конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Знакомство со звуком [Й] и буквой Й
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство со звуком [Й] и буквой Й | 64.7 КБ |
prezentacija-igry-so-zvukom-i_msrqn.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы по образовательной области
речевое развитие: обучение грамоте.
Тема: «Звук [Й] и буква Й»
Подготовила и провела
Воспитатель : Сташкова В.В.
г. Москва г. Троицк 2023
Занятие на тему: «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»
в подготовительной к школе группе
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с мягким согласным звуком [й`], буквами Й, й; учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах; образовывать родственные слова
Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми; продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
Материал и оборудование: доска магнитная, картинки на звук [Й] на каждого ребёнка, массажные мячи, тетради, простые карандаши, карандаши красного, синего и зеленого цвета, полоски бумаги, символы и схемы для звуко – слоговых схем; буквы Й, й ; презентация с заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть какие вы большие и как умеете правильно говорить и отвечать полными ответами. Поздоровайтесь с гостями.
– Встаньте в круг. А теперь всё внимание на меня.
– Ребята, я хотела познакомить вас сегодня с новым удивительным звуком, который сам очень необычен, да ещё знает много интересных игр для детей. . Сначала послушайте меня, я произнесу ряд слов, а вы их внимательно послушайте, подумайте и определите чем они похожи
– чай, май, край, змей, воробей, ручей,
Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)- Правильно это звук [ Й]. Это очень интересный звук. Он приготовил для вас много игр. Хотите узнать о нем больше?
Характеристика звука
Расскажите, как расположены зубки? (сближены «заборчиком»),
язычок как себя ведёт? (кончик языка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твёрдому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.
– Кто даст характеристику звуку [ Й]?
– Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает»), мягкий всегда.
- Нужно запомнить, что этот согласный звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым цветом).
Произношения звука [ Й] в слогах.
Речевая зарядка:
Ой – ой – ой – ходит волк злой!
Ай – ай – ай – испекли мы каравай!
Ей – ей– ей – на ветке воробей!
Ай – ай – ай – очень быстро убегай!
– Садитесь на места.
3. Сказка про звук[ Й]
1 слайд
Ребята, послушайте сказку о звуке [ Й] ?
« В одной стране под названием Азбука Жил был звук [ Й] .
Было ему одному скучно и решил он найти себе друзей.
Слайд 2. (Появляется красный замок.)
Пошел он в красный замок.
- Кто живет у нас в красном замке?(ответы детей)
Постучался он к ним. Открыли ему звуковки дверь и спрашивают его:
- А умеешь ли ты петь? Мы все певуньи, всегда поем.
-Нет, - отвечает звук Й.
- Тогда мы не можем тебя взять к себе жить.
Пошел тогда звук Й к синему замку.
. (Появляется синий замок.)
- Кто живет в этом замке?(ответы детей)
Они спрашивают:
- Ты можешь говорить громко и твердо?
-Нет, - отвечает звук Й.
И твердые звуки тоже не взяли его к себе жить.
Вздохнул звук Й и отправился к зеленому замку.
. (Появляется зелёный замок).
- А кто живет в этом замке?(ответы детей)
Объяснил он этим звукам, что нигде его не принимали т. к. он не умеет петь и говорить громко и твердо.
И мягкие согласные звуки с радостью приняли его в свой замок.
Так он стал жить поживать в этом зеленом замке.
- Где же нашел себе друзей звук Й?
Рассматривают изображения замков - гласных звуков (красный)
- согласных твердых звуков (синий замок)
- согласных мягких звуков (зеленый замок)
Словоизменение (cлайд со звуком [ Й ] )
Ребята, звук [ Й] хочет с вами поиграть.
Сейчас поиграем в игру «Измени слово» .Будьте внимательными. Не забываем наше правило- слушаем, думаем, потом отвечаем
Слово нужно изменить так, чтобы в нём появился звук [ Й ]. Например: копеечка – копейка.
