В помощь воспитателю
материал по окружающему миру по теме
Построение предметно- развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_predmetno-_razvivayushchey_sredy.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Нет такой стороны воспитания, на кото рую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстанов ку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — разви ваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...
Е.И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы
Определяющим моментом создания среды являете и педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков боль ше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там, где дево чек больше.
Особенности среды во многом определяются личностными осо бенностями и педагогическими установками воспитателя. Если вос питатель знаток своего города, любит изучать его вместе с деть ми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности — это также будет заметно в созданной среде.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к
построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические
кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с
тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при
создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Требования к организации предметно-развивающей среды
- В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
- Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во и что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно- ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2—3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
- Динамичность — статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудова ние. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглу боких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональ ные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции сво их интересов.
- Функциональность предметов развивающей среды. В обста новке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
- Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (маль чикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (де вочкам);
- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для
отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие
воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой
зоне возле цветов, аквариумов.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В Российской Федерации утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под род Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а, следовательно, организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.
Программа «Развитие»
Цель: Развивать умственные и художественные способности детей. Предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов трех видов: использовавшийся в процессе специально организованного обучения; ингой, но похожий (например, если на занятиях используются детали красного цвета, то вне занятий – синего, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Детские центры развития:
Кабинет
Вторая младшая
Материалы по сенсорике
- Башенки (пирамидки) одно- и разноцветные
- Пирамидки из 6-10 толстых колец, из 12 тонких колец
- Мисочки- вкладыши (10 шт.)
- Матрешки 2-4 местные
- Наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек
- Мячи 3-4 размеров; наборы песочных формочек для игр с песком и водой.
Материалы по грамоте:
- Предметные картинки
- Звуковые часы
- Игры «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу»
Средняя группа
Добавлены материалы из разделов «Математика», «грамота», «развитее представлений о себе и окружающем мире», «Природа», оставлены материалы по разделу «Сенсорика», необходимые для представлений об отношениях предметов по величине. На стене помещается круговая диаграмма смены времен года.
Старшая группа
Добавлен материал по математике и грамоте.
Доска, маркеры, мел
Дидактические игры с математическим содержанием, лото, домино, настольные игры, геометрические мозаики
Игра «Танграм», геометрические головоломки
Подготовительная группа
Часы «Времена года и месяцы»
Касса букв
Разноцветные фишки ( красные, синие, зеленые, черные) для составления моделей звуковых форм
Листы бумаги, разноцветные фломастеры
МАСТЕРСКАЯ
Вторая младшая группа
Важно, чтобы материал по конструированию был классифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведет для него шкафах в открытых коробках.
1. Строительный материал:
- универсальные настольные наборы из деталей простой формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные ные призмы) 2—3 размеров;
- напольный (крупный) строительный материал;
- мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, | различные тематические наборы деталей.
2. Наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки,
грибки, машины различной величины).
Средняя группа
- Природный материал: кора, шишки, листочки, перышки, цветная бумага, клей, пластилин, рисунки, схемы, трафареты, простые и цветные карандаши, бумага.
- Макет кукольной комнаты, кукольная мебель, фланелеграфы, геометрические фигурки — заместители мебели.
- Макет детского сада.
- План участка.
- Планы отдельных помещений детского сада: групповой комнаты и спальни. Поэтажный план детского сада.
- Вспомогательный материал: куклы, машины, автобусы, разные «секреты» для поисков, «путешествий», игр на участке.
Старшая группа
- Вспомогательный материал: рисунки отдельных частей построек, колонн, башен, конструкций, трафареты.
- Металлический конструктор со схемами поделок.
- Пластмассовые строители, «Лего».
- Макеты детского сада и города.
- План участка детского сада, улицы.
- Карты рода, области, республики, страны.
- Набор открыток или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, пригорода, других городов России.
Подготовительная к школе группа
1Подробная карта района, где находится детский сад.
2.Транспортная схема город
3. Совмещенная карта города и ближайшего пригорода.
4.Компас,грифельная доска, мел.
