Решение проблемных ситуаций с применением игр Триз
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа)
Материал для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Ардатовский муниципальный округ
Выступление на РМО воспитателей
«Решение проблемных ситуаций с использованием
игровых методов и приемов ТРИЗ»
Воспитатель :
Глухова Наталья Викторовна
р.п.Ардатов,2024г.
Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов
Задачи:
- Познакомить коллег с одним из способов формирования познавательной активности детей дошкольного возраста - технологией ТРИЗ
- показать конкретные примеры игр
Слайд1. Добрый день, уважаемые коллеги.
Одной из эффективных методик проблемного обучения является технология ТРИЗ. Использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ самым прямым образом сказывается на развитии познавательных способностей ребенка и его умственном развитии.
Слайд2. На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика, как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики.
Слайд3. В основе ТРИЗ - педагогики лежит проблемно-поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но прежде всего, учатся самостоятельно их добывать. Начинает вырабатываться творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.
Слайд 4. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию. Г. А. Репина отмечает, что при применение ТРИЗ, каждый чувствует себя умелым, знающим и способным вместе с другими конструктивно справиться с любой задачей.
Коллеги, предлагаю вашему вниманию несколько ТРИЗ игр.
Цель теории решения изобретательских задач - формировать конструктивное мышление и воспитывать творческую личность.
Итак, игра «Теремок»
Через игру “Теремок” дети среднего возраста учатся выделять общие и различные признаки, путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление, у детей развивается творческое воображение, а также связная и образная речь. Эту игру можно использовать с детьми с 5 лет и проводить с подгруппой детей.
Для игры я специально сделала пособие «Теремок»
В верхнее окошечко ставится картинка - хозяин теремка.
В другие вставляем объекты, которые чем- то похожи на хозяина теремка или отличаются от него.
Сейчас предлагаю вам посмотреть видео этой ТРИЗ игры.
Также в ТРИЗ есть приемы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи, один из них «Увеличение-уменьшение». Его суть: нужно мысленно представить, как какой-нибудь предмет начинает мысленно «увеличиваться», становиться все больше и больше или наоборот «уменьшаться». А для этого я придумываю «Волшебную палочку».
Дети поочереди высказывают спои предложения. Затем усложняем задание.
Задаем вопрос «А для чего я хочу это сделать?»
Предлагаю вашему вниманию видео игры «Увеличение – уменьшение»
Есть в ТРИЗ технологии прием фантазирования «Бином фантазии». Упражнение «Волшебный мешочек» из серии игр по подготовке к обучению грамоте. Ее целью является упражнение детей в различении и назывании животных и предметов по ярким признакам, развитие тактильных ощущений, активизация словаря и лексико-грамматический строй речи
В один мешочек заранее кладутся 4-5 игрушек животных, в другой – 4-5 предметов. Дети по очереди достают пару предметов из двух мешочков на ощупь, узнавая, а затем проверяя себя. Потом составляя предложение с этими словами, (например – Мишка нашел в лесу яблоко, Медведю на голову упало яблоко).
Сейчас вашему вниманию представляю видео игры «Волшебный мешочек»
3 задание «Составь загадку»
Я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ. Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста. Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку». Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с такую загадку!.
Командам даются по две картинки, на которые нужно сочинить загадки. Потом команды отгадывают загадки друг друга.
В заключении хочу сказать. Опираясь на технологию ТРИЗ можно эффективно решать проблемы обучения дошкольников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.
Методы Триз-идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения.
Играйте в ТРИЗ игры! Они развивают познавательную активность, фантазию, смекалку, находчивость, обогащают словарный запас. развивают речь, сплачивают всех участников игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...

Конспект ООД с применением алгоритма решения проблемных ситуаций "Ох и Ах готовятся к Новому году"
ООД с применением элементов мозгового штурма, являющихся одним из основных методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Этим элементом является алгоритм решения проблемной ситуац...

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ
Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...