СОВМЕСТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сальникова Татьяна Григорьевна

Тема: «В гостях у «маленьких человечков»

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности у детей  в рамках совместной экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:
1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».
2. Познакомить с переходом веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры диалогового взаимодействия.
Материалы:
1. Карточки с «маленькими человечками».
2. Емкости с жидкостями (вода, сок, молоко, бензин), таз с водой, зубочистки, сахар, моющее средство.
3. Твердые вещества (камень, стекло, дерево, железо, лед)
4. Газообразные вещества (освежитель воздуха, пустая бутылка и воздушный шарик, мел и уксус, сода), насос.
5. Видеофильм «Каменное чудо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_obuchayushchaya_situaciya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Николаевский – на - Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера  - филиал КГБОУ СПО ХПК

Сальникова Т.Г., преподаватель частных методик специальности «Дошкольное образование», воспитатель высшей квалификационной категории

682462, Хабаровский край, г.Николаевск – на –Амуре, ул. Школьная 215 -19

тел. 89243045192, 2–75-44

salnikovatg1960@mail.ru

СОВМЕСТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «В гостях у «маленьких человечков»

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности у детей  в рамках совместной экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».

2. Познакомить с переходом веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитание культуры диалогового взаимодействия.

Материалы:

1. Карточки с «маленькими человечками».

2. Емкости с жидкостями (вода, сок, молоко, бензин), таз с водой, зубочистки, сахар, моющее средство.

3. Твердые вещества (камень, стекло, дерево, железо, лед)

4. Газообразные вещества (освежитель воздуха, пустая бутылка и воздушный шарик, мел и уксус, сода), насос.

5. Видеофильм «Каменное чудо»

ХОД:

На доске прикреплены карточки с «маленькими человечками». Педагог

просит детей посмотреть на доску.

Воспитатель:

- У нас сегодня гости, но гости какие-то необычные. Они похожи на человека, но ведут себя как-то странно. Может быть вы знаете, что это? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Это действительно «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. Эти человечки такие маленькие, что их трудно увидеть. Ученые рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». А вот как они живут хотите узнать?

Педагог приглашает детей к первому столу. На столе стоит табличка, на которой «маленькие человечки» крепко держатся за руки.

Воспитатель:

- Какие вещества вы видите на столе? (Твердые) - Какие твердые вещества есть на нашем столе? (Кусочки  дерева, металла, стекла, пластмассы)

- Как ведут себя «маленькие человечки» в твердых веществах? (Предположения детей) Маленькие человечки крепко держатся за руки, поэтому эти предметы такие твёрдые.

- Скажите, а где «маленькие человечки» крепче держатся за руки - в железе или дереве? (Предположения  детей). Почему?

Задание: Возьмите в руки  деревянные брусочки и железные пластинки, обследуйте их. Обоснуйте своё предположение.

- Давайте посмотрим, как твердые вещества украшают нашу планету

(Видеофильм «Каменное чудо» о красоте природного камня)

 

Педагог приглашает детей за второй стол. На столе стоит табличка, на которой «маленькие человечки» стоят рядом, опустив руки.

Воспитатель:

- Какие вещества вы здесь видите? (Жидкости)

- Какие жидкости вы узнали? (Молоко, вода, сок)

Задание: Эту жидкость попробуйте определить по запаху? (бензин).

 Значит что могут иметь жидкости? ( Вывод: жидкости могут иметь вкус, цвет и запах).

Задание: Как вы думаете, почему жидкости можно переливать? Как это связано с положением «маленьких человечков»?

- Вот как ведут себя «маленькие человечки» в жидкостях - просто стоят рядом. Поэтому жидкости можно переливать, и они принимают форму любого сосуда.

- А как вы думаете, каких веществ на Земле больше: твердых или жидких? (Предположения детей)

 Чтобы ответить на это вопрос, надо вспомнить, какого цвета наша планета из космоса?

Задание: Посмотрите  на глобус: чего на  земле больше – воды или твёрдых поверхностей?

Воспитатель:

- Ребята, вы любите воду? Давайте поиграем с водой.

ИГРА с водой «Послушные кораблики» Детям предлагается с помощью струи воздуха причалить кораблики к берегу.

Педагог приглашает детей к  третьему столу, здесь стоит табличка, на которой «маленькие человечки» прыгают.

 Воспитатель:

- Ребята, на этом столе находятся газообразные вещества. Вы их видите? Правильно, газ - невидимка. Но мы можем его узнать по звуку и запаху.

Задание:

Определите, что находится в коробочках (освежители воздуха с разными запахами). После того, как дети определят запах, педагог открывает коробочку, но там ничего нет. Воспитатель пытается выяснить, что же тогда пахнет? (Предположение детей: может это воздух?)

- Это газ ребята. Он может иметь разный запах. Найдите на столе ёмкость, в которой этот газ находится. А хотите, я вам покажу, как может появиться газ?

 

ОПЫТ 1. «Пожиратель мела»

Мел при взаимодействии с уксусом начинает выделять углекислый газ.

ОПЫТ 2. «Бутылка- насос»

Находящиеся в бутылке уксус с содой выделяют углекислый газ, который надувает шарик.

Воспитатель предлагает детям поиграть:

Дидактическая подвижная  игра «Маленькие человечки»

 Цель: Закрепление понятия об агрегатном состоянии веществ Дети стоят в кругу. Педагог «превращает» их то в камень, то в воду, то в воздух. Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или прыгают.

