Программа эколого-биологического движения «Юные экологи»
рабочая программа (старшая группа)
Программа эколого-биологического движения
«Юные экологи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_ekologi.docx | 65.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 "Улыбка"
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ЗАТО п. Солнечный Красноярского края
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
протокол педагогического совета приказом от _________ г. №
от ______________ г. № Заведующий________Т.В. Тимошевская
Программа эколого-биологического движения
«Юные экологи»
(Программа ориентирована на возраст детей от 5 до 7 лет)
Срок реализации программы 2 года
составитель:
воспитатель 1 квалификационной категории Н.Н. Ковалева.
2020 – 2021 г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………...…3
- Цели и задачи реализации Программы…………………………….4
- Принципы формирования Программы………………………..……5
- Особенности Программы…………………………………….......…6
- Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
- Планируемые результаты освоения программы…………………..7
2.Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности…………………………8
- Вариативные способы, формы, методы и средства реализации Программы…………………………………………………………………….…33
- Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках Программы…………………………………………………………………….…35
- Организационный раздел
- Организация предметно-пространственной эколого-развивающей среды в МКДОУ………………………………………………………..……….35
- Материально-техническое оснащение…………………………...37
- Планируемые мероприятия, проводимые в ДОУ по экологическому воспитанию детей………………………………………...…..38
4. Список использованной литературы…………………………………..39
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.»
В.А. Сухомлинский
Программа эколого-биологического движения «Юные экологи» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Срок реализации данной программы – 2 года.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 01 сентября 2013г.N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» • приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО»
• приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября2013г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарном эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Устав ДОУ.
В первый год работы по реализации программы «Юные экологи» дети знакомятся с элементарными понятиями и азами природоведческой деятельности, что в дальнейшем позволит ребятам осознанно применять, как теоретические, так и практические знания и навыки в данном направлении.
Программа эколого-биологической направленности ориентирована на создание системы непрерывного экологического образования и просвещения, так же она включает в себя элементы туристко - краеведческого содержания. Содержание программы подобрано с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, характерной дошкольникам эмоциональной отзывчивости, созерцательности, любознательности и направлено на формирование их экологической компетентности. Считаем, что деятельность всех субъектов образовательного процесса не может ограничиваться количественным проведением занятий в течение недели или месяца. Данная образовательная программа реализуется в рамках всего пребывания ребенка в детском саду и за его пределами – в выходные и праздничные дни совместно с родителями воспитанников.
На всех этапах реализации программы педагогическая деятельность строится на идеи ситуативной педагогики, которая зачастую предполагает моментальный отказ педагога от запланированных мероприятий и действий в соответствии со сложившейся ситуацией, т.е. необходимостью заняться с детьми тем, что для них наиболее актуально и важно в данный момент.
Целью эколого-биологического движения «Юные экологи» является формирование системы непрерывного экологического образования и просвещения воспитанников МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный, а также развитие экологической культуры родителей воспитанников посредством их вовлечения в процесс реализации программы.
В рамках реализации данной программы ребята получают экологическое развитие, и накопление новых знаний, применение их в деятельности. Дети получают знания и навыки об отношениях человека и природы на взаимосохраняющих условиях.
В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт решения экологических проблем, что является одной из важнейших задач данной программы, экологически безопасного хозяйствования, постижения гармонии с окружающим миром.
1.1. Цели и задачи реализации Программы.
Цель: формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.
Задачи:
- формировать информационную и здоровьесберегающую компетентности для развития экологически ориентированного поведения и деятельности в природе;
- создать условия для поиска решений экологических проблем;
- познакомить детей с проблемами региональной экологии;
- использовать современные образовательные технологии в процессе ознакомления детей с природой родного края и организации природоохранной деятельности;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе детский сад – семья.
Важным моментом считаем то, что контролем качества реализации образовательной программы ранее являлась педагогическая диагностика, которая показывала уровень освоения ребенком полученных знаний и навыков, однако в настоящее время, в условиях введения ФГОС ДО, развитие ребенка не подлежит непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она осуществляется педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Следовательно, качество образования будет зависеть от условий реализации данной образовательной программы, т.е. от того, насколько грамотно подготовлена предметно-пространственная развивающая среда и уровня квалификации педагога.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программа осуществляется по следующим принципам:
- Постепенное наращивание объёма материала: (от рассмотрения 1 – 2 объектов природы, 1- 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями);
- Использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников;
- Постепенное познавательное продвижение дошкольников: от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
- Широкое использование разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зелёной зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
- Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приёмов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр.
1.3. Отличительные особенности Программы.
В Программе не даётся жёсткой привязки задач и содержания экологического воспитания к той или иной теме, что позволяет начать её реализацию в любое время. Отсутствие жёсткой регламентации позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, что позволяет «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.
На всех этапах реализации программы педагогическая деятельность строится на идеи ситуативной педагогики, которая зачастую предполагает моментальный отказ педагога от запланированных мероприятий и действий в соответствии со сложившейся ситуацией, т.е. необходимостью заняться с детьми тем, что для них наиболее актуально и важно в данный момент.
