Конспект НОД по обучению грамоте для детей с нарушением речи в старшей группе. Тема: «Звуки [М, М'] буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: автоматизировать звуки [М, М'] в речи и познакомить с буквой М.

Задачи:

Обучающие:

-  Закрепить произношение звуков [М, М'] в слогах, словах, предложениях.

- Учить определять позицию звуков [М, М'] в слове.

- Закрепить умение изменять силу голоса, продолжать работы над темпом речи.

- Продолжать работу в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

- Упражнять в чтении закрытых и открытых слогов.

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, графические навыки, мелкую моторику.

Воспитывающие:

- Воспитывать у детей стремления говорить красиво и правильно.

- Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, сверстников.

- Воспитывать умение четко выполнять задания, соблюдать порядок на рабочем месте.

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида № 82

Конспект занятия

по обучению грамоте

для детей с нарушением речи

в старшей группе

ТЕМА: «Звуки [М, М'] буква М»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Златоуст, 2024

Цель: автоматизировать звуки [М, М'] в речи и познакомить с буквой М.

Задачи:

Обучающие:

-  Закрепить произношение звуков [М, М'] в слогах, словах, предложениях.

- Учить определять позицию звуков [М, М'] в слове.

- Закрепить умение изменять силу голоса, продолжать работы над темпом речи.

- Продолжать работу в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

- Упражнять в чтении закрытых и открытых слогов.

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, графические навыки, мелкую моторику.

Воспитывающие:

- Воспитывать у детей стремления говорить красиво и правильно.

- Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, сверстников.

- Воспитывать умение четко выполнять задания, соблюдать порядок на рабочем месте.

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: куклы девочки и мальчика, профили, символы звуков, предметные картинки,      буквы, бархатная бумага, шерстеные нитки,кубик с буквой М, дидактическое пособие с буквой, мольберт.

Организационный момент (в группе)

Логопед заходит в группу с новой куклой.

- Ребята к нам пришла новая кукла и зовут ее …аша!

Ребенок: - Такого имени нет!

- А какие имена знаете? (ответы ребенка)

Куколка не может произнести первый звук в своем имени.

- Если назовете первый звук, то узнаете, как ее зовут. (Ответ ребенка) Маша приглашает весело провести время и поиграть в дидактические игры и упражнения.

НОД

Мы должны научить ее правильно произносить согласные звуки в слогах, словах, предложениях и познакомить с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво говорить, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику для губ и язычка: окошко, трубочка, улыбочка, лопаточка, чистим нижние зубки.

Характеристика звуков [М, М']

- Какой первый звук в имени девочки? (Звук [М])                                  

Предложить детям произнести звук [М] перед зеркалом хором, индивидуально. Уточнить его артикуляцию.

- Что происходит с нашими губами?  (Они сначала смыкаются, а потом       размыкаются).

- А воздух выходит свободно? (Нет).

- Что ему мешает? (Губы).

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными).

- Какой он еще, твердый или мягкий? (твердый)

- А как вы думаете глухой или звонкий?

Предложить детям положить руку на горло и произнести звук [М]. Обратить внимание на то, что горло дрожит, так как звук произносится с добавлением голоса, звонко.

Вывод: звук [М] согласный, звонкий, твердый.

- У Маши есть брат Миша! Как можно назвать ласково?

Какой первый звук в имени? (Звук [М'])

Предложить детям произнести звук [М'] перед зеркалом хором, индивидуально. Уточнить его артикуляцию.

- Какой звук [М'], гласный или согласный? Почему так думаете?

- Он твердый или мягкий?

Вывод: звук [М'] согласный, звонкий, мягкий.

Развитие фонематического слуха.

Маша и Миша предлагают поиграть в игру «Назови звук». Я, показываю символы звуков, а вы их называете.

Закрепление звука в слове.

Давайте брату с сестрой споем песни, но необычные. Сначала с изменением ритма: ма-ма – ма, мо – мо-мо, ми – ми-ми – ми и т.д.

А сейчас мы дирижеры, будем петь песню, изменяя силу голоса. Н-р, МА-МА – ма, ме-ме-МЕ и  т.д.

Закрепление звуков в словах, определение звуков в слове.

Маша и Миша перепутали картинки и стали ругаться. Их нужно помирить и помочь их разделить.

- Маша собирает картинки с каким звуком? (со звуком [М])

- Миша собирает картинки с каким звуком? (со звуком [М'])

Рассмотрите внимательно картинки и назовите со звуком [М, М'] в середине слова, в конце слова, в начале слова.

Составление предложений.

Выбирайте картинку, которая понравилась. Составьте с этим словом предложение.

- Сколько получилось слов в твоем предложении?

- Назови первое слово, последнее, а какое маленькое слово?

Физ.минутка

Игра «Море волнуется раз».

- Какие морские фигуры получились? Морская медуза, морская звезда…

 Знакомство с буквой.

- С какими звуками мы сегодня играем? (со звуками [М, М']). Они обозначаются буквой ЭМ.

Выставляется буква М.

- На что похожа буква?

   Буква М с двумя горбами

   Как верблюд смотрите сами. (на мольберт выставляется картинка с верблюдом)

                           Маша, Миша посмотрите! Две горы

                           Словно две родных сестры! (на мольберт выставляется     картинка горы)

- Из каких элементов состоит буква? (из палочек).

- Сколько палочек у буквы ЭМ? (четыре палочки). Буква ЭМ состоит из двух прямых и двух наклонных палочек.

Печатание буквы  в воздухе.

 Чтение слогов, слов.

Я, показываю букву, а вы называете звуки.

Ма, мо, мы, ом, ам, ум.

 Печатание буквы.

- Возьмите бумагу, натки, напишите букву и подарите их Маше и Мише. - Какие красивые буквы у вас получились!

 Итог занятия.

- Ребята, а, что вам сегодня понравилось?

- А что было для вас сложно?

Ребята вы молодцы, были активными и справились со всеми упражнениями и помогла Маше правильно произносить свое имя и познакомили ее с буквой М!

А, я, хочу подарить вам кубик с буквой М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:·       закрепить понятия «согласный звук», «г...

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушениями слуха старшей группы (4 год обучения) «Звуки К, Т. Различение фраз при выборе из трех».

           Задачи:Образовательные:-  дифференцировать в речи звуки [К], [Т];- закреплять умение выделять словесное ударение в 2-4-х сложных словах и фразах са...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

Конспект ООД  по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....

План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...

Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»

Конспект занятия по  обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»...