Экология. Фенологические и экологические рассказы и загадки.
занимательные факты по окружающему миру по теме

Комардина Наталья Владимировна

Можно использовать во всех видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

    ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ – ЗАГАДКИ

      Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, неэффективны.

      Перед нами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культуру дошкольника.      Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя в том числе и игровые методы обучения.

      С этой целью разработаны фенологические и экологические рассказы – загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому – то определенному сезону или даже месяцу года. В него непременно включено 8-12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения воспитателем рассказа. Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы дети объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу.

     Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении детей. Но мало указать ошибки, надо, чтобы школьник объяснил, почему нельзя так себя вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь; почему нельзя убивать змей и т.п.

                                                                            ПО ГРИБЫ

                                                (фенологический рассказ на тему «Осень»)

     Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катюша, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях – видно, готовился в дорогу. Катюша с дедушкой вышли из дому  и пошли краем  села   к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

      Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша   земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

      С полным лукошком и ведерком возвращалась Катюша домой. Вышли к полю и увидели – высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

ОШИБКИ:    

  1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля – мае, но не в сентябре.
  2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.
  3. Люпин отцветает в июле.
  4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.
  5. Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля.
  6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.
  7. Белые журавли (стерхи) обитают в тундре.
  8. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.

                                                                 ЗИМНИЙ ДЕНЬ

                                              ( фенологический рассказ на тему «Зима».)

       В  классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.

      Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверно, следы ежа», - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега.

Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», - сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

     Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

ОШИБКИ:

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
  2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
  3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
  5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
  6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.

                                                               

                                                              В  ВЕСЕННЕМ  ЛЕСУ

                                                   (фенологический рассказ на тему «Весна»)

             Еще в пятницу мы узнали от  учителя радостную весть - мы идем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у касс вокзала. Сорок минут езды, и вот он – лес. Хорош лес в конце апреля! Нежное, тонкое зеленое кружево листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтенькой птички. «Это сойка!, - закричал Петя, -  она только на днях прилетела из теплых краев».

            На согретых солнышком косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. в воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.

            А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

           Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север, где юг? И как всегда, подал голос всезнающий Петя: «Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут учительница достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей – первый солист лесной оперы. В вагоне поезда учительница нам сказала: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не сделайте ошибок!»

ОШИБКИ:

  1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
  2. Сойка – не летающая птица,  она не пестрая, с рябоватыми передними частями крыльев.
  3. Сойка – оседлая птица, на зимовку не улетает.
  4. Иван-да-марья и иван-чай  зацветают в   июне.
  5. Липа цветет летом (июнь - июль).
  6. Летние опята – в июне – июле, осенние – с конца августа.  
  7. Черные грузди появляются летом.
  8. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
  9. Почки на дубах распускаются в конце мая.
  10. У муравейника северная сторона круче южной.

                                                                         

                                                                            ЛЕТО

(        фенологический рассказ на тему «Лето». «Животные и растения занесенные в красную книгу».)

          В этом году мы решили продолжить наши поездки  в лес и летом. Еще в мае мы договорились в первое воскресенье июля собраться утром на привокзальной площади. Конечно, не все пришли – многие уехали отдыхать в другие места.

         Хорошо летом в лесу! Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом лесу – это брусника, нам очень понравился ее кисловато-горький вкус. В кустах над ручьем заливался соловей, вдали куковала кукушка. Белый ковер цветущей ветреницы дубравной словно пуховым одеялом покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил свое гнездо орлан – белохвост. Много всяческой добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и он сам – высоко парит под облаками. Зрение у орлана прекрасное, с такой высоты он хорошо видит, где спрятался зайчонок, где пробежала глухарка с выводком.

        А что это за интересное растение с небольшим светло-розовыми цветками? «Я знаю, - закричал Петя, - это волчье лыко, очень ядовитое растение!»

        Попадались нам и разные грибы – белые, сморчки. Это съедобные грибы, мы немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки и навозники мы старались обходить стороной – это грибы ядовитые.

       На краю болота мы увидели лосиху со своим длинноногим неуклюжим лосенком. Чтобы спастись от надоедливых комаров, лоси забрались в воду. Неожиданно в кустах раздался сильный шум, словно великан пробирался по лесу. Так и есть – великан, красавец зубр вышел из кустов на поляну, постоял в задумчивости и медленно побрел дальше. Пригревало солнышко, в воздухе все ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся бабочки – лимонницы, махаоны.

      Неожиданно раздались громкие трубные звуки – это пара серых журавлей пролетела над лесной поляной. Поют зяблики, пеночки, в воздухе медленно плывут тонкие паутинки. Красиво в лесу!

ОШИБКИ:

  1. Брусника плодоносит позже – во второй половине августа и до морозов.
  2. Соловей в июле уже не поет.
  3. Ветреница дубравная отцветает в мае.
  4. Волчье лыко цветет в апреле.
  5. Сморчки встречаются рано весной.
  6. Орлан – белохвост ест рыбу, а не зайцев и глухарок.

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ:

  1. орлан – белохвост
  2. зубр

                                                       ВОСКРЕСЕНЬЕ  В  ЛЕСУ

                                                                 (экологический рассказ)

               За неделю только и было разговоров о поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

               Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивали их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

 Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:»Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то  птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

  Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром.

Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до стоящего дерева и спрятаться под ним.

  Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

  С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

ОШИБКИ,  СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще  запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается  микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в  этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические рассказы

Экологические сказки - работы детей...

Экологическая игра "Отгадай загадки и составь карту мира"

Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст.Задачи:  формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в ре...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ВИКТОРИНА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ЭКОЛОГИЯ) для детей младшей группы ТЕМА: ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ: «ОВОЩИ»

Презентация: Викторина по познавательному развитию (экология) «Загадки с грядки: Овощи».Цель презентации: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологиче...

Проект "Экологические рассказы"

Государственное Образовательное Учреждения школа №1273Структурное Подразделение № 3Старшая №5 « Дружок»           Проект «Экологические рассказы»...

Проект "Экологические рассказы"

Государственное Образовательное Учреждения школа №1273Структурное Подразделение № 3Старшая №5 « Дружок»           Проект «Экологические рассказы»...

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....

Экология для детей - как рассказать детям об экологии?

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема по охране окружающей среды – формирование начала экологической культуры у детей; формирование осознанно правильного отношения к объектам и явл...