Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Елена Петровна
Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zvuk_i_bukva_a.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква А»

Задачи:

  1. Знакомство со звуком [а] и буквой А, закрепление ее зрительного образа;
  2. Закрепление знаний об отличии звука от буквы;
  3. Совершенствование умения выделять звук из ряда гласных звуков;
  4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
  5. Развитие артикуляционной и мелкой моторики; диафрагмального дыхания; темпа и силы голоса;
  6. Воспитание умения слушать друг друга.

Пособия и материалы: раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Ход занятия

Логопед: Ребята, прежде, чем мы начнем наше занятие, давайте вспомним правила поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Логопед: Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

Логопед: Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а]) Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а]. А для того, чтобы правильно выполнить все задания, давайте разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

Упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

Развитие диафрагмального дыхания

А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Голосовые упражнения

Логопед: Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко; а теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция. Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

Логопед: Посмотрите, у меня в руках две полоски: короткая и длинная. Если я вам показываю длинную полоску – вы должны будете пропеть звук [а] долго, а если покажу короткую – то быстро. Давайте попробуем.

Логопед: Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.

Разламывают воображаемый апельсин

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один.

Показывают один палец

Эта долька – для ежа.

Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.

начиная с большого на левой руке

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь – кто куда!

«Бегут»  пальцами по столу

Упражнение «На что похожа буква А?» Знакомство с буквой А, развитие воображения.

Логопед: Посмотрите на картинку. Здесь изображена буква А. На что похожа буква А? (ответы детей)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Логопед: Кто мне скажет, в чем разница между буквой и звуком? (звук мы слышим, букву мы видим и пишем) Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). И напишем букву А в воздухе.

А сейчас давайте встанем все в круг и выполним гимнастику.

Координация речи с движением «Буква А».

А – начало алфавита

руки на поясе – повороты в одну и в другую стороны

Тем она и знаменита,

А узнать её легко –

разводят руки в стороны

Ноги ставит широко.

Руки складывают на уровне груди «полочкой», ноги прыжком на ширине плеч, как бы изображая букву А

Логопед: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Поймай звук». Я вам буду называть звуки и слова. Если вы услышите звук [а] – хлопните в ладоши: а, о ,и, э, р, у, а, на, но, пи, па, рис, лак, дуб, лапа, рука, дождь, трава

Работа с раздаточным материалом (из рабочей тетради В. Коноваленко)

Выполнение заданий из рабочей тетради

Речевой материал, направленный  на уточнение и закрепление  произношения гласного звука [а]

Слова: Аист, автобус, автозавод, автомат, азбука, аптека, ау-ау, мама, папа, баба, сам, сама, дама, вата, гамак, сад.

Чистоговорки: А-а-а, а-а-а –  у меня есть мама

А-а-а, а-а-а – у мамы есть панама

А-а-а, а-а-а – у меня есть папа

А-а-а, а-а-а – у тебя есть баба

Стихотворение: Аня в роще потерялась

Аня в роще растерялась

Аня крикнула «ау»

Дом никак я не найду.

Заплутать не бойся крошка –

Я тебя найду.

Буквой «А» сложи ладошки

И кричи: «ау-ау»

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь скажите мне, пожалуйста, с каким звуком мы с вами познакомились? Что мы с вами делали на занятии? Спасибо всем за хорошую работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ   «П – Пь»,  «Т – Ть»,  «К –Кь». БУКВЫ  «П,  Т,   К».ЦЕЛЬ:  Закрепить   н...