"Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Зарубина Татьяна Георгиевна

В материале представлен опыт  работы детского сада по приобщению старших дошкольников к приготовлению несложных блюд в детской кухне,обучение мальчиков работе с деревом в мастерской Умелкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_doshkolnikov_k_miru_vzroslyh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        « ЧЕМ БОЛЬШЕ ДЕТИ ТРУДЯТСЯ ТЕМ БОЛЬШЕ

                                                          ТАЙН ПРИРОДЫ РАСКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД ИХ

                                                           СОЗНАНИЕМ И ТЕМ БОЛЬШЕ НОВОГО,

                                                         НЕПОНЯТНОГО ВИДЯТ ОНИ ПЕРЕД СОБОЙ.

                                                         НО ЧЕМ БОЛЬШЕ НЕПОНЯТНОГО, ТЕМ

                                                          АКТИВНЕЕ МЫСЛЬ; НЕДОУМЕНИЕ – ЭТО

                                                         САМАЯ ВЕРНАЯ «ЗАТРАВКА» МЫШЛЕНИЯ»

                                                                                               В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.

Приобщение ребёнка к миру взрослых – одна из сложных и значимых проблем  современной жизни. В системе воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребёнка в дошкольном учреждении  и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Особую роль в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность. В работе известного отечественного психолога Б.Г.Ананьева была высказана мысль, что труд – основной фактор развития личности не только взрослого, но и дошкольника. Психологи подчёркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребёнка в реальные трудовые связи с близкими. Отсутствие таких связей является ущербным для детской личности.

Наш детский сад успешно, в течение нескольких лет реализует в работе с детьми комплексную программу «Детство», авторы Т.И.Бабаева, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина. Одним из разделов комплексной программы «Детство» является раздел «Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду. Методика обучения старших дошкольников предусматривает обучение детей целостным трудовым процессам в системе средств  трудового воспитания.

 Реализация программы «Детство» требует организации в дошкольном учреждении своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Программа «Детство» ставит задачу приобщения старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых: это приготовление несложных блюд дошкольниками, работа с деревом в мастерской. Поэтому для реализации этой задачи, необходимо было создать  в детском саду соответствующую развивающую среду. Выделили место для организации работы  Детской кухни. Детская кухню оборудовали кухонной мебелью соответствующей росту детей старшего дошкольного возраста, кухонной посудой необходимым оборудованием: миксер, соковыжималка, тёрки, ножи и др, сшили фартучки и косынки для работы.  Для организации работы  с деревом в «Мастерской Умелкина» определили место на балконе 2 этажа. Силами родителей изготовили верстаки для работы, приобрели необходимый инструмент для работы с деревом,  заготовили материал: бруски, дощечки, рейки, фанерные пластины, оформили пооперационные карты изделий из дерева, сшили фартучки для труда.

На консультациях изучили литературу по данному вопросу, познакомили педагогов с методикой организации занятий в Детской кухне и Мастерской Умелкина.

Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами, используем модель трудового процесса. Педагогическая технология использования моделирования, разработанная под руководством В.И.Логиновой, весьма эффективна. В модели, образно называемой «Лесенка» представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату. Найденный образ чрезвычайно удачен, т.к легко даёт ребёнку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат может быть не достигнут. Вначале лесенку строили вместе с детьми из кирпичиков.  Познакомили детей с тем, что каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования.

  1. Нижняя ступенька, обозначает замысел, цель труда.
  2. Вторая ступенька – материал, из которого нужно сделать предмет
  3. Третья ступенька – инструменты, необходимые для работы
  4. Четвёртая ступенька  -  основные действия трудового процесса
  5. Пятая ступенька – результат труда, тот предмет, который получится в итоге трудового процесса

Как вводили модель и конструировали  образовательные ситуации с её использованием? Чтобы показать детям значимость каждого компонента в достижении результата в игровой форме конструировали образовательную ситуацию с использованием игрового персонажа (Неумейка, Незнайка, Чебурашка и т.д.  Персонаж пытается подняться по лесенке и рассказать о том, как он трудился. Дети, слушая рассказ, обосновывают, может ли персонаж подняться на следующую ступеньку, получит ли результат труда.

Рассказ Неумейки: - «Возьму молоток и буду делать… сам не знаю что.

Воспитатель рассуждает с детьми о том, сумел ли Незнайка подняться хотя бы на первую ступеньку? Почему? Получит ли результат труда? Пытаясь помочь игровому персонажу, воспитатель даёт ему помощника – лесенку, пять ступенек которой изображают компоненты трудового процесса и всё, что и как делал персонаж становится понятным. Последовательное рассмотрение игровых ситуаций даёт возможность детям осознать место каждого компонента в трудовом процессе и его значимость в достижении результатов труда. Модель «Лесенка» позволяет наглядно увидеть эти зависимости. Задача разъяснить, научить, убедить игровой персонаж – приводит детей к поиску и нахождению наиболее точных форм, убедительных, речевого высказывания, ставит в позицию обучающего, что обеспечивает самоутверждение ребёнка как личности. По мере освоения детьми каждой ступеньки лесенки и понимания её значимости в достижении результата, модель изменяется, становится более схематичной. Графическая модель представляет собой полоску бумаги, разделённую на 5 равных частей. Модель даёт возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней воспитатель строит наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях.

              Занятия по приготовлению пищи в Детской кухне.

