Проект "Мир моря"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Мир моря хранит в себе много тайн и чудес. В ходе реализации проекта дети не только узнают много нового и интересного о морских обитателях, но и научатся бережному отношению и любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt_Mir_morya.doc288 КБ

Предварительный просмотр:


Паспорт проекта.

                                                                                          Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
                                                                               Его прозвали "Маленький философ".
                                                                                 Но только он подрос, как начали ему
                                                                                Преподносить ответы без вопросов.
                                                                      И с этих пор он больше никому
                                                                      Не задает вопросов "Почему?".

                                                                                                                           

                                                                                                                               С.Маршак

                                                                                                                             

Название проекта: «Мир моря».

Вид проекта: среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).

Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие.

Актуальность проблемы: на сегодняшний  день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

          Наш город Туапсе располагается на берегу Черного моря. Что бы сохранить Чёрное море - жемчужину юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Чёрного моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Мир моря».

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта: 

  1. формировать у детей представления о морских обитателях;
  2. формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
  3. формировать навыки поисковой  деятельности;
  4. развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  5. воспитывать бережное отношение к природе. 

Предполагаемый результат:

  1. владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  2.  иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  3.  знать о взаимосвязи с другими обитателями; 
  4. иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  5. сформировать первоначальные навыки  экологически грамотного  поведения в природе;
  6. составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием  опорной схемы. 

Предварительная работа:

  1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
  2. знакомство с литературными произведениями:  Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка»;
  3.  разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  4. рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  5. прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  6. просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».
  1. Фотовыставка «Подружись с волной!».
  2.  Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Взаимодействие со специалистами:

  1.  Развлечение  «В гостях у Нептуна».

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо морском обитателе  по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни), фотовыставка «Подружись с волной!».

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

План реализации проекта:

Виды деятельности

       

        Сроки

   

   Результаты

 

 Форма регистрации

результата

       1

             2

               3

                     4

1.Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса»

01.07.11

04.07.11

08.07.11

12.07.11

15.07.11

19.07.11

21.07.11

25.07.11

26.07.11

28.07.11

Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности

Конспекты занятий

2.Экскурсия в дельфинарий

27.07.11

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Фотографии, рисунки детей

3. Развлечение «В гостях у Нептуна»

07.07.11

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Фотографии

4. Познавательные опыты

20.07.11

Формирование навыков поисковой деятельности

Фотографии

5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки»

16.07.11

22.07.11

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

6. Фотовыставка «Подружись с волной!

25.07.11

 Творческий продукт

  Выставка

7.Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)

Формировать желание пользоваться специальной терминологией

Коллекция ракушек

8. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

13.07.11

26.07.11

Формирование представлений  о профессиях, связанных с морем

Фотографии

9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие»

В течение месяца

Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Фотографии

10. Подвижные игры:

«Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки»

В течение месяца

Закрепление знаний о морских обитателях

Описание игр

11.Викторина «Чудеса подводного мира»

28.07.11

Закрепление знаний о морских обитателях

Конспект викторины

12. Домашнее задание

для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе  с детскими рисунками

29.07.11

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками

Художественное слово.

Стихи

Морской конёк

          В море, в зарослях игривых,

                                                                           Вьется пламя огонька –

                                                                           Раздувают воды гриву

                                                                           Норовистого конька.

                                                                           Видит он любую норку,

                                                                         

                                                                           За добычей смотрит зорко,

                                                                           Не зевай, глупыш-рачок:

                                                                           От врага – один скачок.

***

                                                                           Обхватив хвостом травинку,

                                                                           Не за край, за серединку,

                                                                           За коралловый пенёк,

                                                                           Хочет сесть в воде конёк,

                                                                           Но не получается:

                                                                           Всё в воде качается.

                                                                                                           Г.Р. Лагздынь

Актиния
         Ты похожа на  цветок,
             Виден каждый лепесток.

