Занятие: Наша родина
план-конспект по окружающему миру по теме

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_nasha_rodina.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «НАША РОДИНА — РОССИЯ»

Рекомендации по проведению занятия в старшей группе

Цель: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.

Оборудование: репродукции с картин А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Озеро» (Русь), В.Д. Поленова «Заросший пруд». Иллюстрации с изображением картин природы России. Изображение Российского флага.

Музыка: «Апрель. Подснежник» или «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

«С чего начинается Родина?», муз. В. Баснера, ел. М. Матусовско-го; «Наш край», муз. Д. Кабалевского, А. Пришельца или «Широка страна моя родная», муз. Й. Дунаевского, ел. В. Лебедева-Кумача.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции с картин. (Это занятие можно сопровождать музыкой П.И. Чайковского, что создает определенный эмоциональный настрой.)

Подводит детей к выводу о том, что все, чем они сейчас любовались, — это хорошо знакомые картины природы родной земли.

Затем предлагает детям прочитать любимые пейзажные стихи, обращая внимание не только на запечатленную в них красоту родной природы, но и на любовь и бережное, трепетное отношение по этов к родному краю.

2.        Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? »

Стихотворение читает воспитатель или подготовленный ребенок. Перед чтением стихотворения можно прослушать запись песни «С чего начинается Родина? ».

Ответы детей на вопросы:

С чего начинается Родина для автора стихотворения?

А как вы ответите на вопрос « С чего начинается Родина? »

3.        Объяснение смысла пословиц о Родине:

—        Вспомни, какие пословицы о Родине ты знаешь? Воспитатель выясняет, как дети понимают смысл пословиц.

—        Почему родную землю называют по-разному: Родина, Отече ство, Отчизна? Об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что думал об этом Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педагог.

Воспитатель читает отрывок из произведения К. Угяинского « Наше Отечество ».

-— Как называется наша Родина?

Как отвечает Константин Дмитриевич Ушинский на вопрос, почему мы зовем Россию Отечеством? (Родиной?)

Продолжите фразу: «Наша родина — матушка-Россия. Мы зовем Россию матерью потому, что...»

Как вы понимаете последние строчки текста: «...Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»?

4.        Воспитатель демонстрирует детям цветное изображение российского флага (или маленький флажок).

—        Посмотрите, сколько горизонтальных полос на российском флаге?

—        Какого цвета верхняя полоса? Средняя, нижняя? Воспитатель рассказывает детям о том, почему именно эти цвета у Государственного флага России, а потом просит раскрасить российский флаг в альбомах.

Рекомендации по проведению работы в нерегламентированное время

1. Работа с иллюстративным материалом.

Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации с изображением природы различных уголков нашей Родины (Черноморское побере жье, Уральские или Кавказские горы, Чукотка, тайга, степи).

—        Велика наша страна — Россия! Далеко раскинулась с запада
на восток, с севера на юг. Разнообразна природа нашей большой страны: теплое Черное море на юге и вечные льды и снега на Крайнем Севере, топи да болота на западе и непроходимая тайга на востоке.
 Можно предложить детям прослушать 1-й куплет песни «Широка страна моя родная» или исполнить песню «Наш край».

Затем воспитатель спрашивает детей об их любимых, родных уголках (рассказы из личного опыта).

Индивидуальные задания.

«Если бы ты участвовал в передаче « Устами младенца», как бы ты объяснил значение слов «Отечество», «Родина».

4.        Вместе с родителями.

Нарисуй рисунок на тему: «Моя Родина». Узнай, какие блюда русской кухни готовят в вашей семье. Вспомни русские народные песни, частушки, народные игры.

Рекомендации по проведению занятия в подготовительной группе

Цель: создать в воображении детей образ Родины. Начать работу

над пропедевтикой понятий «гражданство», «гражданин». Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Оборудование: выставка рисунков « Моя Родина».

Репродукции с картин:

И. Левитан «Золотая осень».

И. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме».

Б.Кустодиев «Масленица».

Музыка: «Во поле береза стояла» (русская народная песня), «Масленица. Февраль» из цикла «Временагода» П.И. Чайковского.

Занятие 1

1. Воспитатель: Сегодня мы продолжаем знакомство с нашей Родиной — Россией.

Предлагает детям провести экскурсию по выставке рисунков «Моя Родина». Дети по желанию рассказывают, что они нарисовали и почему.

Воспитатель подводит итог:

— На рисунках вы изобразили те места, где вы родились, где живете, куда ездили с родителями отдыхать. И вот что удивительно — почти на каждом рисунке можно увидеть стройную белоствольную березку. Как вы думаете, почему? Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит березку-красавицу! Береза — символ России.

