Кубань - житница нашей Родины
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ
«Кубань – житница нашей Родины»
Подготовила воспитатель:
Старосельцева Т.П.
Познавательное развитие
Беседа «Легенда о Кубани».
Цель: познакомить с легендой о Кубани.
Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.
Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.
Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны — скалистые горы, а с другой — выжженная солнцем степь, с третьей — безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.
Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.
Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы — в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи. Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.
Не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.
- О какой девушке говорится в легенде?
Беседа «Заселение казаков на Кубань»
Цель: Познакомить с историей заселения казаков на Кубань
Материал для беседы: Карта Краснодарского края, портрет Екатерины Великой, картинный материал иллюстрации городов и станиц Краснодарского края.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о городах и станицах нашего края. Назовите какие города и станицы вы знаете?
Дети: перечисляют в каких станицах и городах они были и по каким причинам – цирк, гости, море, к бабушке (г. Краснодар, Армавир, Сочи, Туапсе; ст. Вознесенская, Владимирская, Зассовская, Ахметовская и др.)
Воспитатель: Вы видели, как красива каждая станица, город. Посажены деревья, цветы, есть парки и красивые здания. С каждым годом они хорошеют, появляются новые площади, театры, жилые дома… Мы проходим по улицам станицы или другого города и часто даже не задумываемся о том, что много лет тому назад на месте станиц и городов не было ни чего, а берега рек заросли камышом. Потом появились хаты, улицы, которые, во время дождей иной раз переправлялись на лодках. Так выглядели все города и станицы Кубани. Но начнем по порядку. Как казаки оказались на этих землях?
Воспитатель показывает портрет Екатерины Второй – Великой и продолжат рассказ.
Воспитатель: Обратите внимание на портрет Екатерины II, как еще ее называли Великой и не случайно. За хорошую, преданную службу казаков она подарила землю казакам, на которой они смогли бы построить дом, завести хозяйство, растить детей. Екатерина Великая подписала Указ – дарственную, в которой говорилось ««Всемилостивейше жалуем войску Черноморскому в вечное владение… землю, лежащую на правой стороне реки Кубань от устья к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же – Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли…»
(Показ границы на карте Краснодарского края)
И стали казаки обживать эти земли. Строить хаты, сажать сады, выращивать пшеницу и скот. А самое главное дело казаков – охранять границы государства от врагов.
Заключение беседы ответы на вопросы:
Кто подарил земли казакам?
За что подарила Екатерина Великая земли казакам?
На какой реке?
Покажите границы, которые надо было охранять казакам.
Беседа «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
Цель: познакомить детей с названием Кубань.
Задачи:
- Объяснить детям, что такое кубанская земля, на которой они живут.
- Рассказать, кто живет на Кубани; объяснить понятия «казаки» и «казачки».
- Познакомить со столицей Кубани городом Краснодар.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: альбом с иллюстрациями.
Ход беседы.
Воспитатель: - Дети, кто из вас знает, как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом?
Воспитатель: - Моей подсказкой вам послужит стихотворение:
Кубанская щедра земля -
Героями ребятами
Да знатными девчатами.
Мы пашем степь, растим хлеба.
Счастливая у нас судьба.
Цвети, Кубань родимая,
Прекрасная и милая.
Дети: - Кубань.
- Правильно. Это стихотворение о нашей земле, о казаках. Земля, где мы живем, наш Краснодарский край называется Кубанью, и я вам сейчас поведаю о кубанской земле.
Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Здесь есть и равнины, и холмы, и даже горы (рассказ сопровождается показом цветных иллюстраций). Самая большая река так и называется – Кубань. На Кубани много рек и два моря.
- Ребята. Подскажите мне какие моря у нас на Кубани? (Ответы детей).
- Правильно это - Азовское и Черное моря.
-А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Это Лабинск, Краснодар, Армавир, Сочи, Туапсе и т.д.
-Кубанскую землю называют жемчужиной России. Дети, как называется столица Краснодарского края?
Дети: - Краснодар.
Воспитатель: - Краснодар – это главный город Кубани. А как называется самая большая река в нашем крае?
Дети: - Кубань.
Воспитатель: - Какие два моря омывают Краснодарский край?
Дети: - Азовское и Черное.
- Какие города Краснодарского края вы знаете? (Дети называют).
- Дети, из ваших рассказов видно, что многие из вас были в разных городах, купались в наших морях, хорошо отдохнули и увидели много нового. С детских лет человеку близко и дорого место, где он родился.
Наш край большой и богатый, красивый! Много людей разных национальностей живут в нашем крае. Давно, еще с древности, Кубань заселяли переселенцы с Украины, запорожские казаки, с Дона – донские казаки. Дети, кто объяснит значение слова «переселенцы»? (Помогаю детям).
- Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что казаки всегда пользовались уважением? Они были смелыми защитниками, наездниками, веселыми танцорами, прекрасными певцами и великими тружениками. У каждого народа существует свой национальный костюм, и у казаков есть своя неповторимая одежда. Сейчас я вам покажу, какие красивые наряды носили казаки и казачки (показ иллюстраций).
- Скажите, где сейчас можно встретить такую одежду?
Дети: - На участниках Кубанского казачьего народного хора, во время праздников, в музеях (помогаю детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему:"Эх, Кубань ты наша родина"
воспитывать :любовь к родному краю,кубанской культуре,труду;чувство солидарности и взаимопомощи друг другу....
Ты,Кубань,ты наша Родина!
Методическая разработка по патриотическому воспитанию старших дошкольников о флаге,гербе и флаге Кубани....
Занятие – развлечение: «Ты, Кубань, ты - наша Родина»!
- Уточнить знание детей о совей малой Родине (ст.Кирпильская, Кубань, Краснодарский край);- Дать детям элементарные знания о том, что мы потомки кубанских казаков, а они наши предки; в игровой и развл...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"
Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"
Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...
НОД "Ты Кубань-ты наша Родина"
Конспект НОД по познавательному развитию....
Развлечение по кубановедению «ТЫ, КУБАНЬ, ТЫ НАША РОДИНА».
В народе маму, мать ласково называют «матушка». Вот так же и своюРодину люди с любовью называют Родина – мать, матушка – Русь. А еще ее называют отчим домом. Так называют люди ту землю, на которой род...