Создание экологической тропинки и организация на ней работы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Калашникова Лариса Николаевна

 

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Создание экологической тропинки  и организация на ней работы»

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми

 на экологической тропинке детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Экскурсии-наблюдения на экологической тропинке  детского сада

Цель: способствовать формированию представлений детей о березе и рябине (и т. п.) – это деревья, у них есть корень, стебель, листья, цветы; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения; применению детьми знаний о влиянии различных условий (влаги, освещения, температуры…) на состояние растений и умению помогать растениям, выбирать инструменты и материалы; развитию наблюдательности, любознательности, умения работать с лупами, дождемерами, условными мерками для определения высоты, толщины деревьев; формированию умения сравнивать различные виды деревьев; воспитанию интереса к деревьям как живым существам, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогают соответствующим образом.

П р е д в а р и т е л ь н а я  р а б о т а.

– Заучивание стихов о березе, рябинке.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и энциклопедической литературы.

– Изготовление подарков для деревьев.

– Серия наблюдений за деревьями в разное время года, в разную погоду.

– Серия опытов «Растения – живые существа».

Материалы: лупы, лист белой бумаги или ткани, план экологической тропы; подарки, изготовленные детьми, дождемеры.

Ход экскурсии-наблюдения

1. В гости к детям приходит Старичок Лесовичок (хозяин тропы) и приглашает детей в очередной раз к себе в гости на тропинку. А чтобы узнать, к кому именно пойдем в гости, нужно отгадать загадки:

Не заботясь о погоде,        

В сарафане белом ходит.  

А в один из теплых дней  

Май сережки дарит ей.      

                        (Береза.)                         

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягоды клюют.

(Рябина.)

Старичок Лесовичок предлагает детям взять все, что им пригодится на тропе (план, лупы, сосуд с водой, дождемеры, подарки…) и приглашает к себе в гости на тропинку.

2. Дети по схеме-плану экологической тропинки ищут точку-объект, к которому их приглашает Лесовичок.

3. Дети подходят к березе, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют березу различным ласковыми словами.

4. Беседа по вопросам:

– Как выглядит береза?

– Что у нее есть? (Ствол, ветки, листья, цветы-сережки, корень.)

– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов.) Лесовичок предлагает стать под березу – намного ли она выше детей?

– Как измерять толщину березы? (Ниточкой, обхватить руками.)

Лесовичок предлагает рассмотреть листья, погладить снизу, сверху – какие они? Какой кончик у листочка: острый или тупой? Предлагает закрыть глаза и представить, на какое животное похож листочек березы? (на ощупь, по форме…)

Дети берут лупы и рассматривают листочки и кору березы.

Лесовичок. – Что  увидели? Кто живет на коре? Под корой? Какая она? – Потрогать. Чем пахнет?

Лесовичок предлагает определить настроение дерева. Почему такое настроение? – Рассуждения детей.

Дети дарят березе свои подарки и говорят свои пожелания (солнышко, червяк, птичка, капелька, лопатка, грабли…) Оставляют под березой дождемер.

Дети водят хоровод вокруг или возле березки. Можно провести конкурс стихов о березке.

5. Ищут на плане рябину и переходят к ней. Здороваются.

Б е с е д а  по вопросам:

– Как выглядит рябина?

– Похожа на березу или нет?

– Кто любит ягоды рябины?

– Когда зацветает рябина?

Дети рассматривают листья, кору рябины через лупу. Сравнивают с березой. Дарят подарки. Оставляют дождемер под рябиной и на открытом месте, чтобы после дождя сравнить, где больше выпало дождя и почему.

Лесовичок предлагает определить, нужно ли полить рябину или нет? Как определить? (Рассмотреть землю вокруг, потрогать, сухая или влажнаяю.) Если нужно – поливают.

Лесовичок предлагает в группе нарисовать портреты березы и рябины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психолого-педагогических и офтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида

Создание психолого-педагогических иофтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида...

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР

Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...

Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР

Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...