Соревнование как одна из форм приобщения старших дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становиться интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sorevnovanie_kak_odna_iz_form.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  № 210»

Соревнование как одна из форм

приобщения старших дошкольников

к физкультурно-спортивной

деятельности

Из опыта работы

                                                                        Шеиной С.В., воспитатель

                                                                

Пермь 2015

Содержание

     Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Возрастные особенности детей

     старшего дошкольного возраста…………………………………………… .5

  1. Соревнование как одна из форм приобщения старших    

     дошкольников к     физкультурно-спортивной

     деятельности………………………………………………………………… .7

  1. Организация и проведение соревнований………………………………..   21
  2. Результаты и их обсуждение………………………………………………. 25

Заключение………………………………………………………………….. 28

Библиографический список………………………………………………….29

Приложение…………………………………………………………………...30

 Введение

   Современные учёные и спортсмены-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие, что прописывается в Законе РФ «Об образовании», статья 51 («Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников»).  

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становиться интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушения баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными, совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня [4].

Сложившаяся ситуация навела нас на серьезные размышления. Но, прежде чем предпринять усилия по укреплению здоровья детей, важно проанализировать причины тревожных тенденций, и понять на какие факторы мы можем оказать влияние, а на какие – нет. Например, мы не можем оказать влияние на улучшение уровня здравоохранения, на социально-экономическую и экономическую ситуацию в стране. Но у нас есть реальная возможность повысить адаптационные возможности организма ребенка. Поэтому приоритеты в нашей работе определились сами собой, сформировавшись из насущных нужд актуальной ситуации:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  • обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей;

      Наметив приоритеты, мы столкнулись с проблемой двигательного содержания занятий по физической культуре, которые продолжают оставаться ведущей формой организации двигательной активности дошкольников.

          Анализ работы по физическому воспитанию в ДОУ показывает, что большинство педагогов используют в своей работе «двигательный» материал из программы «От рождения до школы» /под редакцией М.А.Вераксы/, «заворачивая его в новые одежки» и оформляя в занятия, классифицируемые по внешним признакам как традиционные, сюжетные, тренирующие, контрольные и др.

       Ничего плохого в этом нет. Но процесс физического воспитания дошкольников обеспечивается не растущими объёмами нагрузки (так как занятия с чрезмерными нагрузками ведут к переутомлению, неприятным ощущениям, даже отклонениям в состоянии здоровья), а постоянно увеличивающимся разнообразием движений.


Возрастные особенности детей

старшего дошкольного возраста

Скелет ребёнка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани. Однако мелкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжести, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушение осанки.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к шести-семи годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами.

В регуляции поведения детей большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга старшего дошкольника достигает 1200-1300г, приближаясь к массе мозга взрослого человека. Для высшей нервной деятельности ребёнка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы.

Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребёнка.

Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объёма лёгких и совершенствованием  функции внешнего дыхания.

Артериальное давление у детей в связи с большей шириной сосудистого русла, большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Физические упражнения оказывают  тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему. Под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное, кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономичной.

В этом возрасте игра продолжает оказывать своё влияние на детское развитие. Однако меняется её содержание и формы (игра всё более глубоко отражает взаимоотношения взрослых). В ней возрастает доля инициативы  ребёнка. Дети отдают предпочтение играм с правилами, осваивают дидактические игры. Особый интерес у них вызывают игры с элементами  соревнований. Эти игры увлекают детей своей эмоциональностью.

Одним из мощнейших средств психического развития в этом возрасте является учебная деятельность. У детей в это время зарождается бескорыстный интерес к новым знаниям и умениям. Активная познавательная деятельность приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессов (восприятие, памяти, внимания, мышления). Что, в свою очередь, определяет новый уровень развития произвольного поведения.

Именно в старшем дошкольном возрасте проявляется достаточно устойчивый интерес к спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом пользуются катание на санках, ходьба на лыжах. Скольжение по ледяным дорожкам. В тёплое время года дети с удовольствием играют с мячами, скакалками. Обручами и другими предметами.

В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений.

2.  Соревнование как одна из форм

приобщения старших дошкольников

к физкультурно-спортивной деятельности

Поставив перед собой цель, определившись с приоритетами работы, изучив возрастные особенности старших дошкольников, а, также имея в виду интересы наших детей, мы пришли к следующему решению:

построить работу по  сохранению и укреплению здоровья детей

 на базовых видах физкультурно-спортивной деятельности,

 а именно – туризме, легкой атлетике, лыжном спорте, баскетболе и гимнастике.

Перечисленные виды спорта обладают  неограниченным выбором разнообразных упражнений.

Работа проводилась:

  1. Основные теоретические положения, где включены познавательные беседы, тематические игры, ознакомление с дидактическими играми по каждому виду физкультурно-спортивной деятельности на доступном для дошкольников уровне.
  2. Закрепление знаний в двигательной деятельности. В этот блок мы включили двигательные задания, реализуемые в процессе каждого занятия, необходимые и доступные для детей 5 – 7 лет.
  3. Соревновательная деятельность, где дети в играх-эстафетах демонстрируют освоенные двигательные умения и навыки, сами оценивают свои результаты, познают свои возможности.

В своей работе мы придаём особое значение соревновательной деятельности, так как именно она является одной из  форм приобщения детей к физкультурно-спортивной деятельности, а также  средством закрепления двигательных умений и физических качеств.

