В помощь воспитателю
материал по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Игры в жизни вашей семьи.
Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми.
Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил великий педагог Антон Семенович Макаренко.
Возможности игры огромны, они:
• развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
• тренируют наблюдательность и ум;
• развивают творческие способности детей;
• формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
• способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
• учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно будет учиться, жить и достигать поставленных целей и задач.
Очень большое значение игра имеет и при подготовке детей к школе. Готовя ребенка к школе родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.
Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.
• Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки.
Это сокровищница русской народной речи и мудрости.
• Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
• Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.
• Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.
• Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.
• Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.
• Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.
Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.
Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что ДЛЯ успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света. Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать.
И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает, огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Педагог-психолог Туз Елена Анатольевна.
Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет
Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новойинформации. Малыш должен уметь сравнивать простые, конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.
Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление.
Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.
Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.
Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные, увлеченные чем - нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.
Дети 6-7 лет способны:
• Называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;
• Считать предметы до 12;
• Осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.
• Составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;
• Умеет соотносить часовое время с распорядком дня;
• Указывать, чем знакомые ему простые предметы отличаются друг от друга и чем они похожи.
Что необходимо родителям:
• Старайтесь поддержать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.
• Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий.
• Эмоциональная поддержка близких неоценима для ребенка, который старается хорошо учиться.
• Вознаграждайте хорошую учебу, одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием.
• Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.
- Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы.
Туз Е.А., педагог-психолог
Для чего детям нужны занятия музыкой?!
Психологи всего мира считают универсальным способом повышения интеллекта занятия музыкой. Музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга, развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности. Выдающийся физиолог В.Н.Бехтерев подчёркивал, что музыка оказывает активное влияние и на процессы физического совершенствования ребёнка.
В современном мире, таком сложном, многообразном и постоянно меняющемся, очень важно уметь творчески подходить к любой проблеме, Только творческая личность способна разрешить сложные ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения. По своей удивительной способности развивать в человеке творческое начало, первенство принадлежит, безусловно, музыке. На занятиях музыкой постепенно, шаг за шагом, формируется творческая личность вашего ребёнка, который в дальнейшем будет способен пересмотреть сложившиеся стереотипы и найти смелые и нестандартные решения.
Петрова Е.А., музыкальный руководитель
Поговорим о здоровье
В последнее время в нашей области, как во всей стране большое внимание уделяется пропаганде здорового образа и в целом сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Но, несмотря на это
педагоги и психологи отмечают рост количества детей дошкольного возраста, имеющих какие-либо хронические заболевания.
Осенью 2010 года в нашем детском саду был проведен опрос среди детей дошкольного возраста на тему «Что такое здоровье, и что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Опрос выявил, что большинство детей 5-6 лет (56%) говорят о здоровье только как об отрицании болезни «…это - когда не болеешь, когда не тошнит, нет соплей и т.п.». Многие дети (62%) считают: «Чтобы быть здоровыми нужно пить лекарства, ходить к врачам». То есть большинство детей, да и взрослых рассматривают здоровье только как физическое состояние и самочувствие.
Но здоровье – это, прежде всего эмоциональное, психологическое, душевное благополучие человека. Эмоциональные отклонения могут быть причиной агрессивного поведения, жестокости, повышенной тревожности, возбудимости, или, наоборот, замкнутости, подавленности, пониженной активности, фобий, страхов, навязчивых привычек. Ребенок, находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, уныния испытывает дискомфорт, стресс, а это очень вредно для его физического и психического здоровья. Эмоциональная сфера дошкольника еще незрелая, поэтому так важно именно в дошкольном возрасте укреплять психологическое здоровье детей, развивать их эмоциональную сферу.
