Семинар практикум «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по обучению грамоте

Работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, процессу лежащему в основе чтения и письма. Методика проведения занятий по возрастам. Структура занятия. Практическая часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ТЕМА: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

БАЙНАЗАРОВА Ю.Д.;

ПЕРВАЯ

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ

КАТЕГОРИЯ

ОРЕНБУРГ 2025

1 слайд

Работу подготовке к обучению грамоте можно разделить на этапы:

  1. Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.
  2. Знакомство с гласными звуками
  3. Знакомство с согласными звуками
  4. Знакомство с буквами

2 слайд

Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет

Прежде всего занятия с детьми 3–4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, помочь в чем-то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т. д. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Все упражнения проводятся в игровой форме.

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

3 слайд

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

Например, на одном занятии можно использовать наборы предметов из разных материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, «одушевляя» и наделяя их соответствующими ролями, театрализация знакомой сказки.

4 слайд

Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Используемые игры для развития словаря:

Игра «Вспомни слово». Дошкольники становятся в круг и по очереди называют соседу любое существительное. Повторяться нельзя

Игра «Мы идём в магазин за продуктами, можно покупать всё, что хочешь. Называем только те слова, которые являются продуктами».

Игра «Эхо». Малыши должны так повторить вторую часть слова, чтобы получилось новое (пирожок — рожок, паровоз — воз и т. д.). Другой вариант игры — назвать слово, отбросив первый звук (двор — вор, кров — ров, драма — рама, крот — рот, коса — оса).

Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:

-переключение внимания детей на звуковую сторону речи, развитие образного восприятия

До этого речь выступала в своей основной коммуникативной роли как средство общения. Например, если спросить ребенка, какое слово больше: слон (лев, тигр) или мышонок (лягушонок, котенок), то можно получить ответ, соответствующий образному восприятию ребенка. Он скажет, что слово мышонок, конечно же, меньше слова слон, так как звуковая оболочка слова не выступает для него материально, ее никак нельзя обследовать, взять в руки и пощупать. Сказанное слово быстро ускользает, а образ, привычный ребенку, остается. Итак, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Это также необходимо учитывать в ходе работы.

-определять первый звук в слове

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа.

Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук (р-роза, р-ракета, р-рак, р-руки) и демонстрирует изображение.

Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова.

-подбирать слова с определенным

звуком (сначала на основе наглядности, затем — по представлению);

5 слайд

-различать на слух твердые и мягкие согласные

Можно объяснить дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух). Главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.

Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»— зь-зь-зь и т. п.

-формируется умение делить слова на слоги

Дети узнают, что слова отличаются по протяженности (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется), можно говорить на кусочки

Делят слова на части (кусочки) отхлопывая ритмико-слоговую структуру.

6 слайд

Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет

Цель следующего этапа работы — познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их.

-вводим термин «гласный звук»

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию.

В русском языке 6 гласных звуков

Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [ы] ,[и] [у], [э].

Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

Можно сказать, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

• «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.

• «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным — руки, а не рука, кот, а не котёнок).

• «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.

• Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).

• Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).

• Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).

• Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором — в последнем слоге, и только на следующем — в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

7 слайд

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Согласные звуки -это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками.

Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда — губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой.

Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Согласные звуки подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок». Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой — нет. Наш звук [м] — звонкий.

Второй способ положить ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

С помощью дидактического материала (фишки, карточки, схемы) дети могут строить условно-символические модели, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Сначала учим детей разбирать слова, состоящие из трех звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит, шар, мяч, кот, тир, мел, сук, сыр и т. п). Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводиться с опорой на картинки.

8 слайд Характеристика звука

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

9 слайд

-термин «слог» и учим делать

графическую запись слогового деления

-продолжается работа по формированию графических

умений (готовим руку дошкольника к письму).

В ходе упражнений дети цветными карандашами

выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

слайд

10 слайд

Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет

В группе детей 6-7 лет программа по обучению грамоте включает три направления:

 развитие фонетической стороны речи,

 ознакомление со знаковой системой языка,

подготовка руки ребенка к письму.

Развитие фонетической стороны речи

Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).

Основная задача – звукобуквенный анализ и синтез слов, связь между звуком и буквой.
-учим детей делать звуковой анализ
четырехзвуковых и пятизвуковых слов;
-интонационно выделять звуки в слове,
-составлять схемы звукового состава слова;
-выделять ударный гласный звук в слове,
слогообразующая роль гласного и
значение ударения.

11 слайд

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска - предложение, короткие полоски – слова, начало предложения имееет выступ вверх -заглавная буква, в конце предложения ставится точка)

12 слайд

Ознакомление детей со знаковой системой языка.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете). Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

13 слайд

Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения (принцип, при котором произнесение согласной фонемы при чтении производится с учётом позиции следующей за ней гласной фонемы), затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  • Опознание буквы в ее связи со звуком
  • Слияние нескольких букв в слог.
  • Слияние нескольких слогов в слово.
  • Объединение нескольких слов в законченную фразу.

14 слайд

!!!! Очень важно воспитателям не смешивать в своей речи и речи детей понятия «Звук» и «Буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи.

Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.

Звук – это минимальная, неделимая единица звучащей речи.
Буква – графический знак для обозначения звука на письме.

15 слайд

Важно!!!!!! Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «каотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В своей работе мы букву называем как звук: «к», а не «ка»; «т», а не «тэ». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

16 слайд

Подготовка руки ребенка к письму

1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона, клеточка).

3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров)

5. Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.

6. Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

17 слайд

Вся методика по обучению грамоте ложится на структуру занятия

Рассмотрим структуру занятия по обучению грамоте

Структура занятий по подготовке к обучению грамоте

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Сообщение новой темы.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

5. Физминутка.

6. Закрепление нового материала.

7. Знакомство с буквой.

8. Формирование навыков чтения и печатания.
9. Подводится итог занятия.

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

Спасибо за внимание!

Практическая часть

А сейчас мы с вами поиграем.

Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э).

Как мы произносим гласные звуки?

можно петь, воздух выходит свободно.

Каким цветом обозначаем?

Сколько гласных звуков?

Сколько гласных букв?

Какие гласные буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Что такое согласные звуки?- это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. согласные звуки петь не могут Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.

Какие бывают согласные звуки?

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Как определяем твердость и мягкость согласных звуков (определяются на слух)

Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Всегда твердые согласные? [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные? [й] [ч] [щ].

Коллеги, давайте поиграем в игру «Посели в домики».

Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

Какие еще бывают согласные звуки?

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

Как мы их различаем?

Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой — нет.

Положив ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова мы используем схему. Перед вами лежат карточки и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА,

Разделите это слово на слоги. (Хлопание)

Сколько слогов в слове «ЛИСА» (два).

Какой первый слог?

Какой первый слог?

Произнесем слово с ударением

На какой слог падает ударение?

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков.

- «На что похожа буква?»

- Выкладывание буквы Л из счётных палочек, из верёвочки и т. д

- Какие еще упражнения можно сделать по закреплению буквы:

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Работа с предложением.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

#1057;оставить предложение по опорной картине из 3,4,5 слов

2. Составление графической схемы предложения

3. Составление предложений по графической схеме



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях3.Методика исправления грамматичес...

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....