Экология. Фенологические и экологические рассказы и загадки.
занимательные факты по окружающему миру по теме
Можно использовать во всех видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фенологические и экологические рассказы и загадки. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ – ЗАГАДКИ
Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, неэффективны.
Перед нами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру дошкольника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя в том числе и игровые методы обучения.
С этой целью разработаны фенологические и экологические рассказы – загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому – то определенному сезону или даже месяцу года. В него непременно включено 8-12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения воспитателем рассказа. Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы дети объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении детей. Но мало указать ошибки, надо, чтобы школьник объяснил, почему нельзя так себя вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь; почему нельзя убивать змей и т.п.
ПО ГРИБЫ
(фенологический рассказ на тему «Осень»)
Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катюша, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях – видно, готовился в дорогу. Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!
Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.
С полным лукошком и ведерком возвращалась Катюша домой. Вышли к полю и увидели – высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.
ОШИБКИ:
- Сморчки и строчки встречаются в конце апреля – мае, но не в сентябре.
- Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.
- Люпин отцветает в июле.
- Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.
- Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля.
- Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.
- Белые журавли (стерхи) обитают в тундре.
- Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.
ЗИМНИЙ ДЕНЬ
( фенологический рассказ на тему «Зима».)
В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверно, следы ежа», - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега.
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», - сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.
ОШИБКИ:
- Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
- Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
- Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.
- Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
- Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
- «Мышкует» в сене не волк, а лисица.
В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ
(фенологический рассказ на тему «Весна»)
Еще в пятницу мы узнали от учителя радостную весть - мы идем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у касс вокзала. Сорок минут езды, и вот он – лес. Хорош лес в конце апреля! Нежное, тонкое зеленое кружево листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтенькой птички. «Это сойка!, - закричал Петя, - она только на днях прилетела из теплых краев».
На согретых солнышком косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. в воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.
А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.
Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север, где юг? И как всегда, подал голос всезнающий Петя: «Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут учительница достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей – первый солист лесной оперы. В вагоне поезда учительница нам сказала: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не сделайте ошибок!»
ОШИБКИ:
- Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
- Сойка – не летающая птица, она не пестрая, с рябоватыми передними частями крыльев.
- Сойка – оседлая птица, на зимовку не улетает.
- Иван-да-марья и иван-чай зацветают в июне.
- Липа цветет летом (июнь - июль).
- Летние опята – в июне – июле, осенние – с конца августа.
- Черные грузди появляются летом.
- Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
- Почки на дубах распускаются в конце мая.
- У муравейника северная сторона круче южной.
ЛЕТО
( фенологический рассказ на тему «Лето». «Животные и растения занесенные в красную книгу».)
В этом году мы решили продолжить наши поездки в лес и летом. Еще в мае мы договорились в первое воскресенье июля собраться утром на привокзальной площади. Конечно, не все пришли – многие уехали отдыхать в другие места.
Хорошо летом в лесу! Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом лесу – это брусника, нам очень понравился ее кисловато-горький вкус. В кустах над ручьем заливался соловей, вдали куковала кукушка. Белый ковер цветущей ветреницы дубравной словно пуховым одеялом покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил свое гнездо орлан – белохвост. Много всяческой добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и он сам – высоко парит под облаками. Зрение у орлана прекрасное, с такой высоты он хорошо видит, где спрятался зайчонок, где пробежала глухарка с выводком.
А что это за интересное растение с небольшим светло-розовыми цветками? «Я знаю, - закричал Петя, - это волчье лыко, очень ядовитое растение!»
Попадались нам и разные грибы – белые, сморчки. Это съедобные грибы, мы немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки и навозники мы старались обходить стороной – это грибы ядовитые.
На краю болота мы увидели лосиху со своим длинноногим неуклюжим лосенком. Чтобы спастись от надоедливых комаров, лоси забрались в воду. Неожиданно в кустах раздался сильный шум, словно великан пробирался по лесу. Так и есть – великан, красавец зубр вышел из кустов на поляну, постоял в задумчивости и медленно побрел дальше. Пригревало солнышко, в воздухе все ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся бабочки – лимонницы, махаоны.
Неожиданно раздались громкие трубные звуки – это пара серых журавлей пролетела над лесной поляной. Поют зяблики, пеночки, в воздухе медленно плывут тонкие паутинки. Красиво в лесу!
ОШИБКИ:
- Брусника плодоносит позже – во второй половине августа и до морозов.
- Соловей в июле уже не поет.
- Ветреница дубравная отцветает в мае.
- Волчье лыко цветет в апреле.
- Сморчки встречаются рано весной.
- Орлан – белохвост ест рыбу, а не зайцев и глухарок.
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ:
- орлан – белохвост
- зубр
ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ
(экологический рассказ)
За неделю только и было разговоров о поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивали их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:»Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром.
Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ:
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические рассказы
Экологические сказки - работы детей...
Экологическая игра "Отгадай загадки и составь карту мира"
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст.Задачи: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в ре...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ВИКТОРИНА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКОЛОГИЯ) для детей младшей группы ТЕМА: ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ: «ОВОЩИ»
Презентация: Викторина по познавательному развитию (экология) «Загадки с грядки: Овощи».Цель презентации: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологиче...
Проект "Экологические рассказы"
Государственное Образовательное Учреждения школа №1273Структурное Подразделение № 3Старшая №5 « Дружок» Проект «Экологические рассказы»...
Проект "Экологические рассказы"
Государственное Образовательное Учреждения школа №1273Структурное Подразделение № 3Старшая №5 « Дружок» Проект «Экологические рассказы»...
Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».
Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....
Экология для детей - как рассказать детям об экологии?
Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема по охране окружающей среды – формирование начала экологической культуры у детей; формирование осознанно правильного отношения к объектам и явл...