Учебно-методическое пособие по экологии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме
Предлагаю вашему внимаю темы совместной образовательной деятельности и программное содержание для всех возрастный групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_2.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)
тема занятия | Цель занятия |
«осень, осень…» | Конкретизировать и расширять представления детей о сезонных изменениях, о приспособлениях живых организмов к изменениям в среде обитания. Развивать мышление и логику. |
«Прогулка в лес.» | Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами. Дать знания о взаимосвязи грибов и растений. Расширять представления о цепи питания. Развивать мышление. |
«Встреча в лесу.» (заяц, медведь, лиса) | Расширять и конкретизировать знания о приспособлении зверей к сезонным изменениям на примере данных зверей. Учить устанавливать причинно- следственные связи между группой животных звери и изменениями в природе. |
«Путаница.» | Уточнить знания о группах животных. Учить классифицировать по определенным признакам. Закреплять представления о приспособлениях каждой группы животных к сезонным изменениям. Развивать память, логическое мышление, речь. |
«Земля, солнце, луна.» | Познакомить с нашей солнечной системой, и влияние солнца и луны на жизнь живых организмов и неживых объектов природы. Развивать память, воображение, абстрактное мышление. |
«День и ночь.» | Познакомить со сменой дня и ночи (используя модели: планеты Земля и солнца). Закрепить знания об основных объектах нашей солнечной системы. |
«Растения осенью,» | Закреплять знания о группах растений. Уточнить представления о смене дня и ночи, и влиянии короткого дня на жизнь растений. Развивать логическое мышление, внимание. |
«Кто живет в лесу?» | Уточнять и расширять знания о приспособлении животных к изменениям в среде обитания. Развивать умение классифицировать на группы. |
«Зачем нужны хищники?» | Выявить значение хищников в природе. Закреплять умение выстраивать пищевые цепи питания. Развивать внимание, мышление. |
«Смена времен года.» | Установить связь между вращением планета Земля вокруг солнца и сменой времен года, используя модели. Обобщать знания об изменениях в живой и неживой природе со сменой времен года. |
Старшая группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
Тема занятия | Цель занятия |
«Зимушка- зима.» | Расширять и конкретизировать знания о сезонных изменениях. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи между сезоном и живым миром. Развивать речь. |
«Зимовье зверей.» | Закреплять представления о группе животных звери, выделить общие признаки. Обобщать и расширять представления о жизни зверей зимой: изменение внешнего вида, его значение; питание, образ жизни. Развивать мышление, речь. |
«Стороны света.» | Познакомить с понятием стороны света. Развивать умение различать стороны света опираясь на природные подсказки. Развивать абстрактное мышление, ориентировку в пространстве. |
«Маленькое путешествие.» | Обобщать и закреплять представления о понятиях: стороны света, времена года, день и ночь. Развивать мыслительные процессы и речь. |
«Зимующие птицы.» | Расширять знания о группе животных птицы, закреплять умение выделять птиц из других животных по определенным признакам. Расширять представления о жизни птиц зимой, познакомить с клестом. Развивать речь. |
«Чудо вода.» | Выделить свойства воды. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи. Развивать мыслительные процессы, речь, тактильную память, умение делать заключение. |
«Кто в воде живет?» | Расширять и конкретизировать знания о водной среде обитания. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи между средой, способом питания, строением животных. |
«Кому нужна вода?» | Выявить значение воды в жизни живых организмов. Закреплять представление о свойствах воды. Развивать умение делать обобщение, развивать речь. |
«Кто где живет?» | Обобщать представления о средах обитания: воздушной, водной, наземной. Развивать умение определять животное по строению внешнего вида, где обитает, чем питается. |
«Почва, кто в ней живет?» | Развивать поисково - познавательную деятельность. Выделить свойства почвы. Формировать представления, как о среде обитания. |
«Все в лесу нужны друг другу.» | Формировать понятие о том, что природа единый организм, что в ней все взаимосвязано. Познакомить с красной книгой, и ее значением. |
«наши органы чувств» | Познакомить с понятием органы чувств, а также с их значением в жизни человека. Вызвать желание беречь свое здоровье и других людей. |
«Пищеварительная система» | Познакомить с пищеварительной системой, уточнить значение каждого участка в переваривание пищи. Вызвать желание тщательно пережевывать пищу, чтобы не навредить своему организму. |
