Конспект «Гласные звуки [А], [У], [И]» в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
на тему «Гласные звуки [А], [У], [И]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
на тему «Гласные звуки [А], [У], [И]»
Разработала учитель-логопед Шуман Римма Владимировна
ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
Цель занятия – формирование умения дифференцировать звуки [А], [У], [И].
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [А], [У], [И];
- формировать умение различать гласные звуки;
- совершенствовать навыки детей в выделении звуков [А], [У], [И] в слогах и в словах в начале слова;
- закреплять умение выделять звуки [А], [У], [И];
Коррекционно-развивающие:
- подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений;
- развивать артикуляционную моторику, речевой выдох.
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятие «гласный звук».
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей работать в коллективе, слышать и слушать друг друга;
- воспитывать стремление детей к правильным ответам, интерес к заданиям.
- формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.
Оборудование: символы звуков [А], [У], [И], игрушки мышка, лягушка, волк, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, интерактивный комплекс с программой «Логомер 2» с играми «А ты так можешь?» и «Свинки-копилки», игрушки для игры «Магазин игрушек» (автобус, апельсин, Ира, удочка, утюг, индюк, индеец, утка и т.д.)
План занятия
- Организационный момент. (Произношение гласных звуков с помощью движений и дыхательных упражнений)
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия;
2. Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: «окошко», «трубочка», «улыбка») и акустико-артикуляционный образ звуков [А], [У], [И];
3. Формирование пространственно-временных представлений для усвоения звуко-слогового ряда.
4. Физкультминутка «А ты так можешь?» (интерактивное упражнение на общую моторику. Программа «Логомер 2»);
5. Развитие фонематического слуха и анализа:
- умения различать звуки [А], [У], [И];
- умение выделять звуки [А], [У], [И] в слогах;
- умение определять первый звук в словах;
III. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед приветствует детей и предлагает выполнить дыхательное упражнение с произнесением гласных звуков с помощью движений.
II. Основная часть:
- Объявление темы занятия.
Логопед: «Ребята, к нам сегодня пришли герой из сказки «Теремок». Кто это? Вспомните, с какими звуками они нас познакомили? А как обозначаются эти звуки?».
Логопед выставляет на доске символы звуков [А], [У], [И], а дети соотносят игрушки и символы звуков.
- Развитие артикуляционной моторики и акустико-артикуляционный образ звуков [А], [У], [И].
Логопед: «Мышка, лягушка и волк очень хотят поиграть с вами и предлагают выполнить арт.гимнастику».
Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы.
Логопед: «Выполните упражнение «окошко» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.
Логопед: «Выполните упражнение «трубочка» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.
Логопед: «Выполните упражнение «улыбка» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.
Логопед: «Какие это звуки? Каким цветом мы их обозначаем? Почему эти звуки называются гласными?».
Ответы детей «Потому что они поются (легко произносятся)»
- Формирование пространственно-временных представлений для усвоения звуко-слогового ряда.
Дидактическое упражнение «Перед — между — после»
На доске символы звуков. Логопед называет ряд звуков, выкладывает его на доске и спрашивает, какой звук в ряду первый, последний, какой стоит перед определенным звуком, после него, между. Дети отвечают.
- Физкультминутка «А ты так можешь?» (общая моторика).
Логопед: «Давайте немного отдохнем. Смотрите на экран и повторяйте».
- Развитие фонематического слуха и анализа:
Логопед: «А наши герои еще хотят с вами поиграть. Каждый герой принес свою любимую игру. В какую игру поиграем первой, ту которую принесла мышка, лягушка или волк?» (Дети выбирают, но играем в той же последовательности как в конспекте, независимо от выбора детей.)
Умение различать звуки [А], [У], [И]. Д.упр. «Звуковые фонарики»
Логопед «У вас на столах лежат фонарики с обозначением звуков. Я буду произносить звуки, а вы должны поднять нужный фонарик».
Логопед предлагает выбрать следующего героя, в игру которого будем играть.
Умение выделять звуки [А], [У], [И] в слогах. Д.упр. «Свинки – копилки»
Логопед: «А эта игра у нас на «логомере». Ваша задача помочь свинкам собрать все монетки, как думаете, мы сможем им помочь? Тогда нажимаем на монетку, слушаем песенку и думаем какой гласный звук там спрятался и отдаем эту монетку свинке».
Дети выполняют задание.
Умение определять первый звук в словах. Д.игра «Магазин игрушек»
Логопед: «И у нас осталась последняя игра. Открывается «Магазин игрушек» и сегодня в нем продаются игрушки которые начинаются на звуки [А], [У], [И]. а купить вы сможете, только если сможете назвать каой первый звук в названии игрушки, которую вы хотите купить».
Дети выполняют задание.
III. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.
Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;за...
Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект по теме Путешествие в Страну Гласных звуков {А. О, У, И}. Старшая группа.
Закрепить правильное произношение гласных звуков в речи, умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги....

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.
Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию В старшей группе «Обучение грамоте» Тема «Гласные звуки»
путешествие в страну гласных звуков....