Игры-эстафеты имеют ряд преимуществ перед другими видами деятельности: они дают возможность поупражнять детей в разных видах движений – основных или спортивных, комплексно воздействуют на разные мышечные группы. При этом наличие соревновательного момента способствует проявлению максимальных возможностей детей. Оздоровительная направленность игр обеспечивается включением в их содержание разнообразных упражнений, а многократное их выполнение с кратковременным отдыхом во время ожидания очереди (не более 50 – 60 сек.) способствует развитию выносливости.

Соревнования дают возможность каждому почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, стимулируют проявление различных физических качеств – ловкости, точности, скорости, равновесия, чувства ритма и др.

Однако у противников спортизации дошкольной физической культуры найдутся достаточно веские доводы против, с которыми трудно не согласиться. Это и негативные последствия пережитого психологического стресса, непременного спутника неудачного выступления, и «натаскивание» на победу любой ценой, и участие в соревновании только «спортивной элиты», заставляющее менее одаренных детей почувствовать свою физическую отсталость и ряд других возражений.

Вместе с тем, по нашему мнению, драматизировать ситуацию не стоит. Участвуя в соревнованиях и добиваясь реально поставленной цели, дети получают возможность развить в себе то, что психологи называют волевым комплексом. Во время подготовки к соревнованиям и участия в них дети учатся принимать ответственность за свои неудачи, приобретают крупицы бесценного опыта видеть в поражении первый шаг к будущей победе. И если мы хотим воспитать человека, умеющего самостоятельно принимать и нести ответственность за свои решения, наверное, более эффективного средства в дошкольном педагогическом арсенале нам едва ли удастся найти.

Однако нельзя забывать главное – интересы ребенка. Здесь очень важно для педагога умение правильно и своевременно оценивать и разрешать складывающие психологические коллизии, используя соревнования как форму приобщения к миру спорта и теми отношениями, которые ему присущи.

Исходя из этого, мы привлекали к участию в соревнованиях всех детей, не имеющих медицинских противопоказаний, полагаясь на их двигательный потенциал и желания, рассматривая систему спортивных соревнований как составную часть учебно-воспитательного процесса. 

Туризм

 «Туристята»

Цель –         содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Задачи:

 

  • расширять адаптационные и функциональные возможности детей   путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
  • совершенствовать  естественные (жизненно важные) виды движений и обогащать двигательный опыт;
  • развивать координационные способности и выносливость ребенка – будущего туриста;
  • способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
  • формировать межличностные, в частности дружеские, отношения дошкольников в процессе игровой деятельности, адаптационной к их возможностям.

Оценка уровня подготовленности детей

  1. Эстафеты с туристической направленностью:

  • «Собери рюкзак»
  • «Переноска раненного».

  1. Бег на скорость.
  2. Равновесие: ходьба по бревну.
  3. Прыжки: в длину с места, через яму.

Основные теоретические положения,

 рассмотренные в группе с воспитателем

  • Кто такие туристы?
  • На чем и как они путешествуют? (Пеший туризм).
  • Правила укладки рюкзака, набор для прогулки.
  • Принадлежности для костра. Безопасность в обращении с костром. Назначение костра.
  • Значение физической подготовленности для туриста. Ведущее качество путешественника – общая выносливость.

Закрепление знаний в двигательной деятельности

Развитие   выносливости – ходьба; бег; ходьба в чередовании с бегом; прыжки; подвижные игры.

Развитие   специальной выносливости – продолжительная ходьба и бег; выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях; прогулках.

Развитие силы – упражнения динамического характера скоростно-силовой направленности с ограничением статических компонентов – лазание; простые высоты; метание; прыжки через препятствия; общеразвивающие упражнения с предметами небольшой массы.

Развитие специальной силы - упражнения с рюкзаком; преодоление склонов небольшой крутизны; ходьба и бег по бревну; метание шишек и т.п.; переноска раненных.

Развитие быстроты – упражнения, выполняемые с максимальной скоростью – бег на короткие дистанции; челночный бег; игровые упражнения с элементами соревнований; подвижные игры.

Развитие специальных скоростных способностей – подвижные игры эстафетного характера; ходьба и бег врассыпную; с изменением направления; с изменением скорости; бег на скорость.

Развитие общих координационных способностей – упражнения на построение; перестроение; подвижные игры; эстафеты с преодолением препятствий; спортивные упражнения.

Баскетбол

Задачи:

  • разучить правила игры, познакомить с площадкой, действиями защитников, нападающих;
  • помочь детям в овладении основами игры, совершенствовать технику ведения, передачи, бросков мяча; формировать стремление достигать положительных результатов; воспитывать целеустремленность, выдержку, уверенность, решительность в действиях;
  • развивать точность, координацию движений, быстроту реакции, силу, глазомер.

Оценка уровня подготовленности детей

  1. Челночный бег на 30м.
  2. Прыжки в высоту с места.
  3. Броски мяча в корзину с расстояния 3м.; высота кольца – 1,80м – 5 – 6 лет; 2м – 6 – 7 лет.

Основные теоретические положения,

 рассмотренные в группе с воспитателем

  • Откуда пришел баскетбол.
  • Какие бывают мячи.
  • Поле, его линии.
  • Кто разыгрывает мяч?
  • Нападаем – защищаем.
  • Что можно и чего нельзя в баскетболе?
  • Штрафные броски.
  • Играем вместе.