                                                                          Что ужасно ядовита,
                                                                         Кто бы догадаться мог.
                                                                         В середине ротик спрятан,
                                                                         Хоть снаружи вид приятен.
                                                                         Рыбки все, поберегитесь.
                                                                         Дальше от неё держитесь!
                                                                         Только клоун в ней прижился.
                                                                         Он с актинией сдружился.

                                                                                                               И. Гуревич


Осьминог

Ох, и любят осьминоги
                Спать в какой-нибудь «берлоге»:
   Так и ловят их – из глины
    В море опустив кувшины.
                                          Г. Кодиненко


***
       Что за странный осьминог?
Ручек нет, а восемь ног.

                                                                         Он ногами кушает,
                                                                        Без ушей, а слушает.
                                                                        Строит замки под водой,
                                                                        В цвет покрасится любой.
                                                                        У него присосок много,
                                                                       Не дразните осьминога!

                                                                                                         Ю.Дулепина

                                                                                              ***
                                                                       Груша с длинными руками
                                                                       Поселилась в океане,
                                                                       Целых восемь рук и ног.
                                                                       Это чудо – Осьминог!
                                                                       Очень хитрый, злющий, зоркий,
                                                                       У него за спорт – пятёрки.
                                                                       Для защиты от врагов
                                                                       У него чернил вагон.
                                                                       Он живёт на дне морском,
                                                                       Там его подводный дом.
                                                                       Развлеченья любит очень,
                                                                       Рыб гоняет днём и ночью.

                                                                                                                  Т.Лаврова

 
                                                                                           Краб         
                                                                        В Черном море жил-был краб,
                                                                        А наш папа краба - цап!
                                                                        И с тех пор боится пап
                                                                       Этот черноморский краб

                                                                       Слишком много пап на море,
                                                                       С ними краб все лето в ссоре,
                                                                       И  т всех дотошных пап
                                                                       Уползает со всех лап!

                                                                                                         Е.Попова




                                                                     Плоский камешек на ножках
                                                                    По подводной шёл дорожке.
                                                                    Боком-боком, боком-боком
                                                                    Семенил по дну с прискоком.
                                                                    Глазки – как горошины,
                                                                    Смотрят настороженно.
                                                                    Я к нему рукой полез,
                                                                    Он – клешню наперевес:
                                                                    «Ты, дружок,  меня не трогай!»
                                                                     И пошел своей дорогой.

                              Д. Еловикова

                                                                            Электрический скат
                                                                     Средь рыб океанических
                                                                     Стоит он как-то боком,
                                                                     А назван электрическим
                                                                    За то, что бьётся током –
                                                                    Представьте, бьётся током!

                                                                                                         Н. Доброта

                                                                                       Дельфин
                                                                    Он самый умный из зверей
                                                                    На море и на суше.
                                                                    Спасает тонущих людей.
                                                                    Он в этом деле лучший.
                                                                    Дельфин – спасатель лучший!

                                                                                                        Н. Доброта 

                                                                                   На дельфинах!

                                                                      Мы с сестренкою устали:
                                                                    В школе целый год учились:
                                                                    Рисовали и считали,
                                                                    Словом – славно потрудились!

                                                                     На каникулах мы с мамой
                                                                     (Это точно и бесспорно),
                                                                     Отдохнем на теплом самом,
                                                                     Самом синем – море Черном.

                                                                     Там, конечно, на дельфинах
                                                                     Сможем славно прокатиться!
                                                                     Посидеть на гладких спинах,
                                                                     Водной гладью насладиться!

                                                                     На морском седом просторе
                                                                     Их отыщем! Непременно!
                                                                     По соленым водам моря
                                                                     Пронесемся! Несомненно!

                                                                                                             Т. Астафьева

Для чего морю наряды?

