Учебно-методическое пособие по экологии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Предлагаю вашему внимаю темы совместной образовательной деятельности и программное содержание для всех возрастный групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_2.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

тема занятия

Цель занятия

«осень, осень…»

Конкретизировать и расширять представления детей о сезонных изменениях, о приспособлениях живых организмов к изменениям в среде обитания. Развивать мышление и логику.

«Прогулка в лес.»

Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами. Дать знания о взаимосвязи грибов и растений. Расширять представления о цепи питания. Развивать мышление.

«Встреча в лесу.»

(заяц, медведь, лиса)

Расширять и конкретизировать знания о приспособлении зверей к сезонным изменениям на примере данных зверей. Учить устанавливать причинно- следственные связи между группой животных звери и изменениями в природе.

«Путаница.»

Уточнить знания о группах животных. Учить классифицировать по определенным признакам. Закреплять представления о приспособлениях каждой группы животных к сезонным изменениям. Развивать память, логическое мышление, речь.

«Земля, солнце, луна.»

Познакомить с нашей солнечной системой,  и влияние солнца и луны на жизнь живых организмов и неживых объектов природы. Развивать память, воображение, абстрактное мышление.

«День и ночь.»

Познакомить со сменой дня и ночи (используя модели: планеты Земля и солнца). Закрепить знания об основных объектах нашей солнечной системы.

«Растения осенью,»

Закреплять знания о группах растений. Уточнить представления о смене дня и ночи, и влиянии короткого дня на жизнь растений.  Развивать логическое мышление, внимание.

«Кто живет в лесу?»

Уточнять и расширять знания о приспособлении животных к изменениям в среде обитания. Развивать умение классифицировать на группы.

«Зачем нужны хищники?»

Выявить значение хищников в природе. Закреплять  умение выстраивать пищевые цепи питания. Развивать внимание, мышление.

«Смена времен года.»

Установить связь между вращением планета Земля вокруг солнца и сменой времен года, используя модели. Обобщать знания об изменениях в живой и неживой природе со сменой времен года.

Старшая группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

Тема занятия

Цель занятия

«Зимушка- зима.»

Расширять и конкретизировать знания о сезонных изменениях. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи между сезоном и живым миром. Развивать речь.

«Зимовье зверей.»

Закреплять представления о группе животных звери, выделить общие признаки. Обобщать и расширять представления о жизни зверей зимой: изменение внешнего вида, его значение; питание, образ жизни. Развивать мышление, речь.

«Стороны света.»

Познакомить с понятием стороны света. Развивать умение различать стороны света опираясь на природные подсказки. Развивать абстрактное мышление, ориентировку в пространстве.

«Маленькое путешествие.»

Обобщать и закреплять представления о понятиях: стороны света, времена года, день и ночь. Развивать мыслительные процессы и речь.

«Зимующие птицы.»

Расширять знания о группе животных птицы, закреплять умение выделять птиц из других животных по определенным признакам. Расширять представления о жизни птиц зимой, познакомить с клестом. Развивать речь.

«Чудо вода.»

Выделить свойства воды. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи. Развивать мыслительные процессы, речь, тактильную память, умение делать заключение.

«Кто в воде живет?»

Расширять и конкретизировать знания о водной среде обитания. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи между средой, способом питания, строением животных.

«Кому нужна вода?»

Выявить значение воды в жизни живых организмов. Закреплять представление о свойствах воды. Развивать умение делать обобщение, развивать речь.

«Кто где живет?»

Обобщать представления о средах обитания: воздушной, водной, наземной. Развивать умение определять животное по строению внешнего вида, где обитает, чем питается.

«Почва, кто в ней живет?»

Развивать поисково - познавательную деятельность. Выделить свойства почвы. Формировать представления, как о среде обитания.

«Все в лесу нужны друг другу.»

Формировать понятие о том, что природа единый организм, что в ней все взаимосвязано. Познакомить с красной книгой, и ее значением.

«наши органы чувств»

Познакомить с понятием органы чувств, а также с их значением в жизни человека. Вызвать желание беречь свое здоровье и других людей.

«Пищеварительная система»

Познакомить с пищеварительной системой, уточнить значение каждого участка в переваривание пищи. Вызвать желание тщательно пережевывать пищу, чтобы не навредить своему организму.

