К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых
статья по коррекционной педагогике
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе с нарушениями слуха) являются социализация детей, расширение их социальных контактов, адаптация в окружающем мире. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества, в том числе и у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_dnyatelnosti.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сасовская Л.Ю.,
старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска
462403 ул. Краматорская 9В, 8(3537)23-61-71
К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья
с трудовой деятельностью взрослых
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе с нарушениями слуха) являются социализация детей, расширение их социальных контактов, адаптация в окружающем мире. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества, в том числе и у детей с ОВЗ. Работа по профориентации с глухими детьми нацелена на ознакомление с разнообразием профессий (особенно социально доступных), расширение знаний об орудиях труда, воспитание трудолюбия [1].
В разработанной нами программе дополнительного образования «Калейдоскоп профессий» были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с нарушением слуха со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны.
- конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда;
- развивать навыки общения, потребность в нем; воспитывать потребность и готовность работать в коллективе;
- расширять и обогащать пассивный и активный словарь ребенка, развивать речевое общение и др.
Реализация указанных задач строится с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждений, реализующих инклюзивную практику; принципов и основных понятий инклюзивного образования; целей, содержания и технологии организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ; основных условий реализации психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями стандарта.
В дошкольном возрасте работа по ознакомлению с профессиями направлена на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий (в силу дефекта). Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессии [2]. Для этого как нельзя лучше подходит такой вид деятельности, как проектная. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [3].
Тематика и содержание проектов для детей с ОВЗ, в том числе глухих очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, нами была использована следующая тематика проектов: игровые: «Игра-путешествие в сказочный город»; сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»; «Путешествие в мир насекомых»; творческие: «Что нам осень принесла!?»; «Веселая ярмарка»; «Театр это сказка!» ; познавательные: газета «Звездочка»; «Путешествие в Царство Математики»; конкурс «Мой герб»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) и др.
Рассмотрим более подробно особенности использования проектной деятельности в работе с глухими детьми по реализации содержания программы «Калейдоскоп профессий» на примере проекта по теме «Профессии наших родителей », реализованного в группе компенсирующей направленности ( для детей с нарушением слуха).
Цель проекта: сформировать представление детей о социально доступных профессиях, показать значимость труда взрослых.
Задачи проекта:
- Формировать интерес к людям профессий: швея, стоматолог, мастер в сапожной мастерской, повар, продавец.
- Показать значимость и необходимость каждой профессии в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
- Учить детей включать в сюжетно ролевые игры, полученные знания о профессиях, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест) и доступный речевой материал.
- Дать детям знания об основах безопасности жизни, связанные с выполнение определенных трудовых операциях.
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Проект реализовывался поэтапно.
1 этап – информационный, проводился с целью ознакомления всех участников с содержанием проекта. Были осуществлены следующие мероприятия: анкетирование родителей по вопросам организации трудового воспитания в семье; консультации для родителей "Возможности организации трудовой деятельности"; индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении уголка для организации сюжетно-ролевой игры, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей; изготовление карт схем «опиши профессию», «последовательности трудовых действий»; заключение договоров с социальными партнерами; определение возможных для посещения предприятий; создание банка презентаций по профориентационной работе.
Результаты этапа: дети стали узнавать по иллюстрациям человека определенной профессии, могли разложить последовательность трудовых операций, активно включались в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Был преодолен стандартный взгляд родителей на их роль в ДОО.
2 Этап – основной, был реализован с целью создания совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к трудовой деятельности, к профессиям и включал следующее: организация экскурсий; показ презентаций; рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций, и др.; поисково-исследовательская деятельность: «Что кому нужно?»; дидактические игры профориетационного характера; строительные игры « Строим магазин» и т. д; создание альбомов «Профессии нашей семьи»; фотовыставка «Мы помощники; этюды на изображение отдельных черт характера: «Буду летчиком» (Л. Дымов), «Умею сам» (О. Бедарев), «Неряха» (М. Пляцковский; игра с имитацией движений «Кто как работает?»; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликации, поделки; наглядная информация в информационном уголке «Поговорим о труде»; выставка рисунков «Наши профессии».
К результатам этапа можно отнести: дети используют в сюжете игры, полученные знания; с удовольствием выполняют поручения; помогают родителям и в саду при организации трудовой деятельности; умеют описывать профессию, алгоритм трудовых действий, орудия труда по схеме, в силу своих речевых возможностей; родители активные участники при организации экскурсий, изготовлении оборудования к играм.
3 Этап – итоговый, своей целью имел демонстрацию результатов совместной деятельности, а именно: выставка, изготовленных родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм; пополнение развивающей среды по трудовому воспитанию; создание презентации «Интересное в мире профессий»; выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки, поделки); обобщение и распространение опыта.
Результаты этапа: у детей сформировано представление о профессиях, повысились навыки выполнения трудовых операций, обогатились сюжеты игры.
Одним из условий успешного использования проектной деятельности как средства ознакомления с трудом взрослых являлось моделирование развивающей пространственно-предметной среды, способствующей закреплению и конкретизации имеющихся и получаемых детьми сведений о профессиях. Развивающая среда была оборудована дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности; иллюстративным материалом разной тематики; игровыми панно; разнообразными коллекциями и демонстрационными экспонатами.
Результаты итоговой педагогической диагностики свидетельствуют об эффективности использования метода проектной деятельности в работе с глухими детьми при ознакомлении с трудом взрослых.
Библиографический список
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с. - ISBN 5-7695-0034-4.
- Корень, В. Н., Калдузова, Г. В. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых / В. Н. Ревень, Г. В. Калдузова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С. 54-61.
- Морозова, Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. //Детский сад от А до Я. - 2006. - № 2 – с. 124-131.
МДОАУ « Детский сад № 60» г. Орска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....
Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....
Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...
Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Консультация для педагогов «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...
Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...