                                                                       В ночь любую, в день любой
                                                                      Море занято собой:
                                                                      По утрам оно одето
                                                                      В платье розового цвета.
                                                                      Днем — одето в голубое,
                                                                      С белой ленточкой прибоя.
                                                                      По ночам на черной глади —
                                                                      Мягкий бархатный наряд,
                                                                      А на бархатном наряде
                                                                      Драгоценности горят.
                                                                      Море, если не секрет,
                                                                      Дай, пожалуйста, ответ:
                                                                      Для чего тебе наряды?
                                                                     — Чтобы люди были рады!

                                             В. Орлов

***

Волнуется море,

  Встаёт на дыбы,

                                                                                Неся на спине

                                                                                Голубые горбы,

Бьётся и бьётся

                                                                                Волной о причал!

    Кто же так, море,

                                                                                Тебя раскачал?

                               Г.Р. Лагздынь

                                                                                 Море,
                                                                                я к тебе бегу!
                                                                                Я уже на берегу!
                                                                                Я бегу к твоей волне,
                                                                                а волна
                                                                               бежит ко мне!...
                                                                                                          Э .Мошковская


                                                                                  Кто утюжит море?
                                                                                 Вода после шторма
                                                                                 Всегда в беспорядке:
                                                                                 Виднеются всюду
                                                                                 Морщины и складки.
                                                                                 Чтоб выровнять море
                                                                                 Вблизи и вдали,
                                                                                 Всё время утюжат его
                                                                                 Корабли.
                                                                                                                    В.Орлов

                                                                                         Расставание
                                                                                  Вот и расставание. 
                                                                                  Море, до свидания! 
                                                                                  До свиданья, синее! 
                                                                                  Не вздыхай, прибой! 
                                                                                  Море, ты ведь сильное, 
                                                                                  Что это с тобой?
                                                                                  Ветром занесённые, 
                                                                                  Капают в песок 
                                                                                  Капельки солёные 
                                                                                  У меня со щёк.
                                                                                  Что за настроение, 
                                                                                  Просто не пойму! 
                                                                                  Видно, скрыть волнение 
                                                                                  Нелегко ему!
                                                                                                              В.Орлов

                                                                                            Я рисую море
                                                                                    Я рисую море,
                                                                                   Голубые дали.
                                                                                   Вы такого моря
                                                                                   Просто не видали!
                                                                                   У меня такая
                                                                                   Краска голубая,
                                                                                   Что волна любая
                                                                                   Просто как живая!
                                                                                   Я сижу тихонько
                                                                                   Около прибоя -
                                                                                   Окунаю кисточку
                                                                                   В море голубое.
                                                                                                             В.Орлов

                                                                                       Раковина

                                                                                 Я раковину эту
                                                                                В коробке берегу.
                                                                                Она лежала раньше
                                                                                В песке на берегу.

                                                                                  Мой дедушка
                                                                                 С Кавказа
                                                                                 Привёз её с собой.
                                                                                 Её приложишь к уху -
                                                                                 А в ней шумит прибой
                                                                                 И ветер гонит волны...

                                                                                  И в комнате у нас
                                                                                 Мы можем слушать море,
                                                                                 Как будто здесь Кавказ.

                                                                                                                      А. Барто

           Где спит рыбка?

                                                                             Ночью темень. Ночью тишь.
                                                                            Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                                                                              Лисий след ведёт к норе,
                                                                            След собачий — к конуре.

                                                                              Белкин след ведёт к дуплу,
                                                                             Мышкин — к дырочке в полу.

                                                                              Жаль, что в речке, на воде,
                                                                             Нет следов твоих нигде.
                                                                            Только темень, только тишь.
                                                                             Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                                                                   И. Токмакова

Загадки

По земле не хожу,                                                     Это что за чудо-юдо.

Рот есть, да не говорю,                                         Рыба плоска, как блюдо?

Глаза есть - не мигаю,                                            Оба глаза на спине,
Крылья есть - не летаю.
     (рыба)                      А живёт на самом дне.

