Занятие:"Кубань-житница России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программные задачи:
1. Дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого
люди не могут обходиться
2. Закрепить умение лепить нетрадиционным способом
(лепка из соленого теста – мукосольки)
3. Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к хлебу и труду
хлебороба, любовь к кубанским песням, танцам и стихам о родном крае
Материал к занятию:
1. Тесто, состоящее из муки, соли и воды
2. Дощечки
3. Влажные тряпочки
4. Стеки
5. Стаканчики с водой
6. Кубанские костюмы для детей, воспитателя и муз. руководителя
7. Для игр – дид. игра « Найди то, что приготовлено из муки»
продукты, приготовленные из муки
« Напечём блинов» - две сковороды и два блина,
вырезаны из тонкого поролона
« Земледелец» - маски с изображением зерновых
культур ( пшеница, ячмень, рожь, овес )
« Кубанка» - стулья и казачьи папахи
Предварительная работа:
1. Занятие по развитию речи на тему: « Хлеб всему голова»
2. Беседа с агрономом
3. Экскурсия на пекарню
4. Рассматривание картин « Уборка урожая»
1 часть
Дети заходят под музыку парами, одеты в кубанские костюмы и танцуют
« Кубанскую плясовую», затем встают полукругом, вперёд выходит
девочка, в руках у неё каравай, читает стих:
Здравствуй наша Кубань,
Благодатный край,
Хлебом да солью, светлой любовью
Гостей встречай!
( Дарит каравай гостям)
Воспитатель: Дети как называется край, в котором мы живём?
Дети: Краснодарский
Воспитатель: Столица Краснодарского края?
Дети: город Краснодар
Воспитатель: Как ещё можно назвать Краснодарский край?
Дети: Кубань
Воспитатель: Мы сейчас споём песню, которая называется
« Ой, да на Кубани»
Ребёнок читает стих – Путь его довольно долгий,
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Хлеб пожаловал, пришёл.
В нём здоровье - наша сила,
В нём чудесное тепло,
Столько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель: Дети, о чём это стихотворение?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Краснодарский край – это житница нашей Родины.
Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных
продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба,
о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя
большой труд не одного человека, а труд многих людей.
Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолотить
смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Воспитатель: Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Ребёнок читает стих – Горячи в работе хлеборобы,
Выучка кубанская видна:
Золотом зерна высокой пробы
Нивы труд оплатят их сполна.
Ещё одно стихотворение, в котором руки хлебороба называют « золотыми»
Ребёнок читает стих – У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова»
Счастлив край, весел край, где хороший урожай.
Ветерок спросил, пролетая,
Отчего ты, пшеница, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
« Золотые руки растят»
Воспитатель: Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе.
1. Земля – матушка, а хлеб – батюшка
2. Труд и хлеб – всему голова
3. Без золота проживёшь, а без хлеба – нет
4. Кто надеется на небо – тот сидит без хлеба
5. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
6. Кто пахать ленится, у того и хлеб не родится
7. С хлебом русский человек – богатырь из века в век
8. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель: Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас
отгадайте загадки:
В холодных районах я созреваю, кашей перловой всех угощаю.
Догадаться вам не лень, золотистый я (дети – ячмень)
Чёрный хлебушек хорош! Нам его заменит ( дети – рожь)
Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем?
( дети – колоски пшеницы)
Дидактическая игра «Найди то, что приготовлено из пшеницы»
(На столе разложены: батон, булочки, печенье, блины, хлеб, сушки,
бутылка кваса и конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т.д.)
ребёнок должен на стол выложить всё, что приготовлено из муки.
2 часть
Воспитатель: Дети, мы с вами ходили на экскурсию на пекарню,
кто из вас помнит рецепт теста необходимый для выпечки хлеба?
Дети называют – нужна мука, вода, дрожжи и соль.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами тоже будем работать с тестом, но это тесто несъедобное – оно приготовлено из муки, воды и соли, соли в тесте столько же сколько и муки, оно очень соленое, игрушки, которые сделаны из этого теста, называют « мукосольками».
( Дети садятся за столы и лепят игрушки из теста)
Воспитатель: Вы можете слепить то, что вам захочется, но одно условие –
не должно быть одинаковых работ.
(Дети лепят, звучат кубанские песни в грамзаписи).
Воспитатель: Молодцы! Все постарались! Что получилось у ......?
Вы сделали часть работы, сейчас надо все ваши игрушки подсушить в духовке, когда они высохнут, мы их раскрасим гуашью и покроем лаком,
чтоб лучше хранились и блестели.
