Главные вкладки
Конспект НОД по обучению грамоте для детей с нарушением речи в старшей группе. Тема: «Звуки [М, М'] буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: автоматизировать звуки [М, М'] в речи и познакомить с буквой М.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить произношение звуков [М, М'] в слогах, словах, предложениях.
- Учить определять позицию звуков [М, М'] в слове.
- Закрепить умение изменять силу голоса, продолжать работы над темпом речи.
- Продолжать работу в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- Упражнять в чтении закрытых и открытых слогов.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, графические навыки, мелкую моторику.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей стремления говорить красиво и правильно.
- Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, сверстников.
- Воспитывать умение четко выполнять задания, соблюдать порядок на рабочем месте.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида № 82
Конспект занятия
по обучению грамоте
для детей с нарушением речи
в старшей группе
ТЕМА: «Звуки [М, М'] буква М»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Златоуст, 2024
Цель: автоматизировать звуки [М, М'] в речи и познакомить с буквой М.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить произношение звуков [М, М'] в слогах, словах, предложениях.
- Учить определять позицию звуков [М, М'] в слове.
- Закрепить умение изменять силу голоса, продолжать работы над темпом речи.
- Продолжать работу в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- Упражнять в чтении закрытых и открытых слогов.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, графические навыки, мелкую моторику.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей стремления говорить красиво и правильно.
- Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, сверстников.
- Воспитывать умение четко выполнять задания, соблюдать порядок на рабочем месте.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: куклы девочки и мальчика, профили, символы звуков, предметные картинки, буквы, бархатная бумага, шерстеные нитки,кубик с буквой М, дидактическое пособие с буквой, мольберт.
Организационный момент (в группе)
Логопед заходит в группу с новой куклой.
- Ребята к нам пришла новая кукла и зовут ее …аша!
Ребенок: - Такого имени нет!
- А какие имена знаете? (ответы ребенка)
Куколка не может произнести первый звук в своем имени.
- Если назовете первый звук, то узнаете, как ее зовут. (Ответ ребенка) Маша приглашает весело провести время и поиграть в дидактические игры и упражнения.
НОД
Мы должны научить ее правильно произносить согласные звуки в слогах, словах, предложениях и познакомить с новой буквой.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво говорить, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику для губ и язычка: окошко, трубочка, улыбочка, лопаточка, чистим нижние зубки.
Характеристика звуков [М, М']
- Какой первый звук в имени девочки? (Звук [М])
Предложить детям произнести звук [М] перед зеркалом хором, индивидуально. Уточнить его артикуляцию.
- Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются).
- А воздух выходит свободно? (Нет).
- Что ему мешает? (Губы).
- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными).
- Какой он еще, твердый или мягкий? (твердый)
- А как вы думаете глухой или звонкий?
Предложить детям положить руку на горло и произнести звук [М]. Обратить внимание на то, что горло дрожит, так как звук произносится с добавлением голоса, звонко.
Вывод: звук [М] согласный, звонкий, твердый.
- У Маши есть брат Миша! Как можно назвать ласково?
Какой первый звук в имени? (Звук [М'])
Предложить детям произнести звук [М'] перед зеркалом хором, индивидуально. Уточнить его артикуляцию.
- Какой звук [М'], гласный или согласный? Почему так думаете?
- Он твердый или мягкий?
Вывод: звук [М'] согласный, звонкий, мягкий.
Развитие фонематического слуха.
Маша и Миша предлагают поиграть в игру «Назови звук». Я, показываю символы звуков, а вы их называете.
Закрепление звука в слове.
Давайте брату с сестрой споем песни, но необычные. Сначала с изменением ритма: ма-ма – ма, мо – мо-мо, ми – ми-ми – ми и т.д.
А сейчас мы дирижеры, будем петь песню, изменяя силу голоса. Н-р, МА-МА – ма, ме-ме-МЕ и т.д.
Закрепление звуков в словах, определение звуков в слове.
Маша и Миша перепутали картинки и стали ругаться. Их нужно помирить и помочь их разделить.
- Маша собирает картинки с каким звуком? (со звуком [М])
- Миша собирает картинки с каким звуком? (со звуком [М'])
Рассмотрите внимательно картинки и назовите со звуком [М, М'] в середине слова, в конце слова, в начале слова.
Составление предложений.
Выбирайте картинку, которая понравилась. Составьте с этим словом предложение.
- Сколько получилось слов в твоем предложении?
- Назови первое слово, последнее, а какое маленькое слово?
Физ.минутка
Игра «Море волнуется раз».
- Какие морские фигуры получились? Морская медуза, морская звезда…
Знакомство с буквой.
- С какими звуками мы сегодня играем? (со звуками [М, М']). Они обозначаются буквой ЭМ.
Выставляется буква М.
- На что похожа буква?
Буква М с двумя горбами
Как верблюд смотрите сами. (на мольберт выставляется картинка с верблюдом)
Маша, Миша посмотрите! Две горы
Словно две родных сестры! (на мольберт выставляется картинка горы)
- Из каких элементов состоит буква? (из палочек).
- Сколько палочек у буквы ЭМ? (четыре палочки). Буква ЭМ состоит из двух прямых и двух наклонных палочек.
Печатание буквы в воздухе.
Чтение слогов, слов.
Я, показываю букву, а вы называете звуки.
Ма, мо, мы, ом, ам, ум.
Печатание буквы.
- Возьмите бумагу, натки, напишите букву и подарите их Маше и Мише. - Какие красивые буквы у вас получились!
Итог занятия.
- Ребята, а, что вам сегодня понравилось?
- А что было для вас сложно?
Ребята вы молодцы, были активными и справились со всеми упражнениями и помогла Маше правильно произносить свое имя и познакомили ее с буквой М!
А, я, хочу подарить вам кубик с буквой М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей 5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:· закрепить понятия «согласный звук», «г...
Конспект индивидуального занятия для детей с нарушениями слуха старшей группы (4 год обучения) «Звуки К, Т. Различение фраз при выборе из трех».
Задачи:Образовательные:- дифференцировать в речи звуки [К], [Т];- закреплять умение выделять словесное ударение в 2-4-х сложных словах и фразах са...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....
План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...

Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»...