Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Барабанова Ольга Николаевна

 

Задачи:

- Учить детей определять растения, требующие ухода, делать вывод о недостатке   каких –  либо условий, находить способ оздоровления.

-  Закрепить и обогатить знания детей о росте растений.

- Организовать наблюдение за ростом растений  в разных  условиях и почвах.

-   Вводить в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант",   "укоренение".

- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание   наблюдать и ухаживать за ними.

- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание  наблюдать и ухаживать за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olgabarabanova74_1342380017.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

детский сад № 6 «Тополек»  г. Балаково Саратовская область

Конспект

непосредственно образовательной деятельности  детей

подготовительной к школе группы

                                                                                    Барабанова Ольга Николаевна,

                                                                              воспитатель МБДОУ -  д/с №6

Май 2012год

ТЕМА:      «Жизнь растений в разной среде».

Цель:    Формирование  у детей знаний о росте растений в разных  

               условиях и почвах.  

Задачи: 

- Учить детей определять растения, требующие ухода, делать вывод о    

   недостатке   каких –  либо условий, находить способ оздоровления.

-  Закрепить и обогатить знания детей о росте растений.

- Организовать наблюдение за ростом растений  в разных  

  условиях и почвах.

-   Вводить в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант",    

   "укоренение".

 - Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание    

    наблюдать и ухаживать за ними.

Приоритетная образовательная область: Познание.

Интеграция: Музыка, коммуникация, здоровье, безопасность.

Предварительная работа: В течение года дети под

                                                руководством педагога сажают растения в      

                                                ёмкости с разным грунтовым составом:

                                                песок, опилки, обогащенная

                                                органическими удобрениями земля, глина.            

                                                Ведут наблюдение за ростом растений и

                                                развитием растений. Педагог

                                                рассказывает детям о профессии

                                                лаборанта.

Материалы и оборудование:   Ёмкости с растениями, семена растений,  

                                                       стаканы с водой, фартуки, лопаточки, фото  

                                                       растений, салфеточки, клеёночки,  

                                                       фонограмма для создания музыкального  

                                                       фона занятия, лупы.

Индивидуальная работа:    Аня Л.–учить делать выводы на основе проведённых опытов;  Вика Ф. – упражнять в подборе прилагательных.

Непосредственно образовательная деятельность детей.

Дети вместе с воспитателем,  встают в круг.

Психологический настрой:

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
                        Доброе утро! Я всех вас люблю!
                       Свою любовь и  доброту я дарю вам,

                       А Вы подарите  друг другу.

(дети здороваются друг с другом дарят воздушные поцелуи).

Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем  всё о растениях. Вы согласны?

Дети: Да!»

(Звучит музыка дети проходят  в группу).

Воспитатель: Ребята! В течение этого года мы с вами приступили к новым экспериментам. В чём они состояли?

Дети: Мы сажали растения в разные ёмкости с землёй, с землёй с органическими удобрениями, с песком, с опилками и глиной.

Воспитатель: Где мы с вами начали свои опыты?

Дети: В опытной лаборатории.

Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, кто руководит в лаборатории.

Дети: Профессора, лаборанты.

Воспитатель: Вы правы. Значит  я сегодня, профессор, руководитель экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно будете  помогать. Чем обычно занимаются лаборанты?

Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями во время опытов, записывают, зарисовывают, фотографируют свои  результаты.

Воспитатель: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными растениями. Лаборанты! Приготовьтесь к работе,

наденьте фартуки, и давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.

Дети: Нельзя брать без разрешения, ни какие предметы, быть внимательными, спокойно вести себя в лаборатории.

Воспитатель: А для того, что бы мы с вами рассмотрели наши растения, я предлагаю вам, что бы наши глаза  отдохнули.

Зрительная гимнастика:

          Раз – налево, два – направо,

          Три – наверх, четыре – вниз.

          А теперь по кругу смотрим,

          Чтобы лучше видеть мир.

          Взгляд направим ближе, дальше

          Тренируя мышцы глаз.

          Видеть скоро будем лучше,

          Убедитесь вы сейчас!

          А теперь нажмем немного

          Точки возле наших глаз.

          Сил дадим им много-много,

          Чтоб усилить в тыщу раз!

 

Воспитатель: И так, коллеги, мы с вами начинаем наши наблюдения, давайте посмотрим  на наши ёмкости, в которые мы посадили растения. Что вы видите?

Дети: В горшочках растут растения. Это растения, которые мы с вами  посадили.

Воспитатель: (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях растения растут по-разному. Вы не находите?

Дети: Да. В некоторых ёмкостях растения выглядят крепкими и здоровыми. А в других бледные и слабые.

Воспитатель: Необходимо проанализировать ситуацию. Растение под номером 1   мы посадили… куда?

Дети: В землю.

