Создание психолого-педагогических и офтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида
статья на тему

Меньщикова Татьяна Николаевна

 

Создание психолого-педагогических и

офтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на коллегию23.74 КБ

Предварительный просмотр:

       

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 32 «Дружные ребята»

Создание психолого-педагогических и

офтальмологических условий для организации коррекционно-образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида

                                                                         Доклад на коллегию

                                                                                Управления образования

                                                            подготовила

                                                                                                Меньщикова Татьяна Николаевна

                                                           заведующий

                                                                                        муниципальным бюджетным

                                                                                          дошкольным образовательным

                                                                                  учреждением детский сад

                                                                               компенсирующего вида

                                                                               № 32 «Дружные ребята»

Старый Оскол

2012 г

       Наш детский сад - единственный в городе детский сад компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением зрения.  В дошкольном учреждении  122  ребёнка  (из них два ребёнка-инвалида)   со следующей зрительной патологией:  миопия, гиперметропия, амблиопия, сходящееся и расходящееся косоглазие.

       Приоритетным направлением  детского сада  -  является квалифицированная коррекция зрительных дефектов и вторичных нарушений в развитии речевой и двигательной деятельности. К сопутствующим заболеваниям детей с нарушением зрения относятся:

  1. общее недоразвитие речи разных уровней;
  2. соматические заболевания;
  3. плоскостопие;
  4. мышечная слабость с нарушением осанки;
  5. недостаточный уровень развития мелкой моторики;
  6. плохая координация движений
  7. отклонение в эмоционально-волевой сфере

       Дошкольное учреждение  посещают  дети  имеющие инвалидность по следующим заболеваниям органическое поражение  ЦНС  правосторонний гемипарез. В связи с этим, дети с депривацией зрения  нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию соматического состояния и двигательно-речевых функций.

     С целью оказания детям компетентной помощи в нашем дошкольном учреждении комплексно проводятся мероприятия по следующим направлениям:

  1. лечебно - оздоровительная работа;
  2. психолого-педагогическая коррекция;
  3. коррекция зрительного восприятия и  речевых нарушений.

       Лечебные мероприятия проводятся ежедневно в соответствии с графиком лечения. Профилактике ОРЗ и ОРВИ способствуют сезонное закаливание, витамино- и фитотерапия, а также санитарно-гигиенические мероприятия (режим проветривания, влажной уборки, соблюдение детьми правил личной

гигиены). С детьми, имеющими поведенческие, адаптационные проблемы или недостаточный уровень развития познавательных способностей, групповую и индивидуальную коррекционную работу осуществляет педагог-психолог.

     У большинства детей имеются речевые нарушения, поэтому в нашем ДОУ работают два учителя-логопеда. Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития слабовидящих детей направлена на развитие всех составляющих психологической базы речи, однако преимущество отдается процессу восприятия, на котором базируется такие психологические функции как речь и мышление.

    Образовательный процесс в группах строится по программе под редакцией  Вераксы Е.Н., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. "От рождения до школы". Коррекционная работа по зрению осуществляется по программе под редакцией Л.И. Плаксиной для образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

      В соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном учреждении  создана развивающая коррекционно-образовательная среда, обеспечивающая высокое качество дошкольного образования и гарантирующая охрану и укрепление физического и психологического здоровья  воспитанников.

      Во всех группах созданы коррекционные уголки, где имеется разнообразный материал по развитию у детей зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Важны в коррекционно-педагогической работе игры с цветом, формирование у детей умения составлять цветовые гармонии, так как это способствует не только развитию зрительного восприятия, но и грамотно подобранная цветовая гамма снимает у ребенка напряжение, способствует познавательному развитию, поэтому выстраивая  предметно-развивающую среду мы учитываем подбор и сочетания цветовых спектров. Предпочтение отдается  голубому, зеленому, желто-оранжевому цвету в соответствии с офтальмологическими требованиями. Педагоги детского сада постоянно пополняют коррекционный материал: тифлопособиями (таблицами для зрительной гимнастики, тренажерами) развивающими и дидактическими играми.  

        Важным аспектом коррекционно-педагогической работы является эффективная организация здоровьесберегающего физического воспитания дошкольников, которое проводится в следующих направлениях:

  1. разумное определение объемов физических нагрузок с учетом индивидуальных способностей ребенка, состояния здоровья и гигиенических норм;
  2. развитие двигательных качеств, обогащение двигательного опыта детей;
  3. развитие потребности в движениях;
  4. локальность действий упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти руки;
  5. закаливание за счет использования различных средств физического воспитания для повышения резистентности организма к различным заболеваниям;
  6. профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма (тактильно - кинестетическая чувствительность, сенсомоторные реакции и др.)

      Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной разнообразным нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем (следочки, мягкие кольца, поролоновые мячи, массажные дорожки).

      В системе коррекционной работы нашего ДОУ большое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Наряду с физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми, прогулками в детском саду проводятся закаливание, корригирующая гимнастика после сна, профилактические мероприятия по предупреждению простудных и вирусных заболеваний. Учитывая то, что начало формирования хронических болезней все чаще приходится на ранний и дошкольный возраст, педагогами нашего дошкольного учреждения активно используются оздоровительные программы и технологии, внедряются такие методы как:

  1. дыхательная гимнастика (во время утренней гимнастики, перед обедом, после сна);
  2. остеопатическая гимнастика (в постели, после сна);
  3. тренажерный путь (закаливающие мероприятия после сна);

  1. пальчиковая гимнастика (как элемент занятия, физминутка, перед обедом, ужином);
  2. массаж ладоней, пальцев (перед занятиями, во время динамических пауз между занятиями).

        В дошкольном учреждении произведено оснащение материально-технической базы современным офтальмологическим оборудованием. Лечебно-коррекционная помощь детям осуществляется на основе индивидуального графика лечения в двух ортоптических кабинетах, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный  подход к каждому ребенку и соблюдать требования СанПиН к организации специфического режима дня детей в ДОУ. Приобретены компьютеры и компьютерные программы Плеоптика-2, Relax 2. Комплекс программ направлен на диагностику, лечение и профилактику глазных болезней, тренировки аккомодации, в комплексном лечении миопии и амблиопии. Для восстановления зрения ортоптический кабинет пополнен офтальмологическими аппаратами: Синоптофор, Монобиноскоп МБС-2, АМО-АТОС с приставкой Амблио-1 для лечения и диагностики амблиопии и косоглазия.      

       Благодаря комплексной  систематически проводимой  коррекционной  работе  достигаются хорошие результаты в восстановлении зрения. В 2010-2011 году восстановление зрения отмечено у 40% воспитанников, а в 2011-2012 учебном году у 45% детей. Улучшение зрения отмечено в прошлом учебном году у 55% детей, в этом году у 58% дошкольников.

       Таким образом, в результате комплексного интегрированного подхода в рамках коррекционно-развивающей деятельности нам удалось создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка. На современном этапе  проблема сохранения и укрепления здоровья детей стала одним из приоритетных направлений государственной политики, это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией ухудшения здоровья детей, зрительные нарушения среди которых занимают лидирующее место. В связи с этим в образовательных учреждениях  необходимо проводить систематическую работу по профилактике нарушения  зрения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система лечебно-коррекционной и образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида»

«Система лечебно-коррекционной и образовательной работы с детьми в ДОУ компенсирующего вида»...

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...

Консультация для педагогов Развивающая работа с детьми, создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП

Развивающая работа с детьми,  создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП...

Создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми дошкольного возраста норм этикета и морали

 Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не т...