Закрепление знаний в двигательной деятельности

 

Подготовительные упражнения:

  • растирание рук;
  • катание мяча на правой и левой руке;
  • похлопывание мяча правой и левой рукой;
  • «втирание» кистей в мяч.

Жонглирование:

  • прокатывание правой и левой рекой мяча восьмеркой;
  • вращение мяча под правой и левой ногой;
  • восьмерки;
  • вращение мяча за спину вправо и влево;
  • перехваты;
  • комбинированное жонглирование.

Упражнения для освоения мяча:

  • ведение мяча на месте с разной высотой отскока;

          ведение на месте правой и левой рукой от ноги к ноге;

  • ведение на месте вперед и назад правой и левой рукой;
  • обводка обруча, нога стоит в центре обруча на месте;
  • сесть-встать на месте с беспрерывным ведением;
  • ведение по прямой правой, левой рукой;
  • ведение по прямой вперед- назад спиной;
  • обводка обручей вправо-влево.

Упражнения в пасе:

  • пас об стенку на месте:

– двумя руками от груди;

– одной рукой от плеча;

  • пас на месте в паре;
  • пас в двойках с броском по кольцу;
  • подвижная игра «Горячий мяч».

Упражнения в броске:

  • бросок с места у стенки;
  • бросок по кольцу с места (центр, справа, слева);
  • бросок после ведения (по центру, справа, слева).

Защитные действия без мяча:

  • отступление «елочкой»;
  • наступление «елочкой».

Подвижные игры с элементами баскетбола:

  • «Ручеек» – прокатка мяча командами из рук в руки;
  • «Гонка мяча» – внутри, снаружи;
  • Эстафеты с ведением;
  • Встречные эстафеты;

«Путешествие в Олимпию»

Цель –         ознакомление дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения как части общечеловеческой культуры.

Задачи:

  • формировать представления об олимпийских как соревновании в целях физического совершенствования, в котором участвуют спортсмены всех стран;
  • познакомить с доступным для детей старшего дошкольного возраста сведения из истории олимпийского движения;
  • способствовать формированию интереса к занятиям физкультурой, упражнениями через приобщения к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр.

 

Оценка уровня подготовленности детей

  1. «Встречная эстафета»;
  2. Прыжок в длину с места;
  3. Метание в даль;
  4. Бег 30метров.

Основные теоретические положения,

рассмотренные в группе с воспитателем

        Олимпийские игры. Физическое воспитание в Афинах и Спарте. Эмблема и флаг олимпийского движения. Девиз олимпийского движения. Традиционные ритуалы Олимпийских игр: зажжение олимпийского огня, факельная эстафета, олимпийская клятва, национальный гимн в честь победителей. Олимпийские виды спорта. Спортивные соревнования. Знаменитые олимпийцы нашей страны.

Закрепление знаний в двигательной деятельности

Соревнования:

  • «Кто быстрее пробежит»;
  • «Кто дальше прыгнет»;
  • «Встречная эстафета» и т.п.

Упражнения в равновесии:

  • Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; приседая на одной ноге, а другую махом пронося вперед сбоку скамейки; с приседанием» с перепрыгиванием через ленточку.
  • Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке (Д – 1,5 – 3см) прямо и боком.
  • Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением фигур).

          Ползание, лазанье:

  • Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, по бревну, ползание на животе и на спине по гимнастической скамейке. Подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.
  • Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу несколькими способами подряд.
  • Лазанье по гимнастической скамейке с изменением темпа, используя перекрестное и одномерное движения рук и ног, перелезая с пролета на пролет.

Прыжки:

  • Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 30 прыжков 3 – 4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь вперед на 5 – 6м, с зажатым между ног мешочком с песком.
  • Прыжки через 6 – 8 набивных мячей последовательно через каждый, на одной ноге через линию, веревку вперед и вправо, назад и влево, на месте и с продвижением.
  • Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега.
  • Прыжки с высоты, в длину с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25 – 30см.
  • Прыжки через скакалку.

Метание:

  • Метание на дальность левой и правой рукой.
  • Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя).
  • Метание в горизонтальную и вертикальную цели.
  • Метание в движущуюся цель.

Легкая  атлетика

Цель –         развитие всех основных видов движений.

Задачи:

  • продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки.            Формировать умения выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво;
  • учить детей легко ходить, бегать с хорошей координацией рук и ног, сохранять направление и равномерность бега и ходьбы;
  • развивать у детей физические и волевые качества, умение ориентироваться в пространстве, умение ставить перед собой цель и достигать ее быстроту реакции и мышления, ловкость, силу, выносливость.

Оценка уровня подготовленности детей

  1. Продолжительный бег.
  2. Бег на скорость.

Основные теоретические положения,

рассмотренные в группе с воспитателем

Что такое спорт? Легкая атлетика – королева спорта. Кто такие спортсмены? Что нужно делать, чтобы стать спортсменом? Марафонский бег. Старт. Старт из разных положений. Кросс. Бег по пересеченной местности. Скорость. Секундомер. Выносливость к физическим нагрузкам.

 

Закрепление знаний в двигательной деятельности

Ходьба:

  • Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким шагом, мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок, ходьба в полуприсяде.
  • Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой, змейкой, по прямой с поворотом по сигналу, врассыпную без столкновений друг с другом.

Бег:

  • Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом.
  • Бег из разных исходных положений, в разных направлениях без столкновений, с различными заданиями, с преодолением препятствий.
  • Непрерывный бег 2 – 3 минуты. Бег со средней скоростью на 80 – 120м 2 – 4 раза в чередовании с ходьбой.
  • Челночный бег 3 – 5 раз по 10м.
  • Бег на скорость и выносливость.