1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
- – 6 лет
Дети 5 – 6 лет уже имеют элементарные сведения о природе, владею первоначальными навыками ухода за живыми существами. На данном этапе у детей формируется обобщённое представление о временах года, о домашних животных и др. Дети с удовольствием занимаются творческой деятельностью (рисуют иллюстрации к рассказам и сказкам, изготавливают самодельные книги, организуют выставки).
- – 7 лет
У детей 6 – 7 лет достаточно развиты кругозор, наблюдательность, речь, сенсорное восприятие. Дети способны устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать различные мерки, модели, схемы. Заботятся о питомцах комнаты природы, способны сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети видят красоту окружающей природы, обращают внимание на то, как она передаётся в произведениях искусства (музыка, литература, живопись, графика, предметы прикладного искусства), отражают её в разных формах изобразительной деятельности. Дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
- Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты программы «Юный эколог» основаны на положениях ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В программе «Юный эколог» реализуется принцип интеграции, который, позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. В процессе образовательной деятельности по эколого-биологическому воспитанию также решаются задачи и других образовательных областей, например, «Речевое развитие».
Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картины с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дети учатся устанавливать причинно – следственные связи между различными объектами и явлениями природы.
В процессе работы по программе одновременно решаются задачи образовательной области «Социально коммуникативное развитие»: воспитание моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе; привлечение детей к посильному труду на природе.
Программа движения «Юный эколог» успешно интегрируется с образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно – творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Рассматривание картин художников помогает формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.
Также данная программа имеет непосредственную связь с образовательной областью «Физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
В последние годы повышается эффективность развития детского экодвижения и возникает необходимость прогнозирования условий реализации его воспитательного потенциала.
Эффективность экологического воспитания во многом зависит от создания необходимых условий. Работа в этом направлении подразделяется на три блока:
1 блок «Работа с детьми»
- Создание эколого-развивающей пространственной среды;
- разработка содержания экскурсионной и туристкой деятельности, практических природоохранных и агитационных акций;
- разработка содержания экспериментально - исследовательской деятельности с учетом интереса и инициативы детей, проявляемых в каждом конкретном возрастном отрезке;
- создание условий для реализации детских проектных замыслов;
- создание условий для организации театрализованной деятельности экологического содержания, как наиболее приемлемой для выражения детских эмоций и чувств по отношению к окружающему миру.
2 блок «Работа с педагогами»
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, участвующих в реализации программы;
- оказание помощи в организации экологически комфортной среды в групповых комнатах и помещениях ДОУ, на территории дошкольного учреждения;
- вовлечение педагогов в конкурсное движение, проектную деятельность экологической направленности;
- обобщение и тиражирование инновационного опыта на различных уровнях.
3 блок «Работа с семьями воспитанников»
- Просветительская деятельность родителей воспитанников с целью вовлечения их в экологическую природоохранную деятельность;
- вовлечение в организацию образовательно-воспитательного процесса;
- вовлечение в конкурсное движение.
- год обучения (5 - 6 лет)
Сентябрь
«Осенние краски»
Формы работы | Содержание |
Беседы | «Природа осенью», «Осень в ЗАТО п. Солнечный», «Я увидел что-то интересное…», «Они же живые, их надо беречь и защищать». |
Наблюдения, трудовая деятельность | Осенние изменения в природе, наблюдения за птицами и животными на прогулке, осень в Красноярском крае, наблюдение за трудом взрослых. Сбор листьев на компостную кучу на огороде в саду. «Подари книжке вторую жизнь – спасем одно дерево» |
Экскурсии | На пришкольный участок «Осенние работы школьников» |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Сравнение листьев разных деревьев с помощью лабораторного оборудования, «Почему осенью листья желтеют?», «Дождевые облака». |
Дидактические игры Подвижные игры | «С какого дерева листок» «Рассели животных по домам» «Деревья и плоды» «Экологические знаки». «Кто быстрее найдёт дерево» «Собери шишки» «Ветерок и листья» «Беги к дереву, которое назову». |
Художественное слово и речетворчество детей | С. Маршак» Откуда стол пришел?» Г. Ладошников « Новый дом» А . Лопатина « Липкины дары», « Жизнь дерева», «Зеленая страна» З. Александрова « Птичья елка» Е. Соколова « Живая елочка» А. Часовников « Лесорубы» К. Ушинский «Спор деревьев» К. Ушинский « Дятел» К. Ушинский « Береза моя, березонька» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приход зимы. Сентябрь холодный - в следующем году снег может сойти быстрее обычного. |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Выпуск групповой газеты «Осень в ЗАТО п. Солнечный» Изготовление фотоальбома на тему «Деревья нашей местности». |
Октябрь
«Животные»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Домашние и дикие животные», «Животные Красноярского края осенью», «Лесные обитатели нашей местности», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья». |