Одним из простых способов является психогимнастика. Психогимнастика – это специальные занятия игры, упражнения, этюды, направленные на коррекцию и развитие отдельных сторон психики ребенка. Педагоги нашего детского сада широко используют этот метод в работе с детьми. На занятиях психогимнастикой воспитанники знакомятся с эмоциями, проговаривают их, учатся распознавать и, соответственно управлять ими. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. А кроме всего этого, малыши получают заряд радости и хорошего настроения.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был эмоционально здоров:
- оценивайте не самого ребенка (Ты плохой, капризный, упрямый…), а его поступки
- говорите о своих чувствах от первого лица (Мне радостно, грустно. Я сержусь, злюсь, расстраиваюсь…)
- дети не всегда могут понимать и осознавать свое состояние, поэтому помогите ребенку в этом, проговорите с ним его чувство (Тебе грустно? Ты рассердился? Ты волнуешься?...)
- не пытайтесь оградить ребенка от отрицательных эмоций, научите его правильно реагировать
- играйте с малышом в ролевые игры, причем пусть ребенок сам выберет Вам роль
- не скупитесь на заслуженную похвалу, говорите, какой он у вас добрый, смелый, заботливый, как вы гордитесь им, и как ЛЮБИТЕ его!
Помните, что здоровье Вашего ребенка в Ваших руках!
Семинар-практикум для педагогов дошкольных групп «Эффективное общение»
Шиняева Наталья Сергеевна,
Педагог-психолог МДОУ ЦРР – детский сад № 51,
Челябинская область, г. Озерск
Цель:
формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.
Задачи:
- Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.
- Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей.
- Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
- Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
- Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
- Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Средства:
опрос, практические упражнения, игровые ситуации, беседа
Форма работы:
Групповая, подгрупповая
Длительность мероприятия:
до 90 минут
Материалы и оборудование:
большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.
Демонстрационный:
Стенд 1 – «Психологические подсказки»
Стенд 2 – опрос всех участников мероприятия «оцените свое умение общаться»
Раздаточный материал:
Цветные карандаши, маркеры, ручки, доска с магнитами, стулья по количеству участников, бумага писчая
Предварительная работа:
Всем участникам предлагается подойти к стенду и «оценить свое умение общаться». Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями «способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях», «способность преподнести свои положительные качества», «способность принять другого человека таким, какой он есть», «способность публично выступать» каждый участник прикрепляет 1 – 2 фишки. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.
Ход мероприятия:
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.
Знакомство-приветствие
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.
Игра «Имя +»
Ход: Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ.
Педагог-психолог: Каждому из вас перед началом семинара-практикума было предложено оценить свои способности в общении (Стенд 2). Предлагаю подвести результаты.
Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х), которые на их взгляд очень хорошо развиты. Подсчитывается количество фишек, выбирается наиболее развитая способность, по мнению группы.
Педагог-психолог: Данные экспресс - диагностики показывают, что наиболее развита «способность…(продолжить фразу)». А также наибольшую трудность вызывает «способность…(продолжить фразу)», только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть - чему еще поучиться.
Раскрытие понятия «эффективное общение»
Педагог-психолог: Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Проблемный вопрос: что такое ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ? Что вкладывается вы это понятие? Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.
Самостоятельная работа:
На обдумывание дается 1-2 минуты. Участники записывают основные мысли на листочках.
На доске вывешивается ватман со словами ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, листочки наклеиваются на ватман, получается СБОРНОЕ понятие.
Педагог-психолог: Действительно, ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.
Педагог-психолог: Готовясь к мероприятию, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.
Упражнение «Цитаты» (деление по цвету бейджиков).
Ход: Предложить педагогам разделиться на группы по цвету бейджиков. Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней:
- «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».
- «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».
- «Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».
- «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
- «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
- «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.
Педагог-психолог: Предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.
Методы эффективного общения
Педагог-психолог:
- Умение слушать и слышать
Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.
Эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.
Вопросы
Открытые призваны помочь ребенку прояснить его проблемы | Закрытые лишь подразумевают ответы «да» или «нет» |
Далее участникам предлагается потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию ребенка к продолжению своего рассказа. Ведущий зачитывает закрытый вопрос, участники «делают» его открытым.
Варианты вопросов:
- У тебя сегодня был хороший день?
- Ты сегодня плохо вел себя в детском саду?
- Ты не хочешь поесть?
Педагог-психолог:
- Умение быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы
Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? (Ответы участников).
Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному признаку»
Ход: Один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Игра повторяется вновь с тем же основным участником, но группа делится по другому признаку.
