Конспект занятия по познавательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Федотова Марина Анатольевна

Очень интересно проходят занятия с детьми по познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Царица – водица»

Программное содержание. Уточнить и расширить знания детей о воде, о роли и значении воды в жизни человека и живых организмов. Формировать представление  о свойствах воды. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования, отстаивать свою точку зрения. Закрепить умение работать в коллективе, помогать друг другу, обращаться со стеклянной посудой. Развивать мышление, любознательность, эмоционально- положительное отношение к познанию свойств различных веществ.  Воспитывать бережное, экономное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Развивать речь, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,  без запаха.

Предварительная работа. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о воде, росе, дожде,  снеге  ( А. Барто «Дождь»,  Я.  Акима  «Облака» ). Беседы на тему: «Кто живет в воде», «Кому нужна вода», «Что было бы, если бы не было воды?». Игры: «Ручеёк»,  «Ходят капельки по кругу»,  «Земля, вода, огонь, воздух».

Материалы и оборудование. Глобус, презентация: «Вода» (для просмотра по телевизору), инвентарь для опытов (стаканы с водой, молоком; сосуды разной формы, куб, тарелочки с кусочками яблока, спиртовка, стёклышко, тканевые салфетки),  карточки  -  символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите на глобус, что обозначается голубым цветом? (вода).

На доске появляется карточка – символ с изображением телевизора: «Смотрим телевизор!»

Презентация  «Вода» (по стихотворению Н. Рыжовой)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

- Не зря говорят: «водица – царица!». Вы  все с водой хорошо знакомы: купались в речке, пускали кораблики в ручейках. Но давайте приглядимся к ней лучше – познакомимся с её свойствами.  Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- Мы будем работать со стеклянной посудой, какие правила  нужно соблюдать при проведении опытов? (ответы детей).

- Ребята, проходите в лабораторию,  но вход в неё непростой  (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос: «Где живёт вода?»).

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Теперь мы с вами учёные – исследователи. Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растекается по вашему блюдечку?

На доске карточка: «Думай сам»   (ответы детей).

- Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

(На доске крепится карточка – символ с изображением  1 свойства воды)

- Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это? Какой  формы сторона куба? Если мы опустим его в стакан, положим на  стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей). Нет, в любом месте он остаётся кубом. Форма его не меняется.

Опыт 2 «Вода не имеет формы».

- А есть ли  форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Я буду наливать воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает?

(На доске карточка «Думай сам»).

- Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её наливали

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. ( На доске карточка, обозначающая это свойство воды)

Опыт 3 «Вода бесцветная, прозрачная».

- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду,  что она белого цвета? (ответы детей)

Возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?  (На доске карточка «Думай сам»).

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода – прозрачная жидкость (на доске появляется карточка, обозначающая  это свойство воды).

Опыт 4 « Вода не имеет запаха и вкуса».

Возьмите с тарелочки кусочек яблока: понюхайте и попробуйте его. Какое яблоко? (душистое, ароматное, сладкое). А теперь понюхайте и попробуйте воду. Есть ли у воды  запах и вкус?

Вывод: вода не имеет запаха и вкуса (на доске появляется карточка, обозначающая эти свойства воды).

- Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле,  и в живых организмах. И человек ни дня не может прожить без воды. А какая, всё-таки вода бывает? Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода?»

Игра  «Какая бывает вода?».

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом  в руках становится в центре круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч и ответить на вопрос: «Какая бывает вода?», после чего возвратить мяч воспитателю. (Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, солёная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая, чистая, …).

- Молодцы, ребята! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать свой  эксперимент, садитесь удобнее. Смотрите, я наливаю в тарелочку немного воды и буду нагревать её до кипения над  спиртовкой. ( Над спиртовкой появляется пар). Куда исчезает вода? (На доске карточка «Думай сам»  -  ответы детей)

- Правильно, вода испаряется и  превращается в пар. 

А теперь, я подставляю стёклышко над паром и мы видим, как  пар опять превращается в капельки воды.

Вывод: вода может превращаться в пар. (На доске крепится карточка, обозначающая это свойство воды).

- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые  свойства воды вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)

Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог.

- Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательной деятельности «Красящие вещества фруктов»

Экспериментальная деятельность на занятии по познавательной деятельности с детьми второй младшей группы....

Конспект занятия по познавательной деятельности

Беседа с детьми о вредной и полезной еде...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЧТО ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ"

Даное занятие ориентированно на детей старшего дошкольного возраста. В нем удобная форма закрепления и знакомства со здоровым образрм жизи....

Конспект занятия по познавательной деятельности "Здравствуй,Масленница!"

Надо не только воспитывать и развивать детей, но и знакомить с традициями русского народа.Здесь разработанный конспект  про интересный праздник Масленнице....

конспект занятия по познавательной деятельности

конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Животные нашего леса" 2012 год...

конспект занятия по познавательной деятельности

конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Нелюбимое животное"...

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе "Магазин одежды"

1. Формировать у дошкольников понятие обобщающего слова «одежда». 2.Дифференцировать виды одежды по временам года: летняя, зимняя одежда. Узнавать  и называть предметы одежды.3.Побуждать де...