Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по  обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zvuk_a_i_bukva_a.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте №1

в старшей группе

Тема: «Звук [а] и буква А»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цель: учить выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов; учить печатать заглавную и прописную буквы Аа.

Программное содержание:

Образовательные задачи. Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].

Материалы и оборудование: демонстрационный – пластмассовые объемные буквы, ведерко, буквы для магнитной доски, «Мой букварь»; раздаточный – предметные картинки для организационного момента, палочки, пластилин, «Тетрадь для обучения грамоте №1», контейнеры с цветными  и простыми карандашами.   

Планируемые результаты:  дети умеют выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов; умеют печатать заглавную и прописную буквы Аа.  

Структура занятия

I

Вводная часть

 Организационный момент

2 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Рассказывание двустишия

«Алик с Аллочкой…»

2 мин

2

Упражнение

«Лесенка»

1 мин

3

Знакомство с буквой

«А»

3  мин

4

Работа по букварю

3 мин

5

Физкультурная пауза

«Живой конструктор»

2 мин

6

Работа в тетради

 

10 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Организационный момент

На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик).

- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки. (Аист, автобус.)

- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)

- Правильно. Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].

  1. Основная часть
  1. Рассказывание двустишия

Педагог вывешивает на доску иллюстрации с букваря.

- Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

-. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]? (Алик, Аллочка, Алла, астры.)

 - Какие еще слова на звук [а] вы помните? (Аист, арбуз, азбука, абрикос.)

- Вспомните имена, которые начинаются с этого звука. (Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.)

 - Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он? (Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.)

- Правильно.

2. Упражнение «Лесенка»

Педагог предлагает детям встать около стульчиков.

- Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют звук [а] вместе с педагогом.

  1. Знакомство с буквой А 

Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками.

- Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит? (Из трех.)

- Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили? (Это буква А.)

Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол коробку с красным пластилином.

- А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили? (Маленькую букву а.)

- Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер.

  1. Работа по букварю

- В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? (Большая буква А и маленькая буква а.)

- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок?

- Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их.

Дети выполняют задание.

- Что вы видите на следующей странице? (Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.)

- А еще вы видите картинки. Назовите их. (Аист, астра.)

- А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе. (Арка, арфа.)

 - С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)

- Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.

Дети показывают буквы.

- Молодцы!

5. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор»

Педагог приглашает детей на ковер.

- А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А. (Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.)

- Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном? (А Аня ляжет посередине, поперек.)

 - Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась? (Большая буква А.)

- А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы.

-. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.

6. Работа в тетради

Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами.

- Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите? (Это буква Аа.)

- Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить? (Красный.)

- Почему? (Это гласная буква.)

- Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а.

- Какие картинки вы видите рядом с буквами? (Аиста и астру.)

- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)

- Докрасьте картинки.

- А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь.

- Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.

- А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе.

- «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.

Дети выполняют задание вместе с педагогом.

-Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте написать букву А, а потом напишите буквы А по точкам.

- На второй странице закончите штриховку буквы А простым карандашом.

- Рассмотрите и назовите картинки. (Айсберг, уши, ангел.)

- Докрасьте только те картинки, названия которых начинаются со звука [а]. (Айсберг, ангел.)

- Напишите элементы маленькой буквы а и саму букву а.

- Кого вы видите на картинках внизу? (Малыша и детей.)

- Как кричит малыш? Как поют дети? (А-а-а!)

- Напишите.

Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.

  1. Заключительная часть

Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оценивает работу каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.

Знакомство  со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове.  Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:·       закрепить понятия «согласный звук», «г...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

Конспект ООД  по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....

План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...