Наблюдение | За домашними животными на территории вокруг сада (выгул собак, кошки) |
Дидактические игры Подвижные игры | «Где чей хвост?» «Кто где живет?» «Зоолото» «Где моя мама?» «Кто чем питается?» «Человек и животные» «Что делают животные?» «Дома животных» «Медведь и пчелы» «Покажи и назови» |
Экскурсия | В Экоцентр «Отличие диких и домашних животных» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Кот Василий» А.Крылов «Хрюшки» К.Авдеенко «Лошадка», «Бычок» В.Берестов «Верблюд» С.Баруздин «Спор зверей» К.Ушинский Самостоятельное составление загадок про животных |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | «Могут ли животные жить в земле?», «Чем нюхает червяк?» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | Теплый октябрь – к морозной зиме. Сильные и продолжительные холода - к суровой зиме. Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму. В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже. |
Трудовая деятельность | Уборка урожая на участке в ДОУ |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Проект «Кто живет в лесах Ужурского района?» |
Ноябрь
«Домашние животные»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Почему не всех животных можно держать дома?» «Дикие и домашние животные. Места обитания», «Какой уход нужен домашним животным». |
Наблюдение | За повадками домашних животных |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Опыты по очистке воды (почему животные могут пить из лужи, а люди нет) |
Трудовая деятельность | Правила ухода за домашними животными |
Дидактические игры Подвижные игры | «Помоги построить дом» «Породы собак» «Домашнее или дикое животное?» «Кто чем питается?» «Лохматый пес» «Кошка, корова и овца» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ослик» А. Степанов «Котенок» Е. Благинина «Барбос»Б. Заходер «Рассказы о животных» Э.Сетон – Томпсон «Рассказы о животных» Б.Житков |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | Какая погода в ноябре, такая и в апреле будет. Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры. Продолжительные и сильные похолодания в ноябре - к суровой зиме. Если в начале ноября выпал снег – к ранней весне. Много снега - к богатому хлебу |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Волонтерская акция: «Сбор кормов и средств гигиены в приют для животных» |
Декабрь
«Узоры на окне»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зимняя сказка укрыла поля…» |
Наблюдение | За зимними природными явлениями |
Трудовая деятельность | Постройка снежных фигур |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Свойства воды и снега Зимние узоры на стекле |
Дидактические игры Подвижные игры | «Когда так одеваемся?» «Когда это бывает?» «Что взять на прогулку?» «Что забыл нарисовать художник?» «Угадай и покажи» «Снежки» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Мама, глянь-ка…» А Фет «Декабрь» С. Маршак «Чародейкою зимою» Ф Тютчев «Белые стихи» С.Михалков Знакомство с правилами составления ребусов (составление ребусов о зиме) |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | Если зима не наступила в декабре и январе, то не ожидай прихода зимы до 10 февраля. Большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля в декабре - к урожаю. Иней в декабре - к урожаю овса. Северный декабрьский ветер - к большим морозам. |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Выпуск групповой газеты «Узоры на окне», №2 Конкурс: «Снежинка своими руками» |
Январь
«Комнатные цветы, растения»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Какие растения называют комнатными?», «Правила ухода за комнатными растениями зимой» |
Наблюдение | За различными видами комнатных растений, имеющихся в группе |
Трудовая деятельность | Уход за комнатными растениями в уголке природы и дома |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Влияние солнечного света, воздуха и воды на произрастание комнатных растений |
Дидактические игры Подвижные игры | «Угадай растение по описанию» «Найди такое же» «Чей цветок» «Найди по описанию» «1,2,3 – до цветочка добеги» «Назови, изобрази» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Хрустит под окошком морозный снежок, стоит на окошке зеленый цветок» А. Музычева «Цветы нам дарят вдохновенье» М. Львовский «Цветок» А.Пушкин |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если цветет растение на окне, то к благополучию в доме» «Забота растению – счастье в дом хозяевам» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Стенгазета: «Домашняя оранжерея» |
Февраль
«Зимующие и кочующие птицы»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зимующие и кочующие птицы» |
Наблюдение | За птицами |
Экскурсия | В парк, на пришкольный участок |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Исследование на тему «Соответствие формы клюва разнообразию корма птиц» |
Дидактические игры Подвижные игры | «Что за птица?» «Чего не бывает?», «Назови птицу с нужным звуком» «Птичья столовая» «Свиристели, снегири» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Снегири» А. Прокофьев «Еду.Тихо.Слышнызвоны..» С.Есенин «Кормушка» Р.Бухараев «Вот ворона сидит на заборе..»Н.Рубцов «На дворе морозище…» Н.Звягинцева Составление рассказов о птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Вороны летают стаей – к морозу» «Птицы садятся ближе к стволу дерева – к холоду» |
Трудовая деятельность | Изготовление кормушек и подготовка подкормочных площадок, сбор корма |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Конкурс – акция «Подкормите птиц зимой» Фотовыставка «Птицы в нашем ЗАТО п. Солнечный» |
Март
«Весенняя капель»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Приметы весны» |