                                                                                                                        Очень странные дела…

                                                                                                                        Эта рыба- …(камбала)

Что за дивная лошадка?                               Жить люблю в седых морях я,
Очень странные повадки:                             В темных водах корм ищу.
Конь не сеет и не пашет,                             Хвост свой, как надежный якорь,
Под водой с рыбёшкой пляшет.                 Я бросаю, где хочу.  (морской конёк)

 Назови его, дружок.

                                 Рыбок друг       (морской конек).

С моряками был он дружен,                               Как плывут они красиво –
Чем доныне знаменит.                                       Очень быстро и игриво!
Из морских зверей кому же                                Нам показывают спины
В мире памятник стоит?  (дельфин)            Из морской воды…(дельфины)


 В буйном море-океане

 Рыба страшная живёт.
 У неё большой живот,
 Пасть с ужасными зубами. (акула)

В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.       (скат-хвостокол)

Что за звери это все же?

 Средь дельфинов и китов
 Впрямь похожи-препохожи
 На кусты густых цветов.    (актиния)

  

Этот белый парашют                                           Для неё волна –качели,
Волны к берегу несут.       (медуза)                     И плывёт она без цели

                                               Ниоткуда в никуда,

                                                     Вся прозрачна как вода.

Мы - животные морские,
Для китов - опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос.   (касатка) 

Ползет в море паук -                                                        Ловко мусор собирает,
Восемь ног, пара рук.                                                        Дно морское очищает.
В руках клешни,
В глазах - испуг.                 (краб)

Пять морских ежей схватила                                       Глубоко на дне она
 Я в подводной глубине                                                    Словно на небе видна.

 И, спокойно проглотив их,                                            Но не светит и не греет,
 Ярче вспыхнула на дне.    (морская звезда)               Потому что не умеет.

Властелин семи морей,                                                   Через море-океан

В океане всех сильней.                                                      Плывёт чудо-великан.

Он плывет - вода бурлит.                                              На спине его есть кран:

Эта чудо-рыба - ... (кит).                                                Из него бежит фонтан.

На мели сидит, усами шевелит,
 А гулять пойдёт задом наперёд.   (рак)
                                                                                            

Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал.        (морской ёж)

Груша с длинными ногами                                       Всё без рук могу хватать!

Поселилась в океане.                                                 Ног моих не сосчитать!

Целых восемь рук и ног!                                           Но а тот, кто всё же смог,

Это чудо... (осьминог).                                             Говорит я … (осьминог)

От врагов спасаясь сильных,                                              Рано-рано на рассвете
Пятясь головой назад,                                                         И в вечерний тихий час
Маскируясь я в чернильный                                                Не на удочку, не сетью,
Разлохмаченный халат.                                                      А кувшином ловят нас.

В толщах вод легко шныряя,
Не свожу с добычи глаз.
Миг - и тут же расширяю
Я свой рот в тринадцать раз.   (живоглот)

Властелин глубин немалых.                                                                 Что случилось с кораблём?

Повелитель всех русалок,                                                                      Всё качается на нём.

В глубине его морей                                                                                 Царь морей играет в море.

Много кладов, кораблей.                                                                        Веселится на просторе.

Держит он в руке гарпун.                                                                      Волны самых разных форм…                                  

Грозный царь морей... (Нептун).                                                          В синем море грозный … (шторм)

Все моря он бороздил,                                                                             Кругом вода,

В штиль и в шторм корабль водил.                                                   А с питьём беда.

Человек отважный, смелый,                                                                Кто знает, где это бывает?  (море)

 И морское знает дело.

Покорил немало стран

 Этот бравый... (капитан).


     

Пальчиковая гимнастика.