Подружись с лыжней

Цель –         воспитывать интерес детей к занятиям зимними видами спорта, отдыху и развлечениям зимой.

Задачи:

  

  • создать у детей доступное целостное представление о передвижениях на лыжах;
  • ознакомить с элементарными базовыми упражнениями на лыжах;
  • формировать навыки общения с лыжами, воспитывать предусмотрительность и аккуратность.
  • повышать устойчивость организма к низким температурам.

Оценка уровня подготовленности детей

  1. Продолжительная ходьба на лыжах.
  2. ходьба на лыжах на скорость, дистанция 300 – 500м.

Основные теоретические положения,

 рассмотренные в группе с воспитателем

        Зимние виды спорта. Комфорт и безопасность на занятиях лыжами. самоконтроль на занятиях лыжами. «На лыжах кататься – природой любоваться». Лыжный кросс.

Закрепление знаний в двигательной деятельности

  • Ходьба скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину.

  • Повороты переступанием в движении.

  • Подъем на горку лесенкой, елочкой.

  • Спуск с горы в низкой и высокой стойках, торможение.

  • Ходьба на лыжах 600м в среднем темпе.

        В силу своих возрастных особенностей дети очень живо откликаются на соревнования. Соревновательная деятельность вызывают у них большой интерес,  увлекая  своей яркостью, динамичностью, эмоциональностью. И мы не ошиблись, выбрав данную деятельность формой приобщения детей к физкультурно-спортивной деятельности. Соревнования являются и путём закрепления приобретённых детьми навыков. Например, полученные детьми навыки метания в даль мы закрепляли в спортивном празднике «Олимпийские игры». Участвуя в соревнованиях, дети сами оценивают свои результат, познают свои возможности, проявляя различные физические качества – ловкость, точность движений, скорость, чувство ритма и многие другие.

         

Беседа.

Откуда пришел баскетбол

        

      Воспитатель демонстрирует различные фотографии из журналов.

-Как вы думаете, какая  это спортивная игра?

-А вы знаете, почему эта игра так называется?

«Баскет» в переводе с английского языка означает – корзина, «бол» - мяч. В эту игру играют уже 100 лет.

    Я расскажу вам одну историю, старую, как сама игра в баскетбол. Как же       всё начиналось?  

     Преподаватель одного американского университета хотел придумать новую увлекательную игру в помещении. Он решил, что лучше всего забрасывать мяч в цель, поднятую над головами игроков. Но какой должна быть эта цель?

       Сторож университета, увидев озабоченного преподавателя, решил помочь ему. Он привел его на свой склад и дал ему две корзины из-под персиков. Их прикрепили к рейкам балкона в противоположных концах зала. Так как у корзин было дно, мячи приходилось доставать с помощью лестницы-стремянки.

        Баскетбол сразу же завоевал признание зрителей. Их собиралось великое множество, и, усевшись на балконах, к которым были прикреплены корзины, они сами пытались либо сбить летящий мяч в корзину, либо забросить его туда. Они мешали играть, и корзины пришлось отделить от зрителей щитами, а дно у корзин отрезать.

Такова история возникновения баскетбола.

В России первый матч прошел Петербурге в 1928 году. С тех пор игра в баскетбол по своей популярности занимает в нашей стране одно из первых мест. В него с большим интересом играют и дети, и взрослые. А сборная команда нашей страны участвует в больших соревнованиях – чемпионатах мира и олимпийских играх.

В нашем городе также есть талантливые тренеры, команды и игроки.

Занятие

(подготовительная к школе группа)

Задачи:

  1. Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на гимнастической скамейке.
  2. Отрабатывать технику прыжка через препятствие (особое внимание обратить на силу толчка и работу рук).
  3. Развивать меткость в метании мешочка из положения сидя на скамейке.
  4. Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.
  5. Воспитывать интерес к занятиям туризмом.

Пособия: 

кубы 6-5 шт., дуги – 3-4 шт., наклонная доска Н=35-40 см, 2 гимнастические скамейки, набивные мячи – 6-8 шт., мешочки для метания – по 2 на ребенка, корзина – 2 шт., стойка с мячиком, подвешенным выше поднятой руки ребенка на 25-30 см.

Содержание занятия

  1. Вводная часть – «Туристы вышли на тропу»

Ходьба по прямой, змейкой (игра «Ниточка-иголочка) между расставленными кубами; подлезание под дуги (3-4 шт.); ходьба по наклонной доске и спрыгивание (Н=35-40см); бег в колонне обычный, с препятствиями (перепрыгивание через кубы), врассыпную, бег с ускорением (25-30 м); ходьба обычная в колонне по одному – «пришли на привал».

  1. Основная часть – «Туристы делают разминку»

  1. 1. ОРУ

1. «Прогнись»

И.п. Ноги – основная стойка, руки на поясе

В.: 1 – Правую руку поднять вверх, левую ногу отставить на носок назад, прогнуться

2 – Вернуться в И.п.

3 – То же другой рукой и ногой

4 – Вернуться в И.п. (по 6 раз)

2. «Рывки руками с поворотом»

И.п. Стойка: ноги вместе, руки перед грудью

В.: 1 – энергичный рывок руками с поворотом вправо

2 – Вернуться в И.п.