Наблюдение | «К нам пришла весна!» |
Экскурсия | «Весна-красна в лес позвала» |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Эксперименты и опыты с водой, песком и землей, проращивание семян. |
Трудовая деятельность | Выкапывание канавок для ручейков на площадке |
Дидактические игры Подвижные игры | «Весенняя полянка» «Шкатулка с первоцветами» «Какой листок?» «Приметы весны» «О чем расскажет ветерок» «Кап, кап, кап, поет сосулька» «Песенка весны» |
Художественное слово и речетворчество | «Пробудившись ото сна» В. Лунин «Кутерьма» В. Орлов «Пройдет зима» С. Дрожжин «Когда от весны удирала зима» В. Орлов Сочинение сказки о весне |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | « Щедра весна на тепло, да скупа на время» «Синие облака в апреле – к теплу» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Выставка «Приметы вены» Выпуск групповой газеты «Первоцветы», №3 |
Апрель
«Перелетные птицы»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Скворцы прилетели!» |
Наблюдение | Весенние повадки птиц |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Рассматривание перьев птиц с помощью лупы – различия и сходство |
Экскурсия | В близлежащий лес |
Организация мероприятия | Викторина «Праздник птиц» |
Дидактические игры Подвижные игры | «Перелетные птицы» «Расскажи о птице» «Чье это крыло?» «Чей голосок?» «Угадай, что я за птица» «Птицы прилетели» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ждем весну» П.Образцов «Сельская песенка» А.Плещеев «Травка зеленеет» А.Плещеев Составление описательных рассказов о птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | Птицы гнезда вьют на солнечной стороне – к холодному лету. Ранний прилет жаворонка – к ранней весне. |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями. | Изготовление и размещение скворечников Акция «Обеспечим птиц жильем!» |
Май
«Деревья»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зеленые легкие планеты», «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли насекомые, не прилетели птицы, не было бы воды) |
Наблюдение | За набуханием и распусканием почек |
Экскурсия | На пришкольную аллею |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Особенности коры у разных видов деревьев и кустарников. Что прячет кора деревьев? |
Трудовая деятельность | Очистка территории от сухих ветвей и мусора |
Дидактические игры Подвижные игры | «Ветер листики порвал» «Части деревьев» «Угадай, чего не стало» «Раз, два, три – к дереву беги» «Зашумел ветерок, закачался листок» |
Художественное слово и речетворчество детей | С. Маршак (из Джонни Родари) «Чем пахнут ремёсла» С. Маршак» Откуда стол пришел?» Г. Ладошников « Новый дом» А . Лопатина « Липкины дары», « Жизнь дерева», «Зеленая страна» З. Александрова « Птичья елка» Е. Соколова « Живая елочка» А. Часовников « Лесорубы» К. Ушинский «Спор деревьев» К. Ушинский « Дятел» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если много рябины уродилось, то осень будет дождливой» «Не увидишь дерева выше сосны» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Проект «Дерево нашего участка» |
Июнь
«Летние чудеса»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Здравствуй, лето!» |
Наблюдение | Приметы лета |
Трудовая деятельность | Подготовка грядок к посадке овощных культур |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Смогут ли существовать растения и насекомые друг без друга? Рыхление почвы червяками. |
Экскурсия | На полянку |
Дидактические игры Подвижные игры | «Вершки и корешки» «Лето нам всем принесет…» «Приметы лета» « Расскажи о…» «Медведь и пчелы» «С цветочка на цветок» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Букетик цветов» Н. Майданик «Беззаботное лето» И. Бутримова «В поле» Т. Белозеров «Июль» Т. Северянин Ребусы о лете (составление) |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Не думай о долгом лете, а думай о теплом» «Вороны часто кричат – к дождливой погоде» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Поход в лес «Летние чудеса» Выпуск групповой газеты «Отдыхаем с пользой», № 4 |
Июль
«Насекомые»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Эти удивительные насекомые» |
Наблюдение | За насекомыми |
Трудовая деятельность | Наведение порядка на огороде в саду |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Для чего в природе нужны насекомые? Рассматривание комара и мошки под микроскопом |
Дидактические игры Подвижные игры | «Кто что делает?» «На полянке» «Из каких частей состоит муха?» «Чем питаются насекомые?» «Бабочки» «Жук летел, упал не встал…» |
Художественное слово и речетворчество | «Бабочка» А. Павлова «Жучкины заботы» М.Александрова «Бабочка» В. Барданов «Божья коровка» И. Мордовина «Братишки-муравьишки» Е. Жданова Сочинение описательных рассказов о насекомых |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если муравьи прячутся в муравейник – к дождю» «Если мухи пропали – к холодной погоде» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Проект «Насекомые» |
Август
«Гербарий»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Что такое гербарий. Для чего заготавливают лекарственные растения» |
Наблюдение | За лекарственными растениями в различных условиях (луг, лес, город) |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Отличительные особенности запаха различных лекарственных растений |
Экскурсия | В аллею выпускников |
Дидактические игры Подвижные игры | «Чей цветок?» «Какое растение?» «Помогает от чего?» «Найди такой же» «Где произрастают?» «Часы Флоры назови и скорее к ним беги» «От листочка и к листку» |
Трудовая деятельность | Собирание лекарственных трав |