Ребёнок читает стих - Тесто мы лепили, воду добавляли,
Выбились из силы. Ох! Как мы устали!
3 часть
Воспитатель: Да, вы славно поработали, садитесь на стульчики,
Поиграем в игру «Кубанка»
( Все садятся по кругу, кубанки одеты на мальчиках, рядом с каждым мальчиком сидит девочка. Под музыку быстро надо снять шапку и одеть девочке, музыка остановилась – на ком одеты шапки, тот под музыку показывает движения из кубанского танца)
Воспитатель: Молодцы хорошо танцевали!
А сейчас игра « Земледелец»
Дети встают в круг по считалочке выбирают земледельца:
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном, на стебле золотом.
Ты давай не зевай, земледельца выбирай.
Дети одевают маски с изображением зерновых культур-
пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, просо и т.д.
Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находится
Ведущая: Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становится жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка:
Солнце светит, дождь идёт, колосок растёт, растёт.
К солнцу тянется росток, тонкий, тонкий стебелёк
Земледелец, не зевай, перемены отгадай.
Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.
Воспитатель: А сейчас, дети, мы посмотрим как вы помогаете печь блины своим мамам и бабушкам. Оглянуться не успели, как блины у нас поспел! Игра « Испечём блинчики»
Сначала « пекут» дети, а потом мамы и бабушки.
Воспитатель: Наши дети умеют печь не только блины но и пирожки.
Песня «Пирожки»
Воспитатель: Хлеб прославляли не только в песнях, но и в стихах –
Ребёнок – Мама режет хлеб пшеничный-
Хлеб пшеничный нам привычный.
Всем вокруг по равной доле,
В доме пахнет словно в поле:
Пахнет солнцем, пахнет небом
И созревшим теплым хлебом...
На столе готов обед.
Входит мама, входит свет!
Ребёнок – Пусть же так будет во веки веков –
Чтобы на всех нам хватало кусков
Пышного хлеба, душистого хлеба!
Спасибо вам, солнце, и дождик, и небо,
Теплое поле, чистый простор,
Пахарь, комбайнер, мельник, шофёр,
Папа и мама, пшеница и рожь –
Ну, до чего же хлеб наш хорош.
Ребёнок - Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба... В страде горячей,
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд.
Воспитатель – Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?
Дети – Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т.д.
Кубань кормит хлебом всю Россию.
Воспитатель – А почему только в Краснодарском крае
так хорошо растут злаки?
Дети – Потому, что у нас на Кубани благодатный климат, теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы.
Воспитатель – В октябре отмечается праздник – день работников сельского
хозяйства, « Праздник урожая».
В этот день награждают медалями, грамотами,
ценными подарками знатных хлеборобов.
Мы с вами тоже потрудились и я хочу вам подарить
вот по такому «солнышку»,
вместо лучиков у солнышка колоски
Солнце – это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улице, но и в нашей душе! Так пусть же это « солнышко» улыбается нам и
освещает наш путь! ( Воспитатель дарит « солнышки» детям и гостям)
Ребёнок – Веселил нас много раз наш кубанский перепляс,
И сегодня не скучаем, всех на танец приглашаем!
Дети танцуют с гостями, а потом приглашают на чай с пирогами.
Используемая литература:
« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.
Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К,Фоменко,
Л.М. Данилина ( ККИДППО)
« Учимся по сказке», г. Санкт Петербург, «Паритет», 2006 г.
« Колосок» - игры и занятия с детьми 4-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика для старшего возраста "Кубань-житница"
Тематическая утренняя гимнастика была разработана к неделе, посвященной малой родине - Кубани....
конспект логопедического занятия "Хлеб. Кубань - житница России".
Занятие подготовлено для детей-логопатов, в нём раскрывается заявленная тема и даются грамматические задания. Применение регионального компонента дополняет и помогает глубже понять значение хлеба для ...
Беседа "Кубань - житница России"
Воспитание любви к своей Родине....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «КУБАНЬ – ЖИТНИЦА РОССИИ»
Программные задачи:- продолжать знакомить детей с историей Кубани. Развивать интерес к родному краю, труду взрослых, к истории своих предков казаков.-расширять знания детей о том, чем богата куб...
"Кубань - житница России"
Уважаемые, коллеги! Данный праздник праздник разработан к 80 - летию со дня образования Краснодарского края....
Кубань - житница нашей Родины
Беседы для детей о Кубани...
Кубань-житница России.
Кубань- житница России....