3 – То же влево

4– Вернуться в И.п. (по 4-5 раз)

3. «Наклоны»

И.п. Узкая стойка, руки опущены

В.: 1 – Наклон вправо, руки скользят вдоль туловища

2 – Вернуться в И.п.

3 – Наклон влево, руки скользят вдоль туловища

4 – Вернуться в И.п. (по 5 раз)

4. «Ноги вправо-влево»

И.п. Сидя, упор сзади

В.: 1 – Поднять обе ноги, оттянув носки

2 – Перенести ноги вправо

3 – Ноги прямо

4 – Вернуться в И.п. (по 3-4 раза)

5 – То же влево

5. Достань до пола»

И.п. Лежа на спине, руки вдоль туловища

В.: Поднять обе ноги, стараясь достать пол за головой (упражнение выполняется в индивидуальном темпе)

(3-5 раз в зависимости от возможностей и способностей детей)

6. «Выпады вперед»

И.п. Сомкнутая стойка, руки на поясе

В.: 1 – Выпад вперед правой ногой, ладони рук положить на колено

2 – Вернуться в И.п.

3 – То же левой ногой

7. «Прыжки» (в чередовании с ходьбой)

И.п. Стойка ноги вместе, руки на поясе

Детям предлагается поимпровизировать в выборе видов прыжков (30 прыжков по 3 раза).

2. Основные движения («Туристическая полоса препятствий»)

1. Ходьба по скамейке с опорой на ладони рук и стопы ног – «обезьянник».

2. Метание мешочка в горизонтальную цель (корзину) из положения сидя на скамейке.

3. Прыжки через 6-8 набивных мячей – «кочки».

4. Подлезание под гимнастическую скамейку на животе – «волчатник».

5. Подпрыгивание с доставанием с разбега (1 м) мяча, подвешенного на 25-30 см выше поднятой руки ребенка.

Способ организации – поточный круговой

3. «Ловишка» (подвижная игра)

Игра проводиться 3-4 раза.

III. Заключительная часть («По извилистой тропе туристы возвращаются домой»)

Ходьба змейкой обычным, мелким и широким шагом.

  1. Подведение итогов; оценка.

 

План проведения туристического слета.

  1. Цели.
  2. Предварительная работа.
  3. Организационные моменты.
  4. Туристическая полоса препятствий.
  5. Конкурсная программа.
  6. Подведение итогов.
  7. Награждение.

3.Организация и проведение соревнований

В начале учебного года мы составили план соревнований, включающих в себя все базовые виды физкультурно-спортивной деятельности. Исходя из региональных погодных условий, мы их разбили по месяцам.

План проведения соревнований.

Месяц

Название раздела программы

Сентябрь

«Туристята»

  • Спортивный праздник

         «День туриста»

  • Участие в районной Спартакиаде

          «Туристический слет».

Октябрь

«Легкая атлетика»

  • Спортивный праздник

          «День бегуна»

  • Участие в районной Спартакиаде

          «Осенний легкоатлетический кросс»

  • Гимнастика

Ноябрь

«Путешествие в Олимпию»

  • Спортивный праздник

          «Малые Олимпийские игры»

  • Участие в районной Спартакиаде

          «Олимпийские игры».

Декабрь –

Январь

«Баскетбол»

  • Спортивный праздник

         «Баскетболисты»

  • Участие в фестивале по баскетболу среди ДОУ.

Февраль

«Подружись с лыжней» 

 

  • «День лыжника»
  • Участие в Спартакиаде

          «Лыжный кросс».

Март

 

«Подружись с лыжней»

  • «Зимнее многоборье»
  • Участие в Спартакиаде

          «Зимние веселые старты».

Апрель

«Легкая атлетика»

  • Спортивный праздник

         « Мы быстрые и выносливые».

  • Участие в Спартакиаде

         «Весенний легкоатлетический кросс».

Май

Гимнастика

 «Спортивный фейерверк»

  • Спортивные показательные выступления

          «Какими мы стали»

  • Участие в Спартакиаде

        «Летние веселые старты»

Соревнование мы проводим в форме туристической спортивно-тренировочной прогулки. К этому мы тщательно готовимся:

  • продумываем маршрут;
  • назначаем время и день;
  • распределяем обязанности между педагогами;
  • разрабатываем и утверждаем положение о проведении соревнования (приложение);
  • знакомим с положением родителей, просим их обеспечить личное снаряжение, одежду и обувь своему ребёнку.

 

После движения по маршруту - на привале даём детям отдохнуть. В это время натягиваем палатку, готовим место для костра (дети наблюдают за укладкой и разжиганием костра). И только после этого готовимся к проведению соревнований – туристической полосы препятствий, включающей в себя задания:

  • «Пройди по бревну.
  • «Собери рюкзак».
  • «Перепрыгни через яму».
  • «Перенеси раненного».

      Соревнования для детей проводим в игровой форме. Помимо соревновательного мотива детьми движет и такой привлекательный для них мотив, как поиск клада.

Успешное прохождение этапа рассматривается как условие дальнейшего движения, своеобразный пропуск .

        При определении состава команд учитываем возможности каждого ребёнка, так как в комбинированной эстафете успех команды зависит от правильной расстановки сил, учёта способностей детей к выполнению заданий, уровня развития познавательных умений и физических качеств участника.

       Главную роль в каждом соревновании, конечно же, играет честное и правильно организованное судейство. У каждого участника мы стараемся отметить хорошие качества , которые он смог проявить, например, взаимовыручку, стремление к победе, чувства коллективизма, ответственности, доброжелательности к соперникам и др.)

