Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Почему исчезают животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Удовиченко Елена Анатольевна

 

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать речевое дыхание, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.pochemu_ischezayut_zhivodnyedocx.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по теме «Почему исчезают животные?»

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать речевое дыхание, мышление, воображение.

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты

Ход занятия.

1. Орг.момент.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ведь слово «здравствуйте» - это не только приветствие, но и пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься. Вот и давайте поздороваемся с нашими гостями, а заодно еще и пальчики наши разомнем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую! ЗДРАВСТВУЙТЕ!

2. Вступительная беседа.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живём в том светлом доме мы

И все наши друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда мы будем в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

(Л. Дайнеко)

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Действительно, природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, растения и сами люди.

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Давайте вспомним, что относится к живой природе (ответы детей).

- Правильно, живая природа – это растения, животные. Человек тоже часть живой природы.

- А чтобы вспомнить, что относится к неживой природе, давайте отгадаем с вами загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

                               (Солнце).

- Может человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.        (Воздух).

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?            (Вода).

- А без воздуха и воды мы сможем прожить?

- Как прекрасна природа вокруг нас. Давайте представим, что мы с вами в лесу…

Проводится логоритмическое упр. «Подышим свежим воздухом»:

"Подышим свежим воздухом":

вдох через нос ("...животик стал круглым"),

выдох ртом ("... животик - плоский").

"Вдруг подул сильный ветер":

вдох через нос,

выдох на -с-с-с-.

"Зашумели листвой деревья":

вдох через нос,

выдох на -ш-ш-ш-.

"Пролетел жук и зажужжал":

вдох через нос,

выдох на -ж-ж-ж-.

"Запищал комар:

вдох через нос,

выдох на -з-з-з-.

"Застрекотала стрекоза:

вдох через нос,

выдох на -ц-ц-ц-.

-Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Но всегда ли человек – друг природе?! Чтобы понять это, послушайте  несколько историй, которые я вам расскажу…

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

- А вот еще один случай, который произошел в небольшом городке около очень красивого озера…

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:

А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!

- Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.

"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!

Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"

Дети. Аисты, цапли, журавли.

Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:

Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.

Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.

3. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.  Задумались люди: как же остановить это безумие? И стали искать способы охраны природы. Были созданы заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды. Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть  с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай  человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»

В Красную книгу занесены:

  1. Дальневосточный тигр.
  2. В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий, одним махом он перепрыгивает пропасть шириной 6-8 м.
  3. На юге в пустыне живет грациозный гепард. Гепарды – самые быстрые на Земле животные, могут даже обогнать поезд.
  4. А вот это – могучий бык зубр. После войны зубры остались только в Беловежской пуще.
  5. Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую шкуру. Но главное – за его удивительные рога. Ведь из них делают ценное лекарство – пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле.

4. Подведение итогов

- Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.  А чтобы лучше понять это, давайте поиграем с вами в игру.

Проводится дид.игра «Береги природу».

-Давайте сделаем вывод из нашей беседы. А для этого послушаем стихотворение, которое прочтет нам…

Ребёнок:

Все-все

Все на свете нужны.

И мышки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете

Нужны все подряд.

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

-Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице. А теперь давайте закончим наше занятие и поблагодарим наших гостей за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия В подготовительной группе «Удивительный мир животных и растений».

Интеграция предметов: обучение грамоте, знакомство с окружающим миром  Цель занятия: Способствовать воспитанию бережного отношения к природе; закрепить пройденный материал по основам единицы...

Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки» для подготовительной группы

Конспект интегрированного занятия по теме "Африка и животные Африки"Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73» Пичугина Наталья С...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе "Карнавал животных"

Интегрированная НОД в подготовительной группе "Карнавал животных"...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дикие животные»

Развитие элементарных математических представленийу дошкольниковпри ознакомлении с окружающим...

конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по теме « Дикие животные»

Цель. Закрепление знаний детей о диких животных через интеграцию всех 5 образовательных областей: Познавательное развитие  (ФЭМП), познавательное развитие (ФЦКМ), социально – коммуникативно...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР " В мире животных"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  группе ОНР по лексической теме " Дикие животные"...