Занятие по экологии " Путешествие с комнатными растениями"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Обобщить и пополнить знания детей о комнатных растениях, уточнить приемы ухода за комнатными растениями; исследовательская деятельность: растении – это часть природы, закрепить знание о глобусе; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Глобус, комнатные растение: Бальзамин, Алоэ, Кактус эпифиллюм, Хлорофитттум, аспарагус, Фикус, Жгучий хвост, Традесканция, Посадка традесканции.
Ход занятия:
Вос-ль: Посмотрите в окно. Какое время года?
Дети: Зима.
Вос-ль: А у нас на окнах лето. Это зеленеют и цветут комнатные растении. Скажите, а почему они называются комнатные растения?
Дети: Потому что их родина далекие страны, где не бывает зимы и у нас они могут расти и цвести только в квартирах.
Вос-ль: Почему мы любим комнатные растения?
Дети: Домашние растение учат познавать мир, украшают наши дома, делают жизнь красивее.
Вос-ль: А в чем их польза?
Дети: Днем, на свету растения питаются углекислый газом, выделяя при этом кислород. Кроме того, растения в комнатах не только улучшают состав воздуха, но и увлажняют его, испаряя воду листьями, чем обличают дыхание людям.
Вос-ль: Ребята, какие комнатные растения вам больше нравятся?
Дети: Бальзамии, Щучий хвост, традесканция, алоэ, бальзамин…
Вос-ль: Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Бразилии, пустынь Африки и Мексики. Дети. А вы любите путешествовать?
Дети: Любим?
Вос-ль: Мы объединим весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах. Мы попробуем узнать, как живут наш растения на родине, посмотрим, какую пользу они приносят, как правильно за ними ухаживать. А путешествовать вам поможет глобус. Дети, что такое глобус? Мы с ним уже знакомы.
Дети: Глобус – это модель земли, на нем нарисовано все то , что есть на земле: океаны и море, реки озера, горы и пустыни.
Вос-ль: Отправимся в путешествие по родным местам наших комнатных растений Ребята, мы с вами попали в пустыню. Давайте уточним, какими красками обозначена пустыня.
Дети: Пустыня на глобусе обозначена коричневой краской, с черными точками.
Вос-ль: В пустыне нас встречает знакомый Алоэ. Ребята, кто нам расскажет про него?
Дети: Стебель тонкий, изогнутый. Желтовато – коричневый. От одного корня отходят несколько стеблей. На верхушке стебля сидят листья. Листья алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Если полить лист водой, то вода скатывается, а лист остается сухой.
Вос-ль: А какую пользу приносит алоэ?
Дети: Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте вдоль и приложите внутренней частью к ранке. Ранка быстро затянется. Настой алоэ с медом употребляют и как лекарство.
Вос-ль: Вот видите ребят, какую пользу приносит алоэ. Оказывается, алоэ – это лекарственное растений. А вот кактус эпифиллюм, растет во влажных тропических лесах. Ребята, давайте вспомним про него?
Дети: Кактус эпифиллюм с небольшими плоскими, состоявшими из отдельных свисающих члеников, очень напоминающих листочки. Этот кактус – растет на других растениях, на ветках и стволах высоких деревьев. Его плоские стебельки легко обламываются и падая на ствол дерева или землю дают корешки – так и вырастают новое растение. Эпифиллюм бывает сплошь покрыт ярко – красными цветами, их бутоны напоминают летящих птичек с вытянутыми шейками. Его называют еще декабрист, т.к. он расцветает в декабре.
Вос–ль: Вот видите, как интересно размножается эпифиллюм. А сейчас мы с вами отправимся на мыс Д. Надежды. Посмотрите, Ребята, где он находится (вос-ль показывает). А теперь скажите, какие растения там живут?
Дети: Хлорофитум, аспарагус…
Вос-ль: Ребята, а что вы знаете о хлорофитуме?
Дети: Родина этого растения - М. Доброй Надежды, где оно растет как декабрист на коре деревьев. Когда в засухе мало влаги и в коре деревьев, хлорофитум живет за счет влаги в своих корнях. Хлорофитум не прихотливое растение, и поливать его можно редко. Он очень красив и долго живет настенной вазочке. Его побеги с пучками листьев, а иногда с белыми цветочками красиво спускаются вниз.
Вос-ль: Правильно ребята. Вот мы и про хлорофитум вспомнили. На окнах можно часто встретить изящные растения. Темно – зеленые ветки, как пуховые перья гигантской птицы – «легкие, нежные», почти сквозные «листочки», тонкие и мягкие, как пушинки. Стебли цепляются, с небольшими колючками. Это растение называется аспарагус. Хотя у аспарагуса и фальшивые листочки ( листочков у аспарагуса нет, это веточка и называется они – кладодии). Аспарагус лучше питательной почве. Летом его поливают часто. Аспарагус светолюбивое растение. Ребята, с каким растением мы познакомились? Как оно называется?
Дети: Аспарагус.
Вос-ль: А сейчас мы попадем в Индию. Скажите, а какие растения вы знаете, которые там живу?
Дети: Фикус.
Вос-ль: Дети, давайте вспомним о фикусе, как он живет на родине?