      Заканчиваем соревнования обязательным награждением всех участников (используем для этого шоколадные медали и грамоты (приложение-видеозапись).

       Затем у костра мы проводим конкурс на лучшее исполнение походных песен, на знание народных  примет и т.п.

       В детском саду организуем выставку поделок из природного материала, конкурс рисунков на тему «Туристята» и выпускаем фотогазету (Приложение - фотографии).

        Таким образом, мы проводим соревнования по всем видам физкультурно-спортивной деятельности.

       Такое количество различных соревнований к концу года даёт ощутимый результат. Дети начинают качественно выполнять разнообразные движения. У них есть мотив на постоянное улучшение своих достижений.

       Кроме соревнований, которые мы проводим в детском саду, мы принимаем активное участие в Спартакиаде Индустриального района. (Приложение 2). В Спартакиаде участвуют дети, показавшие лучший результат в своём детском саду. И не удивительно, что те победы, которые одерживают наши воспитанники в Спартакиаде, не случайны. Они есть результат системного подхода в приобщении детей к физкультурно-спортивной деятельности.

 


  1. Результаты и их обсуждение

Для выяснения эффективности использования соревнования как формы приобщения старших дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности, нами были выбраны следующие методы:

  1. Исследование первоклассников общеобразовательных школ № 122, 91 г. Перми, куда поступает наибольшее количество детей МДОУ № 210.

Результаты:

  • 70% наших выпускников вспоминают физкультуру как наиболее запомнившееся событие в жизни детского сада;
  • 40% занимаются спортивной деятельностью (баскетбол, гимнастика) помимо уроков физкультуры в школе;
  • школьные педагоги и родители оценили дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность наших выпускников.

2. Анализ диагностики приобретённых умений и навыков детей на начало и конец года /13/.

 

2003 – 2004 учебный год:

  • число детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности на конец учебного года, составило 2,2 %, что на 0,2 % больше, чем в начале учебного года;
  • дети со средним уровнем составили 55,9 %, что на 5 % больше, чем в начале учебного года;
  • детей с низким уровнем было 41,9 % , что на 8 % меньше, чем в начале учебного года.

2004 – 2005 учебный год:

  • число детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности на конец учебного года, составило 17,5 %, что на 3,5 % больше, чем в начале учебного года;
  • дети со средним уровнем составили 65 %, что на 14 % больше, чем в начале учебного года;
  • детей с низким уровнем было 17,5 % , что на 5 % меньше, чем в начале учебного года

2005 – 2006 учебный год:

  • число детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности на конец учебного года, составило 19,4 %, что на 4 % больше, чем в начале учебного года;
  • дети со средним уровнем составили 78,9 %, что на 16 % больше, чем в начале учебного года;
  • детей с низким уровнем было 8,7 % , что на 3 % меньше, чем в начале учебного года.

В  2003-2004учебном году:

  •  9  человек со второй группой здоровья перешли в первую группу;
  •  5  человек перешли из третьей группы во вторую;
  • один ребёнок перешёл из четвёртой группы в третью.

  В 2004-2005 учебном году:

  • 7 человек со второй группой здоровья перешли в первую;
  • 3 человека перешли из третьей группы во вторую.

В  2005-2006 учебном году:

  •  11 человек со второй группой здоровья перешли в первую;
  •  6 человек перешли из третьей группы во вторую;
  • 1ребёнок перешёл из четвёртой группы в третью.

Помимо этого нами отмечено то, что у детей, благодаря  соревновательной деятельности, вырабатываются  положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта), им становится легче общаться  со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. У детей изживается  неуверенность, агрессивность, страх, формируется  чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над обозначенными приоритетами, мы пришли к заключению, что благодаря введению соревнований как  формы приобщения  детей старшего дошкольного возраста к базовым видам  физкультурно-спортивной деятельности помимо оздоровительного и образовательного эффекта, мы  достигли еще большей заинтересованности в занятиях физической культурой, появлении мотива достигнуть хороших результатов, стремиться  к победе, быть успешными. А это очень важные качества, нужные детям для более успешной социализации в современном обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Саулина  Т.Ф. Здоровый ребенок. Оздоровительные технологии.- М., 2001
  2. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом.-М., 2003
  3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду.-М.,2004
  4. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. – М., 2004
  5. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2005
  6. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. – М., 1977
  7. Завьялова Т.Н. Туристята//Дошкольное воспитание, №8 – 2003
  8. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., 2004
  9. Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000
  10. Лагутин А.Б., Амарян Р.И. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста//Физическая культура в школе. 4-2002
  11. Малов В.И. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М., 2001
  12. Макарова О.С. Игра, спорт, диалог. – М., 2002
  13. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – С.-П., 1998
  14. Потавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005
  15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2000
  16. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005
  17. Филиппова С. Путешествие в Олимпию// Дошкольное воспитание 6-2001
  18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2003.

 Приложение 1

Утверждаю:

____________________Заведующий «Центр развития ребенка –

детский сад № 210»

_________С.Л.Минеева

Положение

О проведении спортивного праздника «День туриста» в МДОУ «ЦРР – детский сад № 210» среди детей подготовительных групп.

  1. Цель

1. Развивать стремление  к победе и уверенность в своих силах.

  1. Задачи

1. Формирование необходимых умений и навыков пешего туризма.

2. Содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

3. Подведение итогов изучаемого раздела.