С чего начинается Родина?

 С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет.

Затем воспитатель приглашает детей на «экскурсию в художественный музей» (в группе развешиваются репродукции с картин русских художников, помещенных в Третьяковской галерее), выступая в роли экскурсовода:

«Многие талантливые русские художники-пейзажисты запечатлели березу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года! »

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины и рассказывает о них.

(Экскурсоводами могут быть и дети.)

Воспитатель: На картинах художников березки прямые, стройные, белоствольные. Вспомните загадку про березу. (« Стоит Алена — платок зеленый, тонкий стан — белый сарафан».) С кем на Руси сравнивали красавицу березу? (С девушкой нежной, у которой тонкая, гибкая талия; с невестой.) О белоствольной русской красавице сложено много стихов, песен. Песню «Березонька» пели девушки на Руси в праздник Семик. Праздник этот приходился на июнь месяц и считался девичьим праздником. Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывая к ветвям цветные лоскуты, ленты, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной березки водили хоровод и исполняли песню «Березонька». Потом вокруг березы плясали, заводили игры.

Дети по желанию могут исполнить стихи о березе, русскую народную песню «Во поле береза стояла»  встав в хоровод. Предварительно может быть выполнена коллективная аппликация «Русская березка».

Воспитатель рассказывает детям о русских праздниках. Их отличительная принадлежность — задушевные песни, задорные частушки, танцы и хороводы.

Воспитатель: Какие русские народные песни вы можете исполнить? — А знаете ли вы частушки? Продолжите частушки:

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

(Чайные частушки).

Поставь, Маша, самовар,

Золотые чашки.

Приди, милый, ко мне в гости

(В розовой рубашке).

Предлагает детям попробовать дома сочинить свои частушки. Затем просит их вспомнить знакомые русские народные игры.

На занятии также можно инсценировать русские народные песни «А мы просо сеяли-сеяли», или «Гори-гори ясно!», или же исполнить другие русские народные песни, которые дети знают.

Занятие 2

Воспитатель: В городах, деревнях и селах России живут люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете?

В России живут люди разных национальностей, но всех их можно назвать одним словом — россияне. Все россияне — граждане России. Как вы думаете, кого называют гражданином?

Воспитателю важно подвести детей к выводу о том, что слово «гражданин» имеет два значения: 1) гражданин — человек, живущий в стра не, член общества; 2) гражданин — Отечества достойный сын, то есть человек, живущий интересами общества, на благо Родины.

Это значит, что каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не может быть лишен своего гражданства. Каждый человек имеет право изменить свое гражданство, то есть переехать жить в другую страну и стать ее гражданином. Человек даже может являться гражданином сразу двух стран, например, России, своей родины, и другой страны, где он работает и живет, например, Франции.

На каком языке общаются россияне, принадлежащие к разным национальностям?

Воспитатель читает стихотворение:

В день солнечный июльский —

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой —

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти —

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Слушание песен о Родине,

Повторение хороводов, народных игр.

Тексты, рекомендуемые для занятий по теме

 «НАША РОДИНА — РОССИЯ»

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли?

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес?..

С чего начинается Родина?

М. Матусовский

НАШ КРАЙ

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой...

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги,

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд —

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад.

Детство наше золотое,

Все светлей ты с каждым днем,

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном,

ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ

На чужой сторонушке и весна не красна.

Русское раздолье — человеку приволье.

Родина любимая, что мать родимая.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Жить — Родине служить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие "Наша Родина, гербы"в подготовительной к школе группе, с участием родителей.

Итоговое занятие для детей 6-7лет по поекту  "Вместе дружная семья" с участием родителей  на тему "Наша родина, гербы" .Закрепление материала о различных гербах Росии, Татарии,городов Татари...

конспект интегрированного занятия "Наша Родина",

конспект занятия в подготовительной группе...

Открытое занятие: "Наша Родина"

Открытое занятие: "Наша Родина" ставит перед собой целью патриотическое воспитание воспитанников ДОУ...

конспект открытого занятия "Наша Родина - Кубань" для детей подготовительной группы

Цель: духовно-навственное воспитание детей. формирование понятия "малая Родина"....

Занятие "Наша Родина - Россия"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша Родина - Россия"...

Конспект занятия «Наша Родина – Россия. Святые наши имена». Социально-коммуникативное развитие. Подготовительная группа.

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, ее природе, людям, святыням. Воспитывать радость от того, что родились и выросли в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории....