Создание экологической тропинки и организация на ней работы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Создание экологической тропинки и организация на ней работы»
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Этапы создания и оформления тропинки:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропинке детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Экскурсии-наблюдения на экологической тропинке детского сада
Цель: способствовать формированию представлений детей о березе и рябине (и т. п.) – это деревья, у них есть корень, стебель, листья, цветы; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения; применению детьми знаний о влиянии различных условий (влаги, освещения, температуры…) на состояние растений и умению помогать растениям, выбирать инструменты и материалы; развитию наблюдательности, любознательности, умения работать с лупами, дождемерами, условными мерками для определения высоты, толщины деревьев; формированию умения сравнивать различные виды деревьев; воспитанию интереса к деревьям как живым существам, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогают соответствующим образом.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Заучивание стихов о березе, рябинке.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение познавательной и энциклопедической литературы.
– Изготовление подарков для деревьев.
– Серия наблюдений за деревьями в разное время года, в разную погоду.
– Серия опытов «Растения – живые существа».
Материалы: лупы, лист белой бумаги или ткани, план экологической тропы; подарки, изготовленные детьми, дождемеры.
Ход экскурсии-наблюдения
1. В гости к детям приходит Старичок Лесовичок (хозяин тропы) и приглашает детей в очередной раз к себе в гости на тропинку. А чтобы узнать, к кому именно пойдем в гости, нужно отгадать загадки:
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза.) | Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей. По ветвям они снуют, Красны ягоды клюют. (Рябина.) |
Старичок Лесовичок предлагает детям взять все, что им пригодится на тропе (план, лупы, сосуд с водой, дождемеры, подарки…) и приглашает к себе в гости на тропинку.
2. Дети по схеме-плану экологической тропинки ищут точку-объект, к которому их приглашает Лесовичок.
3. Дети подходят к березе, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют березу различным ласковыми словами.
4. Беседа по вопросам:
– Как выглядит береза?
– Что у нее есть? (Ствол, ветки, листья, цветы-сережки, корень.)
– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов.) Лесовичок предлагает стать под березу – намного ли она выше детей?
– Как измерять толщину березы? (Ниточкой, обхватить руками.)
Лесовичок предлагает рассмотреть листья, погладить снизу, сверху – какие они? Какой кончик у листочка: острый или тупой? Предлагает закрыть глаза и представить, на какое животное похож листочек березы? (на ощупь, по форме…)
Дети берут лупы и рассматривают листочки и кору березы.
Лесовичок. – Что увидели? Кто живет на коре? Под корой? Какая она? – Потрогать. Чем пахнет?
Лесовичок предлагает определить настроение дерева. Почему такое настроение? – Рассуждения детей.
Дети дарят березе свои подарки и говорят свои пожелания (солнышко, червяк, птичка, капелька, лопатка, грабли…) Оставляют под березой дождемер.
Дети водят хоровод вокруг или возле березки. Можно провести конкурс стихов о березке.
5. Ищут на плане рябину и переходят к ней. Здороваются.
Б е с е д а по вопросам:
– Как выглядит рябина?
– Похожа на березу или нет?
– Кто любит ягоды рябины?
– Когда зацветает рябина?
Дети рассматривают листья, кору рябины через лупу. Сравнивают с березой. Дарят подарки. Оставляют дождемер под рябиной и на открытом месте, чтобы после дождя сравнить, где больше выпало дождя и почему.
Лесовичок предлагает определить, нужно ли полить рябину или нет? Как определить? (Рассмотреть землю вокруг, потрогать, сухая или влажнаяю.) Если нужно – поливают.
Лесовичок предлагает в группе нарисовать портреты березы и рябины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психолого-педагогических и офтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида
Создание психолого-педагогических иофтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида...
«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологич...
Создание психолого-педагогических и офтальмологических условий и организация коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида
Методы и приемы коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...
Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР
Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...
Создание условий для организации коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР
Презентация модели предметно - развивающего пространства в логопедической группе и кабинете логопеда. Краткое содержание и формы работы с детьми , имеющими ТНР. Важнейшим условием коррекционно ...