3. Участники

К участию допускаются дети, осмотренные врачом.

4. Время и место

Спортивный праздник проводится ……сентября в 1000 на спортивной площадке МДОУ.

5. Программа соревнований

  1. Бег по бревну;
  2. Эстафета «Собери рюкзак»;
  3. Эстафета «Перепрыгни через ров»;
  4. Эстафета «Переноска раненых».

6. Подведение итогов

Проведение соревнований проводится среди 4 команд. Места определяются по наименьшему количеству времени, затраченному на все 4 вида упражнений.

7. Награждение

Команды награждаются грамотами и призом.

Главный судья соревнования.


                                                                Приложение 2

Таблица

результатов VI Спартакиады среди дошкольников

Индустриального района

физкультурно-оздоровительной работы 2005 – 2006 учебный год г. Пермь.

п/п

ДОУ

Туристический

кросс

Осенний

кросс

Олимпийские

игры

Весенний

кросс

Весенние

веселые

старты

Зимние

веселые

старты

Сумма

мест

Место

1

5

2

10

9

8

9

10

48

7

2

398

12

1

1

2

2

1

19

1

3

226

3

4

8

12

5

10

42

5

4

271

5

9

9

12

13

6

64

13

5

365

– 13

10

12

11

14

9

69

15

6

210

1

3

2

3

8

2

19

2

7

182

– 13

10

17

9

14

10

73

18

8

340

7

5

7

7

10

7

53

8

9

140

– 13

10

11

12

14

10

70

16

10

112

8

10

18

12

14

10

72

17

11

23

– 13

10

13

12

8

3

59

11

12

371

– 13

7

3

10

7

7

47

6

13

196

– 13

10

4

4

1

6

38

4

14

307

10

10

6

12

14

10

62

13

15

380

6

2

5

1

3

5

22

3

16

46

– 13

10

16

12

14

10

75

19

17

152

11

10

10

12

14

10

57

10

18

305

9

10

15

5

14

8

61

12

19

367

– 13

10

7

12

12

10

64

14

20

209

4

10

16

12

6

10

58

11

21

12

13

6

16

6

11

4

56

9

22

69

13

8

16

12

14

10

73

18

Методический Совет

инструкторов физкультуры

Индустриального района:                                        Мелехин О.И.


Приложение 2

Смотр – конкурс

Физкультурно-оздоровительной работы инструкторов физкультуры

МДОУ Индустриального района 2003 – 2004 учебный год г. Пермь.

п/п

МДОУ

Олимп.

игры

Осенний

кросс

Лыжи

Зимние

веселые

старты

Семейные

старты

Весенний

кросс

Летние

веселые

старты

Турист.

слет

Кол-во

очков

Место

1

5

7

6

4

5

1

3

5

11

45

4

2

35

3

2

2

– + 11

2

4

– + 11

4

39

3

3

46

– + 10

4

– + 7

– + 11

– + 5

7

– + 11

12

65

10

4

69

5

2

5

– + 11

– + 5

– + 12

– + 11

10

51

5

5

112

8

7

– + 7

3

– + 5

8

7

7

52

6

6

182

9

– + 12

– + 7

– + 11

– + 5

10

9

3

63

8

7

196

– + 10

10

– + 7

6

– + 5

11

– + 11

13

73

11

8

210

2

1

6

2

– + 5

2

2

8

28

2

9

266

– + 10

– + 12

– + 7

10

– + 5

6

3

5

58

7

10

271

4

9

– + 7

7

– + 5

– + 12

– + 11

9

64

9

11

340

– + 10

8

– + 7

8

4

5

4

6

52

6

12

371

9

– + 12

– + 7

– + 11

– + 5

– + 12

– + 11

14

81

13

13

209

– + 10

– + 12

– + 7

9

– + 5

– + 12

– + 11

– + 13

79

15

14

398

3

3

1

1

– + 5

1

1

1

16

1


                                                                                                                        Приложение 2

Таблица

результатов Спартакиады среди дошкольников

Индустриального района

физкультурно-оздоровительной работы 2004 – 2005 учебный год г. Пермь.

п/п

МДОУ

Турист.

слет

Осенний

кросс

Олимпиада

2004

Спортивный

праздник

«Спартак»

Лыжи

Зимние

веселые

старты

Весенний

кросс

Летние

веселые

старты

Сумма

мест

Место

1

5

4

4

1

3

2

3

2

1

20

2

2

35

– 13

9

– 10

– 13

– 7

– 6

4

– 9

68

10

3

69

– 13

5

– 10

9

– 7

– 6

– 11

– 9

70

12

4

112

11

10

9

– 13

– 7

– 6

– 11

5

69

11

5

152

7

– 15

– 10

– 13

6

– 6

– 11

9

75

16

6

182

– 13

– 15

– 10

4

– 7

3

– 11

9

72

14

7

209

9

10

5

– 13

– 7

– 6

– 11

9

67

9

8

210

2

3

3

6

4

2

1

3

24

3

9

226

6

8

– 10

7

– 7

– 6

9

9

62

8

10

266

12

12

– 10

– 13

– 7

– 6

– 11

4

72

13

11

271

8

2

4

5

– 7

6

6

3

41

4

12

307

– 13

– 15

– 10

8

– 7

6

– 11

9

79

18

13

340

10

6

8

5

3

6

5

2

45

5

14

365

– 13

14

7

10

– 7

5

10

9

75

15

15

367

– 13

13

8

– 13

– 7

6

– 11

9

79

17

16

371

5

11

6

– 13

7

6

8

6

59

6

17

398

1

1

2

1

1

1

3

1

11

1

18

403

3

7

– 10

10

7

6

7

9

59

7


Приложение 3

Согласовано ___________________

Заместитель главы администрации

Индустриального района г. Перми

Полторак

Утверждаю___________________

Начальник РОО Индустриального района

Ю.И. Цыбин

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении  VIII Спартакиады дошкольников