 

Педагог возвращает детей за первый стол.

 Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, может одно и тоже вещество быть и жидким и твердым? (Предположения  детей)

ОПЫТ 3. «Лёд – вода»

- Посмотрите, что у меня в термосе - лед. Как ведут себя человечки, которые живут в нем? Значит это твердое вещество? А теперь возьмите по кусочку льда в руки.

Дети сжимают лед в ладошках, и он тает, воду собирают в блюдца.

Воспитатель:

- Как нам удалось превратить  твердое вещество в жидкое? Что делали при этом «человечки, как вы думаете? (Предположение  детей: «человечки»  отпустили руки, и получилась жидкость).

- А можно воду снова превратить в твердое вещество? Что нужно сделать? (Предположения  детей)

Воспитатель:

- С кем мы познакомились сегодня на занятии?

Если вам было интересно на занятии, обведите на лист бумаги свою ладошку и изобразите на ней  улыбающегося  человечка. Если вам что-то не понравилось, нарисуйте  свою ладошку без человечка.

Я предлагаю все  игры с человечками отправить в нашу копилку опытов.

САМОАНАЛИЗ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 

Тема: «СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ»

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе.

Моя задача - активно помогать им в этом, передавая конкретные факты и сведения. Удобнее делать это через крупные познавательные темы. Одна из таких тем - «Неживая природа (вещества, окружающие нас и их свойства)».

Мир неживой природы богат и разнообразен. Дети все чаще задают вопросы, связанные с теми или другими явлениями, свойствами, качествами.

Актуальными становятся слова русского педагога К.Д.Ушинского, призывающие педагогов «соблюдая закон современности, смело вводить воспитанника в действительные факты жизни, души и природы, везде указывая предел человеческого знания, нигде не прикрывая незнание ложными мостами».

Цель данного вида деятельности : продолжать знакомить детей с приемом моделирования.

Образовательные задачи:

1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»

2. Познакомить с переходом из одного агрегатного состояния в другое    

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности

2. Развивать экспериментальную деятельность

Воспитательные задачи:

Воспитание культуры диалогового взаимодействия.

Деятельность  носит познавательный характер с элементами экспериментирования.

При построении данной обучающей ситуации, я опиралась на три принципа:

- Принцип радостного обучения;

- Принцип совместных проектов (учет интересов ребенка);

- Принцип партнерства (ребенок - субъект деятельности).

 Использовала игровую и диалоговую технологии.

Чтобы материал был понятным и доступным, постаралась приблизить его к окружающей детей жизни. Восприятие детей при изложении материала было организовано так, чтобы задействовать все каналы сенсорной сферы детей (зрительные, вкусовые, слуховые анализаторы).

Повышению познавательной активности способствовали приемы: дидактическая игра, экспериментальная деятельность, просмотр видеоклипа. Видео служит средством наглядности, которая позволяет ребенку лучше разобраться в поступающей информации.

Опыты провоцируют познавательную активность у детей (они задают вопросы, делают предположения, доказывают свою точку зрения). Наряду с наглядными применяла и словесные методы: объяснение, пояснение, вопросы, ответы.

Опираясь на знание детской психологии, и понимая, что движущей силой развития ребенка, «ключиком», который позволяет «включить ребенка в деятельность, является мотивация. Я постаралась удержать ее у детей на

протяжении всего занятия (хотим узнать, как живут человечки? — хотим посмотреть видео? — хотим поиграть с водой? хотим увидеть фокус?).

Таким образом, я учила детей принимать учебную задачу как действие не ради результата, а чтобы овладеть способом его выполнения. От уровня развития такого понимания зависит качество усвоения знаний, а это залог дальнейшей успешной деятельности в школе.

Структура игровой обучающей ситуации:

1.  Игровой момент (целеполагание)

2.  В гостях у твердых веществ (видео)

3.  В гостях у жидкостей (Игра «Послушные кораблики»)

4.  В гостях у газообразных веществ (опыты)

5.   Экспериментирование (лед — вода — лед)

6.  Игра «Маленькие человечки»

Структура  выдержана методически верно: тема, цель, процесс выполнения, анализ выполненной работы.

 Требования ФГТ  выдержаны: программные задачи соответствуют возрастным особенностям детей (выход за пределы зоны актуального развития), длительность соответствует программным требованиям, использован интегративный подход к организации детской деятельности.

Наглядный материал соответствует теме занятия.

На протяжении всего занятия следовало изменение как видов деятельности (беседа, опыт, просмотр, игра, экспериментальная деятельность, подвижная игра), так и мизансцен (стоя за столом, сидя на ковре, играя).

В процессе познавательной деятельности для детей были предоставлены ситуации выбора: что ответить, что сделать, таким образом, решалась задача личностного развития детей: умение общаться, сотрудничать, проявление саморегуляции, рефлексии.

Показателями обратной связи считаю: участие в диалоге, положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия, положительная рефлексия. Дети были активны в меру своих возрастных особенностей.

Думаю, что роль такого общения в развитии детей ценна тем, что дети:

- закрепили имеющиеся знания и сделали их функциональными;

- в процессе такого занятия получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.

«У дошкольников первична не информация, а отношение к ней», - пишет Л.А. Выготский. Поэтому для меня важен не столько результат, сколько процесс и способы познания. Когда я вижу, что процесс познания  является привлекательным, вызывая положительные эмоции и радость у детей, значит и способы познания выбраны  мною верно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...