Старшая группа

Весна (март, апрель)

Тема занятия

Цель занятия

Посадка семян

Формировать представление о размножении растений. Закреплять представление о строении растения и значении каждой части в их жизни. Развивать умение устанавливать связи между наступлением весны и ростом растений.  

«»Здравствуй весна.»

Расширять и конкретизировать знания о признаках весны. Формировать представление об изменениях в природе с приходом нового месяца. Развивать речь,

«Лес просыпается.»

Расширять представления о жизни животных весной. Закреплять знания о группах животных. Развивать Умение классифицировать, развивать речь.

«Первые цветы»

Расширять представления о многообразии растений, о значении в жизни животных и человека. Познакомить с первыми цветами. Закрепить представление о строении растений.

«Песочная страна.»

Познакомить со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, из мокрого можно лепить). Развивать поисково- познавательную деятельность, речь.

«Воздух повсюду.»

Обнаружить воздух в окружающим пространстве и выявить его свойство- невидимый. Дать представление, что воздух может двигать предметы. Развивать мышление.

«Зачем нужен воздух?»

Дать знания о значении воздуха в жизни живых организмов, познакомить с процессом фотосинтез. Развивать речь, умение делать выводы.

«Почему кузнечить зеленый?»

Познакомить с приспособлением животных к среде обитания, а также с предупреждающей окраской. Развивать умение делать выводы, а также устанавливать взаимосвязи.

«Кто где спрятался?»

Обобщать представления о приспособлении животных к среде обитания. Закреплять знания о средах обитания, развивать умение классифицировать.

Подготовительная группа

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тема занятия

цель занятия

«Осень»

Обобщать и конкретизировать знания о признаках осени, рассмотреть признаки характерные для каждого месяца. Развивать умение устанавливать связи и делать обобщения между изменениями в природе и изменением в поведении животных и их внешнем виде.

«Зачем нужен лес?»

Выявить понятие, что лес единая система и является средой обитания живых организмов. Расширять представления о многообразии растений, закреплять знания о группах растений и характерных их отличиях.

«В лес за грибами»

Обобщать знания, о ядовитых и съедобных грибах, о значении грибов в жизни живых организмов. Расширять представления о многообразии данной группы.

«Растения осенью»

Закреплять представления о различиях между группами растений. Выявить связь между изменением внешнего вида растений и изменениями в неживой природе. Расширять представления о значении леса для людей и животных, и правила поведения в лесу.

«Береги лес»

Обобщать представления о поведениях в природе. Закреплять знания о значении «Красной книги», познакомиться с животными, занесенными в нее. Предложить нарисовать плакат в защиту леса и его обитателей.

«Глобус- модель нашей планеты»

Познакомить с моделью нашей планеты – глобусом. Рассмотреть  и выделить основные понятия: экватор, полюса.

«Вода и суша.»

(материки и океаны)

Познакомить с понятием «суша», дать знания о материке как о суше и океане как о водоеме. Провести сравнительный анализ суши и воды, по занимаемой площади. Развивать мышление, речь, умения делать выводы.

«Вода и суша(остров, полуостров, море, озеро)

Расширять представления о видах суши и водоемах. Провести сравнительный анализ: острова – полуострова, моря – озера, и выявить признаки сходства и различия. Развивать мышление, речь внимание, умение делать выводы.

«Какие бывают насекомые?»

Расширять представления о группе животных «насекомые». Углублять знания о многообразии данной группы, их приспособлении к изменениям в природе, их значение в жизни других животных, растений и человека.

«Птичья кормушка»

Расширять представления: о группе животных «птицы»; о зимующих и перелетных птицах. Провести сравнительный анализ питания птиц и их зимовкой, а также питания и строения клюва птицы. Развивать мышление, речь, умение делать выводы.

Подготовительная группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

«Как узнать зиму»

Конкретизировать и расширять представления о признаках зимы в живой и неживой природе, а также приспособление живых организмов к холодному сезону.

«Как животные приспособились к зиме?» (звери, рыбы, земноводные)

Расширять представления о приспособлении некоторых групп животных к холодному периоду. Установить связь между питанием и поведением в зимний период. Развивать речь, память.

«Наши пернатые друзья» (клест)

Расширять представления группы животных «птиц» к зиме. Познакомить с жизнью клеста зимой. Познакомить с качующими  птицами, выявить необходимость кочевания.

