Народные промыслы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Для дошкоьного воспитания особенно актуальны вопросы развития творческой личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одим из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
Ценность народного искусства определяется и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nood.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание.
Задачи:
Образовательные.
Дать детям первоначальные знания о праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в целях приобщения детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.
Обобщить знания детей о глиняных и деревянных игрушках.
Учить делать сравнительный анализ элементов национальных узоров
Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Учить детей украшать салфетку в нетрадиционной технике (штамповка).
Учить детей ориентироваться на плоскости ( в данном случае салфетке, располагая элементы узора по углам).
Развивающие.
Развивать творчество детей, их самостоятельность при украшении салфеток элементами узора.
Активизировать и пополнять словарный запас детей.
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, коммуниктивность, эмоциональную сферу общения.
Воспитательные.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, фольклору.
Формировать чувство дружелюбия.
Методы и приемы.
Словесные:
- рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, пояснения, объяснения.
Наглядные:
- рассматривание и сравнение элементов национальных узоров.
Практические:
- обследование, игровая мотивация, игра «Карусель», сюрпризный момент, украшение элементами мордовского и русского узоров салфеток.
Словарная работа: ярмарка; глиняные, деревянные игрушки; мастерские; мастера; штамп.
Материалы и оборудование: глиняные игрушки мастеров Рузаевского района, мордовские и русские матрешки, деревянные игрушки мстеров из Подлесной Тавлы, игровое оборудование «Веселая карусель», проектор, оборудование для практической деятельности: клеенки, розетки с гуашью, салфетки, штампы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, подходите ко мне поближе. Давайте познакомимся. Меня зовут Людмила Александровна. А вы свое имя назовите и на ладошку мне свою ладошку положите.
(Дети называют свое имя)
Воспитатель. Вот мы с вами познакомились и подружились. А девочки-то у вас все красавицы: ясноокие да длиннокосые, а мальчики-то озорные да вихрастые. И я к вам пришла нарядная, посмотрите на меня. Какой на мне костюм?
Дети. Русский.
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети. По узору.
Воспитатель. Правильно, по узору на моем сарафане. Из чего здесь узор?
Дети. Из цветов.
Воспитатель. Правильно, из красивых, разноцветных цветов? А хотите узнать, почему я пришла к вам в русском костюме?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, скоро у нас большой праздник – праздник дружбы мордовского народа с другими народами России. А праздник – это всегда радость и веселье, гости и подарки. А как вы думаете, где можно взять подарки?
Дети. Купить, своими руками сделать.
Воспитатель. А в старину люди выбирали подарки на веселой и задорной ярмарке, где звучала музыка, смех, кружились на веселой карусели, покупали подарки для друзей и родных, сделанные своими руками. А вы хотите побывать на ярмарке?
Дети. Да
Закличка.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Вот она какая, Ярмарка-развеселая:
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
(Дети проходят через арку на «ярмарку»)
Воспитатель. Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем! Асколько игрушек на ярмарке! Хотите увидеть эти игрушки?
Дети. Да.
Воспитатель. Посмотрите, а гостей сколько собралось. Здравствуйте, гости дорогие. Приглашаю и вас посмотреть на игрушки.
(Воспитатель подводит детей к столу с глиняными игрушками)
Закличка.
Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные!
Всегда и всюду славятся,
Они и вам понравятся!
Воспитатель. Ребята, что вы здесь видите?
Дети. Птицы-свистульки, лошади, медведи.
(Воспитатель берет в руки самую большую игрушку и показывает детям, дети обследуют игрушку)
Воспитатель. А как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки?
Дети. Из глины.
Воспитатель. Правильно, из глины. Ребята, игрушки, сделанные из стекла называются стеклянные. А игрушки, сделанные из глины?
Дети. Глиняные.
Воспитатель. Правильно, глинянные. Ярмарка – это праздник, и ни один праздник не обходился без глиняной игрушки – украшения ярмарки. А вы обратили внимание, на каких салфетках стоят наши глинянные игрушки? Эти салфетки украшены мордовским узором, потому что сделаны эти игрушки мордовскими мастерами. Посмотрите внимательно, мордовский узор похож на русский?
Дети. Нет.
Воспитатель. А чем не похож?
(Ответы детей)
Воспитатель. Да, мордовский узор состоит из «крестов», «ромбов», «галочек» и « елочек». И цвет у них красный или черный.
Воспитатель. А теперь я приглашаю посмотреть на другие игрушки.
“Это вам не безделушки!
Настоящие игрушки!
А какое выражение
И прекрасное движение!”
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, из чего сделаны игрушки?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Правильно, из дерева. Дети, игрушки, сделанные из глины – глиняные, а сделанные из дерева?
