Экология для детей - как рассказать детям об экологии?
статья по окружающему миру

Ерофеева Оксана Викторовна

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема по охране окружающей среды – формирование начала экологической культуры у детей; формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивать экологическое мышление; обучение практическим действиям по охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.kak_rasskazat_detyam_ob_ekologii.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экология для детей - как рассказать детям об экологии?

Ерофеева Оксана Викторовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 395 города Челябинска»

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная проблема по охране окружающей среды – формирование начала экологической культуры у детей; формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивать экологическое мышление; обучение практическим действиям по охране природы.

«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок
- и сразу же приведи в порядок свою планету."
           Сент -Экзюпери, "Маленький принц"

Наш мир очень многогранен и прекрасен. Природа которая окружает нас совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.

Понятие «Экология» и все, что с ним связано навсегда вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его каждый по- разному. С научной точки зрения есть много определений. Одно из самых распространенных: экология –это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

Прежде чем рассказать детям об экологии, поговорите с ними о природе. Объясните, что люди — это тоже часть природы. В природе нет не нужных или лишних, здесь важно все: от гигантского солнца на небе, до маленького муравья в траве.

На самом деле экология- глобальная тема и это отнюдь не детская проблема, но, важно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе. Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в детском возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека. Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц. А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию, красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития. Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

В своей статье я хотела с вами поделиться своими рецептами, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии. На мой взгляд, экологичный образ жизни — это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно. Я хочу поведать, как можно с любовью передавать детям знания экологии простым образом.

Предлагаю несколько рекомендаций и заданий которые можно выполнить с ребенком.

  • Рассказать, зачем нужно экономить электричество. И наклеить рядом с выключателями и розетками напоминания о том, что свет и электроприборы надо выключать. Также можно вместе сходить в магазин и купить энергосберегающие лампочки.
  • Сортировка мусора. Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек.  Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.
  • Поговорить про экономию водных ресурсов. Вместе налить в чайник немного воды и показать, что она быстро закипает. Объяснить, что ради одной чашки чая не надо набирать полный чайник, так экономится вода и электричество. Также можно найти десятилитровое ведро и показать ребенку, сколько воды отправляется в канализацию, пока он чистит зубы. И объяснить, что кран нужно закрывать, чтобы не тратить ресурсы впустую.
  • Научить ребенка не бросать мусор на землю. Для этого можно превратить поиск урны в миссию и игру. Включить супервнимание и оглядывать окрестности супервзглядом в поисках урны. Сосчитать, сколько шагов до ближайшей урны. Спрашивать встречных прохожих, не видели ли они урну. Нарисовать мелом на асфальте стрелочки-подсказки, чтобы другие тоже могли найти урну.
  • Поговорить про разумное потребление. Найти дома сломанные вещи и вместе починить их. Или найти в интернете варианты поделок, которые можно смастерить из старых вещей. Можно устроить волшебную мастерскую.

  • Научите детей пользоваться многоразовыми упаковками: для бутербродов, для еды, которую убирают в холодильник. Объясняйте, что даже небольшое уменьшение пластика в мире может спасти жизнь животных и растений, а также нашу жизнь. Пусть любимый персонаж из мультфильма или книги на многоразовых емкостях будет помогать воздерживаться от одноразовой посуды, на прогулку берите свою бутылку для воды или красивый стакан с крышкой, а не покупайте напитки.
  • Можно работать вместе в саду или, если такой возможности нет, вместе посадить растение, чтобы ребенок мог о нем заботиться, прорастить горошинку или фасолинку. Это интересный способ узнать, как растениям нужны солнце, вода и почва.
  • Познакомьте ребёнка… с червями. Объясните, как черви помогают делать удобрение для растений. Пара земляных червей — отличные неприхотливые домашние животные (и обычные улитки, кстати тоже).
  • Отдавайте игрушки и одежду, которые вы не используете.  — это приятно, и вещи могут пригодиться другим (а старые — отправиться в переработку). Предложите ребенку самому выбрать, чем он готов поделиться, и кому это передать, возьмите его с собой, когда отвозите вещи, чтобы он знал о нуждающихся людях.
  • Собирать макулатуру и сдавать. Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу. А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать детям, для чего мы это делаем.
  • Купить многоразовую сумку для магазина. Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками. Детям для похода в магазин тоже можно приобрести свою маленькую эко-сумочку.
  • Играть в экологичные игры. В двух словах скажу так, не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков.  И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями.
  • Как можно чаще общаться с живой природой здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает.  Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Я рекомендую, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.
  • Учите его уважать природу. Читайте вместе книги про жизнь животных, растений и насекомых, смотрите мультфильмы и передачи про животных, про то, как люди могут им помогать (или хотя бы не сильно мешать). Есть электронные приложения и игры, обучающие детей охране окружающей среды. Помните, дети учатся, играя! Но самое главное — они учатся от вас.

Таким образом, экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. 

Собственный пример – это самое главное в воспитании маленького человечка – будущего большого жителя планеты Земля! И именно мы– взрослые, приобщая детей к экологической культуре, способствуем гармоничному развитию личности, в чем так нуждается наше современное общество.

Список используемой литературы:

1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

3.Павлова.Л Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

5. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27

6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Консультация для родителей «Как рассказать детям об экологии»

Экология для детей — это важная тема настоящего и будущего.Экология занимает важную часть в жизни каждого из нас....

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Рассказываем о планетах и звездахМы живем на планете Земля. Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой е...

Консультация для родителей «15 интересных способов, как рассказать детям об экологии»

Экология для детей — это важная тема настоящего и будущего....

Методические рекомендации "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Чтобы пробудить у дошкольника представления о космосе, о п...

Интересные способы, как рассказать детям об экологии.

Наш мир очень хрупок и красив. Окружающая нас природа совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.Экология – это наука о законах...