Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки речи. Гласные. Согласные: твёрдые и мягкие»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки речи. Гласные. Согласные: твёрдые и мягкие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки речи. Гласные. Согласные: твёрдые и мягкие»

 Цель: закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки.  

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные на слух.

Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало).

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Развивающие:

Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.

Развивать навык слогового анализа. 

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, творческую активность, самостоятельность.

Оборудование: карточки красного цвета для обозначения гласных звуков, зеленого и синего цвета для обозначения  твердости и мягкости согласных  звуков на каждого ребенка, фишки красного, зеленого, синего цвета.

Ход занятия.

Организационный момент. 

Посмотрите вы на нас! Мы ребята супер класс!

Дружные и смелые, а ещё умелые!

Можем многое мы делать: прыгать, бегать и плести!

Хорошо себя вести. Посмотрите вы на нас!

Фантазёры - супер класс! Мы очень рады видеть вас. Здравствуйте!

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел? 

Дети: Буратино.

Воспитатель: У Буратино нет настроение. Его друг Пьеро получил медаль по обучению грамоте. А чтобы получить медаль, нужно выполнить несколько заданий, которые находятся в рюкзачке у Буратино. Ребята, поможем получить медаль Буратино?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним.  Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? Дети: Наша речь.

 Воспитатель: Из чего состоит наша речь? Дети: Из слов.

 Воспитатель: А слова? Дети: Из звуков.

 Воспитатель: Звуки, мы что делаем? Дети: Произносим и слышим.

 Воспитатель: А как можно записать звуки? Дети: Буквами. А буквы мы видим и пишем

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные, согласные. Согласные – твёрдые и мягкие. Гласные красные. Согласные: твёрдые -  синие, мягкие – зелёные.

Воспитатель: Молодцы ребята, вспомнили.

Артикуляционная гимнастика. (Дудочка. Улыбка. Часики. Варенье).

Воспитатель достаёт задание из рюкзачка Буратино.

Задание № 1. «Назови слово с заданным звуком».

Воспитатель: Назовите слова, которые начинаются на гласные звуки. А вот на какие гласные -  нам в этом поможет «Куб Всезнайка».  Воспитанники подкидывают куб по очереди и называют слово с заданным звуком.

Задание № 2. «Волшебный мешочек»                                                                            Воспитатель: Вы должны достать содержимое, назвать его  и определить  первый звук в слове (задание с согласными звуками)

Физкультминутка «Дни недели»

.В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
А в субботу танцевал.
В воскресенье торт я кушал
А под вечер отдыхал.

Задание № 3. Игра «Кто внимательный».                                                                      Воспитатель: Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а теперь поработаем с карточками, я произношу слог, а вы собираете схему слога.  Дети выполняют задание. Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А теперь переходим к следующему заданию.

Задание № 4. Игра «Продолжи слово».

Воспитатель: Я называю первый слог слова, а вы продолжаете называть слово.

Дети продолжают называть слово: КУ – кукушка, кукла, куб, кубок, кузнец. МА-  машина, мама, малина, Маша, магнит. ЛИ- лимон, лиса, липа. ЛО- ложка, лодка, лошадь. РЫ-рысь, рыба, рыбалка, рыцарь.

Задание № 5. Творческое задание. «Оживи букву». Дети из букв рисуют насекомых.

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания?  Ответы детей.

Воспитатель: Вы все молодцы! Спасибо всем за работу. Воспитатель вручает детям и Буратино медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуки Н-Нь

конспект по обучению граммоте в старшей группе Звуки Н-Нь...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...