«»Животный мир океанов»

Расширять представления о группах животных и их многообразии обитающих в океанах. Познакомить с некоторыми животными занесенными, в красную книгу.

«Звери зимой»

Конкретизировать представления   о жизни животных  зимой. Установить связь между питанием и образом жизни в холодный период года. Развивать мышление, умение делать выводы.

«Евразия, и ее рельеф»

Расширять знания о материках, познакомить с материком Евразия, ее рельефом ( равниной, горами, холмами, почвой, Водоемами), и умением обозначать их на бумаги. Развивать умение ориентироваться на плоскости, постановка руки к письму.

«Почва, песок, глина»

Развивать поисково – познавательную деятельность. Обобщать представления о свойствах песка и глины ( сухой песок сыпучий, а мокрый может принимать любую форму, пока не высохнет, глина мокрая может принимать любую форму).

Обобщать знания, кому нужна почва.

«Почему не кончается вода?»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Уточнить представления о том, что вода очень ценный продукт (она нужна всему живому).

Уточнить знания о свойствах воды. Систематизировать знания о возникновении родников, ручьев, рек, озер, морей и  океанов.

Обогащать словарный запас с помощью новых слов.

«Все о воде»

Конкретизировать представления о свойствах воды.

Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов.

Развивать поисково – познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.

«Путешествие по планете земля»

Познакомить с Арктикой и Антарктидой (на основе сравнения).

Конкретизировать представления о рельефе Земного шара. Развивать интерес к дальнейшему изучению географических понятий.

«Прогулка в лес»

Уточнить основные правила поведения человека в лесу.

Конкретизировать знания о «Красной книге». Систематизировать  и обобщать представления о жизни животных в зимний период. Развивать внимание и речь.

Подготовительная группа

Весна (март, апрель)

«Посадка семян»

Конкретизировать представления о размножении растений.

Закрепить знания о строении растений, о значении каждой части в жизни растения.

«Весна в лесу»

Расширять представления о признаках весны, уточнить знания признаков для каждого весеннего месяца. Развивать умение делать выводы.

 «Лес просыпается»

Уточнять знания об изменениях поведения животных в весенний период, об изменениях внешнего вида. Развивать речь, мышление.

«Растения весной»

Конкретизировать представления о развитии растений весной. Установить связь между изменениями в неживой природе и жизнью растений.

«Деревья наше богатство»

Познакомить со строением стебля дерева, с функцией каждого слоя.

Обобщать представления о различных признаках строения стеблей различных групп растений, о функциях каждой части растений. Закрепить знания о многообразии растительного мира. Закрепить представления о плодах и листьях различных деревьях. Развивать речь.

«У воды, на воде, в воде»

Дать представления о том, что озеро – сообщество водных обитателей: растений и животных приспособленных к жизни в воде.

Дать представления о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. Живут животные образ жизни, которых связан с водой. Все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку.

Упражнять в соблюдении правил поведения в природе.

«Зачем нам нужен воздух?»

Систематизировать и обобщать знания о свойствах воздуха (нет цвета, запаха, формы).

Познакомить с составом воздуха о том, что кислород – это газ жизни и он необходим всем живым существам для жизни, с процессом фотосинтеза. Конкретизировать знания о круговороте воды в природе. Развивать память, внимание, сообразительность.

«Знатоки природы»

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.


Средняя группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

тема

Задачи

«здравствуй, гостья зима»

Познакомить с признаками зимы, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки

Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи между сменой сезона и изменением в жизни живых организмов

Развивать мелкую моторику, память, мышление

«в гостях у белочки»

Расширять представления о жизни белки в зимний период года

Закреплять представления о группе животных звери

Учить выстраивать простейшую цепь питания

Развивать мышление, память

«прилетели свиристели»

Познакомить с зимующей птицей свиристель

Закрепить представление о группе животных птицы, используя модели

Развивать мелкую моторику, память,  мышление

«птичья столовая»

Конкретизировать представления о многообразии группы животных птицы

Развивать умение устанавливать простейшие цепи питания

Развивать мышление, мелкую моторику

«что такое живое?»

Познакомить с понятием живое и признаками живого, используя предметно-схематические модели. Расширять представления о живой и неживой природе. Развивать внимание, память.

«живое – неживое»

Конкретизировать представления о признаках живого, на основе предметно-схематические модели. Развивать мышление, память.