Воспитатель: Вот именно! В землю! Обогащенную органическими удобрениями. Эту землю, мы приобрели в магазине, это уже готовая земля, для того, что бы в неё сажать растения. Теперь коллеги посмотрим, что стало с растениями, посаженными  в обычную землю под цифрой 2. Растение тоже выглядит здоровым, но растёт медленнее, почему?

Дети: Потому, что им не хватает удобрений, которые есть в  земле обогащенной органическими удобрениями.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте сравним, и скажем, чем же отличаются эти две земли, для этого у нас  есть лупы, и ёмкости под номерами 1 и 2.  1 это земля, обогащенная органическими удобрениями, и под номером 2 обычная земля.  Давайте возьмём ёмкость под цифрой 1. И внимательно рассмотрим её. Что же мы видим с вами в 1 ёмкости?

 Дети: Там  видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы, а так же удобрений.

Воспитатель: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества листья, трава, веточки - невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Гумус способствует созданию хорошей структуры почвы. Гумусные почвы всегда рыхлые, воздухо- и влагопроницаемые. Вот почему даже в сильную жару ни что не «сгорает» в этой земле. А сейчас давайте рассмотрим обычную землю, в ёмкости под номером 2, что мы видим?

Дети: земля в ней более твёрдая, комочками, в ней нет перегнивших листьев, веточек, когда высыхает, становится твёрдая…

Воспитатель: Значит земля в 1 ёмкости лучше, чем во 2. Земля в 1 ёмкости рыхлая, мягкая в ней есть удобрения, поэтому и растение выглядит более здоровым, чем во 2 ёмкости. А теперь, рассмотрим, что стало с растениями, посаженными в песок в 3 ёмкости.

Дети: В песке растения бледные и слабые, с высохшими макушками.

Воспитатель: Ты скажи мой росток,

                         Отчего ты занемог?

                         Жизнь моя нелегка,

                         Я страдаю от песка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему растения, которое росло в песке, так выглядит? Что мы можем сказать про песок? Какой он?

Дети:  Сухой песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.

Воспитатель: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Как помочь растению?

Дети: Пересадить его в землю.

Воспитатель: А мы возьмем растение

                        И в землю поместим.

                       Питательной средою растенье укрепим.

Воспитатель:  После мы с вами пересадим растение из песка в землю, и  посмотрим, что из этого получится. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на 4 ёмкость. Тут мы с вами посадили растения в опилки. Как вы думаете, что такое опилки?

Дети: Опилки - часть дерева. Опилки — мелкая стружка, получаемая при пилении древесины. Опилки являются отходами деревообрабатывающей промышленности,  они нашли широкое применение.  Они плохо впитывают воду, и вода застаивается в опилках,  в них нет перегноя - гумуса.

Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в опилках?

Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что происходит с корнями растений, если в опилках застаивается вода?

Дети: Они загнивают.

Воспитатель: Правильно, корни загнивают, и соответственно растение плохо растёт.

Воспитатель: Проклюнулся немного зелененький глазок.

     Вытянулся тонко слабый стебелек.

     Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.

     Плохо мне в опилках -

     Питанья не найти.

Воспитатель: А сейчас обратим внимание на растения, посаженные в глину в 5 ёмкости. Что мы можем сказать о глине, какая она?

Дети: Глина рыжая, сухая глина твердая, как камень. Глина — пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в глине?

Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Воспитатель: Правильно, а почему же  растения не растут в глине?

Дети: Потому что, глина жёсткая, и она не даёт корням развиваться, расти, и поэтому, растение замедляет свой рост. Листья выглядят бледными, мелкими.

Воспитатель: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего сажать растения?

Дети: В землю, богатую перегноем - гумусом.

Воспитатель: Молодцы, ребята правильный выбор вы сделали, а для того, чтобы нам дальше с вами работать в нашей лаборатории, нам необходимо размять наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

«Цветок распустился»


Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике, возле терраски,
Растут голубые, анютины глазки.
Анютины глазки, анютины глазки,
Они распускаются, быстро, как в сказке.

Воспитатель: А мы с вами продолжаем дальше работать в нашей лаборатории. Ребята, а скажите мне какое время года, у нас сейчас с вами?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что люди делают весной на огородах, участках?

Дети: Убирают оставшуюся листву, копают, сажают растения….

Воспитатель: Вот и у нас с вами скоро предстоят посадки на огороде, но у нас одна беда, все семена перемешались, вы поможете мне их разобрать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот здесь на столах у меня ёмкости с семена, которые перепутаны, ваша задача сейчас их разобрать. Каждый вид семян вы помещаете в свою ёмкость, обратите внимание на картинку.