Педагог-психолог: В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.
Педагог-психолог:
- Самопрезентация
- умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.
Упражнение «Визитная карточка» (деление по цвету бейджиков)
Ход: Группа участников оформляет свою визитную карточку на тему «Речь педагога». В ней отражено общее мнение о речи педагога, как факторе развития речи детей. (На визитной карточке должна быть нарисована эмблема, характеризующая данную тему, которую можно дополнить высказываниями, словами, за исключением своих имен). Время на выполнение задания – 10 минут.
Затем группы представляют свои визитки. Для облегчения процесса самопрезентации педагог-психолог предлагает план-схему рассказа.
Анализ проделанной работы осуществляется через ответы на вопрос:
Что изображено на вашей визитной карточке?
Сложно ли было придти к единому решению?
Каким образом определился человек для представления итога групповой работы?
Подведение итогов
Педагог-психолог: Процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча сегодня начинает ряд мероприятий, посвященных данной теме.
Итоговая рефлексия
Заключительная игра «Солнышко»
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Семинар-практикум. Профессиональная компетентность педагогов групп компенсирующей направленности. |
АвторШирокородова |
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Программа семинара:
ТУР. Игра «Вопрос-ответ» 2 ТУР. «Создай свой имидж» Доклад «Имидж педагога» 3 ТУР. Игра «Пятью пять» 4 ТУР. Решение педагогических ситуаций Воспитательские позиции.
Задачи:
Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Подготовка к мероприятию: Творческая группаразрабатывает сценарий семинара-практикума, продумывает вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели:
Ткачева Г.Г. Донецкова М.А. Широкородова Н.В.
Жюри: Донецкова М.А. Ткачева Г.Г. Калашникова Е.А. Илюшина И.В.
1 тур оценивается: 5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос; 3 балла - ответ частично правильный, но неполный; 0 баллов - нет ответа на вопрос.
2 тур оценивается: 5 баллов - за каждого человека от группы.
3 тур оценивается: 5 баллов - за правильный ответ; 3 балла - за ответ данный после подсказки; 0 баллов - нет ответа на вопрос.
4 тур оценивается: 5 баллов - правильное решение педагогической ситуации; 3 балла - решение педагогической ситуации другой группы; 0 баллов - нет ответа на вопрос.
Ход мероприятия:
При входе каждый педагог выбирает геометрическую фигуру и занимает место в группе с соответствующей фигурой. (Тест проводится педагогом-психологом Ткачевой Г.Г.) 1 ТУР. Знание санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. Вопрос задается каждой микрогруппе, на ответ дается не более 10 секунд. Ответ звучит от одного участника микрогруппы. Групповые ответы не разрешаются. В случае отсутствия ответа команда получает 0 баллов, а вопрос адресуется следующей микрогруппе. Вопросы: Какова предельная наполняемость в ясельных группах (от 2 мес. До 1 года)? (Не более 10 человек) Какова предельная наполняемость при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 – 7 лет)? (Не более 20 человек, (оптимальная - 15) Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет в течение дня? (5,5 – 6 ч) Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4 – 4,5 ч) Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа) Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ) Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова их продолжительность? (Не более 10 занятий в неделю, продолжительность 8 – 10 минут). Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут) Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в младшей группе (дети 4-го года жизни)? (11 занятий). Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 минут). Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в средней группе (дети 5-го года жизни)? (12 занятий). Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 минут). Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в старшей группе (дети 6-го года жизни)? (15 занятий). Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в подготовительной группе (дети 7-го года жизни)? (17 занятий). Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? (Не более 30 минут).
2 ТУР. «Создай свой имидж» Педагогам зачитывается телефонограмма: «Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 5 человек». Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор. Доклад «Имидж педагога» Имидж воспитателя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов). Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, молодым воспитателям, мы рекомендуем, не приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками, одежда неярких цветов, предпочтение оттенкам желтого, розового, голубого, зеленого) ну это у кого что есть... Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта. 3 ТУР. «Пятью пять» 5 микрогрупп, пять обсуждаемых проблем, пять букв в каждом ответе! Вот она шуточная закономерность - «пятью пять». На экране написано 5 тем для обсуждения: а) Литература. б) Искусство. в) Спорт. г) География. д) История. Каждая команда по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза. Литература.