«что такое вода?»

Познакомить со свойствами воды, используя модели. Развивать познавательную деятельность. Развивать мышление, речь.

«помоги растению»

Познакомить с комнатным растением. Конкретизировать представления о строении растения, используя модели. Развивать умение видеть, что растению необходимо для хорошего роста. Развивать речь, мелкую моторику.

«как живет зайчик и что кушает?»

Познакомить с образом жизни зайца в зимний период года. Конкретизировать представления о пищевой цепочки и установить связь с образом жизни зимой. Развивать мышление, память, речь.

«посадка семян»

Конкретизировать представление о размножении растений, через семена. Закреплять знания о необходимых факторах для жизни и развития растений. Развивать мелкую моторику. Вызвать желание ухаживать за растениями.


Средняя группа

Весна ( март, апрель)

тема

Задачи

« к нам весна пришла»

Познакомить с признаками весны, используя предметно-схематические модели и сюжетные картинки. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между изменениями в  неживой и живой природой. Развивать память. Речь, мышление.

«птицы возвращаются домой»

Конкретизировать представления о том, почему птицы возвращаются домой. Расширять представления о многообразии перелетных птиц (грач, зяблик, ласточка, скворец). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, мелкую моторику, память.

«звери просыпаются»

Познакомить с образом жизни некоторых зверей весной. Установить связь между наступлением весны и сменой образа жизни зверей. Развивать мышлений, речь.

«здравствуй, жучек»

Конкретизировать представления о группе животных насекомые, используя модели. Расширять знания о многообразии насекомых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать мышление, мелкую моторику.

«как живут насекомые?»

Расширять и конкретизировать представления о группе животных насекомые. Познакомить с образом жизни кузнечика и божьей коровки, и их приспособлении к среде обитания. Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику.

«растения весной»

Конкретизировать представления  о растениях: кусты, трава, деревья. Закреплять представления о строении растений и их функций, на основе моделей. Учить устанавливать связь между сменой сезона и образа жизни растений. Развивать мышление и мелкую моторику.

«первые цветы»

Познакомить с первоцветами. закреплять представление  о строении растений и функций каждой части. Конкретизировать представление о необходимых факторах для жизни растений. Развивать память, мелкую моторику.

«кто такой барсук?»

Познакомить с млекопитающим – барсуком и его образом жизни. Учить устанавливать связи между образом жизни и сменой сезона. Развивать память, речь.

«угощение для животных»

Конкретизировать представления о элементарной цепи питания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать память, мышление и речь.


Средняя группа

Осень ( октябрь, ноябрь)

Тема занятия

Цель занятия

«здравствуй, осень»

Познакомить с признаками осени (идут дожди, хмурое небо, листья меняют  цвет, листопад, птицы улетают на юг, созревают плоды, растут грибы).

Учить устанавливать причинно- следственные связи.

Развивать память, речь, мышление

«Собери урожай»

Уточнить представление об овощах и фруктах, их многообразии и значении в жизни  людей.

Развивать мелкую моторику

«В гостях у дерева»

Познакомить с понятием «растения»

Закрепить представление о строении растений.

Уточнить представления о многообразии деревьев, их отличиях друг от друга.

«осенний лес»

Познакомить с признаком осени: листопадом, и его причинами

Закрепить представления о группах растений  и их отличий друг от друга

Закрепить представления о многообразии растений

Развивать мышление, речь и память

«как живет ежик?»

Познакомить с жизнью ежика в осенний период

Закрепить представления о группе животных звери. Используя предметно-схематические модели

Развивать умение устанавливать элементарную цепь питания между сезонными изменениями и образом жизни

Развивать мышление, речь

«корзина с грибами»

Познакомить с ядовитыми и съедобными грибами, и их пользой и вредом

Дать представления о некоторых грибах

Развивать мелкую моторику, речь

«что делают насекомые осенью?»

Познакомить с жизнью насекомых в осенний период

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни насекомых

Развивать умение устанавливать элементарные цепи питания

Развивать речь, память, мышление

«рассматривание комнатного растения»

познакомить с комнатным растением

конкретизировать представления о строении растений, и функций каждой части

активизировать речь, развивать мелкую моторику

«как готовятся к зиме звери?»