Художественное слово и речетворчество | «Июнь» И. Суриков «Расскажи мне про цветок»М.Абдуллаева «Репей» И. Токмакова «Брусника» А. Богдарин Составление книжки о лекарственных растениях |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если закрылся одуванчик, то жди дождя» «Если листочки клевера начинают выпрямляться, значит будет дождь» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Составление семейного гербария |
2 год обучения, 6 – 7 лет
Сентябрь
«Не жги опавшую листву»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Использование опавшей листвы» |
Наблюдение | За работой взрослых по сгребанию листвы |
Трудовая деятельность | Укрытие корней деревьев и кустов опавшей листвой |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Почему в кучке листвы ладоням тепло (Как преет листва) |
Дидактические игры Подвижные игры | «От какого дерева лист» «Сравни и назови» «Что увидел – расскажи» «Летел, летел листок» «Надвигается гроза, быстро прячьтесь – кто куда» «У кого какой листок, быстро подбеги, дружок» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Листопад» В. Голяровский «Утром мы во двор идем» Е.Трутнева «Осень» М. Ивенсон Составление ребусов об осени |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если услышишь гром в сентябре, то осень будет теплая» «Редкие облака – будет ясно и холодно» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Конкурс листовок «Мусор и листья я не сожгу!» Выпуск групповой газеты «Огонь на улице» № 5 |
Октябрь
«Тепло в доме»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зачем утеплять дом?», «Утеплим окна и двери» |
Наблюдение | За работой младших воспитателей по подготовке групп к зимнему сезону |
Трудовая деятельность | Помощь младшему воспитателю в утеплении окон |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Сравнение ламп накаливания от ламп энергосбережения |
Дидактические игры Подвижные игры | «Шубка для Мишутки» «Теплое – холодное» «Тепло Земли» «Определи» «Воробышки и автомобиль» «Салки у Наталки» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Солнышко с теплом…» Дж. Вильсон, «Когда уходите…» О. Хайям «А солнца хватит…» Р. Рождественский Составление книжки-раскраски «Про тепло в доме» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Зима лодыря морозит» « Говорят, что в октябре – до обеда осень, а после обеда - зима» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Акция «День добра и понимания» |
Ноябрь
«Здоровый образ жизни»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «За здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» |
Наблюдение | За учащимися на спортивной площадке школы, за лыжниками. |
Экскурсия | Спортивная школа ЗАТО п. Солнечный |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Опыты с воздушным шариком: «Что мы едим» (как выглядит наш желудок при попадании в него различного рода пищи) |
Дидактические игры Подвижные игры | «Кому что нужно» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Азбука здоровья» «Полезные и вредные овощи», «Правила гигиены» «Мы зарядку делать будем…» «Что нужнее для людей, что важнее для зверей?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Послушай, Мишка, не кушай лишка…» Е.Шумская «Самый чистый, самый умный…» Е.Силенок «Ты с красным солнцем дружишь…» С. Островский Четверостишия про ЗОЖ |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «В здоровом теле – здоровый дух» «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Мастер-класс: «Вторая жизнь упаковки» Проект «Спорт в моей семье» |
Декабрь
«Не рубите елочку»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Не рубите елочку!» |
Наблюдение | За елями на центральной аллее детского сада |
Трудовая деятельность | Украшение елочки в группе |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Сравнение стволов и ветвей елей и елочек |
Экскурсия | На аллею ЗАТО п. Солнечный |
Дидактические игры Подвижные игры | «Елочка» «Украсим елочку» «Живая елочка» «Назови части» «У зеленой елочки…» «Что нам елка принесла?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Елочка» О. Высотская «В снегу стояла елочка» С. Михалков «Вот она елочка наша» В. Донникова Сочинения - загадки о хвойных деревьях |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Ель не сосна, шумит неспроста» «Нельзя рубить вековую ель – неприятностей не оберешься» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Выпуск групповой газеты «Новогодний огонек!», № 6 Конкурс поделок «Елочка-красавица», Фотомарафон: «Моя елочка» |
Январь
«Подкормите птиц зимой»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Птицам помогаем – природу сохраняем!» |
Наблюдение | У кормушек и подкормочных площадок в саду |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | «На какую кормушку прилетят птицы?» |
Трудовая деятельность | Оборудование новых подкормочных площадок в микрорайоне |
Экскурсия | К кормушкам и подкормочным площадкам |
Дидактические игры Подвижные игры | «Летает – не летает» «Что за птица?» «Части тела» «Чье перо?» «Чем питается?» «С веточки на веточку» « Раз снежинка, два снежинка…» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Поет зима, аукает» С. Есенин «Воробей» Е. Жданова «Ворона» В. Орлов «Откуда вы, синицы?» А. Барто Составление книжки – малышки о зимующих птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Птицы хохлятся к непогоде» «Утром кричат синицы – к морозу» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Участие в конкурсе – акции «Подкормите птиц зимой » Мастер-класс «Птички из фантиков» Организация в ДОУ конкурса «На лучшую кормушку» |
Февраль
«Экономим воду и электроэнергию»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Экономия воды и электроэнергии» |
Наблюдение | За техническими устройствами по учету воды и электроэнергии |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Сравнение текущей воды из крана (по капле, струйкой) |