                 Приготовление пищи в равной степени привлекает как девочек, так и мальчиков. Обучение старших дошкольников приготовлению пищи начали с проведения экскурсии на кухню, где дети познакомились с несколькими конкретными процессами: приготовлением салата, винегрета, выпечкой булочек. Наиболее эффективна следующая последовательность обучения: бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет ( салат ) из отварных овощей, приготовление сока с помощью соковыжималки. Конструировать образовательную ситуацию на занятии по приготовлению пищи воспитателю помогает игровой персонаж – поварёнок Андрюшка Ватрушкин. Ватрушкин – шеф-повар детской кухни, организованной в нашем детском саду. Он прекрасно готовит, знает массу кулинарных рецептов и секретов кулинарии. Начиная весёлый урок на кухне, Ватрушкин предлагает детям научиться готовить то или иное блюдо. Важно заметить, что реальная возможность включения дошкольников в приготовление пищи, которую можно съесть без страха отравления, основана на строгом соблюдении гигиенических правил приготовления пищи. Поэтому на первом занятии воспитатель знакомит детей с этими правилами (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой посудой, использовать только свежие продукты и пр). Стенд «Что можно и что нельзя на кухне» помогает детям в усвоении правил, напоминает о правильной работе с инструментами, о соблюдении гигиенических правил. В беседах с детьми воспитатель сообщает элементарные сведения о инфекционных заболеваниях, связанных с неправильным приготовлением пищи, а таакже  объясняет и формирует навыки пользования бытовой техникой на кухне. Весёлые дидактические игры с использованием игрового персонажа Андрюшки Ватрушкина и карточек, на которых условно изображены правила поведения, дают возможность приобрести первоначальный опыт безопасного детского поведения на кухне. Занятия, которые проводятся небольшими подгруппами  (8 – 12 человек), включают две взаимосвязанные части.

                            Построение занятий в Детской кухне. В первой части занятия воспитатель показывает способ приготовления определённого блюда, во второй – каждый ребёнок получает  возможность сам его приготовить. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга и взрослых. Используем и второй способ конструирования образовательной ситуации в первой части занятия, когда игровой персонаж приносит уже готовый рецепт Дети совместно с персонажем рассматривают схему- рецепт, где наглядно представлена вся

последовательность действий, необходимые инструменты и оборудование. Игровой персонаж учит детей «читать» схему, чтобы ребёнок приобрёл умение действовать по алгоритму. Во второй части занятия дети, руководствуясь моделью, учатся сами готовить. Особое внимание уделяем развитию навыков самоконтроля и самооценки, строгому соблюдению техники безопасности и гигиенических правил. Старшие дошкольники очень любят готовить, их увлекает совместная со взрослыми деятельность по приготовлению пищи. Даём детям и домашние задания, придумать вместе с родителями рецепт и «записать» его, затем принести в детский сад. В будущем планируем  создать свою кулинарную книгу и «записывать»  в неё рецепты  любимых детьми блюд.

Работа с деревом в мастерской Умелкина.

Работа по изготовлению игрушек из дерева – это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является  созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Посильный труд важен для физического развития детей: он повышает работоспособность, способствует улучшению кровообращения, развитию мышц, движений. В процессе работы по изготовлению игрушек из дерева дети активно действуют инструментами, под руководством взрослого правильно, по назначению их используют, учатся  узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. Работа по изготовлению игрушек из дерева – это деятельность, позволяющая воспитателю учить детей чётко разделять задания на отдельные операции, и планировать их последовательность. Поэтому при проведении занятий активно используем пооперационные карты, которые помогают ребёнку увидеть последовательность выполняемой работы. При организации работы в «Мастерской Умелкина» используем уже знакомую детям модель «Лесенка», которая представляет поступательное движение трудового процесса от замысла к результату.

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием занимаются выжиганием по дереву, придумывают рисунок, переносят его на бумагу, а затем приступают к выжиганию. Такие занятия  развивают у детей фантазию, творчество, воспитывают аккуратность. Дети получают радость от того, что могут подарить свои работы малышам, маме или папе.

В работе с деревом  воспитатели используют разные образцы (модель игрушки, рисунок, фотографию и т.п)  Наглядность помогает ребёнку более вдумчиво подойти к поиску способов изготовления поделки.

Формируя навыки работы с деревом, мы учим детей  мастерить. В процессе работы решаются и воспитательные задачи. Чем старше становятся дети, тем более яркую общественную направленность, приобретают мотивы трудовой деятельности. Однако и в этом процессе велика роль воспитателя, который подводит детей к осознанию цели труда. Когда перед детьми стоит цель – сделать игрушку в подарок малышам, папе или маме, то дети начатое дело всегда доводят до конца, проявляя при этом особое старание, желание выполнить работу хорошо. От понимания результативности и полезности своей работы ребёнок испытывает радость. При этом у него возникают положительные эмоции. Он начинает осознавать значимость своего труда. В процессе совместного, коллективного труда дети учатся работать дружно, помогать друг другу. Таким образом, создаётся возможность для формирования доброжелательных взаимоотношений.

                         

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Соревнование как одна из форм приобщения старших дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становиться интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка....

Опытно – экспериментальная деятельность по знакомству старших дошкольников с азами биологии

В этом материале вы узнаете о главной цели опытно - экспериментальной работы...

К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Обобщение опыта работы "Приобщение к азам трудовой деятельности"

Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно это и подтолкнуло меня в выборе направления моей работы......