познакомить с приспособлением некоторых зверей к смене сезона

закрепить представления о признаках осени

развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между сменой сезона и образом жизни зверей

развивать мышление, речь и память

Младшая группа

Осень (октябрь, ноябрь)

тема

задачи

«осень в гости к нам пришла»

познакомить с видимыми признаками осени, опираясь на предметно схематические модели

развивать речь, мелкую моторику

«что нам осень принесла?»

познакомить с понятиями овощи и фрукты

расширять представления о многообразии овощей и фруктов

развивать речь

«Осеннее дерево»

познакомить с группой растений –деревья

расширять представление о многообразии данной группы

познакомить со строением дерева

расширять словарный запас

«Кто любит лес?»

познакомить с группой животных – звери

развивать представления о диких животных, с выявлением того, что их «дом» лес

развивать речь

«Кто живет дома?»

закрепить представления о группе животных звери используя предметно-схематические модели

развивать представления о домашних животных с выявлением тоо, что их дом «двор»

развивать речь

«найди свой домик»

закрепить представления о группе животных звери, используя предметно-схематические модели

закрепить представления о диких и домашних животных

развивать внимание и речь

«наш любимый фикус»

познакомить с комнатным растением – фикусом

дать знания о строении растений, закрепляя представления с помощью моделей

развивать внимание, речь, память

«помоги растению»

познакомить со способами ухода за комнатными растениями

закрепить представление о строении растений

вызвать желание ухаживать за комнатными растениями

развивать речь, моторику детей

Младшая группа

Зима (декабрь, январь, февраль)

тема

задачи

«В гости к нам зима пришла»

познакомить с признаками зимы опираясь на модели и сюжетные картинки

развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи

«Рассматривание снегиря»

познакомить с зимующей птицей – снегирь

закрепить представление о группе животных птицы используя модели

развивать речь мышление

«Птичья столовая»

закрепить представление о группе животных птицы

расширять представление о многообразии группы птиц

познакомить с элементарной пищевой цепью

развивать умение устанавливать простейшую связь

«Как зимует белка?»

познакомить с жизнью белки в зимний период

закрепить представления о группе животных звери

развивать память, речь

«кто такие звери?»

закрепить представление о группе животных звери

расширять представление о многообразии данной группы

развивать речь, сообразительность

«Что делает зимой медведь?»

познакомить с жизнью медведя зимой

закрепить знания о группе животных звери

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

«»Где живет рыбка?»

познакомить с группой животных рыбы

дать представления о водной среде обитания рыб

развивать сообразительность, мелкую моторику

«почему звери зимой спят?»

Дать представления о взаимосвязи питания и сменой сезона

Познакомить с животными, которые спят

Развивать мышление, речь

«где спрятались насекомые?»

Закреплять представления о взаимосвязи питания и сменой сезона

Выявить представления о том, почему насекомые спят

Развивать мышление, речь

«Рассматривание бегонии»

Познакомить с комнатным растением – бегонией

Закрепить представление о строении растений

Развивать речь, память

«посадка семян гороха»

Дать представления о том, что растения вырастают из семян

Закрепить представления о строении растений

Развивать мелкую моторику

Младшая группа

весна (март, апрель)

тема

задачи

«здравствуй, весна красна»

Познакомить с признаками весны, используя модели

Закрепить представления о признаках зимы

Развивать речь, память, мышление

«К нам  вернулся грач»

Познакомить с перелетной птицей – грач

Дать понятие перелетные птицы

Развивать мелкую моторику, речь

«скворушка»

познакомить с перелетной птицей скворцом

закрепить представление перелетные птицы, признаки птиц

развивать память, мышление

«растения весной» (первоцвет)

познакомить с группой растений – трава

познакомить с понятием – первоцвет, и с первыми цветами

развивать память, речь

«звери весной»

познакомить со сменой образа жизни весной в жизни некоторых зверей

закрепить представление о признаках зверей

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

«собери семью»

Познакомить с названием детенышей

Закрепить представление группы зверей

Развивать память, речь

«растения весной» (деревья)

Закрепить представления о группе растений – деревья

Закрепить представления о строении растений

Познакомить с некоторыми видами деревьев

Развивать речь, память, внимание

«познакомить с растением»

Познакомить с комнатным растением. закреплять представления о строении растений, используя модели.  Развивать желание помогать растению, удовлетворять его потребности. Развивать речь, мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...