Трудовая деятельность | Учимся экономно тратить воду при мытье игрушек и занятиях в светлое время дня |
Дидактические игры Подвижные игры | «Экономь и береги» «В чем разница?» «Вода нужна – кому?» «Найди разницу» «Капелька» «Салки» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ручеек и речка» С. Олегова «Что в прозрачной капельке воды?» С. Олегова «Вчера и сегодня» С. Маршак «Про электроэнергию» А. Пищуров Сочинение рассказов о теплоэнергии и воде |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Окна запотели – жди потепления» «Воробьи чистят перья к теплой погоде» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Выставка «Вода – источник жизни» |
Март
«Не рвите первоцветы!»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Почему нельзя рвать первоцветы?» |
Наблюдение | За появлением первоцветов на территории сада |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Пересаживание фиалки одноцветковой |
Экскурсия | К местам произрастания первоцветов |
Дидактические игры Подвижные игры | «Назови и покажи» «Что за цветок?» «Лепесток какого цветка?» «Опиши и покажи» «На цветочке, на листочке» «От цветка к цветку» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Шла весна неспешным шагом» Л. Шмидт «Весенние цветы» Л. Полякова «Жемчужные подснежники» А. Севостьянов «Букеты первоцветов» Т. Овчинникова Сочинение слоганов на тему «Первоцветы береги!» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «На закат солнце красное – будет ветренная погода» «Собака катается по земле – к дождю или к снегу» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Акция «Не рвите первоцветы!» Выпуск групповой газеты «Береги росточек», №7 |
Апрель
«Готовим и развешиваем скворечники к прилету птиц»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зачем нужны скворечники?» |
Наблюдение | За прилетом птиц |
Экскурсия | В лес слушать голоса птиц |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Рассматривание и сравнивание строения птичьих крыльев и хвостов |
Трудовая деятельность | Помощь в подготовке скворечников |
Дидактические Подвижные игры | «Чье крыло?» «Кто как поет?» «Узнай по описанию» «Покажи и расскажи» «Птичья столовая» «День – ночь» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Птичка» Я. Полонский «Ласточка» Г. Державин «Под тенью раскидистой ивы» Л. Модзилевский Составление кроссворда о перелетных птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Увидел скворца – значит весна у крыльца» «Красна птица пением, а человек умением» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | КВН «Перелетные птицы» Мини-проект «Каждой птице нужно свое гнездо» |
Май
«Субботник»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Что такое субботник» |
Наблюдение | За уборкой территории вокруг детского сада |
Экскурсия | На пришкольную территорию |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Разбивание клумбы на месте мусорной кучи в микрорайоне |
Трудовая деятельность | Уборка игровой площадки |
Дидактические игры Подвижные игры | «Чем отличается?» «Убираем всей семьей» «Идеальный порядок» «Поможем маме» «Кто как помогает» «Краски» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Разгром» Э. Успенский «Что взяла – клади на место» З. Александрова «Будем мусор убирать…» А. Вихлянцева Сочинение слоганов на тему «Субботник» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Летом каждый кустик ночевать пустит» «Хорошо рябина цветет – к обильному урожаю» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Проектная деятельность на уровне ДОУ Фотовыставка «Моя семья на субботнике» |
Июнь
«Расскажи родным и друзьям о природе»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Природа – источник знаний» |
Наблюдение | «Природа во всех ее проявлениях» |
Экскурсия | «Красивые места ЗАТО п. Солнечный» |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | «Бумаге- вторую жизнь!» (изготовление бумаги) |
Трудовая деятельность | Уборка мусора на территории детского сада |
Дидактические игры Подвижные игры | «Что тебе нравится?» «Расскажи всем друзьям о природе» «Составь картинку» «Как закрутится волчок» «Передай другу» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Рассвет» А. Блок «Поле» И. Никитин «Зеленый шум» Н. Некрасов Коллективное сочинение «Природы легкое мгновенье» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если ветер усиливается – к смене погоды» «Темные облака сгустились низко над землей – погода будет ненастная, но осадков не будет» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Принятие детей в ряды «Юные экологи» |
Июль
«Сохрани леса от пожара»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Отдыхая на природе, не навреди ей!» |
Наблюдение | За деревьями на территории около сада |
Трудовая деятельность | «Очистим лес!» |
Экскурсия | В лес |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Что сталось на месте кострищ? |
Дидактические игры Подвижные игры | «Семь бед – один ответ» «Берегите природу!» «Знай правила поведения в природе!» «Что неправильно сделал Незнайка?» «Помогаем белочке» «Кто быстрее?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Друзья, оглянитесь вокруг» М. Скрипкин «Берегите, люди, лес» Д. Рагозин «Берегите природу» О. Воронова Составление книжки – малышки «Берегите лес от пожара!» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Хлопотно летом, зато сытно зимой» «Перед плохой погодой усиливаются запахи» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Конкурс - акция «Сохраним леса от пожара!» |
Август
«Посади дерево на аллее выпускников»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | От чего зависит приживаемость саженца при посадке |
Наблюдение | За посаженными деревьями и кустарниками на территории сада |
Экскурсия | На аллею выпускников |
Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность | Сравнение ствола у комля и на высоте 1 метр |
Трудовая деятельность | Высадка деревьев под лозунгом «Укрась малую Родину зеленым нарядом» |
Дидактические игры Подвижные игры | «Сравни кору деревьев» «Чей листок?» «Дерево и куст» « Изобрази дерево» «Что мы делаем на скажем» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Липка» П. Воронько «Береза» А. Жигулин «Берегите природу» С. Ракова Составление ребусов из названий деревьев |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Зимой хвойное дерево кажется зеленее» «Летом лес щедро распахивает свои кладовые и отдает свои дары» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Семейный клуб «Посади свое дерево» Выпуск групповой газеты «До свидания, детский сад!», №8 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
В ходе реализации программы движения «Юные экологи» используются различные виды практической деятельности:
— выращивание растений;
— поддержание необходимых условий для животных и птиц (зимнюю подкормку птиц);
— ведение календарей природы;
— участие в подготовке и проведении акций.
В ходе работы по программе широко используются сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр картин, плакатов, видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.
Формы работы
— наблюдение;
— прогулки (экскурсии);
— решение проблемных ситуаций;
— экспериментирование;
— коллекционирование;
— моделирование;
— познавательно – исследовательские проекты;
— игры и игровые обучающие ситуации;
— акции;
— творческие проекты;
— беседы;
— игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных персонажей;
— ведение различных календарей.
Образовательные области | Формы работы, содержание мероприятий |
Социально – коммуникативное развитие | - сюжетно – ролевые игры - беседы - решение проблемных ситуаций - рассматривание плакатов, наглядно - дидактического материала |
Познавательное развитие | Ознакомление с природой родного края: - сбор коллекций - прогулки по экологической тропе ДОУ - акции, проекты - экскурсии по ДОУ, по ближайшим улицам села - беседы «Растения и животные моего края», «Родина большая и малая», «Символ села - берёзка» - выставки, конкурсы - рассматривание открыток, фотографий о природе - экспериментирование - ведение календарей |
Художественно – эстетическое развитие | - рассматривание репродукций картин художников Новосибирской области - творческие проекты - посещение выставок, музея - развлечения, досуги - моделирование макетов |
Речевое развитие | - игры – путешествия по родному селу - беседы по фотографиям, обучающим картинкам о природе родного края - чтение стихов, рассказов - проекты |
Физическое развитие | - спортивные мероприятия - проекты |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с детьми.
5-6 лет
Формы и методы работы с детьми 5 – 6 лет разнообразны, так же как и в средней группе это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непрерывная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
В старшей группе на протяжении всего учебного года в ходе работы с дошкольниками систематически используются произведения В. Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Значительное место в методике работы с дошкольниками отведено творческой деятельности: рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки, изготовлению самодельных книг, организации выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
6 - 7 лет
В подготовительной группе работы с детьми по экологическому воспитанию (познание детьми явлений живой и неживой природы, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия) строится вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках»
- знакомство детей с особенностями приспособления животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы» и др.)
- знакомство со взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.)
- введение в различные аспекты взаимодействия человека с природой (рассказы «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь» и др.)
Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органично сочетается со всеми другими формами работы. Чтение книги перемежается с наблюдениями в комнате природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин. Таким образом, знакомство детей с явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Логика этой системы задается сезонными событиями в природе и книгой В. Танасийчука.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов работы. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: экскурсии, прогулки.
Наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность, рассказы детей на основе впечатлений, заполнение календарей природы и пр.).
Важным методом экологического воспитания является слово. В предлагаемой системе работы словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ рассказов детьми, беседы о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие детям понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углубленно – познавательного типа, на которых у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, о взаимосвязях в природе, закономерных процессах. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая дошкольникам понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в комнате природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой.
В конце 2 года ребят торжественно посвящают в «Юные экологи». В нашем ДОУ с некоторых пор существует традиция – выпускники МКДОУ №1 «Улыбка» высаживают саженцы различных деревьев на «Аллее выпускников», которую смогли организовать совместными усилиями педагоги и родители.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции представляют собой комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.