Старшая группа
Весна (март, апрель)
Тема занятия | Цель занятия |
Посадка семян | Формировать представление о размножении растений. Закреплять представление о строении растения и значении каждой части в их жизни. Развивать умение устанавливать связи между наступлением весны и ростом растений. |
«»Здравствуй весна.» | Расширять и конкретизировать знания о признаках весны. Формировать представление об изменениях в природе с приходом нового месяца. Развивать речь, |
«Лес просыпается.» | Расширять представления о жизни животных весной. Закреплять знания о группах животных. Развивать Умение классифицировать, развивать речь. |
«Первые цветы» | Расширять представления о многообразии растений, о значении в жизни животных и человека. Познакомить с первыми цветами. Закрепить представление о строении растений. |
«Песочная страна.» | Познакомить со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, из мокрого можно лепить). Развивать поисково- познавательную деятельность, речь. |
«Воздух повсюду.» | Обнаружить воздух в окружающим пространстве и выявить его свойство- невидимый. Дать представление, что воздух может двигать предметы. Развивать мышление. |
«Зачем нужен воздух?» | Дать знания о значении воздуха в жизни живых организмов, познакомить с процессом фотосинтез. Развивать речь, умение делать выводы. |
«Почему кузнечить зеленый?» | Познакомить с приспособлением животных к среде обитания, а также с предупреждающей окраской. Развивать умение делать выводы, а также устанавливать взаимосвязи. |
«Кто где спрятался?» | Обобщать представления о приспособлении животных к среде обитания. Закреплять знания о средах обитания, развивать умение классифицировать. |
Подготовительная группа
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тема занятия | цель занятия |
«Осень» | Обобщать и конкретизировать знания о признаках осени, рассмотреть признаки характерные для каждого месяца. Развивать умение устанавливать связи и делать обобщения между изменениями в природе и изменением в поведении животных и их внешнем виде. |
«Зачем нужен лес?» | Выявить понятие, что лес единая система и является средой обитания живых организмов. Расширять представления о многообразии растений, закреплять знания о группах растений и характерных их отличиях. |
«В лес за грибами» | Обобщать знания, о ядовитых и съедобных грибах, о значении грибов в жизни живых организмов. Расширять представления о многообразии данной группы. |
«Растения осенью» | Закреплять представления о различиях между группами растений. Выявить связь между изменением внешнего вида растений и изменениями в неживой природе. Расширять представления о значении леса для людей и животных, и правила поведения в лесу. |
«Береги лес» | Обобщать представления о поведениях в природе. Закреплять знания о значении «Красной книги», познакомиться с животными, занесенными в нее. Предложить нарисовать плакат в защиту леса и его обитателей. |
«Глобус- модель нашей планеты» | Познакомить с моделью нашей планеты – глобусом. Рассмотреть и выделить основные понятия: экватор, полюса. |
«Вода и суша.» (материки и океаны) | Познакомить с понятием «суша», дать знания о материке как о суше и океане как о водоеме. Провести сравнительный анализ суши и воды, по занимаемой площади. Развивать мышление, речь, умения делать выводы. |
«Вода и суша(остров, полуостров, море, озеро) | Расширять представления о видах суши и водоемах. Провести сравнительный анализ: острова – полуострова, моря – озера, и выявить признаки сходства и различия. Развивать мышление, речь внимание, умение делать выводы. |
«Какие бывают насекомые?» | Расширять представления о группе животных «насекомые». Углублять знания о многообразии данной группы, их приспособлении к изменениям в природе, их значение в жизни других животных, растений и человека. |
«Птичья кормушка» | Расширять представления: о группе животных «птицы»; о зимующих и перелетных птицах. Провести сравнительный анализ питания птиц и их зимовкой, а также питания и строения клюва птицы. Развивать мышление, речь, умение делать выводы. |
Подготовительная группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
«Как узнать зиму» | Конкретизировать и расширять представления о признаках зимы в живой и неживой природе, а также приспособление живых организмов к холодному сезону. |
«Как животные приспособились к зиме?» (звери, рыбы, земноводные) | Расширять представления о приспособлении некоторых групп животных к холодному периоду. Установить связь между питанием и поведением в зимний период. Развивать речь, память. |
«Наши пернатые друзья» (клест) | Расширять представления группы животных «птиц» к зиме. Познакомить с жизнью клеста зимой. Познакомить с качующими птицами, выявить необходимость кочевания. |
«»Животный мир океанов» | Расширять представления о группах животных и их многообразии обитающих в океанах. Познакомить с некоторыми животными занесенными, в красную книгу. |
«Звери зимой» | Конкретизировать представления о жизни животных зимой. Установить связь между питанием и образом жизни в холодный период года. Развивать мышление, умение делать выводы. |
«Евразия, и ее рельеф» | Расширять знания о материках, познакомить с материком Евразия, ее рельефом ( равниной, горами, холмами, почвой, Водоемами), и умением обозначать их на бумаги. Развивать умение ориентироваться на плоскости, постановка руки к письму. |
«Почва, песок, глина» | Развивать поисково – познавательную деятельность. Обобщать представления о свойствах песка и глины ( сухой песок сыпучий, а мокрый может принимать любую форму, пока не высохнет, глина мокрая может принимать любую форму). Обобщать знания, кому нужна почва. |
«Почему не кончается вода?» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления о том, что вода очень ценный продукт (она нужна всему живому). Уточнить знания о свойствах воды. Систематизировать знания о возникновении родников, ручьев, рек, озер, морей и океанов. Обогащать словарный запас с помощью новых слов. |
«Все о воде» | Конкретизировать представления о свойствах воды. Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов. Развивать поисково – познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы. Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду. |
«Путешествие по планете земля» | Познакомить с Арктикой и Антарктидой (на основе сравнения). Конкретизировать представления о рельефе Земного шара. Развивать интерес к дальнейшему изучению географических понятий. |
«Прогулка в лес» | Уточнить основные правила поведения человека в лесу. Конкретизировать знания о «Красной книге». Систематизировать и обобщать представления о жизни животных в зимний период. Развивать внимание и речь. |
Подготовительная группа
Весна (март, апрель)
«Посадка семян» | Конкретизировать представления о размножении растений. Закрепить знания о строении растений, о значении каждой части в жизни растения. |
«Весна в лесу» | Расширять представления о признаках весны, уточнить знания признаков для каждого весеннего месяца. Развивать умение делать выводы. |
«Лес просыпается» | Уточнять знания об изменениях поведения животных в весенний период, об изменениях внешнего вида. Развивать речь, мышление. |
«Растения весной» | Конкретизировать представления о развитии растений весной. Установить связь между изменениями в неживой природе и жизнью растений. |
«Деревья наше богатство» | Познакомить со строением стебля дерева, с функцией каждого слоя. Обобщать представления о различных признаках строения стеблей различных групп растений, о функциях каждой части растений. Закрепить знания о многообразии растительного мира. Закрепить представления о плодах и листьях различных деревьях. Развивать речь. |
«У воды, на воде, в воде» | Дать представления о том, что озеро – сообщество водных обитателей: растений и животных приспособленных к жизни в воде. Дать представления о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. Живут животные образ жизни, которых связан с водой. Все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять в соблюдении правил поведения в природе. |
«Зачем нам нужен воздух?» | Систематизировать и обобщать знания о свойствах воздуха (нет цвета, запаха, формы). Познакомить с составом воздуха о том, что кислород – это газ жизни и он необходим всем живым существам для жизни, с процессом фотосинтеза. Конкретизировать знания о круговороте воды в природе. Развивать память, внимание, сообразительность. |
«Знатоки природы» | Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. |
Средняя группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
тема | Задачи |
«здравствуй, гостья зима» | Познакомить с признаками зимы, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи между сменой сезона и изменением в жизни живых организмов Развивать мелкую моторику, память, мышление |
«в гостях у белочки» | Расширять представления о жизни белки в зимний период года Закреплять представления о группе животных звери Учить выстраивать простейшую цепь питания Развивать мышление, память |
«прилетели свиристели» | Познакомить с зимующей птицей свиристель Закрепить представление о группе животных птицы, используя модели Развивать мелкую моторику, память, мышление |
«птичья столовая» | Конкретизировать представления о многообразии группы животных птицы Развивать умение устанавливать простейшие цепи питания Развивать мышление, мелкую моторику |
«что такое живое?» | Познакомить с понятием живое и признаками живого, используя предметно-схематические модели. Расширять представления о живой и неживой природе. Развивать внимание, память. |