Рыбки весело плескались.      (волнообразные движения ладонями)

                                 В чистой тепленькой воде,    

                                То сожмутся, разожмутся,   (сжать, разжать кулаки)

                                То зароются в песке.                (вращение кулаками)

Пять рыбок

                                 Пять маленьких рыбок

                                                         играли в реке  (волнообразные движения руками)

                                 Лежало большое бревно  

                                                                  на песке  (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок)

                                 И рыбка сказала:

                                       «Нырять здесь легко!»  (волнообразные движения руками)

                                 Вторая сказала:

                                         «Ведь здесь глубоко!»  (покачивание ладонями из стороны в сторону)

                                  А третья сказала:

                                       «Мне хочется спать!»  (повороты ладоней на тыльную сторону)

                                  Четвертая стала

                                       чуть-чуть замерзать,  (быстрое покачивание руками)

                                  А пятая крикнула:                    

                                                «Здесь крокодил!    (ладони раскрывать и соединять)

                                  Плывите скорее,

                                       чтоб вас не схватил!»  (волнообразные движения)

Чайка

                                                                         Пальчики – головка,

                                                                         Крылышки – ладошки.

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, остальные пальцы сомкнуты).

                                                                         Чайка вверх взлетает,

                                                                         Над водой мелькает.

(Не разъединяя пальцы изображать полет птицы)

                                                                         На волну присела.

(Соединить большой и указательный пальцы (голова), остальные пальцы сложить в кулачок -туловище). Опустить руку на стол и покачивать)

                                                                         Тут же рыбку съела.

(Большой и указательный пальцы разъединяются и соединяются снова).

Физкультминутки

А над морем – мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

                                                                      Полетим за ними дружно.

                                                                      Брызги пены, шум прибоя,

                                                                      А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями).

   Мы теперь плывём по морю

                                                                       И резвимся на просторе.

                                                                       Веселее загребай

                                                                        И дельфинов догоняй.

             (Дети делают плавательные движения руками).

                                                                        Рыбка рыбке говорила.

                                                                        Плавничками шевелила:

               «Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

       Мы стройны, как королевы!

   Будем хвостиком вилять:

        Раз, два, три, четыре, пять!

   Два подскока, три хлопка,

                                                                         Головою два кивка».

                                                           Пословицы и поговорки

  1. В море раз побудешь, век не забудешь.
  2. В море дорог много.
  3. Море шутить не любит.
  4. Море кого любит, а кого губит.
  5. Море любит смелых да умелых.
  6. Время и морской прилив никого не ждут.
  7. Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.
  8. То пропало, что в море упало.
  9. Акул бояться — в море не ходить.
  10. Зазнаешься — воды нахлебаешься.
  11. И хороший адмирал может страдать морской болезнью.
  12. Кто много плавал, тот много и видел.
  13. Кто не любит море, того и море не любит.
  14. Моряком на суше не станешь.
  15. Перед морем все равны.
  16. Учись, матрос,— капитаном будешь.

Подвижные игры

«Водолаз»

Дети свободно гуляют по площадке. После слов воспитате ля изображают названного обитателя моря, а когда «водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.

Воспитатель. В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два. раз -

Покажи его сейчас!

Дети изображают осьминога. Вместо осьминога воспита тель может называть любую морскую рыбу или животное: акулу, ската, медузу, тюленя, моржа...

Воспитате ль.

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.

«Море волнуется»

              Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

«Рыбаки и рыбки»

            Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать все выше. 

«Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.

Играющие хором громко произносят:
«Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» Водяной открывает глаза и старается осалить кого-нибудь из убегающих играющих. Осаленный встает в круг и представляет номер художественной самодеятельности. После чего он становится «Водяным».

Источники:

  1. Сайт «Воспитатель - конспекты занятий в детском саду».
  2. www.luchiksveta.ru

Развлечение «В гостях у Нептуна»

Действующие лица:
Нептун
Младшая дочь
Старшая дочь
Русалочки – девочки старшей  группы
Дельфинята – мальчики старшей группы
Рыбки – дети средней группы
Черти – мальчики подготовительной  группы

Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун.

Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском,
Весь усыпан янтарем.
Поздравляю вас с праздником Нептуна!
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и,
Обойти все морские рифы!

Под музыку входит дочь царя с русалками. Становятся рядом с Нептуном.

Нептун.

Что ты невесела, дочь моя младшая, любимая? Не обидел ли тебя кто? Не причинил ли тебе вреда? Только скажи. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.

Младшая дочь.

Не надо, батюшка, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал меня никто и вреда никто мне не причинял.

Нептун.
 
Поделись же, девица-красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.

Младшая дочь.

Ах, батюшка. И сказать-то совестно. Да и простишь ли ты меня? Не сдержала я слово свое - хранить твой подарок, ожерелье жемчужное. Порвалась тонкая ниточка, и рассыпались по дну морскому жемчужины. Как мне их искать-собирать?

Нептун.

Не печалься, дочка. Чем смогу – помогу я тебе в твоем горе. Эй, русалки, ну-ка, покажите мне, что вы умеете. Не поможете ли вы найти ожерелье дочери моей?

«Танец русалок» на песню «В  мире морском»  из мультфильма «Русалочка» .

Младшая дочь. 
Русалочки, не нашли ли вы мое ожерелье?

Русалочки.
 
Нет.

Младшая дочь.
 
Ах, вы только плясать да веселиться умеете! Что мне от вас толку! Уходите с глаз долой!

Нептун.
 
Постой, дочка, не гневись. Может быть они нам все-таки помогут.
(Обращается к русалкам.) А умеете ли вы плавать по просторам морским? Вот вам раковины морские. Перенесите их с одного берега на другой.

Эстафета с русалками:
 чья команда быстрее перенесет раковины .
Русалки уходят. Под музыку входит старшая дочь Нептуна.

Старшая дочь. 
Здравствуй, батюшка! Здравствуй, сестрица родимая. Здравствуйте, гости дорогие. Что вы так загрустили? (Обращаясь к Нептуну и дочери.) Может, что-то случилось?

Нептун.
 
Ах, дочь моя старшая, никак не можем мы найти то ожерелье, что я подарил сестре твоей меньшей.

Старшая дочь.
 
Не печалься, батюшка. Есть у меня друзья – дельфинята. Может, они помогут нам?

Хлопает в ладоши 3 раза. Появляются дельфинята – мальчики. Заходят в воду.

Старшая дочь. 
Дельфинята, друзья мои, помогите сестре моей найти ожерелье жемчужное!

Эстафета с дельфинятами:  "Перелей воду чашкой из ведра в ведро". Бег со стаканчиком от ведра с водой до пустого ведра. Выигрывает команда, которая быстрее выполняет задание и наполнит ведро большим количеством воды.

Старшая дочь. 
Нырять вы умеете. А как вы плаваете?

Эстафета:
 бег с плавательными кругами.

Старшая дочь.
 
Ах, батюшка, сестрица, и дельфинята нам не помогли. Всю воду вычерпали, а ожерелья не нашли. Но есть у меня подружки – рыбки золотые.

Появляются рыбки (дети младшей группы).

Старшая дочь.
 
Здравствуйте, рыбки золотые. Давайте с вами поиграем в игру
“Сердитая рыбка”.
Проводится игра. Ведущая – старшая дочь Нептуна.

Со словами:
"Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем, ее разбудим
И посмотрим - что же будет."
Дети подходят к сердитой рыбке, которая по окончании стишка "просыпается" и ловит детей. А те, в свою очередь, бегут к своему бортику. Далее выбирается новая "рыбка".

Рыбки уходят.

Младшая дочь:
Да неужели мы так и не найдем жемчужины из моего ожерелья!

Выбегают черти (дети подготовительной группы) и танцуют под музыку “Чунга-Чанга”.

Нептун.

