Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/
методическая разработка (младшая группа) по теме
7 страниц, краткое содержание:
- Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/
- Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.
- Формы семейных отношений
- Определение микроклимата в семье
- Определение педагогических возможностей семьи
- Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
- Что значит взаимодействие и сотрудничество?
- Определите положение ребенка в семье
- Алгоритм взаимодействия с семьей
- Памятка для воспитателей по организации родительских собраний
- Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений
- Памятка родителям перед тем, как вести ребенка в детский сад
- Памятка воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_v_pomoshch_vospitatelyu_dlya_raboty_s_roditelyami.doc | 923.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка в помощь воспитателю для работы
с родителями
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.
Сведения которые должен собрать воспитатель
/Социальный анамнез семьи/
В ходе изу чения семей выявляются следующие данные:
1.Возраст родителей:
- а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в ка рьерном росте, в то время как воспитание ребенка под час осуществляется стихийно);
- б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).
2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
3. Состав семьи - полные, неполные семьи, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Рекомендуемые методы:
- Ближе познакомиться с родителями.
- Установить контакт с помощью верного тона раз говора, конкретных, точных ответов.
- Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).
- Выявить формы семейных отношений:
- а) гуманизм или жесткость,
- б) ответственность или стихийность,
- в) взаимопонимание или недоверие,
- г) взаимопомощь или неуважение.
- Определить микроклимат в семье:
- а) какой фон семейной жизни преобладает - положитель ный или отрицательный,
- б) каковы причины семейных конфликтов,
- в) причины отрицательных переживаний детей и роди телей,
- г) как разрешаются конфликты.
- Выявить положение матери и отца в семье:
- а) степень участия в воспитательном процессе,
- б) степень участия в организации семейной жизни (хо зяйственно-бытовая деятельность, отдых),
- в) наличие желания воспитывать ребенка.
- Определить педагогические возможности семьи:
- а) наличие или отсутствие системы воспитания (осозна ние целей, задач и методов воспитания),
- б)уровень педагогической культуры и потенциальные пе дагогические возможности родителей,
- в) знание своего ребенка,
- г) объективность в оценке его поведения,
- д) характер влияния родителей на детей,
- е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,
- ж) какие методы воспитания родители используют.
- Чем наполнена жизнь ребенка в семье:
- а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.,
- б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,
- в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,
- г) опрос детей.
Опросите детей
- Где работают родители?
- Кем работают мама, папа?
- Когда говорим о маме, какие возникают ассоциации? А о папе?
- Как любит отдыхать мама?
- Бывает ли у папы свободное время, чем он занимается?
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на се годня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория ро дителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание сле дует обратить на следующие моменты:
- - никогда не начинайте разговор с родителями с указания на от рицательные моменты в поведении их ребенка;
- - отметьте сначала положительные факты его жизни;
- - замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслу шивайте внимательно и терпеливо;
- - если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- - желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
- - надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
- - щадите самолюбие родителей;
- - не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
«Что значит взаимодействие и сотрудничество?»
- Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;
- Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;
- Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;
- Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;
- Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;
- Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?
- Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;
- Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;
- Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.
Определите положение ребенка в семье
- С какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот.
- Что родителей интересует, прежде всего, в жизни детского сада: питание, сон, поведение, занятия.
- Как ребенок встречает своих родителей.
- Как происходит расставание детей с родителями.
- Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).
- Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.
- Как родители воспринимают успехи детей.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, дели катность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
3-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель по буждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка.
выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воз действия, призывает объединить усилия для выработки единых тре бований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны спо ры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотруд ничеству.
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруд нениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецеп ты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Памятка для воспитателей по организации родительских собраний
- Заранее оповестить родителей о дате и теме беседы (пригласительный билет, объявление, устное напоминание);
- организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду;
- создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.);
- вести живую беседу, избегая чтения написанного;
- обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;
- не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме. Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;
- если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;
- желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка;
- в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду.
- Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе.
Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т.п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).
Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987).
Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:
У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
Памятка родителям
Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.15 Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.
• Если ребенок заболел, необходимо до 8.00 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни!
• Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!
• Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад, конфеты, чипсы и сухарики.
• Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
• Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки, а также игрушки имитирующие оружие.
• Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.
• Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.
• Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви.
• Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с воспитателями группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
Памятка воспитателю:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь воспитателю при работе с родителями, брошюра "Для вас, родители"
Пособие предназначено для воспитателей в помощь при работе с родителями, для разработки индивидуальных консультаций для родителей. Содержит практический материал....
Проектная деятельность по теме "Откуда хлеб на стол пришел" в работе с родителями(из опыта работы воспитателя Гутовой Т.С.)
Мы посмотрели мультфильм «Хлеб». После просмотра дети стали задавать вопросы: Какой он? Зачем? Из чего его делают? Где берут? Для родителей мы повесили информацию о начале проекта, о сроках его р...
ПАМЯТКИ в помощь воспитателям "Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений...
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости....
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями.
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями....
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями...
Помощь воспитателю для работы с родителями (памятка)
памятка для воспитателей...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями
Хороший материал. У нас пед. коллектив меняется очень быстро, примерно 1 раз в пол года. Что бы не объяснять в 150 раз, 150-му новому "педагогу" - как работать, легче выдавать на входе готовую памятку. Татьяна Николаевна, огромное человеческое СПАСИБО за готовый материал!!!
Спасибо, Елена Анатольевна,
Спасибо, Елена Анатольевна, очень приятно узнать, что материал полезен.
Первый раз вижу такой полный
Первый раз вижу такой полный и объемный материал по работе с родителями. Спасибо Вам!!
Спасибо, Наталья Андреевна за
Спасибо, Наталья Андреевна за ваш комментарий, действительно сам материал очень хороший, интересный, читается очень легко.
Необходимый в работе материал
Необходимый в работе материал, спасибо!
Спасибо,Римма Айратовна, что
Спасибо,Римма Айратовна, что дочитали до конца и проявили интерес к этой теме.