Сказка о пользе коллективного труда? (Репка) Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма) Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда) Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга) «Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг) Искусство.
Танец на пальцах? (Балет). Простыня, за просмотр которой платят деньги? (Экран) Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня) Крупный христианский храм? (Собор). Деревянная актерская голгофа? (Сцена). Театральное представление, находящееся в промежутке комедией и трагедией? (Драма) Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)
Спорт.
Беготня на природе? (Кросс). Спортивный каюк, кранты, амба, конец? (Финиш). Начало, исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт). Спортивный переходящий приз? (Кубок). Остороконечный легкоатлетический снаряд для метания? (Копье). Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток). География.
Самая большая лужа? (Океан). Черное золото? (Уголь, нефть). Всеобщий зверинец? (Фауна). Хорошо известная нам самая длинная река в Европе? (Волга). «Дикое место» за границей или на горизонте? (Запад). Самая многолюдная местность «поднебесной»? (Китай).
История.
Праздничные цветы на небесах? (Салют). Уменьшенный прототип гильотины? (Топор). Русский Иванушка, ставший царем? (Иоанн). Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта). Склад государственных бумаг? (Архив). Самая веселая из муз, обожаемая женщинами? (Талия).
4 ТУР. Решение педагогических ситуаций. Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть педагогическую ситуацию и найти правильное решение. Педагогические ситуации:
1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи? 2. Воспитатель (специалист) знакомит родителя с коллегиальным заключением и рекомендациями ПМП консилиума детского сада о направлении ребенка в специализированную школу 8 вида для детей с умственной отсталостью. Мама с рекомендациями педагогов не согласна и выражает протест. Ваши действия. Какая работа не была проведена ранее с данной семье? Какую работу необходимо провести в данной ситуации? 3. Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия? Мама позвонила по телефону и лично попросила отдать ребенка 15 летнему сыну, так как сама она ушла в ночь и прийти никак не сможет. Ваш разговор по телефону. 4. Петя пришел домой и пожаловался родителям, что в детском саду его бьют воспитатели. Родители Пети пришли утром в детский сад с намерениями разобраться с педагогами и возможно даже подать заявление в прокуратуру за рукоприкладство. Ваши действия. 5. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее. 6. Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Воспитатели часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.
У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы познакомимся с существующими позициями воспитателей. ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них адекватная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует. Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали. Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей. Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие. Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Снежная королева. Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров. Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Каждый должен проанализировать названные позиции, и честно ответить себе к какой позиции он относится сам. Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится. Подведение итогов семинара-практикума: Вручение подарков педагогам-победителям. ЛИТЕРАТУРА: • Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997 • Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990. • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996. • Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001 • Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68 |
онсультации для воспитателей
Развиваем, играя.
Семинар-практикум для родителей ДОУ
Автор: Шомполова М.В., старший воспитатель, педагог-психолог МДОУ N 62, г. Казань.
I. Вводная часть:
Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы пригласили вас на очередную встречу, на семинар-практикум.
В качестве разминки мы с вами подумаем.
Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Русский физиолог И.П.Павлова.
Итак, начало развитию мышления даёт рука.
II. Основная часть:
1.Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились.
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками. Участники семинара вспоминают эти выражения, записывают на один лист бумаги (или озвучивают):
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
2. Ведущий: Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Почему мы говорим о необходимости развития кисти в дошкольном возрасте? – учитель начальной школы.
Дело в том, что будущие школьные затруднения с письмом и речью можно почти безошибочно предвидеть уже в дошкольном возрасте. А это значит, что нет смысла пассивно ожидать появления этих неизбежных трудностей с началом школьного обучения ребёнка. Уже в детском саду можно выявить и сделать всё необходимое для того, чтобы эти трудности предупредить.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Для этой цели существуют специальные упражнения – пальчиковые и дыхательные, всевозможные растяжки. Такие двигательно-оздоровительные моменты не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.