В ходе работы по экологическому воспитанию уделяется внимание и физическому развитию: дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
2.3. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
На информационном стенде педагоги размещают памятки, брошюры на экологическую тематику, оформляет фотовыставки, выставки детского творчества, создаёт альбомы. Привлекают родителей к сбору природных материалов. Педагоги советуют родителям, какие провести беседы с детьми, наблюдения во время прогулки, прочесть произведения. Организуют посещение библиотеки, музея, экскурсии по селу. Педагоги создают презентации, слайд – шоу.
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Книги и наглядные пособия
В детском саду в наличии имеется художественная и познавательная литература о природе (Л. Толстой, С. Аксаков, М. Пришвин, Н. Сладков, К. Паустовский, В. Чаплин, В. Зотов, Е. Чарушин, В. Бианки), классические русские народные сказки с красочными иллюстрациями.
В детском саду в наличии имеются, цветные иллюстрации, карты мира, России (физические и политические), глобус, картины с изображением различных природных зон, времён года, трудовой деятельности человека в природе, диких и домашних животных, научно – познавательные фильмы.
С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»
С.Н. Николаева Система работы в младшей группе детского сада 3- 4 года
С.Н. Николаева Система работы в средней группе детского сада 4- 5 лет
С.Н. Николаева Система работы в старшей группе детского сада 5- 6 лет
С.Н. Николаева Система работы в подготовительной группе детского сада 6- 7 лет
А.С. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду (старшая группа)»
Е.А. Щербанева «Занимательная экология» (младшая группа)
С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках» (младшая группа)
Е.И. Золотова «Знакомство дошкольников с миром животных»
И.А. Белова, М.В. Кузнецова «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (младшая группа, подготовительная группа)
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (средняя группа, старшая группа)
Произведения искусства
В наличии имеются репродукции картин с изображением природы («Золотая осень», «Март», «Русская зима», «Первый снег», «Конец зимы», «Грачи прилетели», «Лесные дали», «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Сумерки. Луна», «Болото в лесу», «Осень», «Зимний вечер», «Зима», «Сказка инея и восходящего солнца», «Вешний поток», «Изумруд весны», «весенняя вода», «Весенний вечер», «На озере», «Дубы», «Перед грозой», «Сныть - трава»).
В детском саду есть коллекция художественных произведений, знакомящих детей с природой. Изделия народных промыслов: посуда, матрёшки, аудиозаписи звуков природы.
3.2. Традиционные мероприятия, проводимые в ДОУ по экологическому воспитанию детей
Название мероприятия
| Периодичность проведения
| Возрастная группа | |
Старшая группа (5 -6 лет) | Подготовительная группа (6 – 7 лет) | ||
Выпуск и распространение детьми совместно с родителями и воспитателями листовок на различные темы | В течение года | + | + |
Прогулка – поход (экскурсии) по территории села и детского сада | 3 раза в год (в осенний, летний, весенний период) | + | + |
Проектная деятельность | В течение года | + | + |
Познавательно – развлекательные мероприятия | В течение года | + | + |
Выставки, фотовыставки | В течение года | + | + |
Акции | В течение года | + | + |
Мастер - классы | В течение года | + | + |
3.3. Особенности организации предметно – пространственной (эколого – развивающей) среды в ДОУ
В помещении и на участке воспитанники окружены растениями, вокруг которых воспитатели организуют различную деятельность. Организована «зелёная зона» в ДОУ, так как характерной чертой экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, общение с растениями и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение.
В уголке природы в группах находятся искусственные аквариумы, живые цветы (монстера, циперус, фикус, плющ, хойя и т.д.), календарь природы, календарь погоды, дневник наблюдений, коллекция камней, ракушек, семян, библиотека познавательной природоведческой литературы, муляжи овощей и фруктов, инвентарь для ухода за растениями, иллюстрации, плакаты). В групповых комнатах организован «огород на окне» где выращиваю лук, чеснок, укроп, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
На участке ДОУ много клумб с цветами (настурция, бархатцы, астры, вербена, георгины, лилии, флоксы и т.д.). Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.
На территории детского сада организована «Аллея выпускников», где ежегодно выпускники МКДОУ №1 «Улыбка», ЗАТО п. Солнечный в летний период высаживают саженцы различных деревьев, ухаживают за ними, изучают, имеют возможность присесть на лавочке и помечтать о прекрасном. Мы считаем это мероприятие нашей замечательной традицией!
Список использованной литературы :
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.
3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, М.:Аркти, 2001
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., Педагогический словарь, М., 2003
5. «Мы» - Программа экологического образования детей // Кондратьева Н.Н.и др. – СПб:Детство – пресс,2003
6. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез, 1999
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2004
9. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.
10. Рыжова Н. «Наш дом – природа». – Программа экологического воспитания дошкольников – 1998
11. ФГОС ДО - М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"
"Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использов...
Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....
Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Парциальная программа Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду
Учебное пособие...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...