ИЗОСТУДИЯ
Вторая младшая и средняя группы
- Специальные столики с поднимающимися под наклоном крышками
- Краски (гуашь, уголь, акварель)
- Кисточки тонкие и толстые, щетинные, беличьи или колонковые
- Бумага разного формата
- Губки из поролона
- Тряпочки для рук и кистей
- Баночки для красок и воды
- Фартуки
- Пластилин
- Свободная стена для вывешивания детских работ
Старшая и подготовительная группы
- Дополнительные материалы: глина, кисточки маленькие, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности
- Дополнительные материалы: кнопки, коробочки для росписи, щепки, цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления ко лажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки».
ТЕАТР
Вторая младшая и средняя группы
- Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок.
- Театр, сделанный детьми и воспитателями (конусы с головками насадками, маски, декорации, зеркало).
- Материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы)
- Круги разных цветов, полоски разной длины для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры.
- Полка с книгами: 5—6 прочитанных книг и 1—2 новые, незнакомые детям; 1—2 столика, на которых есть карандаши и бумаги, дающие возможность нарисовать понравившуюся иллюстрацию
Старшая и подготовительная к школе группы
Театр обустраивается самими детьми. Они изготовляют маски разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы кости» для персонажей, декорации.
УГОЛОК ДЛЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ И ДРУГИХ ИГР
Вторая младшая и средняя группы
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Игры по сенсорике: «Прокати шарик», «Попади в ворота» «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая, плоскостная, игра «Поймай рыбку».
- Игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире».
- Атрибуты различных профессий (сумка доктора, одежда повара, милиционера, расческа парикмахера, формуляры библиотеки, театральные билеты и программки).
- Куклы девочки и мальчики.
- Игрушечные дикие и домашние животные.
Старшая и подготовительная группа
- Дополнительный материал из раздела «Математика»:- карточки с цифрами- «деньги» и числовые карточки – «чеки» для разыгрывания сюжетной игры «Магазин»
- Дополнительный материал из раздела «Развитие экологических представлений» лото, домино, книги с изображениями различных животных и растений, слайды, диафильмы
Уголок природы
Средняя группа
- Животные. Держать следует животных, хорошо переносящих жизнь в неволе и не требующих сложного ухода 9рыбки, улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы). Временные обитатели уголка природы – белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.
- Постоянно находятся в группе растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода – фиалка узумбарская, бегония рекс, фуксия, бальзамин, традесканция.
- Растения, характерные для различных времен года. Осенью - астры, хризантемы, золотые шары, пересаженные в горшки или срезанные в букеты. Зимой - ветки хвойных и лиственных деревьев. Весной – первоцветы, посаженные в горшки мать и мачеха. Летом - букеты садовых цветов – пионы, гладиолусы, ноготки и луговых - клевер, ромашка, колокольчики.
- Краеведческие материалы- фотографии, картины, слайды и диафильмы о природе родного края, минералы, гербарии.
- Объекты для экспериментирования – миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветреные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа
- В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования на участке
- «Волшебный сундучок» с природными материалами – шишки, семена, орехи, камушки, ракушки
Старшая и подготовительная группы
- Комнатные растения, на которых удобно демонстрировать взаимодействие их частей – кактусы, алоэ, фикус, вьющийся плющ
- Специальный стенд, на котором сменяются материалы, например наборы картинок по разным климатическим зонам.
Инновационные компоненты предметно-развивающей среды
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Предназначена для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При формировании коллекции следует учитывать такие моменты:
- доступность объектов для сбора. Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари);
- разнообразие;
- безопасность. Любой объект коллекции должен быть 6езопасным как с точки зрения механических повреждений, так и для здоровья. Используемые объекты должны быть чистыми.
ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ
Представляет уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, предназначенный для отдыха детей и ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пни разных размеров как стулья и столы.
ТУРИСТСКОКРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
Уголок может включать картографические материалы (карты, схемы, планы, составленные детьми по результатам походом, экскурсий, рисунки-впечатления о природе), снаряжение для походов. Создается для развития географического и пространственного мышления. В то же время это база для игровой деятельности ребенка.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой, подбираются дидактические игры и пособия, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты». Необычность, оригинальность оформления способствуют развитию интереса, занятия в таком уголке вызывают положительные эмоции.
МАКЕТЫ
Изготавливаются силами детей и педагогов. Это может быть план- макет района, где расположен детский сад, макеты к сказкам, созданные в пустых аквариумах бутафорские климатические природные зоны (жизнь в пустыне, подводный мир, флора и фауна родной природы)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ
Изготавливаются силами детей и педагогов.
