Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по "Познанию"Тема: «Осень золото роняет... (экскурсия в осенний парк) №8
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по "Познанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_no8_osen_zoloto_ronyaet._ekskursiya_v_osenniy_park_no8.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
«Познавательному развитию» в средней группе
Тема: «Осень золото роняет... (экскурсия в осенний парк) №8
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: расширить представление детей о характерных признаках осени.
Программное содержание: расширить представление детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода, соблюдать правила безопасности на природе; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Материалы и оборудование: «Времена года» П.И. Чайковского, иллюстрации (а лучше репродукции) с изображением леса летом и осенью, календари погоды за сентябрь, октябрь, ноябрь; осенние листья березы, клёна, дуба, рябины, плоды деревьев (крылатки клёна, серёжки берёзы, жёлуди, ягоды рябины, высушенные берёзовые прутья); пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет (закладка на соответствующей странице), цветные карандаши.
Планируемый результат: расширены представления детей о характерных признаках осени.
Сруктура занятия
Iч. | Вводная часть. | 2м | |
IIч. | Основная часть. | 16м | |
1 | Чтение рассказа | Беседа | 3м |
2 | Дидактическое упражнение | погода осенью | 3м |
3 | Дидактическое упражнение | осенний наряд земли | 3м |
4 | Физкультминутка | Листочки | 2м |
5 | Работа с пособием | Задание 1 | 1м |
6 | Работа с пособием | Задание 2 | 1м |
Работа с пособием | Задание 3 | 1м | |
Работа с пособием | Задание 4 | 1м | |
Работа с пособием | Задание 5 | 1м | |
IIIч. | Заключительная часть | Итог занятия | 2м |
Длительность занятия 20 мину.
Ход занятия
Iч.Вводная часть
Эмоциональный настрой.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
IIч. Основная часть
1.Чтение рассказа. Беседа
Занятие можно проводить как в группе, так и на улице. Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь (рассказ читайте под музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года»).
«В лесу шуршали листья, и, казалось, будто кто-то ходит под клёна- ми и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера.
Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям». (Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)
- О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?
- Что изменилось в лесу с приходом осени? (Покажите детям иллюстрации или репродукции с изображением леса летом и осенью.)
2.Дидактическое упражнение - погода осенью
Вспомним, какая погода была в сентябре. Рассмотрим календарь. Сравните погоду в понедельник и в четверг.
- Какой день был самым ветреным?
- Какой - самым тёплым?
- В какой по счету день шёл самый сильный дождь?
- Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду в вторник в сентябре и в октябре.
- Чем отличалось сентябрьское воскресенье от октябрьского?
Интересно, какая погода будет в ноябре. Попробуем предсказать
Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом), а позже проверим свои догадки. (Каждый ребёнок рисует свой календарь.)
3.Дидактическое упражнение -осенний наряд земли. Рассматривание листьев
Давайте рассмотрим осенние листья (их можно разложить по всей. Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Найдите лист берёзы.
- Как он называется? (Берёзовый.)
- Какого он стал цвета?
Любит наш народ русскую красавицу березу и за красоту ее, и за которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что в всякого и стул сделать можно, и скрипку. Ан нет! Каждое древо, особенно его древесина, для конкретного дела предназначено. березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев её Прут берёзовый после высыхания не ломается. (Покажите заранее высушенный березовый прут.) Очень давно в школах, дома, бывало, детей за провинности секли и били берёзовыми прутьями. В школах этот пучок прутьев стоял в углу, на видном месте, чтобы не забывали дети, как вести себя надо. У нас до сих пор сохранилось название этого наказания « отведать березовой каши».
- А знаете ли вы, почему берёза белая?
- Белый цвет коры защищает древо от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
- А это что за дерево?
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли ещё тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.
- Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живёт столетиями. Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?
- А вот лист дуба. Как он называется? (Дубовый.)
- Какой он? (Резной, тёмный.)
- Самые красивые осенью листья клёнов (кленовые).
Все клёны стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз всё равно мы рыжие
Кому какая разница!
- Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?
- Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листиков одной веточке сидят. Это лист рябины.