Отвечать будем по цепочке;
Маечка – майка заяц – зайчик (зайка) скамеечка – скамейка
яичко – яйцо соловушка – соловей гаечка– гайка
линеечка – линейка воробышек – воробей леечка– лейка
- Молодцы! И с этим заданием вы справились
Определить местоположение звука в словах. Игра «Где звук живет» задание дифференцированного характера
Картинки на каждого ребёнка и «звуковые дорожки». Раздаются картинки, а дети определяют позицию звука в слове.
– Ребята, Звук [ Й ] может жить в начале, в середине и в конце слова. Попробуем определить место звука в словах. У вас на столе есть картинки. Возьмите их. Произнесите шёпотом свой предмет. Определите его место в слове. а затем обозначьте нужным цветом на «звуковой дорожке » позицию звука [ Й ] .
- Каким цветом будете обозначать звук [ Й ] ? (зеленым)
Ответы детей после выполнения задания.
– Молодцы.
Ребята, посмотрите на свои схемы. Где расположен звук [ Й ] в слове чаще, в середине, в начале или в конце? (ответы детей)
Итак ,делаем Вывод: чаще всего звук [ Й ] встречается в середине и в конце слова. В начале слова [ Й ] встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.
Деление слов на слоги.
– А теперь Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.
– Разделите своё слово на слоги. На вашем листе под рисунком нарисован прямоугольник. разделите его карандашом на столько частей, сколько слогов в вашем слове.
Например: – В моём слове 3 слога, поэтому я разделил прямоугольник на 3 части.
Ответы детей. Добиваться полных ответов.
– Мне очень понравилось, как вы отвечали и смогли правильно разделить свои слова.
– А теперь подойдите ко мне и немного отдохнём,
Физминутка.
Вправо-влево головой
Руки вверх! Перед собой
Топни правою ногой
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой
Влево шаг. На месте стой.
Самомассаж рук с помощью мячиков и игра «Наоборот».
– А теперь возьмите из корзины мячи и помассажируем ладони рук. Дети проводят самомассаж рук, катают мяч в ладонях и играют в игру «Скажи наоборот»
Нам с тобой пришёл черёд,
Сыграть в игру наоборот.
– Вы продолжаете катать мяч и отвечать по – очереди (начнём слева на право):
Высокий – низкий старший – младший грязный – чистый
мягкий – твёрдый злой – добрый грустный – весёлый
широкий – узкий старый – молодой тяжёлый – лёгкий.
– Вам понравилась игра, как она называлась? – (игра – наоборот).
- Пройдите на свои места.
Подбор родственных слов.
– Садитесь на места и послушайте загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета–
На зиму и лето (заяц).
А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка,), нора чья ?хвост чей? туловище чьё? лапы чьи?(заячья...).
Звуковой анализ слова зайка(слайд с зайкой)
Слайд 4
– Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:
– Сколько звуков в слове зайка? (5)
– Назовите первый звук. Последний звук. ( 2-ой, 3-й, 4 – й звуки.)
– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове? (2 – а, а), значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
– Назовите твёрдые согласные звуки.
– Назовите мягкие согласные звуки.
– И с этим заданием вы справились, Молодцы!
Гимнастика для глаз:
– Проведём гимнастику для глаз
Ребята, а сейчас все посмотрите только глазками вверх, вниз,
вправо, влево, на доску, на окошко, на двери.
Знакомство с буквой Й
Слайд 4
Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
- Ребята, давайте вспомним с вами, чем буквы отличаются от звуков? (ответы детей) -Молодцы.
-А теперь давайте познакомимся с буквой Й
- На что похожа буква Й ?
-Сколько элементов в букве?
- Как мы ее пишем? – (Сверху вниз и посередине наискосок вверх слева направо и снова сверху вниз)
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Чтобы Й не спутать с И
Сверху галочку пиши.
14. Печатание букв Й,й в тетрадках
15 Итог занятия: – Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и играли в игры. Спасибо всем. А теперь встаньте, попрощайтесь с гостями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З А Й К А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Т.
В конспекте представлена информация по обучению с новой буквой и звуком Т в подготовительной школе группе по программе "Предшкола Нового поколения"....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: «Звуки [б], [бь]. Буква Б»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: «Звуки [б], [бь]. Буква Б»...