Пирамида «Транспорт» — на каждой ее стороне расположены изображения определенного вида транспорта (водного, воздушного, автомобильного, железнодорожного) и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок «путешествует», переставляя фигурки автомобилей, поездов, самолетов.
Пирамида музыкально-шумовая — замечательна тем, что ее можно расположить в любом месте группы, обозначив таким образом музыкальный уголок. К ее граням прикрепляют разные музыкальные инструменты. В свободное время дети сами могут их снимать и играть на них.
Пирамида « Ловкие пальчики» — на ней размещены игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Дети плетут косички, завязывают шнурки, бантики, закручивают нити.
Пирамида «Край любимый» — на ее гранях нарисована карта региона, к ней прикрепляют изображения животных и растений
Пирамида «Времена года» — помогает закрепить знания о временах года, сезонных изменениях в жизни растений и животных. На каждой грани изображено определенное время года: весна, лето, зима, осень. Задача детей – распределить по сезонам бумажные изображения объектов живой и неживой природы.
МИНИ МУЗЕИ
Для музея могут быть выделены отдельные участки рекреационных холлов, групп. Мини- музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка. В группах можно разместить мини- музеи «Чудо дерево», «Город мастеров», «Игрушки- забавы», «Наша Родина Россия», «Театр костюма», «Театр кукол»
Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны располагаются экспонаты, показывающие жизнь дерева природе, — объемная модель дерева, связанные с ним животные (игрушки), фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками, через которые виден лес, на полочках размещены деревянные изделия — игрушки, предметы быта, поделки из бересты, также книги о растениях.
Мини-музей «Город мастеров» — его название связано с происхождением экспонатов (изготовлены из бросовых материалов). Необычным городом управляют сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели города — человечки из теста могут прокатиться на поезде (жестяные банки из-под кофе — вагоны, катушки — колеса), на лошадке (из капсул киндер-сюрприза) просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья)
Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения; игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы; пластиковые пакеты с соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них собаки, сделанные детьми и их родителями.
Мини-музей «Мир книги» включает разные виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные.
Мини-музей «Игрушки-забавы» вобрал в себя все виды игрушек- забав для малышей. Дети с большим удовольствием будут дергать за веревочки, нажимать на кнопочки и с интересом мед дать за движением игрушек.
Мини-музей «История вещей» поможет детям узнать о жизни предков, истории нашей страны. Для мини-музея подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари: крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло; балалайки, патефоны; сундуки, одежда.
Мини-музей природы — его экспонатами могут быть любые предметы, необычные объекты живой и неживой природы, которые мамы, бабушки и дедушки вместе с дошкольниками отыскали в ближайшем лесу, на даче, во время поездок по стране.
- Природные объекты (необычные сухие грибы, спилы разных деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья)
- Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов).
- Вещи, сделанные из природного материала.
- Семейные коллекции марок, открыток, календариков с природной тематикой.
- Предметы, сделанные из отходов (вторично переработанная бумага, , полиэтиленовые пакеты)
- Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки (полиэтиленовые пакеты, алюминиевые банки).
Чтобы экспонаты, представленные в мини- музеях, выступали, как обучающее средство, дается краткая информация о предмете. Описание экспоната выполняется на отдельных листах бумаги, помещается в папки- файлы
Схема описания экспонатов
- Рисунок (фотография) экспоната
- Название : указываются научные, бытовые, народные названия. По необходимости можно указать, почему именно так называются.
- Где собран: указывается место сбора, его особенности, страна, среда растет в воде, почвенная) и т.д.
- Кем собран: фамилия, имя и отчество «дарителя»,
- Краткая информация об экспонате: где встречается, каковы особенности (цвет, форма), как используется человеком и др.
- Как использовать в работе с детьми: на что обратить внимание детей, в каких видах деятельности может пригодиться.
- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги, литература для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/
7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...
В помощь воспитателю. Режимные моменты.
Режимные моменты в детском саду....
В помощь воспитателю.
Поможет педагогам в развитии самооценки.Вы вспомните виды сотрудничества детей назанятиях,а так же педагогические правила....
Помощь воспитателям "Объединяющие игры с воспитателем."
для воспитателей...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.
laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...