Дети: Фикус на родине совсем не такой, как у нас. Это громадное дерево с круглой кроной. У него крупные, кожистые, овальные, блестящие листья на длинных черешках, листья расположены поочередно. Молодые листья свернуты в трубочку и покрыты чехлом. При распускании листа он опадает.
Вос-ль: Ребята, как можно размножать фикус?
Дети: На стебле делают надрез, в него вставляют небольшое стеклышко, чтобы края не сраслись, надрез оборачивают ватой и каждый день ее смачивают, когда появляются корешки ветки срезают и сажают в почву.
Вос-ль: А еще как можно размножить?
Дети: Можно весной срезать веточку и поставить в банку с водой. Ветку держать на светлом окне, а банку обернуть белой бумагой, чтобы вода не нагревалась. Когда образуются корешки посадит в почву.
Вос-ль: Ребята, оказывается фикус размножается несколькими способами. А что нужно сделать, чтобы фикус рос лучше?
Дети: Чтобы фикус лучше рос, летом его нужно проливать обильно, зимой умеренно. Каждую весну обильно, зимой умеренно. Каждую весну пересаживать в новую землю. Каждую неделю обмывать листья и чаще опрыскивать. Фикус любит свет.
Вос-ль: Правильно ребята, ведь фикус – растение влажного тропического леса Индии. На окошках рядом с нашими комнатными растениями можно увидеть странное растение с твердыми торчащими прямо из земли листьями. Листья растут из ползущего корня. Темные и светлые поперечные полосы на этих листьях напоминают чешую рыбу. Как называется это к/растение?
Дети: Щучий хвост, Сансевьера.
Вос-ль: Правильно дети. (показывает «Бальзамин»). Дети, а это к/растение как называется?
Дети: Его называют «Огонек», потому что он цветет малиновым цветом, лепестки которого похожи на огоньки.
Это растение называют еще «Ванька – Мокрый». Он предсказывает погоду и когда должен идти дождь по краям листьев образуются капельки, похожи на слезки.
Вос-ль: Вы правильно заметили, ребята. А как его еще называют?
Дети: Бальзамин. Он похож на маленькое деревце, у него хрупкий светло – зеленый стебель, сочные яркие овальные листья.
Вос-ль: Дети, бальзамин не выносит курильщиков. Табачный дым вреден для растений так же как и для детей. Если бальзамин накрыть банкой и напускать табачного дыма, то растение погибнет. Вот ребята, оказывается табачный дым вреден не только людям. Но и цветам.
Странные бывают названия у растений. Одно из самых распространенных растений раньше называли «бабьи сплетни». Ребята, о каком к/растении я говорю?
Дети: Традесканция.
Вос-ль: Правильно. А где родина у традесканции?
Дети: Традесканция растет в тропической Америке. У нее длинные стебли, на них поочередно располагаются ярко – зеленые листья, иногда традесканция цветет белыми цветочками.
Вос-ль: А каких условиях лучше будет расти традесканция?
Дети: Она не переносит прямых солнечных лучей, нуждается в обильной поливке.
Вос-ль: А как размножается традесканция?
Дети: Стебли у нее очень хрупкие и легко отламываются, но они быстро дают корешки. Если отламываются, но они быстро дают корешки. Если посадить во влажную землю срезанную веточку, то через несколько дней она даст корешки.
Вос-ль: Правильно ребята, традесканция очень быстро размножается и ей хорошо украшать комнату. Ребята, сегодня мы вспомнили как живут к/растения у себя на родине, как размножаются. А сейчас наше путешествие заканчивается. А таких путешествий у вас будет много в школе на уроках географии, а глобус будет верным спутником. (Вос-ль показывает кашпо). Дети, какое красивое кашпо, давайте в него посадим к/растение. Какое растение быстро размножается?
Дети: Традесканция.
Вос-ль: Правильно дети, если мы посадим ее, то веточки с листьями будут красиво свисать вниз. Традесканция – незаменимое растение для настенных вазочек.
Посадка традесканции.
Вос-ль: Ребята, как мы будем ухаживать за традесканцией?
Дети: Кашпо повесим подальше от солнечных лучей, будем поливать, рыхлить землю, опрыскивать, мыть листочки.
Вос-ль: Правильно ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению детей с комнатными растениями (фикус) в I младшей группе
Продолжать приобщать детей к миру природы, развивая конкретные представления о растениях: ствол – один, листьев – много (широкие, блестящие, чистые) и об основных способах ухода за ними (полив)....
КВН по экологии "В кругу комнатных растений".
Разработка конспекта мероприятия для подготовительной группы детского сада по экологии все о комнатных растениях....
Конспект НОД по экологии "Ухаживаем за комнатными растениями"
Данный материал можно использовать для закрепления знаний о комнатных растениях....
НОД по экологии "Уход за комнатными растениями"
НОД по экологии "Уход за комнатными растениями"...
Конспект занятия по ознакомлению детей с природой (экология) на тему: «Комнатные растения» (средняя группа).
Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, бережное отношение к ним, желание делать окружающую обстановку красивой....
Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»
Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ«Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»...
Конспект занятия по экологии. Тема «Мытье комнатного растения»
Конспект занятия по экологии.Тема «Мытье комнатного растения»Цели:Формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труд...