«живое – неживое» | Конкретизировать представления о признаках живого, на основе предметно-схематические модели. Развивать мышление, память. |
«что такое вода?» | Познакомить со свойствами воды, используя модели. Развивать познавательную деятельность. Развивать мышление, речь. |
«помоги растению» | Познакомить с комнатным растением. Конкретизировать представления о строении растения, используя модели. Развивать умение видеть, что растению необходимо для хорошего роста. Развивать речь, мелкую моторику. |
«как живет зайчик и что кушает?» | Познакомить с образом жизни зайца в зимний период года. Конкретизировать представления о пищевой цепочки и установить связь с образом жизни зимой. Развивать мышление, память, речь. |
«посадка семян» | Конкретизировать представление о размножении растений, через семена. Закреплять знания о необходимых факторах для жизни и развития растений. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание ухаживать за растениями. |
Средняя группа
Весна ( март, апрель)
тема | Задачи |
« к нам весна пришла» | Познакомить с признаками весны, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природой. Развивать память. Речь, мышление. |
«птицы возвращаются домой» | Конкретизировать представления о том, почему птицы возвращаются домой. Расширять представления о многообразии перелетных птиц (грач, зяблик, ласточка, скворец). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, мелкую моторику, память. |
«звери просыпаются» | Познакомить с образом жизни некоторых зверей весной. Установить связь между наступлением весны и сменой образа жизни зверей. Развивать мышлений, речь. |
«здравствуй, жучек» | Конкретизировать представления о группе животных насекомые, используя модели. Расширять знания о многообразии насекомых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мышление, мелкую моторику. |
«как живут насекомые?» | Расширять и конкретизировать представления о группе животных насекомые. Познакомить с образом жизни кузнечика и божьей коровки, и их приспособлении к среде обитания. Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику. |
«растения весной» | Конкретизировать представления о растениях: кусты, трава, деревья. Закреплять представления о строении растений и их функций, на основе моделей. Учить устанавливать связь между сменой сезона и образа жизни растений. Развивать мышление и мелкую моторику. |
«первые цветы» | Познакомить с первоцветами. закреплять представление о строении растений и функций каждой части. Конкретизировать представление о необходимых факторах для жизни растений. Развивать память, мелкую моторику. |
«кто такой барсук?» | Познакомить с млекопитающим – барсуком и его образом жизни. Учить устанавливать связи между образом жизни и сменой сезона. Развивать память, речь. |
«угощение для животных» | Конкретизировать представления о элементарной цепи питания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать память, мышление и речь. |
Средняя группа
Осень ( октябрь, ноябрь)
Тема занятия | Цель занятия |
«здравствуй, осень» | Познакомить с признаками осени (идут дожди, хмурое небо, листья меняют цвет, листопад, птицы улетают на юг, созревают плоды, растут грибы). Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать память, речь, мышление |
«Собери урожай» | Уточнить представление об овощах и фруктах, их многообразии и значении в жизни людей. Развивать мелкую моторику |
«В гостях у дерева» | Познакомить с понятием «растения» Закрепить представление о строении растений. Уточнить представления о многообразии деревьев, их отличиях друг от друга. |
«осенний лес» | Познакомить с признаком осени: листопадом, и его причинами Закрепить представления о группах растений и их отличий друг от друга Закрепить представления о многообразии растений Развивать мышление, речь и память |
«как живет ежик?» | Познакомить с жизнью ежика в осенний период Закрепить представления о группе животных звери. Используя предметно-схематические модели Развивать умение устанавливать элементарную цепь питания между сезонными изменениями и образом жизни Развивать мышление, речь |
«корзина с грибами» | Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами, и их пользой и вредом Дать представления о некоторых грибах Развивать мелкую моторику, речь |
«что делают насекомые осенью?» | Познакомить с жизнью насекомых в осенний период Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни насекомых Развивать умение устанавливать элементарные цепи питания Развивать речь, память, мышление |
«рассматривание комнатного растения» | познакомить с комнатным растением конкретизировать представления о строении растений, и функций каждой части активизировать речь, развивать мелкую моторику |
«как готовятся к зиме звери?» | познакомить с приспособлением некоторых зверей к смене сезона закрепить представления о признаках осени развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни зверей развивать мышление, речь и память |