Дети выполняют работу в группах: по 5 человек 4 группы.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами поговорим, ещё об одном важном для жизнедеятельности растений – это удобрения. Пройдёмте с вами по лаборатории.  Для нормальной жизнедеятельности растения должны получать из земли необходимые витамины. При недостатке их этого замедляется рост растений, и они плохо зацветают; нехватка их вызывает посветление листьев. В цветочных магазинах продают готовые смеси минеральных удобрений, которые употребляют согласно прилагаемой к ним инструкции. Удобрения бывают жидкие в виде раствора, сухие – в виде порошка (показать) или гранул. Подкормку начинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в две недели; заканчивают её осенью.

 При поливе питательными растворами необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на растение. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное. Излишняя подкормка может погубить растение.

Физминутка:

Воспитатель имитирует посев семян:

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки,  над головой машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз)

Только-только из пеленок (дети наклоняют голову в разные стороны)

Воспитатель: А сейчас, коллеги, нам необходимо рассмотреть наши  результаты  наблюдений на фото.

Воспитатель: Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

А сейчас, давайте вспомним ещё один наш эксперимент с луком. В чём состоял наш эксперимент?

Дети: Мы наблюдаем за ростом лука, который посажен 1 в землю и помещен в темное холодное место, а 2 поставлен на светлое, тёплое место.

Воспитатель: Совершенно верно, мы  с вами наблюдали за его изменениями, которые произошли с нашими опытными луковицами. Приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель: В ёмкостях выросли луковицы. Но пёрышки взошли по-разному. Вы не находите?

Дети: Да. Во 2  пёрышки выглядят крепкими и здоровыми. А в 1 редкие и слабые, бледно-зелёные.

Воспитатель: Вам необходимо проанализировать ситуацию. Эту 1 ёмкость мы ставили куда?

Дети: В тёмное, холодное место, и пёрышки появились слабые, бледно-зелёные, больные.

А 2 ёмкость стояла на светлом, тёплом месте. И пёрышки здесь проклюнулись быстрей, и выглядят хорошо, тёмно-зелёные, сочные, жирные, и корешки длинные.

Воспитатель: Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни?

Дети: Свет, тепло, вода, воздух.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас давайте вспомним, какими способами мы сажали с вами растения?

Дети: Семенами, отростками, черенками, делением корня, отпрысками.

Воспитатель: Какие растения мы сажали семенами?

Дети: Огурцы, бархатцы.

Воспитатель: А как мы сажали хлорофитум?

Дети: Делением корня,  отпрысками или детками.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, что мы с вами видим?

Дети: Что растения посаженные детками, растут быстрее, чем делением корня, но они меньше.

Воспитатель: А, что бы нам продолжить дальше работать в нашей лаборатории, я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться, сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте, что вы сейчас превратитесь в красивый цветок. Давайте  попробуем! 

Звучит спокойная  расслабляющая музыка.

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы  маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Росли - росли…и вот вы уже  большой и красивый цветок! Теперь разведите руки в стороны.

Вы нежитесь на солнышке, подставляете  теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите  подбородок, представьте, что вы смотрите  на солнышко, медленно поворачивайте  голову вправо-влево. Вам  спокойно, приятно.  Вам  очень  хорошо.  Теперь соедините  свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте  на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте  на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться.  Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.

 Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо отдохнули, но у нас с вами ещё есть задания. Вам нужно будет посадить фасоль в землю. 1 ряд сажает сухую фасоль, 2 ряд фасоль которую, мы с вами замочили на ночь, а 3 ряд сажают пророщенную фасоль. Возьмите ёмкость под номером 1, и посадите в неё фасоль. Сажать нужно правильно, аккуратно, когда вы будете класть фасоль, то её нужно класть вверх глазком. Что нужно сделать в первую очередь?

Дети: Раскопать ямку лопаточкой, потом немного полить, затем положить фасоль присыпать её землёй, и ещё немного полить.

Воспитатель: Хорошо приступайте к выполнению задания.

Дети сажают с комментированием действий.

Воспитатель: А сейчас первые столы 1, 2, 3 ряда свои посадки накроют полиэтиленовым пакетом, и посмотрим, где же семена фасоли взойдут быстрее? Ребята скажите, зачем мы накрыли пакетом наши посадки?

Дети: Для того чтобы земля не сохла, под пакетом земля будет тёплой.

Воспитатель: А сейчас подведём итог наших опытов. Я сейчас буду вам показывать карточки, а вы должны будете назвать, где и как мы их использовали в наших опытах, на нашем сегодняшнем занятии.

Подвожу итог занятия, поощряю детей.

Список использованной литературы:

  1. Коломина Н.В.  Занятия по экологии в детском саду. -  Сфера: Творческий Центр, 2010.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -   Просвещение: Методическое пособие, 2002.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений в детском саду. - Сфера, 2007.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.-  Москва: Мозаика – Синтез,  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Школа юных космонавтов»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе в рамках тематического дня "День Космонавтики и Авиации"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.Задачи:Образовательные:- продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении.Развивающие:- развивать умение виде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности «Финансовая школа»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Школа юных космонавтов"

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре  в старшей группе "Школа юных космонавтов"...