Конспект «Гласные звуки [А], [У], [И]» в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шуман Римма Владимировна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте

для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

на тему «Гласные звуки [А], [У], [И]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте

для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

на тему «Гласные звуки [А], [У], [И]»

Разработала учитель-логопед Шуман Римма Владимировна

ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Цель занятия – формирование умения дифференцировать звуки [А], [У], [И].

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- формировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [А], [У], [И];

- формировать умение различать гласные звуки;

- совершенствовать навыки детей в выделении звуков [А], [У], [И] в слогах и в словах в начале слова;

- закреплять умение выделять звуки [А], [У], [И];

 Коррекционно-развивающие:

 - подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений;

- развивать артикуляционную моторику, речевой выдох.

- развивать фонематические процессы;

- закреплять понятие «гласный звук».

Коррекционно-воспитательная:

 - воспитывать у детей работать в коллективе, слышать и слушать друг друга;

- воспитывать стремление детей к правильным ответам, интерес к заданиям. 

- формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.

Оборудование:  символы звуков [А], [У], [И], игрушки мышка, лягушка, волк, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики,  интерактивный комплекс с программой «Логомер 2» с играми «А ты так можешь?» и «Свинки-копилки», игрушки для игры «Магазин игрушек» (автобус, апельсин, Ира, удочка, утюг, индюк, индеец, утка и т.д.)

План занятия

  1. Организационный момент. (Произношение гласных звуков с помощью движений и дыхательных упражнений)

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия;

2. Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: «окошко», «трубочка», «улыбка») и акустико-артикуляционный образ звуков [А], [У], [И];

3. Формирование пространственно-временных представлений для усвоения звуко-слогового ряда.

4. Физкультминутка «А ты так можешь?» (интерактивное упражнение на общую моторику. Программа «Логомер 2»);

5. Развитие фонематического слуха и анализа:

- умения различать звуки [А], [У], [И];

- умение выделять звуки [А], [У], [И] в слогах;

- умение определять первый звук в словах;

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и предлагает выполнить дыхательное упражнение с произнесением гласных звуков с помощью движений.

II. Основная часть:

  1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Ребята, к нам сегодня пришли герой из сказки «Теремок». Кто это? Вспомните, с какими звуками они нас познакомили? А как обозначаются эти звуки?».

Логопед выставляет на доске символы звуков [А], [У], [И], а дети соотносят игрушки и символы звуков.

  1. Развитие артикуляционной моторики и акустико-артикуляционный образ звуков [А], [У], [И].

Логопед: «Мышка, лягушка и волк очень хотят поиграть с вами и предлагают выполнить арт.гимнастику».

Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы.

Логопед: «Выполните упражнение «окошко» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.

Логопед: «Выполните упражнение «трубочка» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.

Логопед: «Выполните упражнение «улыбка» на произношение, какого звука похоже это упражнение?». Ответы детей.

Логопед: «Какие это звуки? Каким цветом мы их обозначаем? Почему эти звуки называются гласными?».

Ответы детей «Потому что они поются (легко произносятся)»

  1. Формирование пространственно-временных представлений для усвоения звуко-слогового ряда.

Дидактическое упражнение «Перед — между — после»

На доске символы звуков. Логопед называет ряд звуков, выкладывает его на доске и спрашивает, какой звук в ряду первый, последний, какой стоит перед определенным звуком, после него, между. Дети отвечают.

  1. Физкультминутка «А ты так можешь?» (общая моторика).

Логопед: «Давайте немного отдохнем. Смотрите на экран и повторяйте».

  1. Развитие фонематического слуха и анализа: 

Логопед: «А наши герои еще хотят с вами поиграть. Каждый герой принес свою любимую игру. В какую игру поиграем первой, ту которую принесла мышка, лягушка или волк?» (Дети выбирают, но играем в той же последовательности как в конспекте, независимо от выбора детей.)

Умение различать звуки [А], [У], [И].  Д.упр. «Звуковые фонарики»

Логопед «У вас на столах лежат фонарики с обозначением звуков. Я буду произносить звуки, а вы должны поднять нужный фонарик».

Логопед предлагает выбрать следующего героя, в игру которого будем играть.

Умение выделять звуки [А], [У], [И] в слогах. Д.упр. «Свинки – копилки»

Логопед: «А эта игра у нас на «логомере». Ваша задача помочь свинкам собрать все монетки, как думаете, мы сможем им помочь? Тогда нажимаем на монетку, слушаем песенку и думаем какой гласный звук там спрятался и отдаем эту монетку свинке».

Дети выполняют задание.

Умение определять первый звук в словах. Д.игра «Магазин игрушек»

Логопед: «И у нас осталась последняя игра. Открывается «Магазин игрушек» и сегодня в нем продаются игрушки которые начинаются на звуки [А], [У], [И]. а купить вы сможете, только если сможете назвать каой первый звук в названии игрушки, которую вы хотите купить».

Дети выполняют задание.

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;за...

Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»

Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект по теме Путешествие в Страну Гласных звуков {А. О, У, И}. Старшая группа.

Закрепить правильное произношение гласных звуков в речи, умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги....

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....