Ага, вот вы где, чертенята! Ну-ка, признавайтесь, не вы ли украли ожерелье моей дочери?

Черти:
 
Нет!

Нептун.
 
Что-то мне не верится. Сейчас я своих спортсменов позову. Вот тогда правда и откроется. Если они победят - вы отдаете ожерелье.

(Стучит посохом 3 раза. Входят остальные дети подготовительной группы.)

1 эстафета. "Ударь по воде рукой"
. Добежать до таза с водой, ударить ладонью по воде и вернуться назад. 
2 эстафета. "Наступи ногой в таз с водой".
 Добежать до таза с водой, наступить в воду ногой и вернуться назад.
3 эстафета. “Кто быстрее соберет кораллы”.
Добежать до таза, достать кеглю нужного цвета из воды.

Нептун.
 
Ну что ж, верю я вам, черти, не крали вы ожерелье. Но тогда помогите моей дочери найти его.

Игра “Ловля жемчуга”.

По дну разбрасываются "Киндер-сюрпризы" с грузами внутри. Дети собирают их в ведерки. Побеждает команда, у которой ведре больше "Киндеров".
Дочери высыпают добычу из ведер и находят там бусы.

Младшая дочь:
 
Вот мое ожерелье!

Старшая дочь.
 
И у меня есть ожерелье!

Нептун.
 
Да, вот сколько смогли собрать жемчуга наши спортсмены. Даже на два ожерелья хватило. Спасибо вам, дети! Слушайте мой приказ: «Купальный сезон объявляю открытым. Разрешаю купаться во всех морях, реках и озерах». Приказ скрепить водным обливанием! Черти, обливайте водой ребят!
 

Звучит музыка. Дети резвятся и танцуют, получают сладкие призы.


Системная паутинка проекта

Знать о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, способах маскировки, об уникальности каждого вида

Знать о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды

Образовательный           проект

«Мир моря»

Уметь вести конструктивную беседу в ходе исследовательской деят.

Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюск»

Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы

Уметь определять проблему и возможные методы её решения


Познавательные опыты


Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

                     

                             

1.Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

                     

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.


Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Источник: Журнал "Мастерилка" (11.05) Издательского Дома "Карапуз"

Консультация для родителей


                                           «В жаркий день - на пляже, в бассейне»


Вода и песок магически действуют на детей. И поэтому самый лучший способ занять ребенка в жаркий день — отправиться с ним на пляж, взяв с собой пластмассовое ведро, игрушки, подстилку и холодную воду. Однако в жаркий летний день можно не только плескаться в воде и играть в песке.

          Как развлечь самых маленьких и что можно предложить детям постарше, которые любят поиграть в воде. Вы увидите, долгий знойный день пролетит неожиданно быстро, когда рядом есть вода, а дети веселятся и развлекаются.

Следуй за лидером.

           Пусть в группе из нескольких детей, играющих в дачном бассейне, каждый по очереди будет главным. Присоединяйтесь к их компании и поддержите всеобщее веселье, дав несколько полезных советов: лидер может ходить, подражая утенку, барахтаться «по-собачьи» или плавать на спине. Остальные должны ему подражать.

Закопанное сокровище.

            Обозначьте небольшую площадку, на которой будет происходить игра. Один из вас прячет хорошо заметную раковину или другой небольшой предмет, зарыв их неглубоко в песок и разровняв это место. (Никто не должен подглядывать.) Затем он медленно отсчитывает время, пока другой игрок или игроки протыкают песок палочкой от мороженого, пытаясь найти спрятанный предмет. Дети могут меняться ролями, или пусть взрослый закопает несколько предметов, а дети ищут их все вместе.

Картины на песке.

           Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Игра в шары на песке.

           Выкопайте в песке шесть ямок так, чтобы они образовали треугольник. Его основание, состоящее из трех лунок, должно быть обращено к вам. Отойдите на несколько шагов в сторону и бросьте мяч так, чтобы он покатился в сторону лунок. Вы выигрываете три очка, если мяч попал в вершину треугольника, два очка, если он попал в средние лунки, и одно очко — за попадание в одну из трех лунок в основании треугольника.