Индустриального района г. Перми за 2006-2007 год

 под девизом «Здоровое поколение»

г. Пермь

I. Цели и задачи

  1. Формирование принципов здорового образа жизни, физической и нравственной закалки.
  2. Укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей.
  3. Закрепление основных движений юных физкультурников.
  4. Выработка интереса детей к празднику соревнований.
  5. Выявление сильнейших.  

II. Руководство

Общее руководство организацией и проведением  Спартакиады осуществляется Организационным комитетом во главе с начальником РОО Индустриального района г. Перми

  1.  Организационный комитет

Председатель комитета: Ю.И. Цыбин

Заместитель председателя: Т.А. Котегова

Члены комитета: В.П. Гуляев, О.И. Милехин

Главный судья соревнований – Гуляев Валерий Павлович

Методический совет инструкторов физкультуры Индустриального района во главе с председателем Милехиным О.И. проводит работу по подготовке мест соревнований, составление положений и организации команд.

Состав совета:

  1. Мешков Олег Иванович – ДОУ № 5
  2. Гуляев Валерий Павлович – ДОУ № 398
  3. Ешмаева Любовь Затеевна   - ДОУ № 380
  4. Краева Валентина Владимировна – ДОУ № 340
  5. Медведева Марина Александровна – ДОУ № 371
  6. Шеина Светлана Владимировна – ДОУ № 210

III. Участники

К участию в соревнованиях допускаются все детские сады Индустриального района согласно разработанных положений к каждому соревнованию.

Участие принимают старшие дошкольники 6 – 7 лет годные по состоянию здоровья.

Программа Спартакиады

  1. Туристический слет – сентябрь
  2. Осенний легкоатлетический кросс (300 м) – сентябрь
  3. «Олимпийские игры» - октябрь
  4. Семейные старты – ноябрь
  5. Лыжные гонки (300 м) – февраль
  6. Зимние «Веселые старты» – март
  7. Весенний легкоатлетический кросс (300 м) – май
  8. Летние Веселые старты» - май  

IV. Судейство

Судейство осуществляет судейская бригада из числа подготовленных инструкторов методического совета. Главный судья соревнований – Гуляев Валерий Павлович

V. Зачет

Зачеты в каждом отдельном виде осуществляется согласно разработанных положений для каждого вида. Все команды ДОУ Индустриального района делятся на две группы:

 1 группа – основная

2 группа – специальных детских садов

В каждой группе зачет осуществляется отдельно. Соревнования проводятся в форме лично-командного первенства. Составы команд определяются в каждом отдельном виде по положению.

Спартакиадный зачет осуществляется по наименьшей сумме мест, включенных в спартакиаду:

  1. Туристический слет
  2. Осенний легкоатлетический кросс – 300 м
  3. «Олимпийские игры»
  4. Лыжи – 300 м
  5. Зимние «Веселые старты»
  6. Весенний легкоатлетический кросс – 300 м
  7. Летние «Веселые старты»

Неучастие в одном из видов – дает последнее место + 5 штрафных очков.

Поощрительные 5 очков получают команды в Спартакиадном зачете за:

  1. Спартакиадную форму
  2. «Девиз-речевка» перед каждым соревнованием

VI. Награждение

За 1, 2, 3 место в каждом отдельном виде команды награждаются грамотой и призом, в личном зачете, согласно положений за 1, 2, 3 место – грамотой и призом.

В спартакиадном зачете награждаются команды детских садов, занявшие 1, 2, 3 место грамотами и спортинвентарем.

Руководители и инструктора детских садов, занявшие 1, 2, 3 место – грамотами и ценными призами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнования по плаванию среди детей старшего дошкольного возраста

Районные соревнования "Юные пловцы" среди детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) проходили 29.04.2015г. Район Внуково г. Москвы....

Соревнования «Веселые старты» среди детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в образовательных организациях подведомственных Департаменту образования города Москвы 2016-17 учебный год

Конкурсные  испытания (эстафеты) заключаются  в последовательном выполнении участником заданий, определяющих его степень владения  двигательными навыками....

Конспект викторины - соревнования по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста с родителями.

Сформировать у детей и родителей  представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека....

Соревнования по ДИП "Сонор" среди старшего дошкольного возраста . 2019г.

В детском саду "Лучик" 20 марта прошел окружной турнир по ДИП " Сонор" среди участников старшего дошкольного возраста. Из нашего сада "Василек" приняли участие Куваев Паша, Кривякина Оксана, Беспалова...

Спортивные соревнования Знатоки правил дорожного движения (старший дошкольный возраст)

Спортивное развлечение «Знатоки правил дорожного движения»(подготовительная к школе группа) Цель:• формирование у детей старшего дошкольного возраста основных навыков безопасного...

Спортивное соревнование "Сильные, ловкие, быстрые" в старшей группе, посвященное Дню защитника Отечества

Наша армия роднаяСтережёт покой страны.Чтоб росли мы бед не зная,Чтобы не было войны....