Дети. Деревянные.
Воспитатель. Правильно, деревянные.
Посмотрите, как стройна
Подлесно-Тавлинская резьба,
Деревянные фигуры
Мастер выполнил с натуры!”
И эти деревянные игрушки стоят на салфетках. Посмотрите внимательно, какой узор на салфетках? Вы его узнали?
Дети. Узнали, мордовский.
Закличка. Молодцы!
Вы, ребята, не устали?
Приглашаю на веселье-
Прокатится в карусели.
(Дети проходят к карусели под мелодию “Ярмарка”, каждый берет ленту, начинают кружиться под текст.)
Еле-еле, еле-еле,
Заветелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Карусели, карусели,
Закружился стар и млад.
Кто на ней не покатался,
Тот полжизни потерял.
Вы, ребята, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель. Понравилась карусель?
А сейчас я загадаю вам загадку:
«Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Развеселая ...»
Дети. Матрешка.
Воспитатель. Правильно. А как вы догадались, что это матрешка?
(Ответы детей)
Ребята, посмотрите внимательно на экран .
Здесь разные матрешки, русская матрешка и мордовская матрешка. Вы узнали, какая из них русская матрешка, а какая - мордовская? А как узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель.Правильно, ребята. На фартуке русской матрешки мы видим красивые цветы по всему фартуку, а фартук мордовской матрешки украшен узором по краю. А теперь посмотрите на головные уборы. На русской матрешке красивый расписной платок, а на голове мордовской матрешки – национальный головной убор – панго с мордовским узором.
Воспитатель. Понравились вам матрешки?
Дети. Да.
(Воспитатель обращает внимание детей на стол с матрешками)
Закличка.
Подходите, подходите,
На товары поглядите.
Привезли из далека,
Нам не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, у матрешек салфетки без узоров. Давайте украсим узорами салфетки, чтобы и наши матрешки стояли на красивых салфетках. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем работать красками – расписывать салфетки. Мастера перед работой всегда поднимали
рукава, а мы с вами сейчас будем мастерами. Готовимся к работе. Ой, а наша мастерская закрыта на замок. Давайте его откроем.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Повторяйте за мной:
(Руки складываются в замок, переплетая пальцы,ритмично раскачивая)
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
(Ритмичное постукивание друг об друга основания ладоней, не расцепляя пальцы)
- Покрутили,
- Потянули
(Руки тянутся в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью).
- И открыли!
(Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
Воспитатель. Молодцы! Теперь наша мастерская открыта. Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети. Да.
Воспитатель. Я вам сюрприз приготовила. Подойдите к столу, встаньте поудобнее. Посмотрите, это – штамп, я его сделала из картофеля. Будьте внимательны, смотрите, что я буду делать: опускаю штамп в краску, аккуратно придерживаю его, жду немного, а потом… прикладываю штамп на угол моей салфетки. Что получилось?
Дети. Узор.
Воспитатель. Правильно, еще раз опускаю штамп в краску, аккуратно придерживаю его, жду немного прикладываю в другой угол. А теперь кто хочет мне помочь? Что надо сделать сначала?
Дети. Взять штамп.
Воспитатель. Дальше?
Дети. Опустить аккуратно в краску.
Воспитатель. Потом?
Дети. Приложить в угол салфетки.
(Воспитатель предлагает еще одному ребенку помочь в украшении салфетки)
Воспитатель. Все запомнили? Тогда проходите на свои рабочие места и приступайте к работе.
(Дети украшают салфетку, воспитатель помогает)
Воспитатель. Посмотрите, вот сюрприз, салфетки у вас все с разными узорами: и русским, и мордовским – для наших матрешек.
(Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какой узор у него получился)
Воспитатель. А теперь расставим матрешки на наши салфетки – русских матрешек на салфетки с русским узором, а мордовских матрешек – на салфетки с мордовским узором. Посмотрите, наши матрешки встали в хоровод – они тоже подружились, и готовятся к празднику. Вспомните, ребята, какой праздник мы ждем?
Дети. Праздник дружбы народов.
Воспитатель. Правильно. Ну, что ж, ребята,
Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Весела ярмарка, но пора нам возвращаться в детский сад.
(Дети через арку выходят с «ярмарки»)
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, где мы были, что видели, а что вы нового узнали сегодня? Что вам понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель. А мне все понравилось, а больше всего мне понравилось, что мы с вами подружились. Вы такие замечательные помощники и мастера. Спасибо вам! А это для вас сюрприз с ярмарки:
Бублики медовые,
Пирожки пудовые,
Кушайте, играйте,
да меня вспоминайте.
До свидания, ребята, до свидания, гости дорогие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...