Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zvuk_a_i_bukva_a.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте №1
в старшей группе
Тема: «Звук [а] и буква А»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.
Цель: учить выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов; учить печатать заглавную и прописную буквы Аа.
Программное содержание:
Образовательные задачи. Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].
Материалы и оборудование: демонстрационный – пластмассовые объемные буквы, ведерко, буквы для магнитной доски, «Мой букварь»; раздаточный – предметные картинки для организационного момента, палочки, пластилин, «Тетрадь для обучения грамоте №1», контейнеры с цветными и простыми карандашами.
Планируемые результаты: дети умеют выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов; умеют печатать заглавную и прописную буквы Аа.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 2 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Рассказывание двустишия | «Алик с Аллочкой…» | 2 мин |
2 | Упражнение | «Лесенка» | 1 мин |
3 | Знакомство с буквой | «А» | 3 мин |
4 | Работа по букварю | 3 мин | |
5 | Физкультурная пауза | «Живой конструктор» | 2 мин |
6 | Работа в тетради |
| 10 мин |
III | Заключительная часть |
| 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик).
- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки. (Аист, автобус.)
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)
- Правильно. Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].
- Основная часть
- Рассказывание двустишия
Педагог вывешивает на доску иллюстрации с букваря.
- Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе.
Алик с Аллочкой дружил,
Алле астры подарил.
-. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]? (Алик, Аллочка, Алла, астры.)
- Какие еще слова на звук [а] вы помните? (Аист, арбуз, азбука, абрикос.)
- Вспомните имена, которые начинаются с этого звука. (Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.)
- Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он? (Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.)
- Правильно.
2. Упражнение «Лесенка»
Педагог предлагает детям встать около стульчиков.
- Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют звук [а] вместе с педагогом.
- Знакомство с буквой А
Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками.
- Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит? (Из трех.)
- Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили? (Это буква А.)
Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол — коробку с красным пластилином.
- А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили? (Маленькую букву а.)
- Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер.
- Работа по букварю
- В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? (Большая буква А и маленькая буква а.)
- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок?
- Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их.
Дети выполняют задание.
- Что вы видите на следующей странице? (Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.)
- А еще вы видите картинки. Назовите их. (Аист, астра.)
- А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе. (Арка, арфа.)
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)
- Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.
Дети показывают буквы.
- Молодцы!
5. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор»
Педагог приглашает детей на ковер.
- А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А. (Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.)
- Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном? (А Аня ляжет посередине, поперек.)
- Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась? (Большая буква А.)
- А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.
Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы.
-. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.
6. Работа в тетради
Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами.
- Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите? (Это буква Аа.)
- Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить? (Красный.)
- Почему? (Это гласная буква.)
- Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а.
- Какие картинки вы видите рядом с буквами? (Аиста и астру.)
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а].)
- Докрасьте картинки.
- А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь.
- Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.
- А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю.
Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе.
- «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.
Дети выполняют задание вместе с педагогом.
-Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте написать букву А, а потом напишите буквы А по точкам.
- На второй странице закончите штриховку буквы А простым карандашом.
- Рассмотрите и назовите картинки. (Айсберг, уши, ангел.)
- Докрасьте только те картинки, названия которых начинаются со звука [а]. (Айсберг, ангел.)
- Напишите элементы маленькой буквы а и саму букву а.
- Кого вы видите на картинках внизу? (Малыша и детей.)
- Как кричит малыш? Как поют дети? (А-а-а!)
- Напишите.
Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.
- Заключительная часть
Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оценивает работу каждого ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.
Знакомство со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове. Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка....
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»
Конспект логопедического занятия в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:· закрепить понятия «согласный звук», «г...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....
План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...