стоят на ковре, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу
основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают
руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на ковре, прижаты друг к другу боковыми частями.

Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены
в стороны (крылья). Дети "машут" ими в воздухе.

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения

Зона изобразительной деятельности

(аппликация)

Морское дно (обитатели)

На затонированный лист ватмана приклеиваются обитатели морского дна, элементы водорослей.

Работа с клеевым карандашом

Наклеивание вырезанных взрослым элементов

Зона музыкальной деятельности

Музыкально-ритмические движения

Заключительный танец  (психоэмоциональный подъем).

Для чего морю наряды?
В ночь любую,
В день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето -
В платье
Розового цвета.
Днём – одето -
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье -
Надевает
На закате.
По ночам
На чёрной глади -
Мягкий
Бархатный наряд,
А на бархатном
Наряде
Драгоценности
Горят.
- Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
- Чтобы люди
Были рады!

Автор: В. Орлов

Дети в свободном режиме выполняют движения под музыку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мир моря"

Мир моря хранит в себе много тайн и чудес. В ходе реализации проекта дети не только узнают много нового и интересного о морских обитателях, но и научатся бережному отношению и любви к природе....

Проект "Мир морей и океанов"

Проект «Мир морей и океанов»Вид проекта: групповой, исследовательский.Участники: дети старшей группыУчастники проекта: воспитатели, родители, детиСрок реализации проекта: 6 мес.Про...

Проект «Мир морей и океанов»

Вид проекта: групповой, исследовательский. Участники: дети старшей группы Участники проекта: воспитатели, родители, дети Срок реализации проекта: 6 мес. Проблема: «Какие бывают обитатели моря» ...

Итоговое развлечение в рамках проекта «По морям, по волнам»

Задачи: сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе; закреплять представление о водоёмах, их взаимосвязи между собой, обитателях; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать...

Творческий проект "Мир моря"

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.     Основы экологичес...

Проект "Обитатели морей и океанов"

Максимально обогатить знания и представления детей об обитателях океанов и морей,условиях их жизни,способствуя при этом развитию познавательно-речевой сферы....