Замок из песка.

          Помогите ребенку построить из песка красивый замок. Подскажите ему, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию,— ракушки, камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки. (Перед тем как уйти, не забудьте выбросить все это в урну или в мусорный ящик.)

Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или коробочек из-под маргарина. Захватите с собой на пляж побольше разных предметов, подходящих для этой цели.

Если вы принесете их в сетке, то перед уходом все эти предметы можно легко сполоснуть, окунув их в воду.

Песчаная черепаха.

         Если ваш ребенок когда-нибудь видел черепаху — живую или на картинке, ему понравится идея сделать ее из песка.

        Сначала прогуляйтесь вместе по пляжу и соберите ракушки. Затем принесите их туда, где вы расположились, и предложите ребенку вылепить большую черепаху из песка.

        Это очень просто сделать. Большой овальный холм — туловище, маленький холмик наверху — голова, выпуклости по бокам — ноги. Слепив туловище черепахи, ребенок может выложить его ракушками, которые вы собрали, и тогда у черепахи появится панцирь.

Золотоискатель.

         Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своего малыша поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Для этого возьмите с собой на пляж сито или мелкую сетку и горсть монет.

        Пока ребенок играет где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком.

        Когда все будет готово, дайте ребёнку сито и пусть он «добывает золото».

Бумажный змей.

         Пляж - прекрасное место для запуска бумажного змея. Однако к этому занятию необходима подготовка. Бумажного змея можно купить в магазине или сделать самим. Неплохо бы иметь и запасного змея, но прежде надо купить клейкую ленту и веревку.

         Со старшими детьми все это можно приготовить заранее — зимой, а когда наступит лето, запускать змея.


Налей и отмерь.

        Переливать и отмерять воду, используя, конечно, чистую домашнюю посуду, — прекрасное занятие для детей  не только дома, но и на пляже. Собирайте пластмассовые баночки, бутылочки из-под лекарств, кувшинчики и т. д. Дети  любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать.


Раскрась себя.

         Достаньте садовый шланг, акварельные краски, кисточки, и пусть ребенок займется рисованием. Позвольте ему раскрасить себя так, как ему вздумается; затем пусть смоет краску и начнет все сначала.

Пригласите маляра.

         Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет «красить». Пусть он покрасит цементный пол рядом с бассейном, скамейки, игрушки — все, что не боится влаги. Он придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.

Песочное печенье.

         Играя на пляже или в саду в ящике с песком, ребенок с удовольствием «приготовит» печенье из песка с помощью кулинарных формочек и накроет стол для чаепития.

Мокрые отпечатки.

        Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Следы исчезают довольно быстро, и поэтому ребенок способен заниматься этим достаточно долго. Ваш ребёнок может оставлять следы, надевая обувь разного размера, засунув ногу в ведерко или натянув ласты.

Брось раковину.

        Выройте в песке ямку и устройте соревнование по метанию ракушек. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросайте раковины, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять ракушек. По мере того как ребенок осваивает игру, постепенно отодвигайте линию все дальше и дальше от ямки.

        Есть другой вариант игры: воткните в песок палку; пусть каждый игрок поставит мелом инициалы на своей раковине. Затем все по очереди бросают раковины из-за черты, стараясь попасть как можно ближе к палке.


Найди шарик.

         Очень хорошо в жаркий летний день пускать мыльные пузыри. Вместо маленькой баночки возьмите ведерко и приготовьте смесь 1/4 чашки жидкого мыла и одного литра воды.

         Вынесите ведерко на улицу, а чтобы удобнее было пускать пузыри, часть жидкости перелейте в небольшую плошку. Сделайте из плотной бумаги трубочку.


Источник: Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".

вна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...