СОВМЕСТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «В гостях у «маленьких человечков»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности у детей в рамках совместной экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».
2. Познакомить с переходом веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры диалогового взаимодействия.
Материалы:
1. Карточки с «маленькими человечками».
2. Емкости с жидкостями (вода, сок, молоко, бензин), таз с водой, зубочистки, сахар, моющее средство.
3. Твердые вещества (камень, стекло, дерево, железо, лед)
4. Газообразные вещества (освежитель воздуха, пустая бутылка и воздушный шарик, мел и уксус, сода), насос.
5. Видеофильм «Каменное чудо»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_obuchayushchaya_situaciya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаевский – на - Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера - филиал КГБОУ СПО ХПК
Сальникова Т.Г., преподаватель частных методик специальности «Дошкольное образование», воспитатель высшей квалификационной категории
682462, Хабаровский край, г.Николаевск – на –Амуре, ул. Школьная 215 -19
тел. 89243045192, 2–75-44
salnikovatg1960@mail.ru
СОВМЕСТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «В гостях у «маленьких человечков»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности у детей в рамках совместной экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».
2. Познакомить с переходом веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры диалогового взаимодействия.
Материалы:
1. Карточки с «маленькими человечками».
2. Емкости с жидкостями (вода, сок, молоко, бензин), таз с водой, зубочистки, сахар, моющее средство.
3. Твердые вещества (камень, стекло, дерево, железо, лед)
4. Газообразные вещества (освежитель воздуха, пустая бутылка и воздушный шарик, мел и уксус, сода), насос.
5. Видеофильм «Каменное чудо»
ХОД:
На доске прикреплены карточки с «маленькими человечками». Педагог
просит детей посмотреть на доску.
Воспитатель:
- У нас сегодня гости, но гости какие-то необычные. Они похожи на человека, но ведут себя как-то странно. Может быть вы знаете, что это? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Это действительно «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. Эти человечки такие маленькие, что их трудно увидеть. Ученые рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». А вот как они живут хотите узнать?
Педагог приглашает детей к первому столу. На столе стоит табличка, на которой «маленькие человечки» крепко держатся за руки.
Воспитатель:
- Какие вещества вы видите на столе? (Твердые) - Какие твердые вещества есть на нашем столе? (Кусочки дерева, металла, стекла, пластмассы)
- Как ведут себя «маленькие человечки» в твердых веществах? (Предположения детей) Маленькие человечки крепко держатся за руки, поэтому эти предметы такие твёрдые.
- Скажите, а где «маленькие человечки» крепче держатся за руки - в железе или дереве? (Предположения детей). Почему?
Задание: Возьмите в руки деревянные брусочки и железные пластинки, обследуйте их. Обоснуйте своё предположение.
- Давайте посмотрим, как твердые вещества украшают нашу планету
(Видеофильм «Каменное чудо» о красоте природного камня)
Педагог приглашает детей за второй стол. На столе стоит табличка, на которой «маленькие человечки» стоят рядом, опустив руки.
Воспитатель:
- Какие вещества вы здесь видите? (Жидкости)
- Какие жидкости вы узнали? (Молоко, вода, сок)
Задание: Эту жидкость попробуйте определить по запаху? (бензин).
Значит что могут иметь жидкости? ( Вывод: жидкости могут иметь вкус, цвет и запах).
Задание: Как вы думаете, почему жидкости можно переливать? Как это связано с положением «маленьких человечков»?
- Вот как ведут себя «маленькие человечки» в жидкостях - просто стоят рядом. Поэтому жидкости можно переливать, и они принимают форму любого сосуда.
- А как вы думаете, каких веществ на Земле больше: твердых или жидких? (Предположения детей)
Чтобы ответить на это вопрос, надо вспомнить, какого цвета наша планета из космоса?
Задание: Посмотрите на глобус: чего на земле больше – воды или твёрдых поверхностей?
Воспитатель:
- Ребята, вы любите воду? Давайте поиграем с водой.
ИГРА с водой «Послушные кораблики» Детям предлагается с помощью струи воздуха причалить кораблики к берегу.
Педагог приглашает детей к третьему столу, здесь стоит табличка, на которой «маленькие человечки» прыгают.
Воспитатель:
- Ребята, на этом столе находятся газообразные вещества. Вы их видите? Правильно, газ - невидимка. Но мы можем его узнать по звуку и запаху.
Задание:
Определите, что находится в коробочках (освежители воздуха с разными запахами). После того, как дети определят запах, педагог открывает коробочку, но там ничего нет. Воспитатель пытается выяснить, что же тогда пахнет? (Предположение детей: может это воздух?)
- Это газ ребята. Он может иметь разный запах. Найдите на столе ёмкость, в которой этот газ находится. А хотите, я вам покажу, как может появиться газ?
ОПЫТ 1. «Пожиратель мела»
Мел при взаимодействии с уксусом начинает выделять углекислый газ.
ОПЫТ 2. «Бутылка- насос»
Находящиеся в бутылке уксус с содой выделяют углекислый газ, который надувает шарик.
Воспитатель предлагает детям поиграть:
Дидактическая подвижная игра «Маленькие человечки»
Цель: Закрепление понятия об агрегатном состоянии веществ Дети стоят в кругу. Педагог «превращает» их то в камень, то в воду, то в воздух. Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или прыгают.