Младшая группа
Осень (октябрь, ноябрь)
тема | задачи |
«осень в гости к нам пришла» | познакомить с видимыми признаками осени, опираясь на предметно схематические модели развивать речь, мелкую моторику |
«что нам осень принесла?» | познакомить с понятиями овощи и фрукты расширять представления о многообразии овощей и фруктов развивать речь |
«Осеннее дерево» | познакомить с группой растений –деревья расширять представление о многообразии данной группы познакомить со строением дерева расширять словарный запас |
«Кто любит лес?» | познакомить с группой животных – звери развивать представления о диких животных, с выявлением того, что их «дом» лес развивать речь |
«Кто живет дома?» | закрепить представления о группе животных звери используя предметно-схематические модели развивать представления о домашних животных с выявлением тоо, что их дом «двор» развивать речь |
«найди свой домик» | закрепить представления о группе животных звери, используя предметно-схематические модели закрепить представления о диких и домашних животных развивать внимание и речь |
«наш любимый фикус» | познакомить с комнатным растением – фикусом дать знания о строении растений, закрепляя представления с помощью моделей развивать внимание, речь, память |
«помоги растению» | познакомить со способами ухода за комнатными растениями закрепить представление о строении растений вызвать желание ухаживать за комнатными растениями развивать речь, моторику детей |
Младшая группа
Зима (декабрь, январь, февраль)
тема | задачи |
«В гости к нам зима пришла» | познакомить с признаками зимы опираясь на модели и сюжетные картинки развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
«Рассматривание снегиря» | познакомить с зимующей птицей – снегирь закрепить представление о группе животных птицы используя модели развивать речь мышление |
«Птичья столовая» | закрепить представление о группе животных птицы расширять представление о многообразии группы птиц познакомить с элементарной пищевой цепью развивать умение устанавливать простейшую связь |
«Как зимует белка?» | познакомить с жизнью белки в зимний период закрепить представления о группе животных звери развивать память, речь |
«кто такие звери?» | закрепить представление о группе животных звери расширять представление о многообразии данной группы развивать речь, сообразительность |
«Что делает зимой медведь?» | познакомить с жизнью медведя зимой закрепить знания о группе животных звери развивать умение устанавливать причинно-следственные связи |
«»Где живет рыбка?» | познакомить с группой животных рыбы дать представления о водной среде обитания рыб развивать сообразительность, мелкую моторику |
«почему звери зимой спят?» | Дать представления о взаимосвязи питания и сменой сезона Познакомить с животными, которые спят Развивать мышление, речь |
«где спрятались насекомые?» | Закреплять представления о взаимосвязи питания и сменой сезона Выявить представления о том, почему насекомые спят Развивать мышление, речь |
«Рассматривание бегонии» | Познакомить с комнатным растением – бегонией Закрепить представление о строении растений Развивать речь, память |
«посадка семян гороха» | Дать представления о том, что растения вырастают из семян Закрепить представления о строении растений Развивать мелкую моторику |
Младшая группа
весна (март, апрель)
тема | задачи |
«здравствуй, весна красна» | Познакомить с признаками весны, используя модели Закрепить представления о признаках зимы Развивать речь, память, мышление |
«К нам вернулся грач» | Познакомить с перелетной птицей – грач Дать понятие перелетные птицы Развивать мелкую моторику, речь |
«скворушка» | познакомить с перелетной птицей скворцом закрепить представление перелетные птицы, признаки птиц развивать память, мышление |
«растения весной» (первоцвет) | познакомить с группой растений – трава познакомить с понятием – первоцвет, и с первыми цветами развивать память, речь |
«звери весной» | познакомить со сменой образа жизни весной в жизни некоторых зверей закрепить представление о признаках зверей развивать умение устанавливать причинно-следственные связи |
«собери семью» | Познакомить с названием детенышей Закрепить представление группы зверей Развивать память, речь |
«растения весной» (деревья) | Закрепить представления о группе растений – деревья Закрепить представления о строении растений Познакомить с некоторыми видами деревьев Развивать речь, память, внимание |
«познакомить с растением» | Познакомить с комнатным растением. закреплять представления о строении растений, используя модели. Развивать желание помогать растению, удовлетворять его потребности. Развивать речь, мелкую моторику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...