Звук и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ш.

Цель: создать условия для знакомства  детей со звуком и буквой Ш.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звук Ш;

-Упражнять в определении звуко-слогового состава слов со стечением согласных, подбирать слово к схеме.

- Познакомить с буквой Ш, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква»..

- чтение предложений из 3-х слов

-  анализ предложений

коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы;

-развивать дыхание и голос;

-развивать внимание, память; логическое мышление;

- Развивать зрительно-пространственный праксис и гнозис.

коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;.

- Воспитывать умение выслушивать мнение других детей, не перебивая.

- развивать внимание, усидчивость

   Оборудование:  зеркала, домики для  гласных и согласных звуков, буква Ш большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); доска, мел; игрушки: кукла, шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь; картинки: кошка, мышка, лягушка, камыши, Миша, шуба, карандаш, ромашка; магнитная азбука с буквами.      

                                         Ход занятия.

1. На места садятся дети, ответившие, какой  одинаковый звук есть в словах: шутка, кошка, школа, вишня, шляпа, камыш.

 

2.Вносится кукла. Это – Маша. Звук ш произносится акцентировано.

Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша). Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.

Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой). Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса? (без голоса). Он звучит твердо или мягко? (Твердо). Гласный или согласный звук ш? (Согласный). Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой).

Обозначение звука ш цветовым символом.

 3. Игра «День рождения Маши».

    Выставляются подарки: шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь.

    Что мы подарим Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова.  

А теперь – со звуком ш в середине слова.

И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце.

   

4. Звуковой анализ слов «Маша, каша».

Машенька предлагает поиграть нам в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка?

Дети называют пропущенный звук и все слово. После правильного произнесения детьми слова выставляется картинка.

Какой звук заблудился, а какой – потерялся: ткаф, мытка, ката, Мата? (Звук т заблудился и встал на место звука ш, который исчез: шкаф, мышка, каша, Маша).

Дети выкладывают схемы слов Маша, каша, мишка, мышка.

Чем различаются эти слова? Чем они похожи?

5. Игра «Измени слово».

Маша расскажет нам стихи, в которых перепутались слова, а вы поставьте эти слова на место.

С другом мы играли в чашки… (в шашки).

Пили чай из белой шашки… (чашки).

Вылезла из норки шишка.

На нее упала мышка.

Под кустом сидели шишки.

На сосне висели мышки.

В воздухе летала кошка.

Молоко лакала мошка.

На столе стояла кошка.

На полу сидела плошка.

  6. Физкультминутка.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой. (Руки вперед, пружинистые движения ног).

Вот широкая река,

В ней холодная вода.

Пейте! (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед).

Хороша водица!

Постучим копытцем! (Поочередное притопывание то правой, то левой ногой).

Эй, лошадки, все за мной.

Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп! (Прыжки на месте).

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какие слова со звуком г услышали дети во время ф/м.

7. Составление предложений по опорным словам. Анализ словесного состава предложения.

Поиграем с Машей в такую игру. Маша назовет два слова, а вы придумайте с этими словами предложения. Выставляются картинки.

Кошка – мышка. Лягушка – камыши. Миша – шуба. Карандаш – ромашка.

 Обозначим слова полосками. Составляется предложение. Подсчитываем количество слов в предложении. Педагог мелом на доске обозначает полоской каждое слово. В конце предложения ставится точка.

составь выложи слово по  схеме

8. «Знакомство с буквой Ш».

Посмотрите на новую букву. Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Ши – пиши с и!»

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Работа с магнитной азбукой. Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слог ма). Составьте слова машина, Маша, Миша, мишка, мышка. И предложение: У Маши машина.

Написать букву и слова.

9.Итог. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....