Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк)
Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Материалы к занятию: «Времена года» П.И. Чайковского. Иллюстрации, а лучше репродукции с изображением леса летом и осенью.
Календари погоды за сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осенние листья березы, клена, дуба, рябины. Плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутья.
Ход занятия:
1. Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь (рассказ читайте под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»). «В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи.
- О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
- Что изменилось в лесу с приходом осени? (Покажите детям иллюстрации, а лучше репродукции с изображением леса летом и осенью.)
- Погода осенью.
Вспомним, какая погода была в сентябре. Рассмотрим календарь. Сравните погоду в понедельник и в четверг. Какой день был самым ветреным? Какой был самым теплым? В какой по счету день шел самый сильный дождь?
Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в сентябре и в октябре. Чем отличалось сентябрьское воскресенье от октябрьского?
Интересно, какая погода будет в ноябре. Попробуем предсказать ее. Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом), а позже проверим свои догадки. Каждый ребенок рисует свой календарь.
- Осенний наряд земли.
Давайте рассмотрим осенние листья (их можно разложить по всей группе). Волшебница - осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Найдите лист березы.
- Как он называется? (Березовый.)
- Какого он стал цвета?
Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул сделать можно и скрипку. Ан нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее - метлы. Прут березовый после высыхания не ломается. (Покажите детям заранее высушенный березовый прут.) Очень давно в школах, да и дома бывало, детей за провинности секли - били березовыми прутьями. В школах этот пучок прутьев стоял в углу, на видном месте, чтобы не забывали дети, как вести себя надо. У нас до сих пор сохранилось название этого - «березовая каша».
А знаете ли вы, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
- А это что за дерево?
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
И на кончиках ветвей Много-много желудей. Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.
Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?
А вот лист дуба.
- Как он называется? [Дубовый.)
- Какой он? (Резной, темный.)
Самые красивые осенью листья кленов (кленовые).
Все клены стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз все равно мы рыжие - Кому какая разница!
Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?
Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят. Это лист рябины.
Физкультурная минутка.
Предложите детям стать каким-либо деревом, взяв в руки соответствующие листья.
Воспитатель читает под музыку (желательно классическую) стихотворение, дети кружатся, роняют листья, замирают.
Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу.
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву.
Побросаю их в траву!
Я. Егоров
4. Помните, мы ходили с вами в лес за ягодами.
- Как родилась ягодка малинка (черника, земляника)? (Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем - спелая.)
Ягода - это плод. У деревьев тоже есть плоды.
- Найдите плоды дуба, рябины.
А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) - плоды клена и березы.
- Как вы думаете, это чей плод? (Лесной орех.)
Мы уже говорили о том, что растения живые. Они дышат питаются, растут, размножаются, т.е. их становится много.
А как это происходит?
Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. (Дети подходят к на котором лежат плоды различных деревьев.) Внутри каждого: семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.
- Какие деревья чаще всего встречаются на улицах горо;^ [Тополь, клен. Реже - береза, рябина. Дубы в городах не растут.)
Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и ж прихотливы, не боятся грязного городского воздуха. Тополь ра< очень быстро! За одно лето из небольшой веточки вырастает де высотой до 2-го этажа.
Для чего необходимы деревья в городе?
К городским деревьям и кустарникам нужно относиться особе бережно, ведь они очень помогают нам.
- Прочитайте детям: Соколов-Микитов «Осень», Е. Трутнева - лесным тропинкам...», О. Высотская «Улетели птицы разные Н. Сладков «Осень на пороге», «Кто куда».
- Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам догадались, о чем идет речь.
Я из крошки-бочки вылез. Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок - Ничего, что плод мой мелок
ДУ&
- Стоят столбы белые,На них шапки зеленые,
- Летом мохнатые,
- Зимой сучковаты.
- 1}*е они стоят, там и шумят.
- [Береза)
- Осень в сад к нам пришла,
- Красный факел зажгла. Его весной и летом
- Здесь дрозды, скворцы снуют, Мы видели одетым,
- И, галдя, ее клюют. а осенью с бедняжки
- [Рябина) Сорвали все рубашки.
- (Дереве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема «Осень золото роняет» (средняя группа)
Расширить представления детей об осени как времени года, когда созревают семена.Воспитывать любовь к природе родного края....
Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»
Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...
Конспект экскурсии "Осень золото роняет"
Конспект экскурсии...
Конспект НОД в средней группе на тему: «Осень золото роняет»
Деятельность: познавательная, коммуникативная.Форма: проблемная ситуация.Задачи:ОО «Познание» Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятел...
Познавательно-творческий проект на тему "Осень золото роняет"
Цель проекта: расширять представления детей об осени как времени года; развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени; помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осен...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Осень золото роняет»
Обобщить знания детей об осени....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по "Познанию"Тема: «Осень золото роняет... (экскурсия в осенний парк) №8
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по "Познанию"...