Педагог возвращает детей за первый стол.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, может одно и тоже вещество быть и жидким и твердым? (Предположения детей)
ОПЫТ 3. «Лёд – вода»
- Посмотрите, что у меня в термосе - лед. Как ведут себя человечки, которые живут в нем? Значит это твердое вещество? А теперь возьмите по кусочку льда в руки.
Дети сжимают лед в ладошках, и он тает, воду собирают в блюдца.
Воспитатель:
- Как нам удалось превратить твердое вещество в жидкое? Что делали при этом «человечки, как вы думаете? (Предположение детей: «человечки» отпустили руки, и получилась жидкость).
- А можно воду снова превратить в твердое вещество? Что нужно сделать? (Предположения детей)
Воспитатель:
- С кем мы познакомились сегодня на занятии?
Если вам было интересно на занятии, обведите на лист бумаги свою ладошку и изобразите на ней улыбающегося человечка. Если вам что-то не понравилось, нарисуйте свою ладошку без человечка.
Я предлагаю все игры с человечками отправить в нашу копилку опытов.
САМОАНАЛИЗ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ»
В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе.
Моя задача - активно помогать им в этом, передавая конкретные факты и сведения. Удобнее делать это через крупные познавательные темы. Одна из таких тем - «Неживая природа (вещества, окружающие нас и их свойства)».
Мир неживой природы богат и разнообразен. Дети все чаще задают вопросы, связанные с теми или другими явлениями, свойствами, качествами.
Актуальными становятся слова русского педагога К.Д.Ушинского, призывающие педагогов «соблюдая закон современности, смело вводить воспитанника в действительные факты жизни, души и природы, везде указывая предел человеческого знания, нигде не прикрывая незнание ложными мостами».
Цель данного вида деятельности : продолжать знакомить детей с приемом моделирования.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»
2. Познакомить с переходом из одного агрегатного состояния в другое
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать навыки учебной деятельности
2. Развивать экспериментальную деятельность
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры диалогового взаимодействия.
Деятельность носит познавательный характер с элементами экспериментирования.
При построении данной обучающей ситуации, я опиралась на три принципа:
- Принцип радостного обучения;
- Принцип совместных проектов (учет интересов ребенка);
- Принцип партнерства (ребенок - субъект деятельности).
Использовала игровую и диалоговую технологии.
Чтобы материал был понятным и доступным, постаралась приблизить его к окружающей детей жизни. Восприятие детей при изложении материала было организовано так, чтобы задействовать все каналы сенсорной сферы детей (зрительные, вкусовые, слуховые анализаторы).
Повышению познавательной активности способствовали приемы: дидактическая игра, экспериментальная деятельность, просмотр видеоклипа. Видео служит средством наглядности, которая позволяет ребенку лучше разобраться в поступающей информации.
Опыты провоцируют познавательную активность у детей (они задают вопросы, делают предположения, доказывают свою точку зрения). Наряду с наглядными применяла и словесные методы: объяснение, пояснение, вопросы, ответы.
Опираясь на знание детской психологии, и понимая, что движущей силой развития ребенка, «ключиком», который позволяет «включить ребенка в деятельность, является мотивация. Я постаралась удержать ее у детей на
протяжении всего занятия (хотим узнать, как живут человечки? — хотим посмотреть видео? — хотим поиграть с водой? — хотим увидеть фокус?).
Таким образом, я учила детей принимать учебную задачу как действие не ради результата, а чтобы овладеть способом его выполнения. От уровня развития такого понимания зависит качество усвоения знаний, а это залог дальнейшей успешной деятельности в школе.
Структура игровой обучающей ситуации:
1. Игровой момент (целеполагание)
2. В гостях у твердых веществ (видео)
3. В гостях у жидкостей (Игра «Послушные кораблики»)
4. В гостях у газообразных веществ (опыты)
5. Экспериментирование (лед — вода — лед)
6. Игра «Маленькие человечки»
Структура выдержана методически верно: тема, цель, процесс выполнения, анализ выполненной работы.
Требования ФГТ выдержаны: программные задачи соответствуют возрастным особенностям детей (выход за пределы зоны актуального развития), длительность соответствует программным требованиям, использован интегративный подход к организации детской деятельности.
Наглядный материал соответствует теме занятия.
На протяжении всего занятия следовало изменение как видов деятельности (беседа, опыт, просмотр, игра, экспериментальная деятельность, подвижная игра), так и мизансцен (стоя за столом, сидя на ковре, играя).
В процессе познавательной деятельности для детей были предоставлены ситуации выбора: что ответить, что сделать, таким образом, решалась задача личностного развития детей: умение общаться, сотрудничать, проявление саморегуляции, рефлексии.
Показателями обратной связи считаю: участие в диалоге, положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия, положительная рефлексия. Дети были активны в меру своих возрастных особенностей.
Думаю, что роль такого общения в развитии детей ценна тем, что дети:
- закрепили имеющиеся знания и сделали их функциональными;
- в процессе такого занятия получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.
«У дошкольников первична не информация, а отношение к ней», - пишет Л.А. Выготский. Поэтому для меня важен не столько результат, сколько процесс и способы познания. Когда я вижу, что процесс познания является привлекательным, вызывая положительные эмоции и радость у детей, значит и способы познания выбраны мною верно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
открытое занятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"
Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"
Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"
Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...
"Грачи прилетели".Комплексное занятие по конструированию из бумаги (оригами) и ознакомлению с окружающим миром (Старшая группа)
Занятие по оригами...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...