Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сёмушкина Оксана Валерьевна

На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её, любить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы ЮВОУО

Государственное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 968

109544, Г.Москва, Ул. Шоссейная, д.10, тел. (495) 3534111

Открытое занятие по экологии

Экологическая пирамида

 

                                                                   Провела: воспитатель

                                                                              логопедической группы №9

                                                           Сёмушкина О.В.

Москва, 2011

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

"Экологическая пирамида"

Программное содержание: развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья по их листве: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Развивать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Материал к занятию: предметные картинки: насекомые, птицы, деревья,  лес. Мяч. Комнатные растения, заранее посаженная рассада.

                                                        ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Дети встают в круг на ковре)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

« Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»

- О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

ДЕТИ: О весне.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

ДЕТИ: Дошла. Апрель.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас мы поиграем в игру « У кого мяч, тот отвечает!»

Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

ДЕТИ: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синее, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Можно услышать капель, увидеть проталины и т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

(Дети подходят к уголку природы)

ДЕТИ: Растения лучше растут, расцвела герань, листва ярко зелёного цвета, посажена рассада, птицы на улице стали больше и энергичнее щебетать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно,  усилился  рост  растений,  появилось много  новых   ростков,  некоторые   зацвели.  Но  вот  у нас   все  зелено,  а  на улице нет. Почему?

ДЕТИ: Не хватает солнца, воды, тепла.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?

ДЕТИ: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем и протираем листву.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

ДЕТИ: Все завянет и погибнет.

(Дети садятся на стульчики)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы растим их  и обязательно должны  заботиться о  них,   ухаживать  за  ними.

   А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку:

« Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
 

«В шубе летом, а зимой раздетый»

« Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем»
«Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки и лисицы»

- Что это?

ДЕТИ: Лес.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы так решили?

ДЕТИ: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными.

Игра «С какого дерева листок?» У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку. И отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растёт.
(Воспитатель контролирует, как дети выполняют задание.)

У кого были берёзовые листочки? Почему они так называются? (Аналогичная работа с другими листочками)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

ДЕТИ: Тепло, свет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?

ДЕТИ: Солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

ДЕТИ: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

ДЕТИ: Насекомых.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

ДЕТИ: Птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

ДЕТИ: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать насекомых?

ДЕТИ: Некому будет опылять растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать растения?

ДЕТИ: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотим мы этого?

ДЕТИ: Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Оставим пирамиду жизни правильной, такой, какая она сейчас. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»

Молодцы, ребята, наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"

В этом конспекте ребят знакомят  с экологической пирамидой-цепочкой.А так же  убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Экологическая пирамида"

Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Экологическая пирамида" ...

конспект занятия "Экологическая пирамида" средняя группа

конспект занятия "Экологическая пирамида" средняя группа...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: «Призма и пирамида»

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать  предметы в форме призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до  5, представления о числе и цифре 5; закреп...

Конспект интегрированного занятия по математике «Пирамиды»

Конспект интегрированного занятия по математике «Пирамиды»Интеграция:НаправленияОбласти Социально-личностное развитиеСоциализация Познавательно-речевое развитиеПознание: сенсорно...