3. Практикум. Педагоги ДОУ:
«Классификация пальчиковых игр»
«Классификация пальчиковых игр»
«Сказочная логоритмика»
«Летняя фантазия» - изготовление коллажа
4. В условиях детского сада и дома тоже можно обследовать уровень сформированности мелкой моторики? «Обследование мелкой моторики детей» (показ)
Обратная связь:
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
Ведущий: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что такое взаимодействие даст возможность вам радовать малышей и одновременно развивать речь и мелкую моторику, внимание и способность сосредоточиться, фантазию, эстетический вкус, упорство и трудолюбие.
Мы научились обследованию и решили важную задачу: развивать интеллект детей, проводить профилактику нарушений письма и речи в начальной школе с помощью простых и доступных упражнений.
Выступление на семинаре «Оптимизация речевого режима в ДОУ».
“Великий народный педагог – родное слово!”
Ушинский
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает познавать мир, понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Но на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одним из приоритетных направлений детского сада является познавательно-речевое развития дошкольников, которое является одним из главных составляющих временного стандарта дошкольного образования на современном этапе и направлено на:
1. Развитие мыслительной деятельности.
2. Формирование целостной картины мира.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи.
7. Развитие представления о себе, своем сущностном «Я».
8. Полноценное развитие детей.
На протяжении нескольких лет педагогическим коллективом решались годовые задачи:
- по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста
- совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников средствами применения эффективных методов и приемов.
В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию. Результаты мониторинга служат основанием для разной степени педагогической поддержки детей, так как ежегодно выявляются дети с отклонениями в речевом развитии (результаты работы по речевому развитию представлены в диаграммах).
Особое внимание уделяем построению предметно-речевой среды в нашем ДОУ с учетом особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании, обеспечения чувства психологической защищенности у ребенка.
В ДОУ имеются помещения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию речи: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, изостудия, мини-музей, музыкальный зал.
Без повышения уровня профессионализма нельзя рассчитывать на позитивные результаты, особое внимание уделяем профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов.
Организованы различные формы обучения для всех категорий работников: семинары, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, смотры-конкурсы, методические объединения, мастер-классы, научно-практические конференции, педагогические советы, лекции в форме диалога, семинарские занятия по типу «малых групп», игровое моделирование, коллективное решение проблемных ситуаций, групповые дискуссии, «мозговой штурм», тренинги др.
Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре ДОУ. Так, от стабильности, профессионализма педагогического коллектива детского сада напрямую зависят высокие показатели функционирования ДОУ в целом.
Для обеспечения методической составляющей мониторинга в ДОУ работает творческая группа. В ее состав входят учитель-логопед, воспитатели,
которые консультируют педагогов по вопросам организации речевого режима в ДОУ, участвуют в реализации плана факультатива, под руководством опытного логопеда Смелковой Н.Н.
Педагоги широко используют проектный метод, интегрированный подход в организации воспитательно – образовательного процесса. Особое внимание уделяют обогащению предметно-игровой среды, способствующей познавательно-речевому развитию детей.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.
Педагоги плодотворно взаимодействуют с родителями воспитанников и другими членами семей. Родители принимают участие в работе педагогических советов, имеют возможность присутствовать на занятиях и принимать участие в различных мероприятиях.
Используются различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, просмотр видеофильмов.
Несмотря на позитивность работы по развитию речи дошкольников в нашем ДОУ нами выявлены проблемы в работе, определены пути их решения, перспективы развития ДОУ по данному направлению. Ежегодно в ДОУ
выявляются дети с отклонениями в речевом развитии (к сожалению, набор в коррекционные группы происходит только из детей, посещающих наш детский сад). Благодаря тесному взаимодействию всех педагогов ДОУ решаются задачи по устранению речевых дефектов у детей, а также предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/
7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...
В помощь воспитателю. Режимные моменты.
Режимные моменты в детском саду....
В помощь воспитателю.
Поможет педагогам в развитии самооценки.Вы вспомните виды сотрудничества детей назанятиях,а так же педагогические правила....
Помощь воспитателям "Объединяющие игры с воспитателем."
для воспитателей...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.
laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...