4.Физкультминутка
Предложите детям стать каким-либо «деревом», взяв в руки ответствующие листья.
Воспитатель читает под музыку (желательно классическую) стихотворение, дети кружатся, роняют листья, замирают.
Листопад?Листопад!
Лес осенний конопат
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу.
Конопатых я лечу:
Все оборву.
Побросаю их в траву!
(Н.Егоров)
Помните, мы ходили с вами в лес за ягодами? А как родилась ягодка малинка (черника, земляника)? (Сначала цветок, поток зелёная ягодка, затем спелая)
Ягода это- плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите поды дуба, рябины.
А вот это (показать детям крылатку клена, сережку плода и берёзы.
- Как вы думаете, это чей плод? (Лесного ореха.)
- Как думаете, для чего деревьям кора? (Она защищает их от холода, ветра, дождя)
- Деревья есть высокие. Листья у них разной формы. Все деревень раны. Но все объединены одним словом.
- Почему, как думаете? (У всех деревьев есть ствол, ветки, листья, корки)
Давайте сам дерево и человека. Туловище это ствол, руки-ветки, лист ладошки, корни ноги, кора кожа. Петям изображение куста молодого дерева высотой с куст.
В чём их сходство? (Одной высоты.)
- Чем отличаются? (У дерева один ствол.)
- Представьте, что, гуляя по лесу, мы пытаемся обнаружить бабочек и
жуков.
- Почему их не видно?
Если в вашем парке есть водоём, то можно понаблюдать за диким утками, покормить их хлебом. Уткина улетают в тёплые края, но если водоём не замерзает, то зимуют дома. На обратном пути собираем осенние листья, составляем букеты.
Если занятие проводилось на улице, то после экскурсии вспомнить всё, что видели чём говорили. Можно попросить детей придумать значки (символы), которыми мы будем обозначать все деревья и все кусты. Например, такие:
дерево
5.Работа с пособием
1.Задание «Какое время года изображено на рисунках?» (Как догадался?)
- Какое время года изображено на рисунке? (При описании рисунка дети должны обозначить его место на листе: справа или догадались?
2.Задание «Обведи деревья красным карандашом, а кусты синим.
3.Задание «Какую одежду выберут для прогулки ребята?» Как вы одеваетесь осенью? Почему?
- Покажите стрелками, какую одежду наденут ребята на осеннюю - прогулку.
4.Задание «Раскрась листья берёзы в жёлтый цвет, а листья дуба - в коричневый... Чего в лесу больше?»
- Рассмотрите рисунок. Покажите берёзу (дуб).
- Чем берёза отличается от дуба? (У берёзы белый тонкий ствол, у дуба - тёмный толстый.)
- Раскрасьте листья берёзы жёлтым цветом, а листья дуба - коричневым.
- Обведите берёзы синим карандашом, а деревья красным.
-Чего в лесу больше берёз или деревьев?
5.Задание «Дорисуй на дереве два жёлтых листа, а на кусте - три красных - Дорисуйте на дереве два жёлтых листа, а на кусте три красных.
IIIч.Заключительная часть.
Итога занятия
- Вам понравился осенний лес?
- Чем, по-вашему, осень отличается от лета?
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес.
Во время прогулки можно поиграть с детьми в учебно-дидактические игры.
С какой ветки детки? Попросите детей найти дерево, с которого упали найденные вами плоды.
«Путаница». В этой игре воспитатель, показывая, например, лист рябины, утверждает, что это берёзовый лист. Прикладывает жёлудь а листу клёна, будто это плод клёна. Дети должны заметить и исправить ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Осень золотая».
Обощение и систематизация знаний детей об осени....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО Подготовительная группа
Цель: познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Задачи: 1. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.2. Развивать дыхательну...
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Осень»
· обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;· уточнить названия осенних месяцев;· конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период време...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Осень наступила…»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Осень наступила…» Цели:· Закрепить знания о характерных признаках ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы. Тема: «Осенние деревья»
Уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью», расширить и активизировать словарь детей по данной теме...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке на тему «Осенние листочки» для детей младшей группы ДОУ
Цели: знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко раскатыв...